Решение по делу № 8Г-22802/2022 [88-701/2023 - (88-24765/2022)] от 19.10.2022

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-701/2023

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово                                                                         10 января 2023 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

Председательствующего Лавник М.В.,

судей Андугановой О.С., Новожиловой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-667/2022 (УИД: 75RS0027-01-2022-000921-43) по иску Пляскиной Елены Владимировны, действующей в своих интересах и в интересах П., В. к администрации городского поселения «Шилкинское» муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края, Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края об установлении факта постоянного проживания, признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения и взыскании выплаты на приобретение жилого помещения,

по кассационной жалобе Пляскиной Елены Владимировны, действующей в своих интересах и в интересах П., В. на решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 19 апреля 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 28 июля 2022 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С.,

судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Пляскина Елена Владимировна (далее – Пляскина Е.В., истец), действующая в своих интересах и в интересах П. (далее – П.), В. (далее – В. И.Д.) обратились в суд с иском к администрации городского поселения «Шилкинское» муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края, Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, в котором просила суд установить факт постоянного проживания Пляскиной Е.В., П. и В. И.Д. в жилом помещении по адресу: <адрес>, признать за ними право на получение выплаты на приобретение жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году. Обязать ответчиков включить истцов в список граждан, жилое помещение которых утрачено в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году. Взыскать с ответчиков в пользу истцов выплату на приобретение жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021г. N362.

В обоснование заявленных требований истец указала, что она и ее дети зарегистрированы и фактически проживали в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, иного жилья в пользовании и собственности не имеют. Вышеуказанный жилой дом принадлежал на праве собственности прабабушке истца Х., умершей ДД.ММ.ГГГГ, после смерти которой Пляскина Е.В. фактически приняла наследство от Х. в виде указанного жилого дома. Дом оказался в зоне чрезвычайной ситуации, возникшей на территории <адрес> в июле 2018 года, пострадал и признан непригодным для проживания. В связи с отсутствием иного жилья, истцы были вынуждены проживать в указанном доме до июля 2021 года, до нового наводнения, в результате которого дом вновь оказался в зоне чрезвычайной ситуации, был поврежден и непригоден для дальнейшей эксплуатации и подлежит сносу. Решением Шилкинского районного суда Забайкальского края от 26 января 2022 г. за Пляскиной Е.В. признано право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. При обращении в установленном порядке с заявлением в администрацию городского поселения «Шилкинское» о включении истца в список граждан, жилое помещение которых утрачено в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края в период 2021 года по городскому поселению «Шилкинское», ей отказано. С данным решением истец не согласна, так как фактически они проживали в жилом доме по вышеуказанному адресу, пользовались им на правах собственников на момент чрезвычайной ситуации и являются пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации.

Решением Шилкинского районного суда Забайкальского края от 19 апреля 2022 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 28 июля 2022 г. исковые требования Пляскиной Е.В., действующей в своих интересах и в интересах П.., В. оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе Пляскина Е.В. просит об отмене решения Шилкинского районного суда Забайкальского края от 19 апреля 2022 г., апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 28 июля 2022 г. и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на доводы, аналогично изложенным в исковом заявлении.

Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Пляскина Е.В., действующая в своих интересах и в интересах П., В. И.Д., представители ответчиков администрации городского поселения «Шилкинское» муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края, Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, сведений о причине неявки не представили.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций, незаконными, исходя из следующего.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июня 2021 г. № 46, с учетом внесенных в него Постановлением Губернатора Забайкальского края от 21 июня 2021 г. № 47 изменений, на территории муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края с 22 июня 2021 г. был введен режим чрезвычайной ситуации.

Постановлением главы администрации городского поселения «Шилкинское» от 22 июля 2021 г. N 292 на территории городского поселения «Шилкинское» введен режим чрезвычайной ситуации.

Постановлением главы администрации городского поселения «Шилкинское» от 25 июля 2021 г. № 293 определены границы зоны действия режима «Чрезвычайная ситуация» в городском поселении «Шилкинское», куда вошел и дом, по адресу: <адрес>

Согласно выписки из ЕГРН от 11 апреля 2022 г., правообладателем жилого помещения по указанному адресу является Х.

Решением Шилкинского районного суда Забайкальского края от 26 января 2022 г., право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> признано за Пляскиной Е.В.

Пляскина Е.В. и ее несовершеннолетние дети В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и П. ДД.ММ.ГГГГ года рождения были зарегистрированы в пострадавшем жилом помещении с 10 октября 2014 г., что подтверждается представленной истицей копией паспорта.

14 марта 2022 г. Пляскина Е.В. обратилась в администрацию городского поселения «Шилкинское» с заявлением о включении ее и её несовершеннолетних детей в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края в период 2021 года.

Администраций городского поселения «Шилкинское» от 18 марта 2022 г. истцу отказано во включении в указанный Список со ссылкой на то, что на основании п.2 постановления Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021 г. N 362 «О некоторых вопросах финансового обеспечения реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями», предельный срок для представления гражданином, жилое помещение которого утрачено или повреждено в результате чрезвычайной ситуации, режим которой введен постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июня 2021 г. «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями», заявления и документов на оказание мер социальной поддержки определен до 1 декабря 2021 г. включительно, т.е. в связи с подачи истцом заявления и документов после срока, установленного в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.

Не согласившись с решением администрации городского поселения «Шилкинское» истец обратилась в суд.

Разрешая спор и отказывая Пляскиной Е.В. в удовлетворении исковых требований о включении в Список семей и граждан, жилое помещение которых утрачено в результате чрезвычайной ситуации, и предоставления им выплат на приобретение жилого помещения, суд первой инстанции исходил из отсутствия у истца такого права со ссылкой на вышеуказанный пункт постановления Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021 г. №362, предусматривающий предельный срок подачи заявления и документов на оказание мер социальной поддержки до 1 декабря 2021 г. включительно. Между тем истец обратилась с таким заявлением 14 марта 2022 г., т.е. с пропуском данного срока.

Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции с указанным выше выводом суда первой инстанции не согласился, указал, что, поскольку Постановление Правительства Забайкальского края N 362, которым установлен предельный срок для подачи заявления и документов на оказание мер социальной поддержки до 1 декабря 2021 г. включительно, принято 14 сентября 2021 г. и вступило в действие 21 сентября 2021 г., оснований для отказа истцу в удовлетворении исковых требований по мотиву пропуска данного срока у суда первой инстанции не имелось, так как данный нормативный акт на отношения, возникшие по поводу повреждения принадлежащего истице жилого помещения, не распространяется.

Также суд апелляционной инстанции указал, что реализация гражданином права на получение государственного жилищного сертификата носит заявительный характер. Именно на основании заявлений граждан, лишившихся жилья вследствие чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия, при условии предоставления ими всех необходимых документов органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которых проживают такие граждане, составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата. На основании этих списков, утвержденных решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, определяется потребность в государственных жилищных сертификатах и Правительством Российской Федерации принимается решение об их выпуске, который осуществляется в течение двух месяцев с момента чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Пляскина Е.В. с заявлением о выдаче ей государственного жилищного сертификата в администрацию городского поселения «Шилкинское» в период с 2018 г. не обращалась.

Исходя из изложенного, учитывая, что постановление Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 561 является действующим, не отменно, истец не лишена права обратиться с заявлением в администрацию городского поселения «Шилкинское» о выдаче ей, а также членам ее семьи государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения в результате наводнения, произошедшего на территории Шилкинского района в июле 2018 г., суд апелляционной инстанции поддержал решение суда первой инстанции об отказе Пляскиной Е.В. в удовлетворении заявленных ею требований.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с принятыми судебными постановлениями суда первой и апелляционной инстанций не находит.

Статьей 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ) определены права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В силу абз. 2 и 7 п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок, условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ, в силу п. 2 ст. 18 названного закона устанавливаются законодательством Российской Федерации и ее субъектов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 г. № 1327 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. (далее – Правила)

В соответствии с подпунктом «а» пункта 5, указанных Правил, трансферты предоставляются, на цели предоставления выплат гражданам, указанным в подпунктах «а» - «в» пункта 6 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений.

Подпунктами «а» и «в» пункта 6 Правил предусмотрены мероприятия, реализуемые в отношении граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, а также граждан, не являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющих регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящихся к членам семей граждан, указанных в подпункте «а» данного пункта, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

К членам семей граждан, указанных в подпункте «а» пункта 6 настоящих Правил, относятся зарегистрированные по месту жительства либо признанные судебным решением, вступившим в законному силу, постоянно проживающими в утраченном жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации, факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями совместно с ними их супруг или супруга, дети и родители этих граждан, а также признанные решением суда членами семей граждан иные лица, если они были вселены в качестве члена семьи в жилое помещение, которое впоследствии было утрачено в результате чрезвычайной ситуации, а также совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта (п. 7 Правил).

В силу п. 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 г. № 1327, мероприятия реализуются однократно в отношении одного утраченного жилого помещения или поврежденного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями.

Аналогичные положения содержит региональное законодательство, а именно Правила предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденные Постановлением Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021 г. N 362 (далее – Правила, утвержденные постановлением Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021. №362).

Согласно подпункту 1 пункта 3 указанных Правил, утвержденных постановлением Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021 г. №362, мерой социальной поддержки гражданам, указанным в подп. 1-3 и 5 п. 4 Правил, утратившим жилые помещения, является предоставление выплат на приобретение ими одного или нескольких жилых помещений.

Согласно подп. 1-3 и 5 п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021 г. №362, право на получение мер социальной поддержки имеют граждане, признанные пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации (далее - граждане):

граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон), или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

граждане, имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

граждане, не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, а также граждане, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

5) граждане, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций (при условии возникновения указанных событий не позднее 1 января 2020 года), право которых на получение мер социальной поддержки (в том числе на получение государственных жилищных сертификатов за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий) установлено судебным решением, вступившим в законную силу, и которые не обеспечены жилыми помещениями в связи с тем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 г. N 1928 «Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями» признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».

В соответствии с п. 19 Правил, утвержденных постановлением Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021 г. №362, (в ред. Постановления Правительства Забайкальского края от 20 декабря 2021 г. N 514) для включения гражданина и членов его семьи в соответствующий Список гражданин не позднее 5 месяцев со дня введения режима чрезвычайной ситуации представляет в администрацию муниципального образования следующие документы: 1) заявление по форме согласно приложению N 3 к настоящим Правилам - в случае направления выплаты на приобретение или строительство жилых помещений, а также в случае предоставления приобретенного или построенного жилого помещения; по форме согласно приложению N 4 к настоящим Правилам - в случае направления выплаты на осуществление капитального ремонта жилого помещения; 2) копии документов, удостоверяющих личность гражданина и членов его семьи; 3) копии документов, подтверждающих статус членов семьи гражданина; 4) копии правоустанавливающих документов на утраченное или поврежденное жилое помещение и (или) на иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания (при наличии), права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; 5) копию решения суда об установлении права на получение мер социальной поддержки (в том числе на получение государственного жилищного сертификата за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий) для граждан, указанных в подпункте 5 пункта 4 настоящих Правил; 6) в письменной форме соответствующее обязательство, предусмотренное пунктами 8 - 10 настоящих Правил.

Пунктом 23 Правил предусмотрено, что гражданам отказывается во включении в соответствующий Список в случае подачи заявления и документов после срока, установленного в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил. Решение об отказе во включении в соответствующий Список должно содержать основания такого отказа, предусмотренные настоящим пунктом.

Согласно представленной в материалы дела копии заявления Пляскиной Е.В. от 14 марта 2022 г., адресованного главе администрации городского поселения «Шилкинское», истец просила включить ее и несовершеннолетних детей П. и В. И.Д. в Список лиц, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории г. Шилки в 2018 г.

Заключением межведомственной комиссии от 23 января 2019 г. , составленным на основании акта обследования помещения - трехквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу в результате произошедшей чрезвычайной ситуации в г. Шилке в 2018 г.

В указанный период времени Пляскина Е.В. носила фамилию Валиулина Е.В., что следует из акта и заключения межведомственной комиссии.

Согласно уведомлениям Росреестра от 8 апреля 2022 г., сведения об объектах недвижимости у истцов Пляскиной Е.В., В. и П., отсутствуют.

В силу п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

В пункте 2 данной статьи определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В целях оказания помощи гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, Правительством Российской Федерации 7 июня 1995 г. принято постановление N 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» (далее – постановление Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. №561).

Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 561 (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент чрезвычайной ситуации) государственные жилищные сертификаты выпускаются для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций.

Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями (абз. 2 п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 561).

Таким образом, право на получение государственного жилищного сертификата и, следовательно, выделение государством помощи в связи с утратой жилого помещения имеют граждане Российской Федерации при одновременном наличии следующих условий: постоянного проживания на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении; регистрации на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении; утраты единственного жилого помещения в результате стихийного бедствия.

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. №561 Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством строительства Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации 10 июля 1995 г. был разработан и утвержден Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов, пунктом 1 которого определено, что государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

В целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по согласованию с эмитентом государственных жилищных сертификатов либо уполномоченным им органом субъекта Российской Федерации, составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение этого сертификата (пункт 2). Для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти следующие документы: заявление о выдаче государственного жилищного сертификата; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу; справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (пункт 3).

Согласно положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. №561 государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями.

В силу пункта 2 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 октября 1995 года N 982, сертификат является свидетельством, удостоверяющим право гражданина Российской Федерации на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения за счет бюджетных ассигнований.

На момент возникновения чрезвычайного обстоятельства в 2018 г. в постановление Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. №561 были внесены изменения. В частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2015 г. N 213 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» редакция пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 561 была уточнена в части условий, при наличии которых граждане приобретают право на получение государственного жилищного сертификата.

В соответствии с абзацем первым пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 № 561 государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из двух человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи три и более человек.

Данной нормой до внесения изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 561 Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2015 г. № 213 не был определен круг лиц, относящихся к членам семьи гражданина, имеющего право на получение государственного жилищного сертификата.

В соответствии с действующей редакцией указанного нормативного правового акта статья 2 Постановления дополнена абзацем третьим следующего содержания: «Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданину, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилое помещение являлось единственным. К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина и его внуки».

Таким образом, из нормативных положений, действовавших на момент чрезвычайной ситуации наводнения, произошедшего на территории Шилкинского района в июле 2018 года, в их взаимосвязи следует, что право на получение государственного жилищного сертификата возникает у граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия, то есть утративших единственное жилое помещение, в котором они проживали. Обязательным условием реализации этого права является обращение таких граждан в компетентные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации с соответствующим заявлением и приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 3 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов.

Другими словами, реализация гражданином права на получение государственного жилищного сертификата носит заявительный характер. Именно на основании заявлений граждан, лишившихся жилья вследствие чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия, при условии предоставления ими всех необходимых документов органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которых проживают такие граждане, составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата. На основании этих списков, утвержденных решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, определяется потребность в государственных жилищных сертификатах и Правительством Российской Федерации принимается решение об их выпуске, который осуществляется в течение двух месяцев с момента чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Пляскина Е.В. с заявлением о выдаче ей государственного жилищного сертификата в администрацию городского поселения «Шилкинское» в период с 2018 г. не обращалась.

Таким образом, учитывая, что постановление Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 561 является действующим, не отменно, истец не лишена права обратиться с заявлением в администрацию городского поселения «Шилкинское» о выдаче ей, а также членам ее семьи государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения в результате наводнения, произошедшего на территории Шилкинского района в июле 2018 г.

При этом, как верно установил суд апелляционной инстанции, право на получение и предоставление мер социальной поддержки истцу, предусмотренных постановлением Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021 г. №362, у истца не возникло, поскольку данное постановление к правоотношениям, возникшим до 14 сентября 2021 года, то есть до его принятия, к отношениям сторон не применимо, поскольку затопление дома истца произошло в 2018 году истец не вправе требовать предоставления мер социальной поддержки на основании постановления Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021 г. №362 в части предоставления выплаты на строительство жилого помещения.

Доводы кассационной жалобы были предметом оценки суда апелляционной инстанции, с которой суд кассационной инстанции согласен, эти доводы основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на оспаривание выводов судов, а также на иную оценку доказательств, исследованных судом по правилам статей 12, 56, 67 ГПК РФ, и не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, допущенных судами первой и второй инстанций при вынесении оспариваемых судебных актов.

Принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 19 апреля 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 28 июля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Пляскиной Елены Владимировны, действующей в своих интересах и в интересах П., В. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

8Г-22802/2022 [88-701/2023 - (88-24765/2022)]

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Министерство строительства дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края
Администрация городского поселения Шилкинское
Администрация МР Шилкинский район
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
8kas.sudrf.ru
10.01.2023Судебное заседание
10.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее