Дело № 2а- 2502/ 2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 октября 2021 года г. Оренбург

Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Ерш Е.Н.,

при секретаре Алексеевой А.Н.,

с участием представителя административного истца Градской Н.Н.,

представителя административного ответчика Тулуповой Ю.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лебедева Юрия Геннадьевича к администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области о признании решения незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Лебедев Ю.Г. обратился с административным иском в суд к администрации МО Оренбургский район Оренбургской области, указав, что является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 1000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: малоэтажное строительство танхаусов, по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от 09.04.2018 года.

07.04.2021 года административный истец обратился в отдел архитектуры и градостроительства администрации МО Оренбургский район с уведомлением о планируемом строительстве объекта ИЖС на принадлежащем ему земельном участке.

12.04.2021 года административным ответчиком было выдано уведомление № 1-2/1/3-42 о недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке, поскольку земельный участок с кадастровым номером согласно Правилам землепользования и застройки МО Весенний сельсовет расположен в территориальной зоне Р-1. Зона городских парков, скверов, садов, бульваров. Строительство объекта ИЖС не предусмотрено в данной зоне.

Считая отказ администрации незаконным, административный истец, уточнив исковые требования, просит признать незаконной выдачу уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке № 1-2/1/3-42 от 12.04.2021 года, обязать административного ответчика выдать уведомление о допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером , площадью 1000 кв.м., по адресу: <адрес>.

Административный истец Лебедев Ю.Г. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель административного истца Градская Н.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представитель административного ответчика Тулупова Ю.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск и дополнениях к нему.

Представитель заинтересованного лица администрации МО Весенний сельсовет Оренбургского района в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке, определенном ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Заслушав пояснения представителя административного истца Градской Н.Н., представителя административного ответчика Тулуповой Ю.Е., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Из положений части 1 статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, входящих в состав главы 22 указанного Кодекса, следует, что для признания решения, действия (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения этим прав и законных интересов гражданина. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении заявления о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Пунктом 6 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится, в частности, ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности в части, касающейся осуществления градостроительной деятельности на территориях городских округов, и предоставление сведений, документов и материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.

Материалами дела установлено, что Лебедев Ю.Г. является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 1000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: малоэтажное строительство танхаусов, по адресу: <адрес>

Право собственности зарегистрировано 16.04.2018 года.

Постановлением администрации МО Оренбургский район Оренбургской области № 457-п от 05.04.2017 года утвержден градостроительный план земельного участка № RU56521304-050 от 22.03.2017 года, в котором указано, что разрешенное использование рассматриваемого земельного участка «малоэтажное строительство танхаусов».

В пункте 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам.

Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в котором указывает сведения, перечисленные в пунктах 1 - 9 части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и к которому прилагает документы, перечисленные в части 3 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Уполномоченный орган местного самоуправления по результатам проверки уведомления застройщика вправе составить уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве (реконструкции) параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве (реконструкции) (пункт 2 части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ).

07.04.2021 года Лебедев Ю.Г. обратился в отдел архитектуры и градостроительства администрации МО Оренбургский район с уведомлением о планируемом строительстве двухэтажного жилого дома, площадью 300 кв.м., на вышеуказанном земельном участке.

12.04.2021 года администрацией МО Оренбургский район было выдано уведомление № 1-2/1/3-42 о недопустимости размещения объекта ИЖС на спорном земельном участке, поскольку участок с кадастровым номером согласно Правилам землепользования и застройки МО Весенний сельсовет расположен в территориальной зоне Р-1. Зона городских парков, скверов, садов, бульваров. Строительство объекта ИЖС не предусмотрено в данной зоне.

Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли различных категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде установления особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации для охранных зон.

Решением Совета депутатов МО Весенний сельсовет Оренбургского района от 29.12.2014 года №141 утверждены Правила застройки и землепользования МО Весенний сельсовет Оренбургского района Оренбургской области.

В Правила застройки и землепользования МО Весенний сельсовет Оренбургского района Оренбургской области неоднократно вносились изменения, в настоящее время они действуют в редакции решения Совета депутатов МО Весенний сельсовет Оренбургского района от 28.04.2020 года №190.

