Производство №2а-1643/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июня 2022 года г. Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи – Степановой Ю.С.,
при секретаре судебного заседания Мартьяновой А.В.,
с участием представителя административных истцов Будько Ю.В.,
представителя административного ответчика Горошко М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Смирнова Д.А., Смирновой В.А. к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Севастополя, УФНС России по г. Севастополю об оспаривании решения о государственной регистрации прекращения деятельности,
УСТАНОВИЛ:
Смирнов Д.И. и Смирнова В.А. обратились в Ленинский районный суд города Севастополя с административным иском к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Севастополя, УФНС России по г. Севастополю об оспаривании решения от 20.11.2019 № о государственной регистрации прекращения деятельности ТСН СНТ «Прометей-1», указывая, что исключение ТСН СНТ «Прометей-1» из ЕГРЮЛ осуществлено налоговым органом по формальным основаниям; основания для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ у налогового органа отсутствовали; налоговым органом не были выявлены сведения в отношении которых внесена запись об их недостоверности; решение налогового органа затрагивает права и законные интересы административных истцов в части реализации их прав в отношении земельного участка, расположенного в границах ТСН СНТ «Прометей-1» в порядке наследования.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ТСН СНТ «Прометей-1», Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.
В судебное заседание административные истцы не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель административных истцов на удовлетворении административного иска настаивала по изложенным в административном иске основаниям.
Представитель административного ответчика УФНС России по г. Севастополю возражала против удовлетворения иска, по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Деятельность ИФНС России по Ленинскому району г. Севастополя прекращена 23.11.2020 путем реорганизации в форме присоединения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 22.01.2019 налоговым органом была внесена запись в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений об адресе места нахождения ТСН СНТ «Прометей-1».
20.11.2019 решением ИФНС по Ленинскому району г. Севастополя в ЕГРЮЛ была внесена запись (государственный регистрационный номер записи №) о прекращении деятельности юридического лица ТСН СНТ «Прометей-1» в связи с исключением из ЕГРЮЛ в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности.
Оспаривая решение налогового органа, административные истцы ссылаются на формальность принятого решения, которое постановлено без учета оценки фактических обстоятельств, указывая, что оспариваемым решением они лишены возможности получить в пользование земельный участок в границах ТСН СНТ «Прометей-1» в порядке наследования.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о государственной регистрации).
Согласно пункту 4.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ, посредством: а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; г) проведения осмотра объектов недвижимости; д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11 Закона о государственной регистрации в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 данного закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в ЕГРЮЛ), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности). В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном Законом о государственной регистрации, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации предусмотренный данной статьей порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется также в случае наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
С целью проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ на основании поступившего обращения Смирнова Д.А. сотрудниками ИФНС России по Гагаринскому району г. Севастополя проведен осмотр места нахождения ТСН СНТ «Прометей-1»: <адрес>.
Согласно протоколу осмотра от 05.12.2018 года №11-38/919, проведенного сотрудниками ИФНС России по Гагаринскому району г. Севастополя в присутствии двух понятых установлено, что по данному адресу находится десятиэтажный дом, в десятом подъезде на третьем этаже находится квартира №177; на момент осмотра помещение закрыто, вывески, идентифицирующие ТСН СНТ «Прометей-1» отсутствовали; должностные лица, сотрудники Товарищества по данному адресу не находились; соседи по лестничной площадке указали, что им неизвестно о нахождении Товарищества по данному адресу.
В силу положений п.6 ст. 11 Закона №129-ФЗ регистрирующим органом 10.12.2018 года по адресу места нахождения ТСН СНТ «Прометей-1» и в адрес лица, имеющего право без доверенности действовать от имени Товарищества Герыча Н.С. направлено уведомление от 07.12.2018 года №156 о необходимости предоставления достоверных сведений об адресе места нахождения ТСН СНТ «Прометей-1».
Учитывая, что в срок, установленный п.6 ст. 11 Закона №129-ФЗ Товариществом не представлены достоверные сведения об адресе юридического лица, 22.01.2019 налоговым органом была внесена запись о недостоверности сведений об адресе юридического лица – ТСН СНТ «Прометей-1».
05.08.2019 налоговым органом было принято решение №561 о предстоящем исключении юридического лица ТСН СНТ «Прометей-1» из ЕГРЮЛ.
Во исполнение положения п. 3 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ решение от 05.08.2019 №561 о предстоящем исключении ТСН СНТ «Прометей-1» из ЕГРЮЛ опубликовано 07.09.2019 года в Вестнике государственной регистрации № 31.
Поскольку лицами, чьи права и законные интересы могли быть затронуты в связи с исключением юридического лица - ТСН СНТ «Прометей-1» из ЕГРЮЛ, в том числе административными истцами, в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ (трех месяцев с даты проведения упомянутой публикации в Вестнике государственной регистрации), заявлений в регистрирующий орган направлено не было, а срок на обращение заинтересованных лиц истек 07.11.2019 года, 20.11.2019 в ЕГРЮЛ была внесена запись за ГРН 1149204048454 о внесении в ЕГРЮЛ сведений об исключении юридического лица в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Постановление от 06.12.2011 № 26-П, Определения от 17.01.2012 № 143-0-0, от 24.09.2013 № 1346-0, от 26.05.2016 № 1033-0, от 25.02.2016 № 356-0), правовое регулирование, установленное статьей 21.1 Закона № 129-ФЗ, направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота.
Данные законоположения применяются с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц; к таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы, а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из Реестра.
