Дело № 2а- 2502/ 2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 октября 2021 года г. Оренбург
Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Ерш Е.Н.,
при секретаре Алексеевой А.Н.,
с участием представителя административного истца Градской Н.Н.,
представителя административного ответчика Тулуповой Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лебедева Юрия Геннадьевича к администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Лебедев Ю.Г. обратился с административным иском в суд к администрации МО Оренбургский район Оренбургской области, указав, что является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 1000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: малоэтажное строительство танхаусов, по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от 09.04.2018 года.
07.04.2021 года административный истец обратился в отдел архитектуры и градостроительства администрации МО Оренбургский район с уведомлением о планируемом строительстве объекта ИЖС на принадлежащем ему земельном участке.
12.04.2021 года административным ответчиком было выдано уведомление № 1-2/1/3-42 о недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке, поскольку земельный участок с кадастровым номером № согласно Правилам землепользования и застройки МО Весенний сельсовет расположен в территориальной зоне Р-1. Зона городских парков, скверов, садов, бульваров. Строительство объекта ИЖС не предусмотрено в данной зоне.
Считая отказ администрации незаконным, административный истец, уточнив исковые требования, просит признать незаконной выдачу уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке № 1-2/1/3-42 от 12.04.2021 года, обязать административного ответчика выдать уведомление о допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м., по адресу: <адрес>.
Административный истец Лебедев Ю.Г. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца Градская Н.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель административного ответчика Тулупова Ю.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск и дополнениях к нему.
Представитель заинтересованного лица администрации МО Весенний сельсовет Оренбургского района в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке, определенном ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Заслушав пояснения представителя административного истца Градской Н.Н., представителя административного ответчика Тулуповой Ю.Е., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Из положений части 1 статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, входящих в состав главы 22 указанного Кодекса, следует, что для признания решения, действия (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения этим прав и законных интересов гражданина. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении заявления о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Пунктом 6 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится, в частности, ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности в части, касающейся осуществления градостроительной деятельности на территориях городских округов, и предоставление сведений, документов и материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.
Материалами дела установлено, что Лебедев Ю.Г. является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 1000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: малоэтажное строительство танхаусов, по адресу: <адрес>
Право собственности зарегистрировано 16.04.2018 года.
Постановлением администрации МО Оренбургский район Оренбургской области № 457-п от 05.04.2017 года утвержден градостроительный план земельного участка № RU56521304-050 от 22.03.2017 года, в котором указано, что разрешенное использование рассматриваемого земельного участка «малоэтажное строительство танхаусов».
В пункте 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам.
Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в котором указывает сведения, перечисленные в пунктах 1 - 9 части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и к которому прилагает документы, перечисленные в части 3 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Уполномоченный орган местного самоуправления по результатам проверки уведомления застройщика вправе составить уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве (реконструкции) параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве (реконструкции) (пункт 2 части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ).
07.04.2021 года Лебедев Ю.Г. обратился в отдел архитектуры и градостроительства администрации МО Оренбургский район с уведомлением о планируемом строительстве двухэтажного жилого дома, площадью 300 кв.м., на вышеуказанном земельном участке.
12.04.2021 года администрацией МО Оренбургский район было выдано уведомление № 1-2/1/3-42 о недопустимости размещения объекта ИЖС на спорном земельном участке, поскольку участок с кадастровым номером № согласно Правилам землепользования и застройки МО Весенний сельсовет расположен в территориальной зоне Р-1. Зона городских парков, скверов, садов, бульваров. Строительство объекта ИЖС не предусмотрено в данной зоне.
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли различных категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде установления особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации для охранных зон.
Решением Совета депутатов МО Весенний сельсовет Оренбургского района от 29.12.2014 года №141 утверждены Правила застройки и землепользования МО Весенний сельсовет Оренбургского района Оренбургской области.
В Правила застройки и землепользования МО Весенний сельсовет Оренбургского района Оренбургской области неоднократно вносились изменения, в настоящее время они действуют в редакции решения Совета депутатов МО Весенний сельсовет Оренбургского района от 28.04.2020 года №190.
Ранее, на основании решения Совета депутатов МО Весенний сельсовет Оренбургского района от 18.11.2018 года №139 одновременно с внесением изменений в Правила застройки и землепользования МО Весенний сельсовет Оренбургского района Оренбургской области внесены изменения в Генеральный план МО Весенний сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, утвержденный решением Совета депутатов МО Весенний сельсовет Оренбургского района от 18.11.2013 года №100, в соответствии с которыми в зоне Ж-2 «Зона жилой застройки» выделены земельные участки, которые вошли в проекты планировки и межевания территории под зону благоустройства, в том числе земельный участок истца с кадастровым номером №
Спорный земельный участок в соответствии с утвержденным проектом планировки территории постановлением главы от 15.05.2013 года № 126-п, документами территориального планирования (Генерального плана, Правил землепользования и застройки) МО Весенний сельсовет Оренбургского района Оренбургской области находится в зоне «Р-1. Рекреационные зоны. Зона городских парков, скверов, садов, бульваров». Градостроительные регламенты могут быть распространены на земельные участки данной зоны только в случае, когда части территорий общего пользования (городских парков,скверов, бульваров) переведены в установленном порядке на основании проектов планировки из состава территорий общего пользования в иные территории, на которые распространяется действие градостроительных регламентов. В иных случаях (применительно к частям территории в пределах данной зоны, которые относятся к территории общего пользования, отграниченной от иных территорий красными линиями) градостроительный регламент не распространяется и их использование определяется уполномоченными органами в индивидуальном порядке в соответствии с целевым назначением.
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли различных категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В соответствии с частью 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки в составе рекреационных зон (участки, занятые городскими лесами, парками, садами), в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых природных территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно установленным законодательством целям использования территорий общего пользования и запрета на приватизацию данных земель такие земли не могут быть переданы для строительства объектов недвижимости, поскольку их использование направлено на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам и зонам общего пользования, в том числе зеленым зонам, природным объектам, предназначенным для удовлетворения общих интересов населения. Данная правовая позиция изложена в пункте 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (32017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 15 ноября 2017 года.
Генеральные планы городских округов являются документами долгосрочного территориального планирования и включают карту функциональных зон поселения (часть 11 статьи 9, пункт 3 части 1 статьи 18, пункт 4 части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, установленное территориальное зонирование в функциональной зоне Р-1 не ограничивает использование административным истцом земельного участка по назначению.
Однако в силу части 9 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция и расширение существующего объекта капитального строительства, а также строительство нового объекта на данном земельном участке могут быть осуществлены только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом.
Таким образом, действующее законодательство разрешает использование ранее предоставленного земельного участка или объекта капитального строительства без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, однако реконструкция существующих объектов возможна лишь путем приведения их в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке проекта генерального плана, а также решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки и их утверждения регламентирован статьями 31 и 32 Градостроительного кодекса, порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки - статьей 33 названного Кодекса.
Согласно части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: 1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; 2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
Одним из оснований для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является поступление предложений об изменении границ территориальных зон от физических или юридических лиц в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений (пункт 2 части 2, пункт 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Данное предложение согласно части 4 статьи 33 названного Кодекса в течение 30 дней подлежит рассмотрению комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки, которая направляет главе местной администрации заключение о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения.
Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (часть 5 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, учитывая, что в соответствии с действующими на территории МО Весенний сельсовет Оренбургского района Правилами землепользования и застройки строительство объекта индивидуального жилищного строительства на данном земельном участке в качестве основного или условно разрешенного вида использования не предусмотрено, суд приходит к выводу о наличии у административного ответчика оснований для вынесения оспариваемого решения.
При этом, административный истец не лишен возможности оспорить действующие Правила землепользования и застройки МО Весенний сельсовет Оренбургского района в установленном порядке.
Таким образом, оснований для удовлетворения административного иска Лебедева Ю.Г. не имеется.
На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180,227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 14.10.2021 ░░░░.