Ранее, на основании решения Совета депутатов МО Весенний сельсовет Оренбургского района от 18.11.2018 года №139 одновременно с внесением изменений в Правила застройки и землепользования МО Весенний сельсовет Оренбургского района Оренбургской области внесены изменения в Генеральный план МО Весенний сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, утвержденный решением Совета депутатов МО Весенний сельсовет Оренбургского района от 18.11.2013 года №100, в соответствии с которыми в зоне Ж-2 «Зона жилой застройки» выделены земельные участки, которые вошли в проекты планировки и межевания территории под зону благоустройства, в том числе земельный участок истца с кадастровым номером

Спорный земельный участок в соответствии с утвержденным проектом планировки территории постановлением главы от 15.05.2013 года № 126-п, документами территориального планирования (Генерального плана, Правил землепользования и застройки) МО Весенний сельсовет Оренбургского района Оренбургской области находится в зоне «Р-1. Рекреационные зоны. Зона городских парков, скверов, садов, бульваров». Градостроительные регламенты могут быть распространены на земельные участки данной зоны только в случае, когда части территорий общего пользования (городских парков,скверов, бульваров) переведены в установленном порядке на основании проектов планировки из состава территорий общего пользования в иные территории, на которые распространяется действие градостроительных регламентов. В иных случаях (применительно к частям территории в пределах данной зоны, которые относятся к территории общего пользования, отграниченной от иных территорий красными линиями) градостроительный регламент не распространяется и их использование определяется уполномоченными органами в индивидуальном порядке в соответствии с целевым назначением.

Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли различных категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

В соответствии с частью 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки в составе рекреационных зон (участки, занятые городскими лесами, парками, садами), в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых природных территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.

Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Согласно установленным законодательством целям использования территорий общего пользования и запрета на приватизацию данных земель такие земли не могут быть переданы для строительства объектов недвижимости, поскольку их использование направлено на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам и зонам общего пользования, в том числе зеленым зонам, природным объектам, предназначенным для удовлетворения общих интересов населения. Данная правовая позиция изложена в пункте 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (32017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 15 ноября 2017 года.

Генеральные планы городских округов являются документами долгосрочного территориального планирования и включают карту функциональных зон поселения (часть 11 статьи 9, пункт 3 части 1 статьи 18, пункт 4 части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Таким образом, установленное территориальное зонирование в функциональной зоне Р-1 не ограничивает использование административным истцом земельного участка по назначению.

Однако в силу части 9 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция и расширение существующего объекта капитального строительства, а также строительство нового объекта на данном земельном участке могут быть осуществлены только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом.

Таким образом, действующее законодательство разрешает использование ранее предоставленного земельного участка или объекта капитального строительства без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, однако реконструкция существующих объектов возможна лишь путем приведения их в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке проекта генерального плана, а также решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.

Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки и их утверждения регламентирован статьями 31 и 32 Градостроительного кодекса, порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки - статьей 33 названного Кодекса.

Согласно части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: 1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; 2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.

Одним из оснований для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является поступление предложений об изменении границ территориальных зон от физических или юридических лиц в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений (пункт 2 части 2, пункт 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Данное предложение согласно части 4 статьи 33 названного Кодекса в течение 30 дней подлежит рассмотрению комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки, которая направляет главе местной администрации заключение о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения.

Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (часть 5 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

При таких обстоятельствах, учитывая, что в соответствии с действующими на территории МО Весенний сельсовет Оренбургского района Правилами землепользования и застройки строительство объекта индивидуального жилищного строительства на данном земельном участке в качестве основного или условно разрешенного вида использования не предусмотрено, суд приходит к выводу о наличии у административного ответчика оснований для вынесения оспариваемого решения.

При этом, административный истец не лишен возможности оспорить действующие Правила землепользования и застройки МО Весенний сельсовет Оренбургского района в установленном порядке.

Таким образом, оснований для удовлетворения административного иска Лебедева Ю.Г. не имеется.

На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180,227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░: ░.░. ░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 14.10.2021 ░░░░.

2а-2502/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Лебедев Юрий Геннадьевич
Ответчики
Администрация МО Оренбургский район Оренбургской области
Другие
Градская Надежда Николаевна
Администрация муниципального образования Весенний сельсовет Оренбургского района Оренбургской области
Суд
Оренбургский районный суд Оренбургской области
Судья
Ерш Е.Н.
Дело на сайте суда
orenburgsky.orb.sudrf.ru
14.07.2021Регистрация административного искового заявления
14.07.2021Передача материалов судье
16.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
16.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.08.2021Судебное заседание
12.08.2021Судебное заседание
12.08.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
08.09.2021Судебное заседание
05.10.2021Судебное заседание
07.10.2021Судебное заседание
07.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее