Дело № 2-449/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 июня 2021 года г. Оханск
Нытвенский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в г. Оханске) в составе
председательствующего судьи Томилиной Е.А.,
с участием представителя заявителя прокурора Кисилевой Т.В.,
представителя администрации Оханского городского округа ФИО1,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Драчевой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Оханского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Оханского городского округа о возложении обязанности создать маневренный жилищный фонд,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Оханского района обратился в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации Оханского городского округа о возложении обязанности в течение одного года после вступления решения суда в законную силу создать маневренный жилищный фонд.
Заявленные требования мотивированы тем, что по результатам проведенной прокуратурой проверки соблюдения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера установлен факт отсутствия на территории Оханского городского округа маневренного жилищного фонда для предоставления жилых помещений гражданам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций, что свидетельствует о неисполнении органами местного самоуправления требований п.п.8 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.1, п.п. «а, в, г, д, з, м» ч.2 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.3 ч.2 ст.19, п.п.1,9 ч.1 ст. 14, ст. 95 Жилищного кодекса РФ.
Отсутствие маневренного жилищного фонда, предназначенного для указанных целей, нарушает права неопределенного круга лиц.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Кисилева Т.В. настаивала на заявленных требованиях по указанным основаниям.
Представитель администрации Оханского городского округа ФИО1 просила в удовлетворении исковых требований прокурора отказать по доводам письменного возражения.
Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч.2 ст.15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В силу ч.2 ст. 19 Жилищного кодекса РФ, муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Согласно частей 1, 9 статьи 14 Жилищного кодекса РФ, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля за его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Как следует из содержания пункта 3 части 1 ст.92 Жилищного кодекса РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся в том числе, жилые помещения маневренного фонда.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (ч.2 ст.92 Жилищного кодекса РФ).
Ст. 95 Жилищного кодекса РФ устанавливает: жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания:
1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;
2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;
3.1) граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
Исходя из положений пунктов 3, 6, 8 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Из совокупного толкования приведенных выше требований закона следует, что вопросы создания маневренного жилищного фонда, порядок предоставления жилых помещений данного фонда, относятся к компетенции исполнительного органа местного самоуправления, т.е. к компетенции административного ответчика по делу.
Судом установлено, что в конце 2020 года прокуратурой Оханского района проведен анализ состояния законности в сфере исполнения жилищного законодательства на территории Оханского городского округа, в ходе которого установлено, что маневренный жилищный фонд на момент проведения проверки на территории Оханского городского округа отсутствует.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации Оханского городского округа прокурором внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, которое ответчиком рассмотрено в установленный законом месячный срок. В направленном в адрес прокурора ответе указано, что маневренный фонд в Оханском городском округе отсутствует по причине отсутствия свободного и пригодного для постоянного проживания жилья, благоустроенного применительно к условиям Оханского городского округа. В 2021 году планируется выявление и проведение обследования с последующим составлением локально-сметных расчетов на ремонт помещений, с целью дальнейшего приема их в маневренный жилищный фонд.
Свидетель со стороны истца ФИО2 пояснил, что осенью 2020 года по адресу: <адрес> сгорел многоквартирный жилой дом, в данном доме проживала его престарелая мать. В результате пожара дом был поврежден на 90%. Другого жилого помещения мать не имеет, с родственниками проживать отказалась. При обращении в администрацию о предоставлении жилого помещения маневренного фонда, ей предложили оформиться в дом престарелых, из-за отсутствия маневренного жилищного фонда. В настоящее время мать вынуждена снимать жилое помещение по договору коммерческого найма.
Статья 56 ГПК РФ возлагает обязанность на лиц участвующих в деле доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
В ходе рассмотрения настоящего дела ответчиком не представлено доказательств создания маневренного жилищного фонда в соответствии с требованиями законодательства.
Суд полагает, отсутствие маневренного жилищного фонда на территории Оханского городского округа создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территории городского округа и оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися в срочном предоставлении жилого помещения и свидетельствует о ненадлежащем исполнении органом местного самоуправления полномочий по решению данных вопросов местного значения.
При установленных обстоятельствах невыполнения органом местного самоуправления возложенных законом обязанностей, заявленные прокурором требования суд находит подлежащими удовлетворению.
В целях устранения нарушений прав неопределенного круга граждан, на администрацию Оханского городского округа подлежит возложению обязанность создать маневренный жилищный фонд для предоставления жилых помещений гражданам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций на территории городского округа.
Устанавливая срок, в течение которого административным ответчиком должны быть совершены действия, суд учитывает, что для осуществления соответствующих действий требуются временные затраты.
Исходя из принципа исполнимости решения, суд полагает возможным определить срок для исполнения решения - один год с момента вступления решения суда в законную силу.
При этом суд обращает внимание, что на стадии исполнения решения ответчик не лишен права заявить ходатайство об отсрочке исполнение решения при предоставлении соответствующих доказательств в порядке ст. 203 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 25 ░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░