Дело №2а-204/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
10 декабря 2019 года пгт. Покровское
Покровский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Раковой Н.Н.,
при секретаре Авдеевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску прокурора Покровского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Покровского района Орловской области о признании незаконным бездействия администрации Покровского района Орловской области и понуждении ликвидировать несанкционированные свалки,
у с т а н о в и л:
Прокурор Покровского района Орловской области обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с административным иском к администрации Покровского района Орловской области о признании незаконным бездействия администрации Покровского района Орловской области и понуждении ликвидировать несанкционированные свалки.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления на территории Покровского района Орловской области.
В ходе проверки установлено, что вблизи кладбища в пгт. Покровское, а именно вдоль всего кладбища расположены участки несанкционированных свалок. Данные свалки не огорожены и не приспособлены для хранения мусора и бытовых отходов. Порывами ветра мусор разлетается по близлежащей территории. На вышеуказанных свалках хранятся сухие ветки, бытовые отходы и мусор (бутылки, полиэтиленовые пакеты, венки и т.д.). Аналогичные нарушения выявлены вблизи кладбищ д. <адрес>.
Администрацией района меры, направленные на ликвидацию вышеуказанных свалок, не предпринимаются. Установлено, что данная территория для складирования отходов не предназначена. Свалки не соответствуют требованиям, предъявляемым к объектам размещения отходов. Эксплуатацией несанкционированных свалок допускается нарушение предусмотренных статьей 42 Конституции Российской Федерации прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации Покровского района Орловской области и обязать административного ответчика устранить в полном объеме нарушение прав и свобод граждан путем ликвидации несанкционированных свалок, расположенных вблизи кладбищ в <адрес> и приведения занимаемых земельных участков в надлежащее состояние.
В предварительном судебном заседании помощник прокурора Покровского района Орловской области Сафаров А.А. уточнил административные исковые требования в части срока ликвидации свалок, просил суд обязать административного ответчика в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать указанные в административном иске свалки. В остальной части административные исковые требования помощник прокурора поддержал. Бездействие администрации Покровского района Орловской области, по мнению прокурора, не соответствует требованиям действующего законодательства, в результате чего существует реальная угроза окружающей природной среде, нарушаются права неопределенного круга лиц на охрану жизни, здоровья и принадлежащего им имущества, на благоприятную окружающую среду.
Представитель административного ответчика Казаков Н.М. административные исковые требования признал частично. Казаков Н.М. указал, что администрация согласна с требованиями о необходимости ликвидировать указанные в административном иске несанкционированные свалки, однако указал, что в срок, испрашиваемый прокурором, у администрации не будет финансовой возможности произвести указанные действия.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства административного дела.
Из актов обследования, составленных помощником прокурора Покровского района Сафаровым А.А. 11.09.2019г., 05.11.2019г. и 09.12.2019г. усматривается, что вблизи кладбища в пгт. Покровское, а именно вдоль всего кладбища расположены участки несанкционированных свалок. Данные свалки не огорожены и не приспособлены для хранения мусора и бытовых отходов. Порывами ветра мусор разлетается по близлежащей территории. На вышеуказанных свалках хранятся сухие ветки, бытовые отходы и мусор (бутылки, полиэтиленовые пакеты, венки и т.д.). Аналогичные нарушения выявлены вблизи кладбищ д. Чибисовка и д. <адрес>.
12.09.2019г. прокуратурой района в адрес главы администрации Покровского района внесено представление об устранении выявленных нарушений закона.
Из ответа главы администрации Покровского района Орловской области от 11.10.2019г. следует, что ввиду сложившегося дефицита бюджетных средств, ликвидация несанкционированных свалок, расположенных вблизи гражданских кладбищ в пгт. <адрес>, в настоящее время не представляется возможной.
В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу положений части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ и в статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Соблюдение природоохранного законодательства является обязательным для всех субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу части 1 статьи 51 вышеуказанного Закона, части 2 статьи 21, части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В силу статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 6.6 и 6.7. СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011г. №84, на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним. Площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
Как следует из статьи 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Согласно правовой позиции, изложенной в пунктах 3.1, 4, 5.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Североуральский городской округ", конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает их ответственность за состояние экологии. Поскольку эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться, прежде всего, за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду; сама же публичная власть, также несущая конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды, обязана принимать меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков.
В силу положений статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пункт 18 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в качестве вопроса местного значения сельского поселения относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Таким образом, на администрацию Покровского района Орловской области, являющуюся исполнительным органом местного самоуправления, законом возложена обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, контроль за состоянием благоустройства, обеспечением чистоты и порядка на территории района в пределах своей компетенции.
Администрация Покровского района Орловской области не оспаривает свою ответственность за содержание чистоты и порядка на территории кладбищ, в том числе и обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, что подтверждается ответом главы администрации Д.И.Романова от 11.10.2019г. на представление прокурора, а также позицией представителя административного ответчика в судебном заседании.
Проанализировав вышеизложенные обстоятельства, суд считает доказанным факт неисполнения администрацией Покровского района Орловской области предусмотренных законом обязанностей по осуществлению муниципального земельного контроля в отношении земельных участков и по организации сбора и вывоза с территории этого участка бытовых отходов и мусора, что привело к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
Доказательств, свидетельствующих о принятии администрацией каких-либо мер для выявления и пресечения незаконных действий, вследствие которых образовались несанкционированные свалки на территории муниципального образования, либо невозможности принятия таких мер, административным ответчиком в суд не представлено.
Таким образом, поскольку загрязнение земельных участков и образование на них несанкционированных свалок явилось следствием бездействия администрации, суд считает необходимым удовлетворить административные исковые требования прокурора.
Исходя из положения пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, имеются основания для возложения на администрацию Покровского района Орловской области обязанности произвести ликвидацию несанкционированных свалок, расположенных вблизи кладбищ в пгт<адрес>.
Суд находит указанный прокурором срок достаточным для выполнения действий по ликвидации несанкционированных свалок.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░. ░░░░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░░, ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░. <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23 ░░░░░░░ 2019░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░