Решение по делу № 2-4073/2018 от 14.09.2018

Дело № 2-4073/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 декабря 2018 года                     г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Поляковой Н.В., с участием истца Федоровой О.В. и ее представителя – Новиковой Т.Н., представителя администрации города Чебоксары – Крупяковой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федоровой Ольги Владимировны к администрации города Чебоксары о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда,

установил:

Федорова (Васильева) О.В. обратилась в суд с иском о возложении на администрацию города Чебоксары обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, указав в нем, что относится к категории лиц из числа детей-сирот – оба ее родителя умерли. Как ребенок-сирота она до совершеннолетия пребывала в Детском доме. По утверждениям истицы, она была поставлена в администрации Калининского района г. Чебоксары в очередь лиц, нуждающихся в жилом помещении как сирота в дата году. Однако до настоящего времени названное право ею не реализовано.

В судебном заседании истица и ее представитель поддержали данный иск по изложенным в нем основаниям и вновь привели их суду, пояснив также, что ранее право на получение жилого помещения на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» истицей реализовано не было, поэтому названное право за ней сохраняется и после достижения возраста 23 лет до фактического обеспечения жилым помещением.

Представитель администрации города Чебоксары данный иск не признал, пояснив суду, что право истца на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» может быть реализовано при соблюдении установленных в данном законе правил, в числе которых обращение с заявлением о постановке на учет до достижения возраста 23 лет. С таким заявлением истец до достижения указанного возраста не обращался.

Остальные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте и времени разрешения данного спора извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили.

Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение (ст. 7 Конституции Российской Федерации)

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Принцип защиты прав каждого ребенка является одним из основных принципов, направленных на обеспечение основных гарантий прав и законных интересов детей. Для этого формируется система, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребенка, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав.

Государственная политика в этой сфере призвана гарантировать законодательное обеспечение прав ребенка, и основывается на принципе ответственности юридических лиц, должностных лиц, а также граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

Так, согласно ст. 7 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, должностные лица указанных органов в соответствии со своей компетенцией содействуют ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством Российской Федерации объема дееспособности ребенка посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов, проведения методической, информационной и иной работы с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодательством Российской Федерации, а также посредством поощрения исполнения ребенком обязанностей, поддержки практики правоприменения в области защиты прав и законных интересов ребенка.

В данном случае под должностными лицами понимаются служащие государственных и муниципальных учреждений, имеющие в силу должностного положения правомочия обеспечивать правовой механизм действий названного Закона, в том числе совершать юридически значимые действия, устанавливающие, изменяющие или прекращающие правоотношения в области обеспечения государственных гарантий. Положения об ответственности в равной мере распространяются и на государственные и муниципальные органы власти, и на юридических лиц.

В соответствии с пп. 24 и 24.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству отнесено к полномочиям региональных органов государственной власти.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 Семейного кодекса Российской Федерации, далее СК РФ). Своевременное выявление детей, оставшихся без попечения родителей, и установление их статуса позволяют реализовать предусмотренные законом гарантии, включая обеспечение таких детей жилыми помещениями.

Таким образом, на органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, должностных лиц указанных органов возложена обязанность оказывать содействие в защите прав и законных интересов ребенка.

Судом установлено, что истица Федорова (Васильева) О.В., дата года рождения, в возрасте до 18 лет осталась сиротой. Ее отец -ФИО5 умер дата, мать – ФИО6 умерла дата.

В качестве ребенка-сироты в дата году истица в соответствии с решением Исполнительного комитета Чебоксарского районного Совета народных депутатов от дата была устроена в детский дом. В период с дата она обучалась в РГОУ «Козловский детский дом».

Таким образом, органу местного самоуправления было известно, о том, что истица отнесена к категории лиц, в отношении которых у органа местного самоуправления возникает обязанность по обеспечению государственных социальных гарантий, в том числе и в жилищном обеспечении.

Из материалов дела также следует, что письмом заместителя Министра социальной защиты Чувашской Республики от дата администрации Калининского района г. Чебоксары было рекомендовано решить жилищную проблему истицы с указанием на то, что она отнесена к категории детей-сирот. В ответ на указанное обращение истица была включена в список лиц, претендующих на получение жилого помещения в общежитии, в список детей-сирот, при наличии у истицы права состоять в данном списке очередников, истица включена не была. На тот момент ей исполнилось 20 лет.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (определения от 22 марта 2012 года N 509-О-О, от 25 февраля 2013 года N 192-О и др.).

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем. Актами федерального законодательства, закрепляющими право указанных лиц на бесплатное получение жилья в пользование, являются Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ); Жилищный кодекс Российской Федерации (далее ЖК РФ); Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ).

Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который введен в действие с 1 января 2013 года. При этом, новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 1 января 2013 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями. Ответственность за решение жилищной проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

По смыслу действующих положений, действительно, если лицо из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения возраста 23 лет не поставлено на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, о предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории лиц, которым такое право гарантировано.

Вместе с тем, как указано в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2013 года, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения. При этом суду следует выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, и в случае признания таких причин уважительными требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма подлежит удовлетворению.

Положения статьи 11 ГПК РФ предписывают суду разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дел и принятии решений, а также наряду с законами, которыми он руководствовался, учитывать постановления Конституционного Суда Российской Федерации о толковании положений Конституции Российской Федерации, подлежащих применению в конкретном деле, и о признании соответствующими либо не соответствующими Конституции Российской Федерации нормативных правовых актов, перечисленных в пунктах "а", "б", "в" части 2 и в части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации, на которых стороны основывают свои требования или возражения; Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, принятые на основании статьи 126 Конституции Российской Федерации, содержащие разъяснения вопросов, возникших в судебной практике при применении норм материального или процессуального права (подпункты "а" и "б" пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").

С учетом приведенных положений довод ответчика о том, что достижение истцом возраста 23 лет служит безусловным основанием для отказа в реализации права на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, нельзя признать правильным.

Применительно к данному спору органам опеки и попечительства было известно об отнесении истца к числу детей, оставшихся без попечения родителей, что возлагало на них обязанность по оказанию ему содействия в социальной адаптации после окончания пребывания в учреждении для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и в вопросе жилищного обеспечения. Однако доказательств исполнения ими такой обязанности, материалы дела не содержат. Более того, при наличии обращения Министерства социальной защиты Чувашской Республики о необходимости улучшения жилищных условий истицы, в том числе и ввиду наличия у нее статуса сироты, орган местного самоуправления не включил ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в возрасте до 23 лет, органы опеки и попечительства мер по постановке его на учет не приняли, чем нарушили возложенные на них обязанности и право истца на получение жилого помещения, предусмотренное ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ.

Данные обстоятельства в своей совокупности позволяют суду признать причину отсутствия истца на учете нуждающихся в жилых помещениях в возрасте до 23 лет уважительной, что в свою очередь предоставляет ему право на получение мер социальной поддержки в жилищном обеспечении на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7).

Совокупность установленных по делу обстоятельств, согласно которым истец в возрасте до 18 лет остался без попечения родителей; до достижения возраста 23 лет не был поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении по уважительной причине; в закрепленном жилом помещении обеспеченность общей площадью жилого помещения менее учетной нормы (в силу положений п.3 ч.3 ст. 23.1 Закона ЧР от 17.10.2005 N 42 "О регулировании жилищных отношений" данное обстоятельство свидетельствует о невозможности проживания в закрепленном жилом помещении и служит основанием для предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения), позволяют суду прийти к выводу, что истец не может быть лишен возможности реализовать предоставленное ему право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда независимо от его возраста.

Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Не предполагает установление очередности и Закон Чувашской Республики от 17.10.2005 № 42, предусматривающий в ст. 23.1 аналогичные п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ условия реализации права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Данный закон закрепляет лишь установление процедурных правил по формированию указанного списка.

По своей сути формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По смыслу Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и лиц из их числа отнесены к государственным полномочиям, реализация которых отнесена к компетенции государственных органов власти субъекта Российской Федерации.

В Чувашской Республике государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и лиц из их числа социальным жильем переданы на уровень муниципальных органов.

Согласно ч. 7 ст. 23.1 Закона Чувашской Республики от 17.10.2005 № 42 «О регулировании жилищных отношений» жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным на территории муниципального образования по месту предоставления жилого помещения.

Жилые помещения предоставляются в границах муниципального района или городского округа, органы местного самоуправления которых включили указанных лиц в список. В случае отсутствия незаселенных жилых помещений в границах соответствующего муниципального района или городского округа указанным лицам с их письменного согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном районе или городском округе Чувашской Республики.

По правилам ч.9 данной правовой нормы право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

Обязать администрацию города Чебоксары предоставить Федоровой Ольге Владимировне благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по установленным нормам.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий судья                     Т.П. Ермолаева

Мотивированное решение составлено 07 декабря 2018 года.

2-4073/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Федорова Ольга Владимировна
Ответчики
Администрация г.Чебоксары
Другие
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики
администрация Калининского района г.Чебоксары
Новикова Татьяна Николаевна
Министерство финансов Чувашской Республики
Суд
Ленинский районный суд г. Чебоксары
Дело на сайте суда
leninsky.chv.sudrf.ru
02.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.05.2020Передача материалов судье
02.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.05.2020Судебное заседание
02.05.2020Судебное заседание
02.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее