Решение по делу № 12-10/2022 (12-623/2021;) от 08.11.2021

УИД 03RS0007-01-2021-008506-17

№12-10/2022

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

19 января 2022 года г. Уфа

Судья Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан Джояни И.В.,

с участием:

представителя Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользоапния – специалиста-эксперта межрегионального отдела правового обеспечения Салиховой Д.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «БГК» Хазиева А.М. на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по РБ и ..., заместителя начальника межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора Южно-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора Фарахутдинова Л.И. по делу об административном правонарушении ...-А/АИ-ЛИ от 20.10.2021г. по ст.8.5 КоАП РФ в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «Башкирская генерирующая компания» (ООО «БГК»),

у с т а н о в и л:

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по РБ и ..., заместителя начальника межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора Южно-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора Фарахутдинова Л.И. по делу об административном правонарушении ...-А/АИ-ЛИ от 20.10.2021г. юридическое лицо – ООО «БГК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 20000,00 руб.

Не согласившись с постановлением, защитник ООО «БГК» Хазиев А.М. обратился в суд с жалобой. В жалобе заявитель просит постановление отменить за отсутствием состава административного правонарушения, производство по делу прекратить. В обоснование указал, что вменяемые Обществу нарушения не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, также допущены процессуальные нарушения, протокол не был получен, права и обязанности не разъяснялись. Действия Общества не повлекли за собой существенного нарушения охраняемых общественных отношений, производство по делу подлежит прекращению за малозначительностью, мера наказания в виде штрафа в размере 20000,00 руб. носит неоправданно карательный характер.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Из материалов дела следует, что копия постановления от 20.10.2021г. получена юридическим лицом – ООО «БГК» 24.10.2021г., с жалобой обратились 03.11.2021г. (согласно почтовому штампу на конверте), то есть в срок, установленный ст.30.3 КоАП РФ.

Представитель ООО «БГК» в судебное заседание не явился, юридическое лицо извещено надлежащим образом, каких-либо ходатайств не поступало.

Представитель Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – специалиста-эксперта межрегионального отдела правового обеспечения Салихова Д.Д. в судебном заседании пояснила, что постановление является законным и обоснованным.

Изучив и оценив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав участников процесса, прихожу к следующему.

Согласно ст.8.5 КоАП РФ, сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2, частями 3 и 4 статьи 8.50 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Согласно п.1 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2020 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Согласно п. б ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2020 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:

о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;

об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;

об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

В соответствии со ст. 1 ФЗ-7 от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду;

Одновременно, в соответствии с п.4 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух утвержденного Приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352, в качестве стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха (далее - ИЗАВ) при проведении инвентаризации выбросов учитываются:

ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух через специальные устройства отвода выбросов, например, установки очистки газа, трубы, вентиляционные шахты, газоходы, воздуховоды, факельные устройства (далее - организованные ИЗАВ);

ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух в составе ненаправленных потоков газа, в том числе места загрузки, выгрузки или хранения сырья, материалов, продукции и иных веществ, негерметичности (неплотности) технологического оборудования, из которых вещества поступают в атмосферный воздух, размещенные на территории объекта ОНВ или в санитарно-защитной зоне отходы, имеющие непосредственный контакт с атмосферным воздухом, например, пылящие поверхности хвостохранилищ, карьеров (далее - неорганизованные ИЗАВ);

ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух из установленного отверстия (далее - точечные ИЗАВ, вид организованных ИЗАВ);

ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух по установленной линии значительной протяженности, например, аэрационные фонари цехов (далее - линейные ИЗАВ);

ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух с установленной ограниченной поверхности или площади (далее - площадные ИЗАВ, вид неорганизованных ИЗАВ).

Квалифицирующим признаком источника загрязнения атмосферного воздуха законодательством признается поступление в атмосферный воздух загрязняющих веществ.

Из материалов дела следует, что согласно сведениям по источникам выбросов, предоставленных ООО «БГК» в ходе плановой проверки (исх. № БГК/133/24 от < дата >), а также данных последней инвентаризации источников выбросов, проведенной в июле 2020 года (раздел 2, п. 2.1 программы ПЭК от < дата >) на Уфимской ТЭЦ-2 ООО «БГК» (объект НВОС ...П), 130 источников выбросов загрязняющих веществ, из них 60 организованных, 70 неорганизованных.

Согласно данным реестра объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (объект НВОС ...П) ООО «БГК» на учет поставлено 127 стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, что не соответствует инвентаризации источников выбросов проведенной в июле 2020 года.

То есть после изменения количества источников выбросов загрязняющих веществ на объекте ...П, ООО «БГК» не представило сведения для актуализации учетных сведений для указанного объекта негативного воздействия на окружающую среду.

Юридическому лицу ООО «БГК» по результатам плановой выездной проверки проведенной на основании приказа Южно-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора ...-П от < дата >., акт проверки 179-В от 11.06.2021г., выдано предписание ... от 11.06.2021г.

Юридическое лицо - ООО «БГК» представило в адрес Управления сведения об исполнении предписания исх. № БГК/02/669 от 10.09.2021г., согласно которым ООО «БГК» была проведена проверка правильности информации, представленной в разделе 2 «Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников» Программы производственного экологического контроля Уфимской ТЭЦ-2, утвержденной 11.11.2020г. (далее - Программа ПЭК).

По результатам проверки правильности информации, представленной в разделе 2 «Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников» Программы производственного экологического контроля Уфимской ТЭЦ-2 установлено, что в подразделе 2.1 Программы ПЭК указано некорректное количество источников выбросов - 130. Фактически на Уфимской ТЭЦ-2 в настоящей момент в эксплуатации находятся 127 источников выбросов. Ранее указанные в перечне источники ... «Труба аммиачного хозяйства», ... «Труба реагентного хозяйства», ... «Труба разгрузсарая» по результатам последней инвентаризации, проводившейся в 2020 г., были исключены из перечня ИЗАВ Уфимской ТЭЦ-2 в соответствии с п. 38 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденного Приказом Минприроды России от < дата > ... (далее - Порядок), так как концентрация загрязняющих веществ в выбросах от этих источников равна нулю.

Согласно ст.1 Федерального закона от < дата > № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» источник выброса - сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух загрязняющие вещества.

Поскольку концентрация ЗВ в выбросах ИЗАВ ..., ..., ... равна нулю, следовательно, указанные ИЗАВ не выделяют в атмосферный воздух загрязняющих веществ и не могут быть отнесены к источникам выбросов. Таким образом, на Уфимской ТЭЦ -2 фактически эксплуатируются 127 ИЗАВ. В разделе 1 программы ПЭК Уфимской ТЭЦ-2 внесены соответствующие изменения. Исправленный вариант Программы ПЭК прилагается к отчету об исполнении предписания.

На основании отчета об исполнении предписания ... от 11.06.2021г., юридическим лицом - ООО «БГК», сделан вывод, что актуализация учетных сведений об объекте НВОС ...П филиала ООО «БГК» Уфимской ТЭЦ-2 не требуется.

При этом, в разделе 1 - расчета суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами декларации о плате за негативное воздействии на окружающую среду за 2020 год (...), отображены сведения об источниках выбросов ... (Стационарный источник труба аммиачного хозяйства), ... (Стационарный источник труба реагентного хозяйства), ... (Стационарный источник труба разгрузсарая ...).

Статья 8.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии п. 1 ст. 67 Федерального закона от < дата > № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона от < дата > № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха.

При вышеуказанных обстоятельствах, вопреки доводам жалобы, юридическим лицом ООО «БГК» допущено нарушение требований природоохранного законодательства, а именно: в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год ООО «БГК» «Уфимская ТЭЦ-2» ..., содержится недостоверная (искаженная) информация о количестве стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а именно отображены сведения об источниках выбросов ... (Стационарный источник труба аммиачного хозяйства), ... (Стационарный источник труба реагентного хозяйства), ... (Стационарный источник труба разгрузсарая ...), которые отсутствуют в государственном реестре объектов негативного воздействия на окружающую среду (свидетельство ... от < дата >, код объекта ...П), что влечет административную ответственность по ст.8.5 КоАП РФ.

Виновность юридического лица - ООО «БГК» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, подтверждается следующими доказательствами: актом проверки ... от < дата >, декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду ООО «БГК» за 2020 год (...), заявкой 3326423 от < дата >, свидетельством об актуализации ... от < дата >, программа ПЭК филиала ООО «БГК» Уфимской ТЭЦ-2, возражением на акт плановой проверки ООО «БГК», отчетом об исполнении предписания ООО «БГК», которые являются относимыми, допустимыми, соответствующими требованиям, установленным ст.26.11 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае какие-либо доказательства невозможности соблюдения норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, в материалах дела отсутствуют.

Вопреки доводам жалобы, копия протокола об административном правонарушении ...-А/АИ от 01.10.2021г. вручена представителю ООО «БГК» Рыбакову А.А., протокол составлен с его участием при разъяснении ему прав, предусмотренных ст.51 Конституции РФ, ст.ст.24.2 - 24.24.4, ст.25.1, ст.25.5, ст.28.2 КоАП РФ, при рассмотрении протокола об административном правонарушении права и обязанности, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ, ст.51 Конституции РФ, представителю юридического лица Рыбакову А.А. также разъяснялись, подтверждается распиской от 20.10.2021г.

Деяние Общества квалифицировано по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, положениями названного Кодекса и иными подлежащими применению нормами, регулирующими порядок представления и контроля отчетности об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.

Порядок и срок давности привлечения Общества к административной ответственности соблюдены.

В настоящей жалобе, наряду с оспариванием состава правонарушения, заявитель просит постановление отменить, прекратить производство за малозначительностью.

Вместе с тем, оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела не установлено. Данные выводы сомнений не вызывают, поскольку состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.5 названного Кодекса, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем отсутствие вреда и последствий, имевших место в результате допущенных нарушений, сами по себе не свидетельствуют о малозначительности деяния.

Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса.

В рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется.

Доводы жалобы заявителя направлены на переоценку собранных по делу доказательств, они не могут служить основанием для удовлетворения жалобы, так как не являются обстоятельствами, исключающими самого факта правонарушения и противоправность действий юридического лица.

Иных доводов и объективных доказательств, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого постановления должностного лица, заявителем не представлено.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ, судья,

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по РБ и ..., заместителя начальника межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора Южно-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора Фарахутдинова Л.И. по делу об административном правонарушении ...-А/АИ-ЛИ от 20.10.2021г. по ст.8.5 КоАП РФ в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «Башкирская генерирующая компания» оставить без изменений, жалобу защитника Хазиева А.М. без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Советский районный суд ... в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Джояни И.В.

12-10/2022 (12-623/2021;)

Категория:
Административные
Ответчики
ООО "Башкирская генерирующая компания"
Другие
Хазиев А.М.
Суд
Советский районный суд г. Уфы
Судья
Джояни И.В.
Статьи

8.5

Дело на сайте суда
sovetsky.bkr.sudrf.ru
09.11.2021Материалы переданы в производство судье
09.11.2021Истребованы материалы
17.12.2021Поступили истребованные материалы
19.01.2022Судебное заседание
19.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее