Дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
19 июня 2024 года г. Краснодар
Октябрьский районный суд города Краснодара в составе:
председательствующего судьи Барановой Е.А.,
при секретаре Ивановой В.Н.,
с участием: истца ФИО3,
представителя истца и третьего лица ФИО1, действующей на основании доверенности № № от ДД.ММ.ГГГГ
представителя ответчика ФИО5, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к администрации муниципального образования <адрес> о признании права пользования жилым помещением, заключении договора социального найма жилого помещения,
установил:
ФИО3 обратился в суд с иском к администрации муниципального образования <адрес> о признании права пользования жилым помещением, заключении договора социального найма жилого помещения.
В обоснование требований указано, что с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время во владении и пользовании ФИО3 находится <адрес>, расположенная по адресу: <адрес> Указанная квартира является объектом муниципальной собственности, была предоставлена истцу на основании служебного ордера № от ДД.ММ.ГГГГ., выданного исполнительным комитетом Октябрьского Совета народных депутатов <адрес>, согласно которому, помимо истца, правом владения и пользования были наделены члены его семьи, а именно: супруга - ФИО1 и сын - ФИО2. Решением <данные изъяты> народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ. указанная квартира была передана в муниципальную собственность и исключена из числа служебных и закреплена за истцом и членами его семьи в постоянное пользование. В ДД.ММ.ГГГГ г. супруга истца - ФИО1 обратилась в Управление по жилищным вопросам администрации муниципального образования <адрес> с заявлением по вопросу заключения договора социального найма указанного жилого помещения. Управлением по жилищным вопросам администрации муниципального образования <адрес> был дан письменный отказ от ДД.ММ.ГГГГ. №, мотивированный тем, что постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № «О признании многоквартирного дома по <адрес>» с пристройками в Центральном внутригородском округе <адрес> аварийным и подлежащим сносу» многоквартирный дом по <адрес>» с пристройками в Центральном внутригородском округе <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Истец считает данный отказ незаконным, что явилось поводом для обращения в суд.
На основании изложенного, просит суд признать за ФИО3 право пользования жилым помещением - квартирой №, расположенной по адресу: <адрес> на условиях, предусмотренных договором социального найма; обязать администрацию муниципального образования <адрес> заключить с ФИО3 договор социального найма жилого помещения - <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>; указать в договоре социального найма жилого помещения - <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> качестве членов семьи ФИО3: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения - супруга; ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения - сын.
Определением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ФИО1 и ФИО2.
Истец ФИО3 в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель истца и третье лицо ФИО1 в судебном заседании просила суд удовлетворить заявленные исковые требования.
Представитель ответчика в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.
Третье лицо ФИО2 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, в адрес суда представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ч. 2 ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В силу п. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
На основании ст. 10 Жилищного кодекса РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действии участников жилищных отношении, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают в том числе из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности.
В ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указан перечень имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу ч. 5 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Судом установлено, что согласно ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ. на основании решения Октябрьского <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. №, ФИО3 предоставлено по месту работы жилое помещение по адресу: <адрес>, на состав семьи из трех человек: истец ФИО3, ФИО1 – супруга, ФИО2 – сын.
В ДД.ММ.ГГГГ г. супруга истца - ФИО1 обратилась в Управление по жилищным вопросам администрации муниципального образования <адрес> с заявлением по вопросу заключения договора социального найма указанного жилого помещения.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. № Управление по жилищным вопросам администрации муниципального образования <адрес> отказало в заключении договора социального найма жилого помещения.
Отказ мотивирован тем, что постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № «О признании многоквартирного дома по <адрес> с пристройками в Центральном внутригородском округе <адрес> аварийным и подлежащим сносу» многоквартирный дом по <адрес> с пристройками в Центральном внутригородском округе <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Между тем, оспаривание ответчиком права на использование испрашиваемого помещения на условиях социального найма является существенным нарушением прав истца.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РСФСР члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения. Совершеннолетние члены семьи несут солидарную с нанимателем имущественную ответственность по обязательствам, вытекающим из указанного договора.
К членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство.
Если граждане, указанные в части второй настоящей статьи, перестали быть членами семьи нанимателя, но продолжают проживать в занимаемом жилом помещении, они имеют такие же права и обязанности, как наниматель и члены его семьи.
В силу ст. 88 Жилищного кодекса РСФСР совершеннолетний член семьи нанимателя может с согласия нанимателя и остальных совершеннолетних членов семьи требовать признания его нанимателем по ранее заключенному договору найма вместо первоначального нанимателя. Такое же право принадлежит в случае смерти нанимателя любому совершеннолетнему члену семьи умершего.
Согласно ст. 82 Жилищного кодекса РФ граждане, проживающие в одной квартире, пользующиеся в ней жилыми помещениями на основании отдельных договоров социального найма и объединившиеся в одну семью, вправе требовать заключения с кем-либо из них одного договора социального найма всех занимаемых ими жилых помещений. Дееспособный член семьи нанимателя с согласия остальных членов своей семьи и наймодателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя. Такое же право принадлежит в случае смерти нанимателя любому дееспособному члену семьи умершего нанимателя.
В соответствии со ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент возникновения правоотношений по пользованию спорным жилым помещением, единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение являлся ордер.
При этом отсутствие у гражданина ордера на занятие жилого помещения при фактическом вселении в предоставленное жилое помещение, проживании в нем и исполнении обязанностей нанимателя, само по себе не может служить препятствием к возникновению у такого лица права пользования жилым помещением, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанного документа.
Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2013 года).
Истец проживает в вышеуказанном жилом помещении, несет бремя содержания жилья, производит оплату коммунальных услуг, т.е. фактически проживает в нем на условиях договора социального найма и несет права и обязанности нанимателя.
Согласно представленной в материалы дела карточке лицевого счета № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность платы за наем жилого помещения отсутствует.
Также суд принимает во внимание, что за весь период проживания действий по выселению истца и членов его семьи из занимаемого жилого помещения не предпринималось, право пользования жилым помещением не оспаривалось.
Согласно ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № «О признании многоквартирного дома по <адрес> с пристройками в Центральном внутригородском округе <адрес> аварийным и подлежащим сносу» многоквартирный дом по <адрес> с пристройками в Центральном внутригородском округе <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Между тем, признание многоквартирного дома аварийным не может исключать право стороны истца, длительное время проживающего в жилом помещении в указанном многоквартирном доме, на заключение договора социального найма в отношении данного жилого помещения.
На основании изложенного, суд считает подлежащими удовлетворению заявленные исковые требования, поскольку действий, связанных с выселением истца из аварийного дома, на дату принятия судом решения не предпринималось. Доказательств обратного в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования ФИО3 к администрации муниципального образования <адрес> о признании права пользования жилым помещением, заключении договора социального найма жилого помещения - удовлетворить.
Признать за ФИО3 право пользования жилым помещением - квартирой №, расположенной по адресу: <адрес>, Центральный внутригородской округ, 2-й проезд им. Стасова, <адрес> на условиях, предусмотренных договором социального найма.
Обязать администрацию муниципального образования <адрес> заключить с ФИО3 договор социального найма жилого помещения - <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>
Указать в договоре социального найма жилого помещения - <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> качестве членов семьи ФИО3: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения - супруга; ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – сын.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Краснодара.
Судья Октябрьского
районного суда г. Краснодара Е.А. Баранова
решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