дело № 2-183/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 мая 2017 года с. Чемал
Чемальский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Иваныш И.В.,
при секретаре Зябловой А.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Джиготы Д.А., Черновой Н.С., Капчикаевой О.О. к Муниципальному образовательному учреждению «<данные изъяты> СОШ» о взыскании с МОУ «<данные изъяты> СОШ» в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 01.11.2016 г. по 31.01.2017 г. Джиготе Д.А. в сумме 6129 рублей 99 копеек без вычета 13% НДФЛ, Черновой Н.С. в сумме 6377 рублей 23 копейки без вычета 13% НДФЛ, Капчикаевой О.О. в сумме 11245 рублей 53 копейки без вычета 13% НДФЛ, о возложении на МОУ «<данные изъяты> СОШ» обязанности выплачивать истцам, начиная с 01 февраля 2017 года заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда с начислением на нее районного коэффициента, обязании МОУ «<данные изъяты> СОШ» внести в трудовые договора, заключенные с Джиготой Д.А., Черновой Н.С., Капчикаевой О.О. изменения по установлению заработной платы без учета районного коэффициента не ниже минимального размера оплаты труда путем подписания дополнительного соглашения,
УСТАНОВИЛ:
Джигота Д.А., Чернова Н.С., Капчикаева О.О. обратились в суд с иском к Муниципальному образовательному учреждению «<данные изъяты> СОШ» о взыскании с МОУ «<данные изъяты> СОШ» в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 01.11.2016 г. по 31.01.2017 г. Джиготе Д.А. в сумме 6129 рублей 99 копеек без вычета 13% НДФЛ, Черновой Н.С. в сумме 6377 рублей 23 копейки без вычета 13% НДФЛ, Капчикаевой О.О. в сумме 11245 рублей 53 копейки без вычета 13% НДФЛ, о возложении на МОУ «<данные изъяты> СОШ» обязанности выплачивать истцам, начиная с 01 февраля 2017 года заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда с начислением на нее районного коэффициента, обязании МОУ «<данные изъяты> СОШ» внести в трудовые договора, заключенные с Джиготой Д.А., Черновой Н.С., Капчикаевой О.О. изменения по установлению заработной платы без учета районного коэффициента не ниже минимального размера оплаты труда путем подписания дополнительного соглашения.
Требования мотивированы тем, что истцы работают в МОУ «<данные изъяты> СОШ». Считают, что включение компенсационных выплат, а именно районного коэффициента в размер их заработной платы, сумма которой не превышает МРОТ, нарушает их трудовые права и не соответствует положениям и нормам международного права, Конституции РФ и российскому трудовому законодательству. Установление повышенной оплаты, а именно районных коэффициентов к заработной плате по своей правовой природе есть компенсация за труд в местностях с особыми климатическими условиями. Данный вид выплаты по своему основанию не связан с количеством и качеством выполняемого труда. Истцы работают в особых климатических условиях. Следовательно, данный вид выплаты должен выплачиваться сверх вознаграждения за труд, равного МРОТ, а не применяться как средство доведения размера всей заработной платы истцов до МРОТ, поскольку является одним из видов государственной гарантии. С 01.11.2016 г. по 31.01.2017 г. ответчик недоначислил и не выплатил заработную плату Джиготе Д.А. – 6129,99 руб., Черновой Н.С. – 6377,23 руб., Капчикаевой О.О.- 11245,53 руб. без вычета 13 % НДФЛ.
В судебном заседании истец Джигота Д.А., представитель истца Джиготы Д.А. по письменному ходатайству - Прадед С.В. исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в иске, дополнительно представив суду ответ на отзыв Министерства образования и науки Республики Алтай, согласно которому работая кочегаром истец получает 7000 руб. в месяц. Полагает, что при установлении заработной платы нужно учитывать прожиточный минимум. В 2015 г. по решению суда кочегары в МОУ «<данные изъяты> СОШ» стали получать 9500 руб. в месяц. Истец устроился на работу в 2016 г., решение суда было проигнорировано – ему назначили заработную плату в размере 7000 рублей, а остальные 3 кочегара получают по 9500 рублей в месяц.
В судебное заседание истцы Чернова Н.С., Капчикаева О.О. не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия.
