Решение по делу № 33-5218/2019 от 03.12.2019

Председательствующий по делусудья Терновая Ю.В. Дело № 33-5218/2019(Дело в суде первой инстанции № 2-943/2019УИД 75RS0027-01-2019-001114-95)

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

    председательствующего судьи Казакевич Ю.А.,

    судей Подшиваловой Н.С., Радюк С.Ю.,

    при секретаре Дашицыреновой С.Б.

    рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 24 декабря 2019 г. гражданское дело по иску Зенкова И. А. к администрации городского поселения «Шилкинское», администрации муниципального района «Шилкинский район», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Министерству территориального развития Забайкальского края, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю, Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании права на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации, обязании совершить определенные действия,

    по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации городского поселения «Шилкинское» Сиволап С.Н.,

    на решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 3 октября 2019 г., которым постановлено:

    «Исковые требования Зенкова И. А. удовлетворить.

    Признать за Зенковым И. А. право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации в результате выпадения значительного количества осадков, повышения уровня реки Кия выше неблагоприятных отметок и подтоплением городского поселения «Шилкинское» Шилкинского района Забайкальского края.

    Обязать Администрацию городского поселения «Шилкинское» Шилкинского района Забайкальского края включить Зенкова И. А. в список граждан на получение государственного жилищного сертификата, в связи с утратой жилого помещения в результате выпадения значительного количества осадков, повышения уровня реки Кия выше неблагоприятных отметок и подтоплением городского поселения «Шилкинское» Шилкинского района Забайкальского края».

    Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Подшиваловой Н.С., судебная коллегия,

    УСТАНОВИЛА:

    Зенков И.А. обратился в суд с иском, в обоснование которого указал на следующие обстоятельства. Истец является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Указанный жилой дом попал в зону подтопления в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими на территории Забайкальского края в июле 2018 г. В результате чрезвычайной ситуации принадлежащее истцу жилое помещение стало непригодным для дальнейшего проживания. Между тем заключением межведомственной комиссии от 05.09.2018 установлено, что жилой дом находится в ограниченно-работоспособном состоянии, требует капитального ремонта. Не согласившись с указанным заключением, истец обратился в экспертное учреждение, согласно заключению которого жилой дом является непригодным для проживания, находится в аварийном состоянии. На повторное обращение в администрацию городского поселения «Шилкинское», 23 августа 2019 г. истец получил отказ во включении в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, на получение государственного жилищного сертификата, со ссылкой на заключение межведомственной комиссии. Полагая данный отказ незаконным, истец просил суд признать за ним право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации; обязать администрацию городского поселения «Шилкинское» включить в список граждан, лишившихся жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации (л.д. 3-4).

    В порядке подготовки к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация муниципального района «Шилкинский район», Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Правительство Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края, Министерство территориального развития Забайкальского края, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю, Правительство Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (л.д. 1-2)

    3 октября 2019 г. судом постановлено приведенное решение об удовлетворении заявленных требований (л.д. 124-132).

    Не согласившись с решением суда, глава администрации городского поселения «Шилкинское» Сиволап С.Н. в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене. В обоснование доводов жалобы указывает, что на основании акта обследования, экспертного заключения АНО «<данные изъяты>» межведомственная комиссия пришла к выводу, что жилой дом, в котором расположена принадлежащая истцу квартира, требует проведения капитального ремонта. При проведении обследования жилого дома эксперты АНО «<данные изъяты>» применяли Порядок проведения обследования технического состояния объектов, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, утвержденный Приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 02.08.2002 № 167, по которому определяется степень повреждения объекта, которая должна превышать 60 %. Указывает, что при составлении представленного истцом в материалы дела технического заключения экспертного центра «<данные изъяты>» был определен физический износ конструктивных элементов здания, процент повреждения жилого дома в результате чрезвычайной ситуации в заключении не определен. Ввиду указанного, по мнению представителя ответчика, названное заключение не может служить достоверным доказательством, подтверждающим то обстоятельство, что жилое помещение стало непригодным для проживания именно вследствие чрезвычайной ситуации. Обращает внимание, что на основании указанного заключения экспертного центра «<данные изъяты>» <Дата> межведомственной комиссией принято решение о признании жилого дома непригодным для проживания в связи с физическим износом здания (л.д. 139-141).

    Ответчики в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении слушания дела не заявили. От представителя ответчика администрации городского поселения «Шилкинское» Семёновой Н.А. поступило ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

    Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца Зекова И.А., судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия находит, что в настоящем деле такого характера нарушения судом первой инстанции были допущены.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

В пункте 2 данной статьи определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В целях оказания помощи гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, Правительством Российской Федерации 7 июня 1995г. принято постановление № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий».

Пунктом 1 названного постановления для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, признан необходимым выпуск государственных жилищных сертификатов. Государственные жилищные сертификаты выдаются на основании решения Правительства Российской Федерации (абзац второй пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. № 561).

В соответствии с пунктом 2 Постановления в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями следующих условий: постоянное проживание в утраченном жилом помещении; регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении.

Во исполнение постановления Правительства РФ №561 Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством строительства Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации 10 июля 1995 г. был разработан и утвержден Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов (далее - Порядок), пунктом 1 которого определено, что государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

Установлено, что постановлением Губернатора Забайкальского края от 09 июля 2018 г. № 45 в связи с выпадением большого количества осадков, приведшим к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, с 9 июля 2018 г. на территории Забайкальского края введен режим чрезвычайной ситуации.

В ходе рассмотрения дела не оспаривалось, что в зону подтопления в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края, попал жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.

    Истец Зенков И.А. на основании решения Шилкинского районного суда от <Дата> является собственником квартиры расположенной в вышеназванном жилом доме. Право собственности зарегистрировано в установленном порядке <Дата> (л.д. 6).

Факт постоянного проживания истца по указанному адресу, в том числе, и на момент чрезвычайной ситуации, как следует из материалов дела, ответчиками не оспаривался.

    На обращение Зенкова И.А. за оказанием меры социальной поддержки администрацией городского поселения «Шилкинское» 15 августа 2018 г. дан ответ об отказе во включении в списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, ввиду того, что по результатам проведенного обследования жилищной комиссией принято решение о том, что жилой <адрес> требует капитального ремонта (л.д. 91).

    Разрешая возникший спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что истцом соблюдены необходимые условия для включения его в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате наводнения на получение государственного жилищного сертификата. При этом суд исходил из того, что тот факт, что непосредственно после паводка жилое помещение, принадлежащее истцу, не было признано непригодным для проживания, а требовало проведение ремонта, не должен нарушать его жилищные права, поскольку представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что разрушительное воздействие паводка на конструкции дома стало проявляться с течением времени, когда полы и стены жилого помещения пропитались влагой и начали деформироваться и разрушаться.

    С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку он основан на неправильном толковании и применении норм материального права и не соответствует обстоятельствам дела.

Так, из содержания положений вышеперечисленных нормативных правовых актов в их взаимосвязи следует, что государством гарантировано право на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения гражданам Российской Федерации, утратившим жилое помещение по независящим от них обстоятельствам, повлекшим невозможность дальнейшего использования утраченного жилого помещения в связи с разрушением, либо в случаях, когда его дальнейшее использование может создать угрозу для жизни, здоровья и имущества собственника жилого помещения и членов его семьи.

То есть, нормы Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" направлены на защиту прав собственников и нанимателей жилых помещений, которые были утрачены ими в связи с чрезвычайной ситуацией.

Между тем, вопреки выводам суда, достоверных и допустимых доказательств тому, что имеющиеся повреждения жилого дома произошли в результате паводка, в материалы дела не представлено.

Так, согласно экспертному заключению АНО «<данные изъяты>» от <Дата> техническое состояние жилого дома по адресу: <адрес> характеризуется повреждениями и дефектами, приведшими к некоторому снижению несущей способности, но при этом отсутствует опасность внезапного разрушения. Конструктивные элементы здания находятся в ограниченно-работоспособном состоянии. Нормальное функционирование конструкций возможно после проведения ремонта (л.д. 99-105).

Из представленного в материалы дела акта обследования от <Дата>, проведенного межведомственной комиссией, следует, что в результате воздействия паводка, произошедшего в июле 2018 года степень повреждения кв. достигла 45,2 %, произошло намокание фундамента и стен, трещины в штукатурном слое на наружных стенках на фасаде, частичное разрушение штукатурки в нижней части стены (л.д. 111-113).

По результатам рассмотрения указанных документов межведомственной комиссией <Дата> постановлено заключение , согласно которому жилой дом по адресу: <адрес> требует капитального ремонта (л.д. 114-116).

Судом первой инстанции также установлено, что на основании заявления жильца <адрес> Г. Экспертным центром «<данные изъяты>» проведено повторное исследование технического состояния указанного жилого дома.

Согласно экспертному заключению от <Дата> жилой дом по адресу: <адрес> является непригодным к проживанию, находится в аварийном состоянии (л.д. 44-76)

В результате обследования технического состояния здания экспертом установлено, что дом попадал в зону затопления летом 2018 года, о чем свидетельствуют следы уровня паводковых вод на поверхности стен. На наружной поверхности стен произошло разрушение защитного слоя (штукатурки). Образование щелей, трещин, плесени свидетельствуют о нарушении требований п. 9.19 СП 55.13330.2016. Свод правил. Дома жилы одноквартирные. Отражающие конструкции дома не соответствуют требованиям п. 9.19 СП 55.13330.2016. Обнаружены многочисленные трещины в кладке из шлакоблоков. По всем наружным стенам зафиксирована просадка стен, горизонтальные трещины, отрыв плинтусов от пола. Материал наружных стен утратил прочностные и теплоизоляционные свойства. Наружные стены дома из шлакоблоков находятся в аварийном состоянии. Перекрытие над помещениями дома, отделка стен и потолков, полы, двери, печь находятся в недопустимом состоянии, окна – в ограниченно работоспособном состоянии. Облицовка конька на крыше жилого дома имеет деформации. По всей площади кровли трещины на асбестоцементных листках. На конструкции крыши видны следы образования протечек. Примыкание кровли к дымовым трубам разрушено. Кровля и конструкция крыши жилого дома находятся в недопустимом состоянии.

Из акта обследования от <Дата>, проведенного межведомственной комиссией, следует, что при визуальном осмотре обнаружено: разломы в штукатурке и кладки у основания наружных стен, отклонение от вертикали наружной поверхности стен, провисание перекрытия, следы обрушения и трещины по штукатурке стен и потолка, отклонение поверхности пола от горизонтали, образование плесени на лагах пола, прогиб диагонального стропила вальмовой крыши и разрушение асбестоцементных листов кровли (л.д. 13-14).

В заключении от <Дата> , составленном на основании экспертного заключения - от <Дата>, межведомственная комиссия пришла к выводу, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> непригодно для проживания (л.д. 15-16).

Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> (далее Положение).

Пунктом 7 Положения определено, что уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан является межведомственная комиссия.

Оценка соответствия помещения установленным в положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции (содержание п. 42 Положения в редакции на момент спорных правоотношений).

В соответствии с главой 4 Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий", утвержденных МЧС России 03.10.2014 N 2-4-87-24-7, в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, жилые дома, получившие повреждения в результате землетрясений, аварий, пожара, стихийного бедствия, являются непригодными для проживания в том случае, если проведение восстановительных работ технически невозможно или нецелесообразно с экономической точки зрения.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления создает в установленном порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального (муниципального) жилищного контроля.

Для рассмотрения вопроса о непригодности помещения для проживания заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы: а) заявление от гражданина, чье жилое помещение повреждено в результате произошедшей чрезвычайной ситуации, собственноручно написанное и подписанное заявителем (Приложение N 1); б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение (свидетельство о праве собственности или договор социального найма); в) заключения специализированной, проектно-изыскательской организации (обязательно).

Комиссия на основании заявления собственника помещения или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным требованиям и признает жилое помещение непригодным (пригодным) для проживания.

На основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти, орган местного самоуправления составляет список (реестр) домов, признанных непригодными для проживания и издает распоряжение о признании домов непригодными для проживания (в приложении к этому распоряжению приводится список (реестр) домов).

Из правовой позиции Верхового Суда Российской Федерации, изложенной в п.1 «Обзора судебной практик и по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, следует, что вопросы признания жилых помещений непригодными относятся к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой органом местного самоуправления или органом исполнительной власти.

В Обзоре указано, что решение межведомственной комиссии по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным, а также действие (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде в установленном законодательством порядке.

Как было указано выше согласно заключению межведомственной комиссии администрации городского поселения «Шилкинское» от <Дата> жилой дом по адресу: <адрес> требует капитального ремонта (л.д. 114-116).

Из акта межведомственной комиссии и заключения об оценке соответствия помещения многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении, от <Дата> следует, что жилое помещение истца непригодно для проживания. При этом, выводов относительно причин, по которым жилое помещение приведено в состояние, непригодное для проживания, в данных документах не содержится.

Из содержания экспертного заключения - от <Дата> следует, что оно основано на результатах обследования многоквартирного жилого дома, проведенного после произошедшего затопления, и содержит вывод о непригодности жилого помещения для проживания. При этом, выводов относительно того, явилось ли это следствием паводка, либо отсутствием необходимых ремонтных работ по устранению последствий паводка, своевременному отводу воды, просушке конструкций, либо явилось следствием ветхости здания в связи с длительным сроком эксплуатации, заключение также не содержит.

Следовательно, межведомственной комиссией органа местного самоуправления как непосредственно после затопления, так и после проведенной в 2019 г. экспертизы установлено, что чрезвычайная ситуация не явилась следствием повреждения жилого помещения, принадлежащего истцу, что исключает право на государственную социальную поддержку в виде получения государственного жилищного сертификата.

Иных документов, из которых возможно сделать вывод, что жилое помещение, в котором проживает истец, пришло в непригодное для проживания состояние вследствие чрезвычайной ситуации в материалы дела не представлено.

При таких данных у суда первой инстанции отсутствовали законные основания для удовлетворения иска, в связи с чем постановленное решение подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

    ОПРЕДЕЛИЛА:

    решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 3 октября 2019 г. отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Зенкова Игоря Андреевича о включении в список граждан, лишившихся жилых помещений вследствие чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края в июле 2018 года, признании права на получение государственного жилищного сертификата отказать.

    Председательствующий:                                               Ю.А. Казакевич

Судьи:                                                                             Н.С. Подшивалова

                                                                                         С.Ю. Радюк

05.12.2019Передача дела судье
05.12.2019Судебное заседание
10.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.01.2020Передано в экспедицию
24.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее