К делу №2-2139/14г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 сентября 2014 года Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе
председательствующего Дрепа М.В.
при секретаре Козмовой С.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Колбацениди И.Ф. к Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик о признании недействительным ненормативного акта органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Колбацениди И.Ф. обратилась в суд с иском Администрации МО город-курорт Геленджик о признании недействительным ненормативного акта органа местного самоуправления, утверждая, что на основании договора купли-продажи от 27.10.2000г. является собственником жилого дома по ул.<адрес> в г.Геленджике, дом расположен на земельном участке с кадастровым номером № по ул.<адрес> в г.Геленджике, ранее учтенной площадью 700 кв.м. Фактическая площадь земельного участка составляет 950 кв.м, на участке расположены и иные здания и сооружения, а именно возведенный капитальный забор, здание гаража и скважина питьевой воды. Участок ранее принадлежал на праве аренды Ф., на основании договора аренды от 19.02.1999г. Указанный договор аренды расторгнут на основании решения Геленджикского городского суда от 28.03.2013г.
Она обратилась в Администрацию с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 950 кв.м. на кадастровом плане территории. Однако постановлением Главы МО город-курорт Геленджик от 14.06.2013г. №1675 была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала № площадью 700 кв.м. по ул.<адрес> в г.Геленджике. Просит суд признать указанное постановление недействительным, в части площади земельного участка, так как фактическая площадь земельного участка составляет 950 кв.м, участок находится в ее пользовании с 2000г, участок огорожен капитальным забором и на момент приобретения ею жилого дома имел уже устоявшиеся границы.
В судебном заседании представитель истицы поддержал требования по указанным основаниям.
Представитель Администрации МО город-курорт Геленджик с заявлением не согласен, полагая, что оспариваемое постановление не противоречит закону и не нарушает права и интересы истицы. Кроме того, полагает, что истицей пропущен 3-месяный срок исковой давности для оспаривания постановления и просит суд отказать в иске и по этим основаниям.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 36 Земельного кодекса РФ регламентируется порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.
В силу п.1 ст.36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п.7 ст.36 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст.29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
При этом согласно пункту 2 ст.35 Земельного кодекса РФ предельные размеры площади части земельного участка, занятого зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса РФ, исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Решением Думы МО город-курорт Геленджик от 27.04.2012г. №743 «Об установлении предельных (минимальных и максимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства» предусмотрено, что предельные (минимальные и максимальные) размеры застроенных земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются в соответствии с правилами землепользования и застройки, с учетом фактического землепользования, красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка, в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства (п.2).
Как установлено вступившим в законную силу решением Геленджикского городского суда от 28.03.2013г, «Колбацениди И.Ф. по договору купли-продажи от 27.10.2000г. приобрела у Ф. неоконченный строительством жилой дом площадью застройки 293 кв.м.(процент готовности 45,2%), расположенный на земельном участке площадью 700 кв.м. по адресу: г.Геленджик, ул.<адрес>, принадлежащем Фомаиди Д.Х. на праве аренды. Право собственности истицы на неоконченный строительством жилой дом зарегистрировано в ЕГРП 28.11.2000г. Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 14.09.2012г, Колбацениди И.Ф. зарегистрировала право собственности на достроенный жилой дом.
Между Администрацией МО город-курорт Геленджик и Ф. 19.02.1999г. был заключен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения № площадью 700 кв.м, для индивидуального жилищного строительства, расположенного по ул.<адрес> в г.Геленджике».
Суд расторг указанный договор аренды земельного участка, указав при этом, что договор препятствует Колбацениди И.Ф. осуществлять свои права на данный земельный участок, так как «согласно положений п.3 ст.552 ГК РФ, п.1 ст.35 ЗК РФ покупатель здания, строения, сооружения, приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования. В силу указанных норм покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение».
Как следует из материалов дела, постановлением Главы МО город-курорт Геленджик от 14.06.2013г. №1675 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала № площадью 700 кв.м. по ул.<адрес> в г.Геленджике и установлен вид его разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.
Суд считает, что земельный участок площадью 700 кв.м, сформированный органом местного самоуправления на основании заявления Колбацениди И.Ф. и по результатам проведенных работ по формированию и установлению на местности границ земельного участка, является достаточным для эксплуатации принадлежащего Колбацениди И.Ф. жилого дома, а доказательств, свидетельствующих о несоблюдении органом местного самоуправления вышеприведенных положений действующего законодательства при формировании участка, суду не представлено.
В соответствии со ст.13 ГК РФ, ст.61 ЗК РФ ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Согласно разъяснениям, данным в п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ №6/8 от 01.07.1996г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Поскольку оспариваемое истцом постановление Главы МО город-курорт Геленджик от 14.06.2013г. №1675 не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов Колбацениди И.Ф, суд не находит законных оснований для удовлетворения исковых требований.
Вместе с тем, суд находит необоснованным заявление представителя ответчика о применении срока исковой давности.
Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами (п.1 ст.200 ГК РФ).
В связи с тем, что ГК РФ рассматривает признание недействительным не соответствующего законодательству ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления в качестве способа защиты гражданских прав (ст.12 ГК РФ), к указанным правоотношениям применяется общий срок исковой давности (ст.196 ГК РФ).
Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Колбацениди И.Ф., отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Геленджикский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья