Дело №3а-8/20
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нижний Новгород 17 января 2020 года
Нижегородский областной суд в составе судьи областного суда Гущевой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Новоженине Б.А.,
представителей административного истца общества с ограниченной ответственностью «Нижегородские технологии водопользования» Малафеевой М.В., Штрауба С.И., Котина А.В.,
представителей региональной службы по тарифам Нижегородской области Гришина А.С., Мосеева А.А.,
представителя АО «Нижегородский водоканал» Ермаковой С.Н.,
с участием прокурора Четайкина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Нижегородские технологии водопользования» о признании недействующим решения региональной службы по тарифам Нижегородской области от 28 июня 2019 года №22/1 «Об установлении обществу с ограниченной ответственностью «Нижегородские технологии водопользования» (ИНН [номер]), [адрес], тарифов на транспортировку воды с использованием водопроводных сетей, находящихся на территории д. Анкудиновка Кстовского муниципального района Нижегородской области»,
УСТАНОВИЛ:
Региональной службой по тарифам Нижегородской области (далее также – Региональная служба по тарифам) 28 июня 2019 г. принято решение №22/1 «Об установлении Обществу с ограниченной ответственностью «Нижегородские технологии водопользования» (ИНН [номер]), г. Нижний Новгород, тарифов на транспортировку воды с использованием водопроводных сетей, находящихся на территории д. Анкудиновка Кстовского муниципального района Нижегородской области» (далее также – решение №22/1).
В соответствии с данным решением, Обществу с ограниченной ответственностью «Нижегородские технологии водопользования» (далее также – ООО «Нижегородские технологии водопользования», Общество) установлены тарифы на транспортировку воды с использованием водопроводных сетей, находящихся на территории д. Анкудиновка Кстовского муниципального района Нижегородской области, в следующих размерах: с 1 июля по 31 декабря 2019 г. – 15,36 руб. / м3, с 1 января по 30 июня 2020 г. – 15,36 руб./ м3, с 1 июля по 31 декабря 2020 г. – 15,95 руб./ м3.
Расходы, учтенные при формировании тарифов, рассчитаны с учетом системы налогообложения, действующей в организации на момент вынесения решения, а именно: Общество применяет общий режим налогообложения и является плательщиком НДС.
Срок действия указанных тарифов установлен на период с 1 июля 2019 г. по 31 декабря 2020 г. включительно.
Также, решением №22/1 утверждена производственная программа ООО «Нижегородские технологии водопользования» в сфере холодного водоснабжения (транспортировка воды с использованием водопроводных сетей, находящихся на территории д.Анкудиновка Кстовского муниципального района) согласно приложению к решению (далее также -Производственная программа).
Общество с ограниченной ответственностью «Нижегородские технологии водопользования» обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения №22/1 в части:
- пункта 2, которым Обществу установлены тарифы на транспортировку воды с использованием водопроводных сетей, находящихся на территории д.Анкудиновка Кстовского муниципального района Нижегородской области;
- пункта 3, которым утверждена Производственная программа;
- приложения к решению №22/1, которым утвержден общий объем финансовых потребностей Общества, направленных на реализацию производственной программы в размере 1669,27 тыс.руб. на период с 01.07.2019 по 31.12.2019; 3401,96 тыс.руб. на период с 01.01.2020 по 31.12.2020; 5071,23 тыс.руб. на весь период реализации.
В обоснование своих доводов административный истец указывает, что: не согласен с позицией административного ответчика о не включении в необходимую валовую выручку следующих расходов:
- расходы на оплату труда основного производственного персонала;
- отчисления на социальные нужды основного производственного персонала;
- расходы на оплату работ и (или) услуг, выполняемых по договорам сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы вневедомственной охраны, юридических, информационных, аудиторских, консультационных и управленческих услуг в экономически обоснованном размере, определенном в соответствии с методическими указаниями, за исключением расходов, отнесенных к производственным расходам;
- услуги связи и Интернет;
- расходы на оплату труда административно-управленческого персонала;
- отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала;
- арендная плата, лизинговые платежи, не связанные с арендой (лизингом) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем;
- расходы на аренду основного оборудования;
- прочие административные расходы.
В результате отказа от включения значительной части расходов в НВВ, произошло ее существенное занижение, что, в свою очередь, повлекло за собой существенное занижение тарифа на оказываемые административным истцом услуги и недополучение необходимых для осуществления регулируемой деятельности денежных средств.
По мнению Общества, административным ответчиком неправильно был применен метод экономически обоснованных расходов (затрат) (пп. «а» п.30, п.37 Основ ценообразования, п.15 Методических указаний).
Административный ответчик - Региональная служба по тарифам Нижегородской области (далее – Региональная служба по тарифам, РСТ) представила на административное исковое заявление ООО «Нижегородские технологии водопользования» возражения (л.д. 116, т.3), в которых, указала, что оспариваемое решение принято в установленном порядке в пределах компетенции РСТ Нижегородской области.
Позицию административного истца считает необоснованной по следующим основаниям.
1. В части расходов на оплату труда основного производственного персонала и отчислений на социальные нужды основного производственного персонала, расходов на оплату труда административно-управленческого персонала и отчислений на социальные нужды административно-управленческого персонала.
Расходы на оплату труда производственного персонала рассчитаны РСТ с учетом Рекомендаций №66 (таблица 18) из численности 3 штатных единиц (обходчик сетей, слесарь АВР, слесарь-ремонтник), необходимых для обслуживания водопроводных сетей, протяженностью до 15 км, к которым на текущий момент подключены потребители.
Расходы на оплату труда административно-управленческого персонала рассчитаны исходя из экономической необходимости штатных единиц руководящего персонала в количестве 3 (директор, главный бухгалтер, инженер по водоснабжению). При этом административным истцом не представлено экономического обоснования наличия в шатанном расписании организации таких сотрудников, как: секретарь, специалист по охране труда, инспектор по кадрам, юрисконсульт, экономист по материально-техническому снабжению и др. Кроме того, как установлено административным ответчиком, сотрудники Общества выполняют идентичные функции в других организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
Таким образом, расходы на оплату труда административного истца на период регулирования 2019-2020 г.г. с учетом индекса потребительских цен составили:
А) основной производственный персонал:
3 шт. ед. * 32774,80 руб. * 6 мес. = 589,946 тыс. руб. (2019 г.)
3 шт. ед. * 32774,80 руб. * 6 мес. + 3 шт. ед. * 32774,80 руб. * 1,038 (индекс ИПЦ) * 6 мес. = 589,946 тыс. руб. + 612,364 тыс.руб. = 1202,31 тыс. руб. (2020 г.)
Б) административно-управленческий персонал:
3 шт. ед. * 32774,80 руб. * 6 мес. = 589,946 тыс. руб. (2019 г.)
3 шт. ед. * 32774,80 руб. * 6 мес. + 3 шт. ед. * 32774,80 руб. * 1,038 (индекс ИПЦ) * 6 мес. = 589,946 тыс. руб. + 612,364 тыс.руб. = 1202,31 тыс. руб. (2020 г.)
Сумма отчислений на социальные нужды от ФОТ определена в размере 30,2% исходя из размеров страховых взносов, установленных гл.34 НК РФ:
- на обязательное пенсионное страхование – 22%,
- на обязательное медицинское страхование – 5,1%,
- на обязательное социальное страхование – 2,9%,
учтены расходы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в размере 0,2% (1 класс профессионального риска) – согласно представленному уведомлению Филиала Фонда социального страхования РФ от 05.04.2019).
Таким образом, отчисления на социальные нужды административного истца на период регулирования 2019-2020 г.г. с учетом индекса потребительских цен составили:
А) основной производственный персонал:
589,946 тыс. руб. * 30,20% = 178,163 тыс. руб. (2019 г.)
589,946 *30,20% + 612,364 тыс.руб. * 30,20% = 178,163 тыс.руб. + 184,933 тыс. руб. = 363,098 тыс.руб. (2020 г.)
Б) административно-управленческий персонал:
589,946 тыс. руб. * 30,20% = 178,163 тыс. руб. (2019 г.)
589,946 *30,20% + 612,364 тыс.руб. * 30,20% = 178,163 тыс.руб. + 184,933 тыс. руб. = 363,098 тыс.руб. (2020 г.).
2. В части расходов на оплату работ и (или) услуг, выполняемых по договорам сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы вневедомственной охраны, юридических, информационных, аудиторских, консультационных и управленческих услуг, а также прочие административные расходы.
Соответствующие расходы понесены организацией до начала периода регулирования (а отдельные затраты – еще до начала осуществления регулируемой деятельности) и не подлежат финансированию из тарифных источников. Также, орган регулирования считает, что указанные затраты носят разовый характер и не могут служить основанием для плановой НВВ на период регулирования. При этом в отношении услуг связи административным истцом не представлены документы, подтверждающие экономическую обоснованность данных услуг в заявленных объемах.
3. В части расходов на арендную плату, не связанных с арендой (лизингом) централизованных систем водоснабжения.
Расходы на субаренду офисного помещения исключены из НВВ в связи с отсутствием документов, подтверждающих необходимость и экономическую обоснованность данных затрат, расходы по ней не были учтены органом регулирования в полном объеме.
Договор субаренды от 20.11.2018 №6/2018 (л.д.120-135 т.2 обосновывающих материалов) прекратил действие до начала периода регулирования и расходы Общества не могли быть учтены в качестве экономически обоснованных по основаниям, изложенным в п.2.2. настоящих возражений (понесены организацией до начала периода регулирования).
Договор субаренды от 26.03.2019 №26-3/2019 (л.д.141-153 т.2 обосновывающих материалов) был заключен на срок 11 месяцев и не охватывал заявленный период регулирования (до 31.12.2020). Кроме того, в соответствии с ч.2 ст.615 ГК РФ арендатор вправе сдавать арендованное имущество в субаренду с согласия арендодателя. Указанное согласие в материалы тарифного дела не представлено.
Довод административного истца, что в отсутствие помещения невозможно осуществление деятельности организации и ее регистрация, не основан на нормах права, поскольку действующее законодательство не связывает возможность регистрации юридического лица с наличием у него специального помещения и позволяет осуществлять регистрацию по месту жительства учредителя.
4. В части расходов на аренду основного оборудования.
В результате проведенного анализа представленных административным истцом документов установлено следующее:
А) В соответствии с принципом экономически обоснованных затрат в НВВ организации включаются расходы на аренду только того имущества, которое непосредственно используется при осуществлении регулируемой деятельности. Из представленных в дело документов (схем, технических паспортов, инвентарных карточек) не представляется возможным достоверно определить объем арендованного имущества, используемого в регулируемых видах деятельности, и, соответственно, экономически обоснованную величину арендной платы.
Б) В материалы дела не представлены бухгалтерские документы (счета-фактуры, оборотно-сальдовые ведомости, платежные поручения и др.), подтверждающие фактическое несение Обществом затрат по аренде имущества в заявленных объемах (1 717 369,91 руб. в месяц (без учета НДС). В оборотно-сальдовой ведомости Общества по счету 20 за 2 квартал 2019 года величина арендной платы указана в размере 388 522,32 руб.
В) имущество, расходы на аренду которого заявлены Обществом к учету в тарифе, получено им на основании договоров аренды. В соответствии с п.п.1.4, 3.2.5 указанных договоров имущество передано для осуществления деятельности по передаче электрической энергии потребителям и должно эксплуатироваться строго по назначению.
Г) РСТ установлена противоречивость представленных Обществом в качестве подтверждения экономической обоснованности расходов на аренду документы собственников имущества (оборотно-сальдовые ведомости и инвентарные карточки учета основных средств).
Так, в составе основных и дополнительных обосновывающих материалов представлены инвентарные карточки ООО «<данные изъяты>» и ИП <данные изъяты>. При этом карточки содержат разные наименования объектов основных средств.
В материалах дела отсутствуют распорядительные документы собственников имущества о внесении изменений в регистры бухгалтерского учета (в части изменения наименований объектов основных средств), а предоставленные оборотно-сальдовые ведомости не содержат даты. Таким образом, сделать вывод о том, какие из представленных документов являются уточненными, не представляется возможным.
Доводы Общества, что уточненными являются оборотно-сальдовые ведомости, представленные в составе дополнительных материалов, отклоняются, так как указанные документы не могут рассматриваться как достаточные, поскольку являются документами не организации, а собственника.
Д) Все инвентарные карточки, подписанные ИП <данные изъяты>, датированы 09.04.2019. Инвентарные карточки ООО «<данные изъяты>» содержат сведения о принятии объекта к учету 01.04.2019, в то время как он приобретен на основании договора купли-продажи от 30.06.2018. Кроме того, инвентарные карточки не содержат сведений о технических характеристиках объектов (протяженность, диаметр).
Е) Состав объектов, указанных в оборотно-сальдовых ведомостях ИП <данные изъяты>, представленных в основных и дополнительных материалах, не совпадает.
Ж) Административным ответчиком критически оценены экспертные заключения ООО «Экспертный центр «Норматив» от 25.06.2019 в части определения первоначальной стоимости арендуемых основных средств и обоснования величины амортизационных отчислений, принимая во внимание срок их подготовки (договор на проведение оценки, отчет об оценке большого количества объектов и заключение датированы одним днем – 25.06.2019), а также тот факт, что заключение подготовлено на основании исходных данных и информации, полученных в ходе деловых бесед с представителями собственника и заказчиками.
Ссылка административного истца на п.37 (1) Основ ценообразования не может быть принята во внимание, поскольку указанная норма введена в действие постановлением Правительства РФ от 04.07.2019 №855, т.е. после принятия оспариваемого решения, в связи с чем, не могла быть применена при установлении тарифов для административного истца.
Просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Заинтересованное лицо – АО «Нижегородский водоканал», являющееся гарантирующей организацией на территории муниципального образования «Афонинский сельсовет Кстовского района Нижегородской области», представило свою позицию по делу (т.4, л.д.147-150), просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, заключение прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Четайкина А.В. обсудив доводы административного искового заявления, отзывов на административное исковое заявление, рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Судом установлено, что ООО «Нижегородские технологии водопользования» осуществляет транспортировку воды с использованием водопроводных сетей, находящихся на территории д. Анкудиновка Кстовского муниципального района Нижегородской области по договору №23-19-841 от 26.08.2019 (л.д.151-157 т.4).
При этом Общество полагает, что оспариваемым Решением от 28 июня 2019 года №22/1 Региональной службы по тарифам нарушены права административного истца, поскольку тариф на транспортировку воды необоснованно занижен и это влечет недополучение Обществом необходимых для осуществления регулируемой деятельности денежных средств.
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).
В целях реализации государственных полномочий субъектов Российской Федерации, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом от 27 июля 2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении», Федеральным законом от 26 марта 2003 г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике», Федеральным законом от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», иных полномочий субъектов Российской Федерации в сфере регулирования тарифов, в соответствии с Законом Нижегородской области от 3 октября 2007 г. №129-З «О Правительстве Нижегородской области», Указом Губернатора Нижегородской области от 15 января 2018 г. №6 «Об утверждении структуры органов исполнительной власти Нижегородской области», постановлением Правительства Нижегородской области от 15 мая 2006 г. №171 утверждено Положение о региональной службе по тарифам Нижегородской области.
В соответствии с названным Положением, РСТ Нижегородской области является органом исполнительной власти Нижегородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) и уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим предусмотренные действующим законодательством функции по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков.
Пунктом 22 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406, определяющих порядок открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, включая перечень обосновывающих материалов, прилагаемых к заявлению об установлении тарифов, предусмотрено, что для организации, в отношении которой государственное регулирование тарифов ранее не осуществлялось, тарифы на текущий год определяются в случае, если предложение об установлении тарифов подано не позднее 1 ноября текущего года. В этом случае тарифы для организации устанавливаются в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования тарифов предложения об установлении тарифов и необходимых обосновывающих материалов в полном объеме. По решению органа регулирования тарифов указанный срок может быть продлен не более чем на 30 календарных дней.
Как установлено пунктом 27 Правил регулирования, решение об установлении тарифов на очередной период регулирования для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, а также решение об установлении тарифов на осуществляемые регулируемыми организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования предложений об установлении тарифов, сформированных в соответствии с требованиями, установленными пунктами 13-19 настоящих Правил. По решению органа регулирования данный срок может быть продлен, но не более чем на 30 календарных дней. Срок действия тарифов для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, может составлять менее года.
Приказом от 4 декабря 2017 г. №154/од «О формировании правления региональной службы по тарифам Нижегородской области» утверждено правление РСТ Нижегородской области (приказами от 3 июля 2018 г. №69/од, от 26 июня 2019 г. №68/од вносились изменения).
На заседании Правления 28.06.2019 был рассмотрен вопрос об установлении ООО «Нижегородские технологии водопользования», в отношении которого ранее государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения не осуществлялось, тарифов на транспортировку воды с использованием водопроводных сетей, находящихся на территории д.Анкудиновка Кстовского муниципального района Нижегородской области, проголосовали «единогласно» (протокол заседания №22, л.д.88-93 т.4).
Основные показатели расчета тарифов изложены в Приложении к п.1 протокола заседания правления (л.д.95-98 т.4).
Сроки подачи Обществом предложений об установлении тарифов, и сроки принятия по ним решения РСТ Нижегородской области были соблюдены.
В соответствии со статьей 11 Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 г. №8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области» (далее – Закон №8-З) нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти области издаются в форме приказов и (или) в иных формах, предусмотренных федеральным законодательством.
В силу части 5 статьи 11 Закона №8-З нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти области подлежат обязательной государственной регистрации в порядке, определяемом Правительством области.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 14.02.2006 №41 утверждено Положение о регистрации нормативных актов министерств и иных органов исполнительной власти области в Реестре нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области (далее – Положение о регистрации актов).
Согласно пункту 2.1 Положения о регистрации актов ведение Реестра осуществляет государственно-правовой департамент Нижегородской области.
Регистрация нормативных актов в Реестре производится Департаментом в срок до 14 рабочих дней со дня поступления акта в Департамент (пункт 4.1). После регистрации акта в Реестре Департамент направляет копии актов для официального опубликования в сетевое и печатное издания "Нижегородская правда" в установленном порядке (пункт 4.10).
Акт, зарегистрированный в Реестре, подлежит официальному опубликованию не позднее 10 дней со дня его государственной регистрации.
Датой официального опубликования акта, зарегистрированного в Реестре, считается первое размещение (опубликование) в сетевом издании "Нижегородская правда" или первая публикация его текста в газете "Нижегородская правда", за исключением случаев, когда законодательством установлен иной порядок официального опубликования (пункт 5.4).
Решение региональной службы по тарифам №22/1 опубликовано в сетевом издании газеты «Нижегородская правда» 18 июля 2019 года (www.pravda-nn.ru) и включено в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области 17.07.2019, №13162-516-022/1.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение №22/1 принято органом исполнительной власти Нижегородской области в пределах своей компетенции с соблюдением соответствующей процедуры принятия и опубликования, а ООО «Нижегородские технологии водопользования» является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
Проверив Решение №22/1 на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее также - Федеральный закон №416-ФЗ), а также постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406, которым утверждены в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. № 1746-э (далее - Методические указания).
Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона №416-ФЗ к регулируемым видам деятельности относится, в том числе холодное водоснабжение. В сфере холодного водоснабжения регулированию, в частности, подлежат тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и на транспортировку воды.
Расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из методов, предусмотренных статьей 32 этого же закона, в том числе методом экономически обоснованных расходов (затрат).
Согласно пункту 38 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования: производственных расходов, ремонтных расходов, включая расходы на текущий и капитальный ремонт, административных расходов, сбытовых расходов гарантирующих организаций, расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату, расходов, связанных с оплатой налогов и сборов, нормированной прибыли, расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации.
В соответствии с пунктом 25 Правил регулирования орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.
Расчет расходов приведен в Приложениях 2, 3 к экспертному заключению (л.д.126-127 т.4).
При проверке обосновывающих документов и материалов Общества на соответствие требованиям законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения тарифным органом выявлено, что экономическая обоснованность ряда расходов не подтверждена.
Как следует из указанного экспертного заключения, РСТ Нижегородской области при установлении тарифа не включило в полном размере расходы Общества по аренде имущества, расходы по оплате налогов и сборов, величину нормативной прибыли; частично включены затраты по статьям «производственные расходы» и «административные расходы».
Общество не в полном объеме согласилось с решением РСТ Нижегородской области. Разногласия между административным истцом и административным ответчиком свелись к следующему.
1. Расходы на оплату труда:
в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования и пунктом 17 Методических указаний при определении расходов на оплату труда учитываются: параметры отраслевого тарифного соглашения; параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение); размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях; плановое значение индекса потребительских цен; условия коллективного договора; прогнозный индекс потребительских цен.
Пункт 17 Методических указаний также содержит ссылку на приложения 2.2, 2.2.1 к этим указаниям, согласно которым расходы на оплату труда рассчитываются по таблицам на основе фонда оплаты труда, определенного исходя из численности соответствующей группы персонала (производственной, ремонтной, административной) и среднемесячной оплаты труда на одного работника.
Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала, в том числе налоги и сборы с фонда оплаты труда, учитываются в составе производственных расходов (подпункт «г» пункта 39 Основ ценообразования, подпункт 4 пункта 18 Методических указаний).
Из имеющегося в тарифном деле расчета необходимой валовой выручки для выполнения производственной программы ООО «Нижегородские технологии водопользования» видно, что предлагаемые регулируемой организацией расходы на оплату труда основного производственного персонала были рассчитаны исходя из штатной численности 7 человек.
Согласно штатному расписанию № 01 от 09.01.2019 численность Общества составляет 17,5 штатных единиц (л.д.58-59 т.1, л.д.170-171 т.3). Из них к производственному персоналу отнесены должности: электрогазосварщик, электромонтер по ремонту и обслуживанию, слесарь-ремонтник, слесарь аварийно-восстановительных работ, обходчик водопроводно-канализационных сетей, инженер по эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства, инженер по водоснабжению, то есть в количестве 7 единиц.
Приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 22 марта 1999 г. № 66 «Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства» утверждены названные рекомендации (далее также – Рекомендации Госстроя России №66).
В пункте 2.2.3 Рекомендаций Госстроя России № 66 предусмотрено, что нормативная численность для водопроводной сети протяженностью до 15 км составляет 3 человека.
Проведя сравнительный анализ оспариваемого регулирования (в части) с Рекомендациями Госстроя России № 66 суд приходит к выводу, что расчет расходов на оплату труда основного производственного персонала Общества произведен РСТ Нижегородской области исходя из нормативной численности персонала, определенной в соответствии с названными Рекомендациями, обоснованно (в размере 589,945 тыс. руб. на период с 01.07.2019 по 31.12.2019, в размере 1202,311 тыс. руб. на период с 01.01.2020 по 31.12.2020).
Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала, в том числе налоги и сборы с фонда оплаты труда, относятся к административным расходам (подпункт «б» пункта 41 Основ ценообразования, подпункт 2 пункта 25 Методических указаний).
Предлагаемые регулируемой организацией расходы на оплату труда административно-управленческого персонала были рассчитаны исходя из штатной численности 10,5 человек.
Расходы на оплату труда административно-управленческого персонала приняты органом регулирования в размере 589,945 тыс. руб. на период с 01.07.2019 по 31.12.2019, в размере 1202,311 тыс. руб. на период с 01.01.2020 по 31.12.2020, исходя из нормативной численности персонала, определенной согласно Рекомендациям Госстроя России № 66 в количестве 3 чел. и средней месячной заработной платы в размере 32774,80 руб., определенной с учетом прогноза социально-экономического развития 105% в 2019 году и 103,80% в 2020 году.
Отчисления на социальные нужды производственного персонала и административно-управленческого персонала (налоги и сборы), приняты на уровне 30,2%. Расчет произведен органом регулирования с учетом представленного уведомления Филиала №27 ГУ-НРО Фонда социального страхования РФ от 05.04.2019 (л.д.60 т.1) и с учетом индекса потребительских цен.
2. Расходы на оплату работ и (или) услуг, выполняемых по договорам сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы вневедомственной охраны, юридических, информационных, аудиторских, консультационных и управленческих услуг.
Указанные расходы относятся к административным расходам (подпункт «а» пункта 41 Основ ценообразования, подпункт 1 пункта 25 Методических указаний).
Предложенный Обществом размер затрат по указанной статье: 90,41 тыс.руб. на период текущий 2019 г.; 93,67 тыс.руб. – на период с 01.01.2020 по 31.12.2020 (л.д.150 т.3).
Согласно представленному Обществом особому мнению от 27.06.2019 к экспертному заключению, Общество просило учесть по данной статье затраты в объеме 45,205 тыс. руб. на 2 полугодие 2019 г., 90,411 тыс. руб.- на 2020 г. (л.д. 58 т.2).
При этом Общество считает подлежащими включению в состав тарифов следующие расходы:
- покупка бухгалтерской компьютерной программы в размере 13,0 тыс.руб.;
- покупка мобильного телефона – 0,911 тыс.руб.;
- оформление электронно-цифровой подписи – 3,50 тыс. руб.;
- обслуживание сайта – 48,00 тыс.руб.;
- создание сайта – 25,00 руб. договор от 17.04.2019.
По мнению суда, вышеперечисленные расходы обоснованно не были приняты РСТ Нижегородской области.
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации (в приоритетном порядке) (абзац первый в редакции, действовавшей на дату принятия решения №22/1):
а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию;
б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период:
прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);
темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива;
темпы роста цен на электрическую энергию;
темпы роста заработной платы;
г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях;
д) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах;
е) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;
ж) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.
В нарушение пункта 22 Основ ценообразования Обществом не представлены распорядительные, расчетные и другие обосновывающие документы, подтверждающие необходимость проведения указанных затрат в запрашиваемых размерах.
Кроме того, в оборотно-сальдовой ведомости по счету 26 «Общехозяйственные расходы» за 2 квартал 2019 г. отражены расходы на обслуживание сайта в размере 49 000 руб., что не соответствует заявленным Обществом расходам в размере 48 000 руб. (л.д.15 т.2).
Также, согласно пункту 22 Правил регулирования тарифов для организации, впервые обратившейся с предложением об установлении тарифов, сведения об экономически обоснованных расходах, фактически понесенных в период со дня подачи документов, указанных в пунктах 14, 16 и 17 настоящих Правил, до начала очередного периода регулирования, рассматриваются органом регулирования тарифов и учитываются при установлении организации тарифов на последующий период регулирования.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «Нижегородские технологии водопользования», являясь вновь созданной и ранее не осуществляющей деятельность в сфере холодного водоснабжения организацией, 30 апреля 2019 г. обратилось в РСТ Нижегородской области за утверждением производственной программы и установлением тарифов на транспортировку воды на 2 полугодие 2019 г., 2020 г. (л.д.1 т.2).
Исходя из вышеуказанной нормы, расходы Общества за период до 30 апреля 2019 г. не подлежат учету органом регулирования при установлении тарифов.
Как следует из материалов дела, до указанной даты 30 апреля 2019 г. ООО «Нижегородские технологии водопользования» были понесены расходы:
- на покупку бухгалтерской компьютерной программы в размере 13,0 тыс.руб. - 14.02.2019 по лицензионному договору от 14.02.2019 (л.д.203-205, 208 т.3);
- на оформление электронно-цифровой подписи в размере 3,50 тыс. руб. - 23.01.2019 по договору от 18.12.2018 (л.д.184-188 т.3);
- на обслуживание сайта в размере 12,00 тыс.руб. – 17.04.2019 по договору от 17.04.2019 (л.д.198-200, 202 т.3);
- на создание сайта в размере 25,00 руб. – 17.04.2019 по договору от 17.04.2019 (л.д.194-197, 201 т.3).
С учетом положений пункта 22 Основ ценообразования и пункта 22 Правил регулирования, решение РСТ в указанной части также является обоснованным.
3. Расходы на арендную плату, не связанные с арендой (лизингом) централизованных систем водоснабжения.
Указанные расходы относятся к административным расходам (подпункт «в» пункта 41 Основ ценообразования, подпункт 3 пункта 25 Методических указаний).
Предложенный Обществом размер затрат по указанной статье: 567,08 тыс.руб. на 2019 г., 587,5 тыс.руб. – на 2020 г. (л.д.151 т.3).
В обоснование расходов по данной статье Обществом представлены: договор субаренды нежилого помещения от 20.11.2018 №6/2018 (л.д.149-160 т.1, л.д.210-221 т.3) и договор субаренды нежилого помещения от 26.03.2019 №26-3/2019 (л.д.162-172 т.1, л.д.231-242 т.3).
Согласно договору от 20.11.2018 субарендатор (ООО «Нижегородские технологии водопользования») получал во временное владение и пользование помещение площадью 70 кв.м – офис №506/1.
Согласно договору от 26.03.2019 субарендатор (ООО «Нижегородские технологии водопользования») получал во временное владение и пользование помещение площадью 34,1 кв.м – офис №506/1.
Суд считает обоснованными выводы РСТ Нижегородской области о непринятии указанных расходов при исчислении тарифов, поскольку договор от 20.11.2018 №6/2018 был расторгнут 25.03.2019 (л.д.161 т.1, л.д.222 т.3), т.е. до начала периода регулирования и до подачи заявления Обществом в орган регулирования, и расходы Общества не могли быть учтены в качестве экономически обоснованных.
Также, договор субаренды от 26.03.2019 №26-3/2019 был заключен на срок 11 месяцев и не охватывал заявленный период регулирования (до 31.12.2020).
Кроме того, в соответствии с ч.2 ст.615 ГК РФ арендатор вправе сдавать арендованное имущество в субаренду с согласия арендодателя.
Согласно п.2.1 договора от 26.03.2019 №26-3/2019 право сдачи помещения в субаренду принадлежит арендатору на основании договора от 01.04.2014 №1-О. Вместе с тем, данный договор в материалы тарифного дела не представлен.
4. Расходы на аренду основного оборудования.
В силу пункта 44 Основ ценообразования, пункта 29 Методических указаний расходы на арендную плату централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом особенностей, предусмотренных настоящими пунктами.
Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа определяется исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом. Экономически обоснованный уровень размера арендной платы или лизингового платежа не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата (лизинговый платеж) являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.
Предложенный Обществом размер затрат по указанной статье: 20608,44 тыс.руб. на 2019 г., 20608,44 тыс. руб. – на 2020 г. (л.д.151 т.3).
Согласно представленному Обществом особому мнению от 27.06.2019 к экспертному заключению, Общество просило учесть в составе тарифа величину арендной платы в размере начисляемой амортизации – на 2 полугодие 2019 г. – 8 036 815,56 руб., на 2020 г. – 16 073 631,12 руб. (л.д. 54-62 т.2).
Согласно материалам дела Обществу (арендатор) по договору от 01.04.2019 передано в аренду от ИП <данные изъяты> (арендодатель) имущество: объекты №№1-7, а именно:
№1 – котельная №35, наружные сети котельной НВК-водопровод протяженностью 435 м, кадастровый номер [номер];
№2 – 27-этажный дом, водопровод протяженностью 29 м, кадастровый номер [номер];
№3 - 27-этажный дом, водопровод протяженностью 27 м, кадастровый номер [номер];
№4 - 21-этажный дом, наружные сети водопровода протяженностью 107 м, кадастровый номер [номер];
№5 - 21-этажный дом, наружные сети водопровода протяженностью 109 м, кадастровый номер [номер];
№6 - 21-этажный дом, наружные сети водопровода и канализации протяженностью 74 м, кадастровый номер [номер];
№7 - котельная №35, сети водопровода и канализации с КНС протяженностью 4553 м, кадастровый номер [номер].
В приложении к договору аренды представлен расчет арендной платы, исходя из которого, арендная плата определяется ежемесячно как сумма налога на имущество и нормы амортизационных отчислений.
Размер арендной платы составляет 1 578 540,32 руб. в месяц, 18 942 483,85 руб. в год (пункт 5.1. договора).
Согласно договору аренды от 02.04.2019 Обществу (арендатор) передано имущество от ООО «Мир Авто» (арендодатель), а именно: сооружение, котельная №35, внутриплощадочные сети котельной НВК-водопровод протяженностью 2681 м, кадастровый номер [номер].
Также, в приложении к договору аренды представлен расчет арендной платы, исходя из которого, арендная плата определяется ежемесячно как сумма налога на имущество и нормы амортизационных отчислений.
Размер арендной платы составляет 482 303,57 руб. в месяц, 5 787 642,81 руб. в год (пункт 5.1. договора).
При рассмотрении представленных Обществом документов административным ответчиком было установлено, что в соответствии с п.п.1.4, 3.2.5 указанных договоров имущество передано для осуществления деятельности по передаче электрической энергии потребителям и должно эксплуатироваться строго по назначению. Вместе с тем, Обществом договоры представлены как обоснование для осуществления деятельности по транспортировке воды.
Также, в материалы дела не представлены бухгалтерские документы (счета-фактуры, оборотно-сальдовые ведомости, платежные поручения и др.), подтверждающие фактическое несение Обществом затрат по аренде имущества в заявленных объемах.
Кроме того, из представленных материалов не представляется возможным определить состав и стоимость имущества, относящегося к регулируемому виду деятельности в сфере водоснабжения, передаваемого по договорам аренды.
При указанных обстоятельствах, РСТ Нижегородской области обоснованно не были учтены заявленные Обществом расходы по указанной статье.
В силу пункта 30 Правил орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями.
Таким образом, требования федерального законодательства при утверждении производственной программы и тарифов на транспортировку холодной воды административным ответчиком не нарушены.
Доводы административного истца, что тарифы, установленные обжалуемым решением, влекут недополучение необходимых для осуществления регулируемой деятельности денежных средств и не позволяют обеспечить финансовые потребности Общества, не подтверждаются соответствующими расчетами.
Представленная административным истцом в материалы дела схема расположения арендованных объектов (л.д.141 т.4), по пояснениям представителей административного ответчика, подтвержденным представителями административного истца, не была ранее представлена для рассмотрения в РСТ Нижегородской области вместе с другими материалами.
В связи с чем, не может служить достаточным доказательством необоснованности обжалуемого решения №22/1.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что произведенные органом тарифного регулирования расчеты являются обоснованными, сделаны на основании норм, определяющих тарифное регулирование; оспариваемое решение №22/1 не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, прав административного истца не нарушает. Соответственно, в удовлетворении административного искового заявления ООО «Нижегородские технологии водопользования» надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Нижегородские технологии водопользования» о признании недействующим решения региональной службы по тарифам Нижегородской области от 28 июня 2019 года №22/1 «Об установлении обществу с ограниченной ответственностью «Нижегородские технологии водопользования» (ИНН <данные изъяты>), г. Нижний Новгород, тарифов на транспортировку воды с использованием водопроводных сетей, находящихся на территории д. Анкудиновка Кстовского муниципального района Нижегородской области», - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Нижегородский областной суд.
Судья областного суда Н.В.Гущева
В окончательной форме решение принято 5 февраля 2020 г.