Дело №
25RS0№-84
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 января 2024 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес>, в составе председательствующего судьи Рыбаковой В.А.,
при секретаре фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску фио к администрации <адрес> о признании права на дополнительное пенсионное обеспечение и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
фио обратился в суд с иском к администрации <адрес>, с учетом уточнений исковых требований, указал, что он уволен с должности начальника управления международных отношений и туризма администрации <адрес>, стаж муниципальной службы составил 20 лет, муниципальная пенсия установлена Решением №-пр от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ. Муниципальная пенсия установлена с ДД.ММ.ГГГГ решением об установлении (приостановлении, возобновлении, прекращении) выплаты пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии в соответствии с Положением о пенсионном обеспечении муниципальных служащих органов местного самоуправления <адрес>, муниципального органа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-<адрес> принятие муниципального правового акта от ДД.ММ.ГГГГ №-МПА, установившего новый порядок индексации пенсии за выслугу лет, пенсия, выплачиваемая фио, подлежит перерасчету.
В обоснование иска указал, что осуществление органами местного самоуправления полномочий по утверждению порядка назначения и выплате пенсии за выслугу лет для муниципальных служащих не произвольно. Юридическая природа пенсии за выслугу лет для муниципальных служащих аналогична пенсии за выслугу лет для государственных служащих субъекта Российской Федерации. Следовательно, правила назначения пенсии за выслугу лет должны быть аналогичными правилам назначения пенсии за выслугу лет для государственных служащих субъекта Российской Федерации, а именно ее размер должен исчисляться индивидуально, с учетом должности муниципальной службы, денежного содержания муниципального служащего, продолжительности стажа муниципальной службы, с применением повышающих коэффициентов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и не может быть различным для государственных служащих субъекта Российской Федерации и муниципальных служащих в одном Субъекте Российской Федерации. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом от 02.03.2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (пункт 2 статьи 2 Закона №-КЗ). В области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами <адрес> (пункт 1 статьи 14 Закона №-КЗ).
Порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления и муниципальном органе <адрес> определен муниципальным правовым актом <адрес> от 07.03.2006г. №-МПА «Положения о пенсионном обеспечении муниципальных служащих органов местного самоуправления <адрес>, муниципального органа <адрес>». Муниципальным правовым актом <адрес> от 04.05.2023г. №-МПА в Положение внесены изменения, ранее выявленные коррупционные факторы устранены. В силу пункта 4 раздела 4.1 Положения, пенсии за выслугу лет муниципальным служащим индексируются при индексации размеров должностных окладов по должностям муниципальной службы на индекс должностного оклада в соответствии с муниципальными правовыми актами <адрес> об индексации на соответствующий год.
Муниципальным правовым актом <адрес> от 04.05.2023г. №-МПА установлено, что со дня его официального опубликования акта 04.05.2023г. размер пенсии за выслугу лет не может быть менее 7 567 рублей независимо от даты ее установления. Исходя из стажа муниципальной службы 20 лет, с учетом трудовой пенсии по старости в размере 18 953, 09 рублей, установлено 60 процентов ежемесячного денежного содержания. Ежемесячное денежное содержание, из которого исчисляемая пенсия за выслугу лет составляет 31 588, 48 рублей, в т.ч. должностной оклад 7 051 рубль.
Истец обратился в администрацию <адрес> с заявлением, в котором просил произвести расчет пенсии за выслугу лет в соответствии требованиями статьи <адрес> от 07.06.2012г. №-КЗ «О государственной гражданской службе <адрес>» (далее - Закон №-КЗ) и нормами МПА <адрес> от 07.03.2006г. №-МПА «Положения о пенсионном обеспечении муниципальных служащих органов местного самоуправления <адрес>, муниципального органа <адрес>».
В ответе от 25.01.2023г. №-ог на вх. №-с/2 от 09.01.2023г. администрация <адрес> в удовлетворении заявления отказала, сославшись на то, что пересчет пенсии за выслугу лет возможен в случае наступления обстоятельств, предусмотренных пунктом 5 раздела 2 Положения.
По мнению истца, пенсия за выслугу лет ему подлежит назначению при условии стажа муниципальной службы 15 лет 6 месяцев. Между тем, истец проработал в администрации <адрес> сверх указанного стажа муниципальной службы проработал 5 лет, а потому ему полагается 60 процентов ежемесячного денежного содержания.
Ссылаясь ан положения пункта 5 раздела 2 Положения, указывает, что перерасчет размера пенсии за выслугу лет муниципальному служащему производится с применением положений пунктов 2 и 4 раздела 2 в случае последующего после назначения пенсии за выслугу лет увеличения продолжительности стажа муниципальной службы, с учетом которого определяется размер пенсии за выслугу лет, и (или) замещения должностей муниципальной службы с более высоким должностным окладом не менее 12 полных месяцев. Указанные положения применяются в том случае, когда у заявителя изменился стаж муниципальной службы, который рассчитывается в порядке, определенном положениям статьи 25 ФЗ о муниципальной службе, и не имеют правового значения для разрешения настоящего спора, поскольку регулируют иные правоотношения.
Истец основывает свои требования не на неправильности определения ему стажа муниципальной службы, а неправильности применения коэффициентов при расчете и назначении пенсии за выслугу лет, а именно неприменения повышающего коэффициента и районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в местностях с особыми климатическими условиями, установленные законодательством Российской Федерации, предусмотренных пунктом 4 раздела 2 Положения, при расчете размера пенсии за выслугу лет муниципальному служащему. С учетом имеющей место правоприменительной практики администрации города, приводящей к ограничению прав муниципальных служащих на получение дополнительного пенсионного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет, которые ставятся в зависимость от периода выхода муниципального служащего на пенсию, положения МПА <адрес> от 07.03.2006г. №-МПА «Положения о пенсионном обеспечении муниципальных служащих органов местного самоуправления <адрес>, муниципального органа <адрес>», в этой части противоречит федеральному и региональному законодательству, регулирующему вопросы пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, то есть актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем не подлежит применению при рассмотрении настоящего спора.
Истцу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГгод произведен неправильный расчет и назначение размера пенсии за выслугу лет, в связи с чем заявителю за указанный период не доплачена пенсия за выслугу лет в общей сумме 1 657 705 рублей 30 копеек.
На основании изложенного истец просит суд признать за ним право на получение ежемесячного дополнительного пенсионного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет на основании пункта 4 Раздела 2 МПА <адрес> от 07.063.2006 №-МПА «Положения о пенсионном обеспечении муниципальных служащих органов местного самоуправления <адрес>, муниципального органа <адрес>». Возложить на администрацию <адрес> в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу выплатить недоплаченную за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ дополнительное пенсионное обеспечение в виде пенсии за выслугу лет в общей сумме 1 657 705,30 рублей. Возложить на администрацию <адрес>, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, производить истцу выплату ежемесячного дополнительного пенсионного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет с учетом индексации и повышающих коэффициентов, предусмотренных пунктом 4 раздела 2 МПА <адрес> от 07.03.2006г. №-МПА «Положения о пенсионном обеспечении муниципальных служащих органов местного самоуправления <адрес>, муниципального органа <адрес>», но не менее 67 574, 08 рублей.
В судебном заседании истец настаивал на доводах иска, с учетом изменений. Просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика администрации <адрес> по доверенности фио возражала против удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме, по доводам и основаниям, изложенным в письменных возражениях. Суду пояснила, что оснований для перерасчета пенсии за выслугу лет истцом не имеется. Перерасчет пенсии на основании судебного акта не предусмотрено. В связи с отсутствием правовых и фактических оснований для перерасчета фио пенсии за выслугу лет, просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав стороны, изучив представленные материалы дела, давая оценку фактическим обстоятельствам дела, всем имеющимся доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу положений статьи 42 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).
Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлено, что условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Таким образом, в рамках действующего правового регулирования полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности муниципальных служащих субъектов Российской Федерации, возложено федеральным законодателем на субъекты Российской Федерации, которые впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан Российской Федерации, муниципальной службы, порядок пенсионного обеспечения, вправе самостоятельно устанавливать условия и порядок пенсионного обеспечения за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий государственным служащим, в том числе пенсию за выслугу лет, но с учетом общих требований, установленных федеральным законом.
Порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления и муниципальном органе <адрес> определен муниципальным правовым актом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №- МПА «Положение о пенсионном обеспечении муниципальных служащих органов местного самоуправления <адрес>, муниципального органа <адрес>» (далее по тексту – Положение).
Согласно п.4.1 Положения, пенсии за выслугу лет муниципальным служащим индексируются при увеличении (индексации) размеров должностных окладов по должностям муниципальной службы на индекс увеличения должностного оклада в соответствии с муниципальными правовыми актами <адрес> об индексации на соответствующий год.
Муниципальным правовым актом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-МПА в Положение внесены изменения.
Так, в соответствии с пунктом 4 Раздела 3 Положения, пенсия за выслугу лет устанавливается и выплачивается со дня подачи заявления, но не ранее чем со дня назначения страховой пенсии по старости (инвалидности), предусмотренной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (за исключением случаев, установленных абзацем 8 пункта 1 раздела 1 настоящего Положения), и не ранее дня, следующего за днем расторжения трудового договора с муниципальным служащим.
Из пункта 4 Раздела 4.1 Положения, пенсии за выслугу лет муниципальным служащим индексируются при индексации размеров должностных окладов по должностям муниципальной службы на индекс должностного оклада в соответствии с муниципальными правовыми актами <адрес> об индексации на соответствующий год.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами в судебном заседании, что фио, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уволен с должности начальника управления международных отношений и туризма администрации <адрес>. Стаж муниципальной службы составил 20 лет, муниципальная пенсия установлена Решением №-пр от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование исковых требований истец указывает, что в связи с принятием муниципального правового акта от ДД.ММ.ГГГГ №-МПА, установившего новый порядок индексации пенсии за выслугу лет, пенсия, выплачиваемая фио, подлежит перерасчету.
Согласно пункту 1 раздела 2 Положения, муниципальному служащему назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 1 к настоящему муниципальному правовому акту, в размере 45 процентов среднемесячного денежного содержания муниципального служащего за вычетом фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
За каждый полный год стажа муниципальной службы сверх указанного стажа пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного денежного содержания. При этом, общая сумма пенсии за выслугу лет, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии не может превышать 75 процентов среднемесячного денежного содержания муниципального служащего, определенного в соответствии с пунктом 4 настоящего раздела.
В соответствии с пунктом 4 Раздела 2 Положения, размер среднего месячного денежного содержания, исходя из которого муниципальному служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,8 должностного оклада по замещаемой должности муниципальной службы, на которые начисляется районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за работу в местностях с особыми климатическими условиями.
В соответствии с пунктом 4 раздела 3 Положения, пенсия за выслугу лет устанавливается и выплачивается со дня подачи заявления, но не ранее чем со дня назначения страховой пенсии по старости (инвалидности), предусмотренной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и не ранее дня, следующего за днем расторжения трудового договора с муниципальным служащим.
Решением комиссии по установлению пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Владивостокского городского округа (протокол ДД.ММ.ГГГГ №-пр) фио назначена пенсия за выслугу лет с 12.03.2015г. в размере 3 016,14 рублей.
Муниципальным правовым актом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-МПА «О внесении изменений в муниципальный правовой акт <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-МПА «Положение о пенсионном обеспечении муниципальных служащих органов местного самоуправления <адрес>, муниципального органа <адрес>» установлено, что размер пенсии за выслугу лет не может быть менее 7 567 рублей независимо от даты ее установления.
Решением комиссии по установлению пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Владивостокского городского округа (протокол от ДД.ММ.ГГГГ № фио с ДД.ММ.ГГГГ установлен размер пенсии за выслугу лет 7 567 рублей, тогда как на ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии за выслугу лет составляла 4 230,69 рублей, что подтверждено материалами дела и не оспаривалось в судебном заседании.
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об индексации пенсии за выслугу лет муниципальным служащим органов местного самоуправления <адрес>, муниципального органа <адрес>» фио с ДД.ММ.ГГГГ произведена индексация пенсии за выслугу лет путем увеличения в 1,109 раза. В связи с индексацией размер пенсии за выслугу лет составил 8 391,80 рублей.
В соответствии с пунктом 5 раздела 2 Положения, перерасчет размера пенсии за выслугу лет муниципальному служащему производится с применением положений пунктов 2 и 4 настоящего раздела в случае последующего после назначения пенсии за выслугу лет увеличения продолжительности стажа муниципальной службы, с учетом которого определяется размер пенсии за выслугу лет, и (или) замещения должностей муниципальной службы с более высоким должностным окладом не менее 12 полных месяцев.
Действующий порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления и муниципальном органе <адрес>, иных оснований перерасчета пенсий, чем предусмотрено пунктом 5 раздела 2 Положения, не предусматривает.
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, статьями 11, 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «О муниципальной службе в <адрес>», Положением об условиях пенсионного обеспечения муниципальных служащих Владивостокского городского округа, утвержденным решением Думы Владивостокского городского округа Правовым актом от ДД.ММ.ГГГГ №-МПА о внесении изменений в муниципальный правовой акт <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-МПА, и исходя из того, что пенсия за выслугу лет является дополнительным пенсионным обеспечением муниципальных служащих, осуществляемым за счет средств муниципального бюджета, правовое регулирование данного вида пенсионного обеспечения отнесено к компетенции органов местного самоуправления и обеспечивается за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, в связи с чем они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
Из вышеизложенного следует, что пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленной страховой пенсии в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, условия и порядок выплаты такой пенсии определяются актами органов самоуправления, в связи с чем дополнительная выплаты производятся с учетом бюджетных возможностей соответствующих муниципальных образований правил исчисления таких пенсий.
Доводы истца о неверном расчете ответчиком индексации пенсии за выслугу лет основан на неверном толковании норм права.
Пенсия за выслугу лет муниципальным служащим выплачивается дополнительно к установленной страховой пенсии. Условия и порядок выплаты такой пенсии определяются актами органов местного самоуправления. Само по себе изменение размера повышающего коэффициента и районного коэффициента, применяемого к пенсиям за выслугу лет гражданам, уволенным с муниципальной службы, не влечет возникновение обязанности по выплате последнему пенсии за выслугу лет, исходя из размера коэффициента в ином размере, чем установлено указанным выше МПА.
Разрешая заявленные требования фио, учитывая установленные по делу обстоятельства и приведенные выше положения закона, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26.01.2024░.