КОПИЯ
Дело № 2а-270/2020
УИД 56RS0033-01-2020-000030-28
Решение
Именем Российской Федерации
г. Орск 10 июня 2020 года
Советский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Калининой О.Н.,
при секретаре судебного заседания Трошиной И.В.,
с участием административного истца Березовской В.В.,
представителей административного истца Скрипниченко А.А., Нестеренко М.Ф.,
административных ответчиков Абдрахмановой А.Е., Бшаряна Ф.Ж.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Березовской В.В. об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП Советского района г. Орска Абдрахмановой А.Е. от 06.11.2019 о возбуждении исполнительного производства №-ИП, и признании незаконным и недействительным контракта по сносу нежилого помещения, находящегося в собственности у Березовской В.В., заключенного между УФССП России по Оренбургской области и ИП Бшаряном Ф.Ж.,
УСТАНОВИЛ:
Березовская В.В. обратилась в суд административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя ОСП Советского района г.Орска Абдрахмановой А.А. по вынесению постановления о возбуждении исполнительного производства №-ИП от 06.11.2019. В обоснование своих требований указала, что на исполнении в ОСП Советского района г.Орска Оренбургской области находится исполнительное производство № от 01.06.2015 об обязании ее снести за свой счет самовольно возведенный пристрой к дому. 28.11.2019 ей было вручено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП от 06.11.2019 о взыскании с нее на основании постановления судебного пристава-исполнителя № от 15.10.2019 расходов по совершению исполнительных действий в размере 187543 руб. 50 коп. в пользу УФССП России по Оренбургской области. Постановления судебного пристава-исполнителя от 15.10.2019 и от 06.11.2019 обжалованы 09.12.2019 начальнику ОСП Советского района г.Орска. 12.12.2019 от заместителя начальника ОСП ею получен ответ об отказе в отмене указанных постановлений. 08.01.2020 после болезни она обратилась за консультацией к юристу, который сообщил ей о нарушении судебным приставом ее прав и требований Федерального закона №229-ФЗ от 02.10.2007. Считает, что нежилое здание не может определяться самовольной постройкой, поскольку при его строительстве был соблюден законный порядок, правила регистрации также соблюдены, что подтверждается выданным ей свидетельством о государственной регистрации права собственности на указанное здание. Судом решение о принудительном сносе ее собственности не выносилось, судебный пристав в суд с заявлением о принудительном сносе возведенного строения путем допуска третьей организации в качестве участника исполнительного производства и взыскании произведенных расходов не обращался. В постановлении о возбуждении исполнительного производства №-ИП от 06.11.2019 взыскателем денежных средств незаконно указано УФССП России по Оренбургской области, ей не представлено доказательств, что данные расходы понесло указанное лицо, полагала, что УФССП России по Оренбургской области не может являться стороной исполнительного производства.
Определением суда от 14.01.2020 в порядке подготовки иска к судебному разбирательству в качестве второго административного ответчика по делу привлечено УФССП по Оренбургской области.
Определением суда от 10.03.2020 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен индивидуальный предприниматель Бшарян Ф.Ж.
В судебном заседании представитель административного истца уточнил заявленные требования, просил признать незаконным и недействительным контракт по сносу нежилого помещения, находящегося в собственности у Березовской В.В., заключенный между УФССП России по Оренбургской области и ИП Бшаряном Ф.Ж., а также постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП от 06.11.2019.
В судебном заседании административный истец Березовская В.В. и её представители требования поддержали с учетом уточненных, настаивая на том, что в настоящее время Березовская В.В. является собственником нежилого помещения, и судебными приставами нарушаются её права, установленные Конституцией РФ и ГК РФ. Судебный пристав вынесла постановление о взыскании бюджетных денежных средств в размере 187 543,5 руб., а затем вынесла постановление о взыскании данных средств с Березовской В.В. в пользу УФССП России по Оренбургской области. Ответчиками не представлено доказательств, что данные денежные средства являются бюджетными, не доказана законность составленного контракта по демонтажу нежилого помещения, находящегося в собственности Березовской В.В. Ответчиком Бшаряном Ф.Ж. не доказана законность стоимости работ по слому указанного помещения. Кроме того, указали, что строительные материалы после демонтажа должны были быть реализованы, а вырученные денежные средства направлены на погашение произведенных расходов.
Административный ответчик Абдрахманова А.Е. просила в удовлетворении заявленных требований отказать. Указала, что 15.10.2019 судебным приставом-исполнителем ОСП Советского района г.Орска в отношении Березовской В.В. вынесено постановление о взыскании расходов на совершение исполнительных действий в размере 187543 руб. 50 коп. в рамках исполнительного производства о сносе самовольно возведенного строения №-ИП. На основании данного постановления 06.11.2019 возбуждено исполнительное производство №-ИП. В рамках исполнительного производства №-ИП, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и на основании протокола подведения итогов электронного аукциона № от 10.09.2019 года 23.09.2019 заключен государственный контракт № между УФССП России по Оренбургской области и ИП Бшарян Ф.Ж. на проведение работ по демонтажу самовольно возведенного пристроя к жилому дому, расположенного в <адрес>, в соответствии с техническим заданием и локальным сметным расчетом. 15.10.2019 исполнительное производство окончено фактическим исполнением. Подтверждением расходов по совершению исполнительских действий являются государственный контракт № от 23.09.2019, справка о стоимости выполненных работ и затрат, акт о приемке выполненных работ. С постановлением о возбуждении исполнительного производства от 06.11.2019 Березовская В.В. ознакомлена 28.11.2019. 12.12.2019 по результатам рассмотрения ее жалобы на действия по возбуждению исполнительного производства вынесено постановление об отказе.
Административный ответчик Бшарян Ф.Ж. полагал, что в иске необходимо отказать. Пояснил, что по результатам электронного аукциона им был заключен государственный контракт с УФССП по Оренбургской области, в рамках которого он осуществлял снос нежилого помещения, возведенного Березовской В.В. Работы были выполнены на определенную контрактом сумму, весь строительный мусор вывезен, а часть материалов по просьбе Березовской В.В. он перевез к брату последней в <адрес>.
Административный ответчик УФССП по Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещен о рассмотрении дела надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и исполнительного производства, прихожу к следующим выводам
В соответствии со ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений статей 218, 227 КАС РФ удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 7 части 1 статьи 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительными документами являются, в том числе, постановления судебного пристава-исполнителя.
Согласно ч. 8 ст. 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Основания для вынесения постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства перечислены в ст. 31 указанного Закона.
В соответствии со ст. 116 Федерального закона "Об исполнительном производстве" расходами по совершению исполнительных действий являются денежные средства федерального бюджета, взыскателя и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве, затраченные на организацию и проведение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения.
К расходам по совершению исполнительных действий относятся денежные средства, затраченные на: перевозку, хранение и реализацию имущества должника; вознаграждение за работу переводчиков, специалистов и иных лиц, привлеченных в установленном порядке к организации и проведению исполнительных действий, и компенсацию понесенных ими, а также понятыми расходов; перевод (пересылку) взыскателю денежных средств; розыск должника, его имущества, розыск ребенка; проведение государственной регистрации прав должника; совершение других необходимых действий в процессе исполнения исполнительного документа.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 117 Федерального закона расходы по совершению исполнительных действий возмещаются федеральному бюджету, взыскателю и лицам, понесшим указанные расходы, за счет должника.
Взыскание с должника расходов по совершению исполнительных действий, отнесение их на счет федерального бюджета в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также возмещение расходов лицу, которое их понесло, производятся на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом или его заместителем.
01.06.2015 на основании исполнительного листа, выданного по решению Советского районного суда г.Орска от 20.11.2014, которым Березовская В.В. была обязана снести самовольно возведенный пристрой к дому, расположенный на земельном участке по <адрес>, судебным приставом-исполнителем ОСП Советского района г.Орска возбуждено исполнительное производство №-ИП.
Определением Советского районного суда г. Орска от 14.03.2017 Березовской В.В. отказано в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства №-ИП.
Решением Советского районного суда г.Орска от 15.10.2019 отказано в удовлетворении административных исковых требований Березовской В.В. к судебному приставу-исполнителю Мустаевой О.А., УФССП России по Оренбургской области об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя, направленных на принудительное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе. Судом в ходе рассмотрения дела установлено, что с момента возбуждения исполнительного производства со стороны должника Березовской В.В. отсутствовало волеизъявление, направленное на исполнение требований исполнительного документа ФС №, имело место злостное уклонение от исполнения решения суда.
В соответствии с п. 7 ч. 3 ст. 68 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника, является мерой принудительного исполнения.
Материалы исполнительного производства свидетельствуют о том, что судебный пристав - исполнитель действовал в соответствии с Методическими рекомендациями по исполнению судебных решений о сносе самовольно возведенных строений (Письмо ФССП России от 31.03.2014 N 8), которые разработаны в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах", Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон), Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовным кодексом Российской Федерации, приказом ФССП России от 30.07.2015 N 380 "Об организации контроля и координации ведения исполнительных производств о сносе самовольно возведенных строений и об обязании юридических лиц и индивидуальных предпринимателей освободить незаконно занимаемые помещения", приказом ФССП России от 11.07.2012 N 318 "Об утверждении примерных форм процессуальных документов, применяемых должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе исполнительного производства". Сфера действия данных Методических рекомендаций распространяется как на исполнение судебных решений о сносе объектов капитального строительства, объектов незавершенного строительства, надстроенных этажей в правомерных строениях, так и на исполнение судебных решений о сносе пристроек и временных построек.
В силу п. 3.10. Методических рекомендаций в целях принудительного сноса строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций судебный пристав-исполнитель вправе привлечь соответствующую специализированную организацию в соответствии с положениями Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 08.06.2020) "Об исполнительном производстве".
Привлечение соответствующей специализированной организации для исполнения указанных требований за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и указанием ФССП России от 31.01.2011 N 12/08-1872-ВМ.
Условиями отнесения на должника расходов по совершению исполнительных действий являются: факт понесения расходов и причинная связь между понесенными расходами и исполнением исполнительного документа. Кроме того, согласно п. 3.1.7 Методических рекомендации по организации работы по возмещению расходов по совершению исполнительных действий, утвержденных директором ФССП России 24.07.2013 г. N 01-10, документом, подтверждающим факт возникновения расходов по сносу незаконно возведенного строения, устранение неполадок и т.д., является акт выполненных работ, подписанный сторонами государственного контракта (договора) на оказание услуг по сносу незаконно возведенного строения, устранению неполадок и т.д.
По итогам электронного аукциона ДД.ММ.ГГГГ между УФССП по Оренбургской области и ИП Бшарян Ф.Ж. заключен государственный контракт №, предметом которого является выполнение работ по демонтажу самовольно возведенного пристроя к жилому дому по адресу: <адрес>. Цена контракта 187 543 руб. 50 коп. Порядок проведения электронного аукциона отражен в протоколе от 10.09.2019, согласно которому аукционная комиссия, рассмотрев вторые части заявок на участие в аукционе на соответствие их требованиям, установленным документацией об аукционе, а также содержащиеся в реестре участников закупки сведения об участнике, приняла решение, что заявка № ИП Бшаряна Ф.Ж соответствует требованиям документации о закупке и сведениям, содержащимся в реестре аккредитованных участников.
Проверка законности государственного контракта № от 23.09.2019, заключенного между УФССП по Оренбургской области и индивидуальным предпринимателем Бшаряном Ф.Ж., к полномочиям районного суда не относится.
15.10.2019 составлен акт о приемке работ за октябрь 2019 года на сумму 187 543 руб. 50 коп.
16.10.2019 заключено дополнительное соглашение №1 к государственному контракту № от 23.09.2019, которым внесены изменения в раздел 13 контракта «Адреса и банковские реквизиты сторон» в части реквизитов Подрядчика, которые изложены в новой редакции.
Оплата работ по контракту УФССП России по Оренбургской области подтверждается платежным поручением № от 21.10.2019.
Доводы административного истца и её представителя о нарушении судебным приставом имущественных прав Березовской В.В. на нежилое помещение предметом настоящего судебного разбирательства не являются.
Доводы о том, что судебный пристав-исполнитель не описал и не арестовал оставшиеся после сноса самовольного строения строительные материалы в целях последующей реализации в соответствии с Методическими рекомендациями, не являются основанием для признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительных расходов незаконным, поскольку, как следует из государственного контракта и технического задания к нему, снос строения не осуществлялся путем демонтажа с сохранением строительных материалов и элементов конструкций.
15.10.2019 судебным приставом-исполнителем Абдрахмановой А.Е. вынесено постановление о взыскании с Березовской В.В. расходов по совершению исполнительских действий в сумме 187 543 руб. 50 коп. Постановлением судебного пристава-исполнителя Абдрахмановой А.Е. от 06.11.2019 в отношении Березовской В.В. возбуждено исполнительное производство №-ИП, предметом которого является исполнение постановления от 15.10.2019.
Вышеуказанные постановления вручены Березовской В.В. 28.11.2019.
Основания для отказа в возбуждении исполнительного производства, предусмотренные ст. 31 Федерального закона "Об исполнительном производстве", отсутствовали, в связи с чем суд полагает, что судебный пристав-исполнитель при вынесении постановления от 06.11.2019 о возбуждении исполнительного производства № действовал законно, правомерно, в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем по делу отсутствует совокупность условий, наличие которой необходимо для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия).
09.12.2019 Березовская В.В. обратилась к начальнику ОСП Советского района г. Орска с жалобой, в которой просила отменить постановление судебного пристава-исполнителя от 15.10.2019 и постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП от 06.11.2019.
12.12.2019 заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава ОСП Советского района г. Орска вынесено постановление, которым в удовлетворении жалобы Березовской В.В. отказано.
Согласно ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Доводы Березовской В.В. о том, что о нарушении своих прав она узнала только после обращения к юристу 08.01.2020, суд находит не соответствующими действительности. Обращаясь 09.12.2019 к начальнику ОСП Советского района г. Орска с жалобой об отмене постановлений от 15.10.2019 и 06.11.2019, Березовская В.В. указала, что в противном случае будет обращаться в прокуратуру и суд. Постановление по результатам рассмотрения жалобы вынесено своевременно и Березовской В.В. получено 12.12.2019. В указанном постановлении разъяснено право его обжалования в порядке подчиненности или в суд в десятидневный срок. Каких-либо документов, свидетельствующих о невозможности обращения в суд с административным исковым заявлением в установленный законом срок по уважительной причине, Березовская В.В. не представила.
Пропуск срока для обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
При таких обстоятельствах суд полагает необходимым административному истцу в удовлетворении заявленных требований отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 219, 6, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Березовской В.В. об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП Советского района г. Орска Абдрахмановой А.Е. от 06.11.2019 о возбуждении исполнительного производства №-ИП, и признании незаконным и недействительным контракта по сносу нежилого помещения, находящегося в собственности у Березовской В.В., заключенного между УФССП России по Оренбургской области и ИП Бшаряном Ф.Ж. отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Советский районный суд города Орска Оренбургской области в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 23 июня 2020 года.
Судья О.Н. Калинина
Подлинник решения находится в деле №2а-270/2020 в Советском районном суде г.Орска Оренбургской области