Разумный и осмотрительный участник гражданского оборота не лишен возможности контроля за решениями, принимаемыми регистрирующим органом в отношении своего контрагента по сделке, а также возможности своевременно направить в регистрирующий орган заявление о том, что его права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ. Неблагоприятные последствия бездействия кредитора при отслеживании информации о контрагенте не могут быть возложены на регистрирующий орган, не допустивший при принятии решения на основании ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ каких-либо нарушений.
Отсутствие возражений заинтересованных лиц на опубликованное решение о предстоящем исключении позволяет регистрирующему органу произвести исключение юридического лица из ЕГРЮЛ в административном порядке.
Данная позиция нашла свое отражение в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 309-ЭС15-6999, от 09.10.2015 № 305-КГ15-13122, от 21.05.2020 N 305-ЭС20-6880 по делу № А40-189984/2019, от 04.04.2016 № 306-ЭС16-2264, от 24.02.2016 № 305-КГ15- 19820, от 17.10.2016 № 304-КГ16-14143, от 22.01:2015 № 309-ЭС14-2195, от 04.06.2015 № 309-КГ15-4244, а также в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2016 № 356-0.
Кроме того, правомерность действий ИФНС России по Ленинскому району г. Севастополя по исключению ТСН СНТ «Прометей-1» была установлена решением Ленинского районного суда города Севастополя от 04.06.2020, которое оставлено без изменения Апелляционным определением Севастопольского городского суда от 01.09.2020.
Доводы административных истцов об отсутствии оснований для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, не могут быть приняты во внимание в силу следующего.
Судом установлено, что в адрес ИФНС России по Ленинскому району г. Севастополю 09.11.2018 перенаправлено обращение Смирнова Д.А. о соответствии действующему законодательству положений Устава ТСН СНТ «Прометей-1», поступившее в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
В обращении Смирнов Д.А., указывал, в том числе на то, что юридическим адресом, по которому зарегистрировано ТСН СНТ «Прометей-1», является место жительства бывшего председателя Литвина А.К.: <адрес>, который умер и вся корреспонденция возвращается обратно за истечением срока хранения.
Письмом от 07.12.2018 № ИФНС России по Ленинскому району г. Севастополя сообщило Смирнову Д.А. о том, что представленные документы для государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице содержащиеся в ЕГРЮЛ от 27.06.2018г. (форма Р14001) в связи со сменой сведений о физическом лице, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, отвечали требованиям Закона № 129-ФЗ.
В соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.
В ЕГРЮЛ должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица. В силу п. 3 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 ГК РФ), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя.
Таким образом, изложенные в обращении Смирнова Д.А. обстоятельства послужили основанием для проведения проверки юридического адреса ТСН СНТ «Прометей-1» на предмет нахождения постоянно действующего исполнительного органа по адресу, указанному в ЕГРЮЛ.
Принимая во внимание вышеизложенное, ИФНС России по Ленинскому району г. Севастополя при исключении ТСН СНТ «Прометей-1» действовала в соответствии с требованиями, установленными Законом № 129-ФЗ.
Кроме того, административными истцами, вопреки положениям ст. 226 КАС РФ не доказано нарушение их прав и законных интересов оспариваемым решением.
Заявляя требования о признании незаконным оспариваемого решения, административные истцы ссылаются, в том числе, на невозможность реализации своего права, восстановленного решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 12.12.2016. на вступление в члены вновь образованного ТСН СНТ «Прометей-1» и как следствие, получение в пользование земельного участка.
Вместе с тем, решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 20.01.2022, оставленным без изменения апелляционным определением Севастопольского городского суда от 19.05.2022 отказано в удовлетворении иска Смирнова Д.А. и Смирновой В.А. к ТСН СНТ «Проометей-1» о признании ТСН СНТ «Прометей-1» правопреемником СТ «Прометей-1» в части перехода имущественных прав на земельный участок №15.
Вышеуказанным решением установлено, что ТСН СНТ «Прометей-1» является вновь созданным юридическим лицом; зарегистрированные права и ограничения на земельный участок, в отношении которого административные истцы хотят реализовать права наследования отсутствуют.
Помимо изложенного, принимая решение об отказе в удовлетворении административного иска, суд также исходит из пропуска срока на его подачу и отсутствия уважительных причин для его восстановления.
В силу пункта 8 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Указывая на то, что обстоятельства исключения ТСН СНТ «Прометей-1» из ЕГРЮЛ стали известны административным истцам 07.07.2021, последние полагали, что годичный срок для обжалования исключения недействующего юридического лица не истек.
Вместе с тем, запись о прекращении деятельности ТСН СНТ «Прометей-1» в связи с включением из ЕГРЮЛ была внесена в ЕГРЮЛ 20.11.2019.
Ввиду открытости и общедоступности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, вопреки доводам административных истцов, срок для обращения в суд заинтересованного лица необходимо исчислять с 20.11.2019.
Однако Смирновы обратились в Ленинский районный суд города Севастополя с настоящим административным иском 20.04.2022, то есть по истечении предусмотренного пунктом 8 статьи 22 Закона № 129-ФЗ срока.
Уважительных причин пропуска срока административными истцами не представлено, как не представлено заявление о восстановлении такого срока.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, вложенной в Определении от 18.11.04 № 367-0, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов действительными, а действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений.
В силу пункта 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст.ст. 175-189, 219 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Смирнова Д.А., Смирновой В.А. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя.
Решение в окончательной форме составлено 20.06.2022 года.
Судья Ю.С. Степанова