Представитель истцов по доверенности Капчикаев М.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
В судебное заседание представитель ответчика МОУ «<данные изъяты> СОШ», представители третьих лиц не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
От представителя Министерства образования и науки Республики Алтай поступил отзыв на исковое заявление, согласно которому считают исковые требования незаконными и необоснованными. С 1 сентября 2007 года признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (ч.2 ст. 129 ТК РФ). Однако, действующей в настоящее время частью 3 статьи 133 ТК РФ (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. В соответствии с действующей редакцией части 2 статьи 129 ТК РФ в состав заработной платы, помимо вознаграждения за труд в зависимости от его сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, включаются также компенсационные выплаты (в том числе за работу в особых климатических условиях) и стимулирующие выплаты. Часть 1 статьи 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и даёт понятие тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы. Из анализа действующего трудового законодательства следует, что установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда допускается при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы (включая выплаты по районному коэффициенту), будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Данная позиция также нашла свое подтверждение. Исключение составляет применение районного коэффициента за работу в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностей, установленного в соответствии со статьями 315, 316 ТК РФ. Нормы главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда и не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации. К таким местностям согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 09.04.1992г. №239 относятся только Кош-Агачский и Улаганский районы Республики Алтай. Конституционный Суд Российской Федерации также указывал на то, что, устанавливая систему оплаты труда, каждый работодатель должен в равной мере соблюдать как положения части третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, гарантирующей работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 данного Кодекса, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2009 года N 1557-0-0 и от 25 февраля 2010 года N 162-0-0). Верховный Суд Российской Федерации также учитывает в судебной практике правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженные им в Определениях от 1 октября 2009 года N 1160-0-0 и от 25 февраля 2010 года N 162-0-0. Учитывая вышеизложенное, следует считает, что районный коэффициент 1,4 учитывается в составе МРОТ как компенсационная выплата и сверх его не начисляется. Просит отказать в удовлетворении иска.
В соответствии с требованиями статьи 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, изучив материалы дела, заслушав истца Джиготу Д.А., представителя Прадед С.В., считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по нижеизложенным основаниям.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации, в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. Каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37).
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
При этом, согласно статье 2 ТК РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которые в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (ст. 7).
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями ТК РФ, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст.22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (ст.132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (ст.130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст.146).
Часть 1 статьи 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
В силу части третьей ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии с п.1 постановления Правительства РФ от 29.05.1993 г. N 512 "О районном коэффициенте к заработной плате на территории Республики Горный Алтай" на территории Республики Горный Алтай районный коэффициент к заработной плате установлен в размере 1,4. Из анализа положений данного Постановления в совокупности с нормами раздела VI ТК РФ об оплате и нормировании труда следует, что районный коэффициент начисляется на заработную плату, которая должна быть не менее установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 115 Конституции РФ постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Судом установлено и из материалов дела следует, что согласно трудовому договору № от 01 июля 2016 г. Джигота Д.А. принят на работу в МОУ «<данные изъяты> СОШ» на должность сторожа, дополнительным соглашением от 27.09.2016 г. № к трудовому договору № от 01.07.2016 г. принят на должность кочегара; согласно трудовому договору № от 21 ноября 2016 г. Чернова Н.С. принята на работу в МОУ «<данные изъяты> СОШ» на должность секретаря учебной части; согласно трудовому договору № от 25 октября 2016 г. Капчикаева О.О. принята на работу в МОУ «<данные изъяты> СОШ» на должность уборщицы служебных помещений, согласно трудовому договору о работе по совместительству № от 25 октября 2016 г., Капчикаева О.О. принята на должность уборщицы служебных помещений на 0,25 ставки.
Согласно лицевому счёту Джиготе Д.А. за ноябрь 2016 года установлен оклад в размере 2285 рублей 00 копеек, за декабрь 2016 года – 2285 рублей 00 копеек, за январь 2017 года – 2285 рублей 00 копеек. При работе на должности кочегара также начисляются компенсационные и стимулирующие надбавки - районный коэффициент в размере 40 %, доплата за персональный коэффициент, за работу на должности кочегара предусмотрена выплата за вредные условия труда, ночные.
Согласно лицевому счёту Черновой Н.С. за ноябрь 2016 года установлен оклад в размере 2285 рублей 00 копеек, за декабрь 2016 года – 2285 рублей 00 копеек, за январь 2017 года – 2285 рублей 00 копеек. При работе на должности секретаря учебной части также начисляются компенсационные и стимулирующие надбавки - районный коэффициент в размере 40 %, доплата за персональный коэффициент, доплата по приказу.
Согласно лицевому счёту Капчикаевой О.О. за ноябрь 2016 года установлен оклад в размере 2696 рублей 25 копеек, за декабрь 2016 года – 2696 рублей 25 копеек, за январь 2017 года – 2696 рублей 25 копеек. При работе на должности уборщика также начисляются компенсационные и стимулирующие надбавки - районный коэффициент в размере 40 %, доплата за персональный коэффициент, за работу на должности уборщика предусмотрена выплата за вредные условия труда.
Джигота Д.А., Чернова Н.С., Капчикаева О.О. просят взыскать с МОУ «<данные изъяты> СОШ» в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 01.11.2016 г. по 31.01.2017 г. Джиготе Д.А. в сумме 6129 рублей 99 копеек без вычета 13% НДФЛ, Черновой Н.С. в сумме 6377 рублей 23 копейки без вычета 13% НДФЛ, Капчикаевой О.О. в сумме 11245 рублей 53 копейки без вычета 13% НДФЛ, возложить на МОУ «<данные изъяты> СОШ» обязанность выплачивать истцам, начиная с 01 февраля 2017 года заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда с начислением на нее районного коэффициента, обязать МОУ «Элекмонарская СОШ» внести в трудовые договора, заключенные с Джиготой Д.А., Черновой Н.С., Капчикаевой О.О. изменения по установлению заработной платы без учета районного коэффициента не ниже минимального размера оплаты труда путем подписания дополнительного соглашения.
Действовавшее до 1 сентября 2007 г. правовое регулирование трудовым законодательством заработной платы определяло минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. При этом в величину минимального размера оплаты труда не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты (часть 2 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ). Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть 4 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ).
Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу с 1 сентября 2007 г., из статьи 129 ТК РФ исключена часть вторая. С 1 сентября 2007 г. также признана утратившей силу часть четвёртая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации.
Действующей в настоящее время частью 3 статьи 133 ТК РФ (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ч.1 ст. 133 ТК РФ).
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ч.4 ст.133 ТК РФ).
Статья 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты 7 компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1) и даёт понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы (части 3, 4, 5).
Согласно названной статье Трудового кодекса Российской Федерации тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определённой сложности (квалификации) за единицу времени без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определённой сложности за календарный месяц без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Из приведённого выше действующего правового регулирования оплаты труда работников следует, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
На основании статьи 1 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 408-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 1 января 2015 г. установлен в сумме 5 965 руб. в месяц.
Как следует из материалов дела, установленный размер оклада по занимаемым Джиготой Д.А., Черновой Н.С., Капчикаевой О.О. должностям меньше минимального размера оплаты труда, установленного названным федеральным законом.
Вместе с тем, с учётом установленного Джиготе Д.А., Черновой Н.С., Капчикаевой О.О. оклада, начисленных надбавок за работу в ночное время, районного коэффициента, доплаты за персональный коэффициент, размер выплачиваемой с ноября 2016 года работнику ежемесячно заработной платы превысил установленный федеральным законом в 2015-2016 г.г. минимальный размер оплаты труда. Следовательно, размер выплачиваемой истцу работодателем ежемесячной заработной платы отвечает требованиям части 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации.
Суд полагает, что доводы истцов о том, что районный коэффициент и процентную надбавку за непрерывный стаж работы необходимо начислять сверх оклада, размер которого не может быть менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, основан на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Положениями действующего трудового законодательства не предусмотрено условие, согласно которому размер оклада как составной части месячной заработной платы, определённого работнику работодателем, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. В силу статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации обязательным условием при начислении ежемесячной заработной платы работнику, полностью отработавшему за этот период норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), является установление её размера не ниже минимального размера оплаты труда.
Ссылка истцов в обоснование иска на статьи 146, 148 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающие, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере, а также, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, является несостоятельной, поскольку судом установлено и из материалов дела следует, что в состав ежемесячной заработной платы истца включена выплата районного коэффициента, компенсационные и стимулирующие надбавки за работу в ночное время, надбавка за непрерывный стаж работы. Таким образом, право истицы на повышенный размер оплаты труда в связи с осуществлением трудовой деятельности в местностях с особыми климатическими условиями не нарушено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодека РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░> ░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░> ░░░» ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 01.11.2016 ░. ░░ 31.01.2017 ░. ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ 6129 ░░░░░░ 99 ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ 13% ░░░░, ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ 6377 ░░░░░░ 23 ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ 13% ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ 11245 ░░░░░░ 53 ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ 13% ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░> ░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░ 01 ░░░░░░░ 2017 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░> ░░░» ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 17 ░░░ 2017 ░.