Судья: Певнева О.В. № 12-129
РЕШЕНИЕ
21 июля 2017 года город Саратов
Судья Саратовского областного суда Литвинова М.В., при секретаре Шишкиной А.С., рассмотрев жалобу государственного учреждения здравоохранения Саратовской области «Краснокутская районная больница» на постановление судьи Краснокутского районного суда Саратовской области от 14 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, в отношении государственного учреждения здравоохранения Саратовской области «Краснокутская районная больница»,
установил:
постановлением судьи Краснокутского районного суда Саратовской области от 14 июня 2017 года государственное учреждение здравоохранения Саратовской области (далее - ГУЗ Саратовской области, учреждение) «Краснокутская районная больница» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
В жалобе, поданной в Саратовский областной суд, защитник учреждения просит изменить постановление по делу об административном правонарушении, снизив размер назначенного юридическом лицу административного наказания, на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, ссылаясь на устранение выявленных нарушений, тяжелое финансовое положение учреждения.
Защитник ГУЗ Саратовской области «Краснокутская районная больница» Харенко О.А. в судебном заседании поддержала жалобу по изложенным в ней доводам.
Законный представитель ГУЗ Саратовской области «Краснокутская районная больница», должностное лиц, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не поступило, в связи с чем суд рассмотрел жалобу без участия указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность постановления должностного лица, решение судьи в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, заслушав Харенко О.А., исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к статье 19.20 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Частью 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
Согласно подпункту «а» пункта 5, абзацу 2 пункта 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года № 291, лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соблюдение порядков оказания медицинской помощи.
Под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами «а», «б» и «в(1)» пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
В силу части 11 статьи 19 названного Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 года № 928н (зарегистрировано в Минюсте России 27 февраля 2013 года № 27353) утвержден Порядок оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения.
Из материалов дела следует, что в связи с поступившим от ФИО5 обращением о причинении в ГУЗ Саратовской области «Краснокутская районная больница» вреда здоровью ФИО6, на основании приказа врио руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Саратовской области от 12 апреля 2017 года № П64-97/17 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ГУЗ Саратовской области «Краснокутская районная больница», расположенного по адресу: Саратовская область, город Красный Кут, проспект победы, 28 «б», имеющего лицензию № ЛО-64-01-003218 от 17 декабря 2015 года на медицинскую деятельность.
Согласно акту от 05 мая 2017 года в ходе проверки выявлены нарушения пунктов 19, 21, 28 Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения, а именно: пациентка не была незамедлительно осмотрена врачом неврологом, при поступлении пациентки не выполнены электрокардиография, забор крови для определения количества тромбоцитов, содержания глюкозы в периферической крови, МНО, АЧТВ, незамедлительно не выполнено КТ головного мозга, не решался вопрос о вызове санитарной авиации для транспортировки в первичный (региональный) сосудистый центр, в отделении реанимации в течение 3 часов с момента поступления пациентки не выполнено дуплексное сканирование экстракраниальных отделов брахиоцефальных сосудов, дуплексное сканирование транскраниальное, больной не оценивался глотательный рефлекс, в медицинской карте не отражено, на каком питании находится пациентка в условиях реанимации в сопорозном состоянии, каллораж питания, в отделении реанимации пациентке не контролировались неврологический статус, за время пребывания в отделении реанимации и терапии пациентка не осматривалась врачом диетологом, врачом физиотерапевтом, врачом ЛФК для проведения ранней реабилитации, в отделениях реанимации и терапии не проводился должным образом уход за лежачей пациенткой, что привело к развитию осложнений - пролежней крестцовой области.
По факту выявленных нарушений 05 мая 2017 года заместителем начальника отдела организации контроля и надзора в сфере оказания медицинских услуг Территориального органа Росздравнадзора по Саратовской области в отношении ГУЗ Саратовской области «Краснокутская районная больница» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ. Изложенные обстоятельства дела юридическим лицом не оспариваются.
При таком положении судья районного суда обоснованно пришел к выводу о доказанности грубых нарушений ГУЗ Саратовской области «Краснокутская районная больница» лицензионных требований, данный вывод основан на доказательствах, всесторонне, полно и объективно исследованных в их совокупности.
Как следует из определения понятия административного правонарушения, установленного в части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, противоправное, виновное деяние может быть совершено юридическим лицом.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у ГУЗ Саратовской области «Краснокутская районная больница», реальной возможности соблюдать требования действующего законодательства в целях предотвращения совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется и заявителем не представлено.
Постановление о привлечении ГУЗ Саратовской области «Краснокутская районная больница» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел.
Оснований для признания назначенного ГУЗ Саратовской области «Краснокутская районная больница» административного наказания несправедливым вследствие чрезмерной суровости и для смягчения наказания не нахожу, поскольку назначенное административное наказание определено в пределах санкции части 3 статьи 19.20 КоАП РФ в минимальном размере и в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.
При этом с учетом характера совершенного административного правонарушения, его последствий, установленных в ходе проверки, не усматриваю наличие исключительных обстоятельств, в том числе связанных с финансовым положением ГУЗ Саратовской области «Краснокутская районная больница», для назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ.
Следует также учесть, что ГУЗ Саратовской области «Краснокутская районная больница» является бюджетным учреждением, имеет право на оказание платных медицинских и немедицинских услуг.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в ходе производства по делу об административном правонарушении допущено не было.
Руководствуясь статьями 30.1-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Краснокутского районного суда Саратовской области от 14 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, в отношении государственного учреждения здравоохранения Саратовской области «Краснокутская районная больница» оставить без изменения, жалобу государственного учреждения здравоохранения Саратовской области «Краснокутская районная больница» - без удовлетворения.
Судья М.В. Литвинова