Дело №2а-3944/2021
14RS0035-01-2021-006422-48
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 21 сентября 2021 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Смирниковой В.Г. при ведении протокола помощником судьи Мекумяновой З.П.
с участием представителя ответчика МРИ ФНС России №5 по РС (Я) – Андреева Г.А.
заинтересованного лица – Алгыстардаах Т.Д. кыыьа
рассмотрев в отркытом судебном заседании административное дело по иску Сивковой Елены Евгеньевны, Переверзева Юрия Анатольевича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по Республике Саха (Якутия), МПО «Северное решение» о признании действий незаконными,
У С Т А Н О В И Л:
Сивкова Е.Е., Переверзев Ю.А. обратились в суд с административным иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по Республике Саха (Якутия), МПО «Северное решение» о признании действий незаконными.
В обоснование административного иска указано, что Межрайонной инспекцией ФНС России №5 по РС (Я) принято решение № от ____ 2019г. о внесении изменений в ЮГРЮЛ записи о председателе правления и председателе совета общества о государственной регистрации изменений юридического лица МПО «Северное решение». Административные истцы считают, что данные действия Межрайонной инспекции ФНС России №5 по РС (Я) являются незаконными, т.к. председателем правления МПО «Северное решение» является Переверзев Ю.А.; в МРИ ФНС России №5 по РС (Я) предоставлены документы неуполномоченным лицом с неустановленной личностью - Федорова И.Н. поменяла фамилию имя и отчество; протокол внеочередного общего собрания от ____ 2019г. является ничтожным. С учетом уточнения просили признать незаконными действия – запись в ЕГРЮЛ № от ____ 2019г., № от ____ 2019г. Межрайонной инспекции ФНС России №5 по РС (Я) (по внесению изменений в ЕГРЮЛ записи о председателе правления и председателе совета общества о государственной регистрации изменений юридического лица МПО «Северное решение» как о замене исполнительного органа общества), обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
В суд административные истцы, представитель административного ответчика МПО «Северное решение», заинтересованное лицо Максимов А.П. не явились, извещены надлежащим образом, заявлений и ходатайств не поступило. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель административного ответчика с административным иском не согласился, просил отказать в его удовлетворении по доводам, изложенным в отзыве на иск.
Заинтересованное лицо также просила в удовлетворении иска отказать.
Заслушав объяснение лиц, участвующих в, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из обстоятельств дела усматривается, что ____ 2019г. Межрайонной инспекций ФНС России №5 по Республике Саха (Якутия) в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись с государственным регистрационным номером № об изменении сведений о лице, имеющего право действовать без доверенности от имени Международного общества «Северное решение», ____ 2019г. регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесена запись с ГРН № о внесении сведений об изменении паспортных данных физического лица, имеющего право без доверенности действовать от имени МПО «Северное решение».
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей регулируются Федеральным законом 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее по тексту Закон №129-ФЗ ).
В соответствии с подпунктом "л" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ в едином государственном реестре юридических лиц (далее по тексту ЕГРЮЛ) содержатся также сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: в отношении физического лица - фамилия, имя и, если имеется, отчество, должность, паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, место жительства, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии); в отношении юридического лица - наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика. В случае, если полномочия без доверенности действовать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, в отношении каждого такого лица дополнительно указываются сведения о том, действуют такие лица совместно или независимо друг от друга.
В силу пункта 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.
Из пункта 2 статьи 17 названного закона следует, что для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Таким образом, действующим законодательством установлен заявительный порядок внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице.
Приказом ФНС России от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» была утверждена форма N Р14001 "Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц" (приказ действовал в период спорных правоотношений).
В соответствии с абзацем четвертым пункта 3 статьи 9 Закона N 129-ФЗ информация о представлении вышеуказанных документов в регистрирующий орган в тот же день размещена на сайте ФНС России в сети Интернет.
Согласно пункту 6 статьи 9 Закона N 129-ФЗ заинтересованное лицо вправе направить в регистрирующий орган письменное возражение относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такое письменное возражение может быть направлено в регистрирующий орган почтовым отправлением, представлено непосредственно, направлено в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов кроме документов, установленных названным Федеральным законом.
Кроме того, регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (п. 4.1 ст. 9 Закона №129-ФЗ).
Ст. 23 Закона 129-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации.
Так, в силу указанной нормы отказ в государственной регистрации допускается в случае:
а) непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) предусмотренном пунктом 3 статьи 13.1, пунктом 2 статьи 20, пунктом 4 статьи 22.1, пунктом 5 статьи 22.2 настоящего Федерального закона;
г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;
д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;
е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества;
ж) несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона;
з) наличия сведений о невыполнении требований, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 1 статьи 14, подпунктом "г" пункта 1 статьи 21, подпунктом "в" пункта 1 статьи 22.3 настоящего Федерального закона;
и) получения в соответствии с подпунктом "в" статьи 21.2 настоящего Федерального закона от органа регистрации прав информации об отсутствии сведений, подтверждающих государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, если документ, подтверждающий государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, не представлен заявителем по собственной инициативе;
к) несоответствия сведений о документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, указанных в заявлении о государственной регистрации, сведениям, полученным регистрирующим органом от органов, осуществляющих выдачу или замену таких документов;
л) получения регистрирующим органом возражения физического лица относительно предстоящего внесения данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц;
м) если в течение срока, установленного для государственной регистрации, но до внесения записи в соответствующий государственный реестр или принятия решения об отказе в государственной регистрации в регистрирующий орган поступит судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащие запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий;
н) если физическое лицо - учредитель (участник) юридического лица, являющегося коммерческой организацией, или физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, на основании вступившего в силу приговора суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок и такой срок не истек;
о) если лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица (в том числе от имени управляющей организации), является физическое лицо, в отношении которого имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;
п) если в отношении индивидуального предпринимателя, являющегося управляющим юридического лица, имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;
р) при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона;
с) неисполнения юридическим лицом в процессе реорганизации обязанности уведомить кредиторов в соответствии со статьей 7.1 и пунктом 2 статьи 13.1 настоящего Федерального закона;
т) неисполнения юридическим лицом в процессе ликвидации обязанности уведомить кредиторов в соответствии с пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и со статьей 7.1 настоящего Федерального закона;
у) неисполнения юридическим лицом при уменьшении уставного (складочного) капитала обязанности уведомить кредиторов в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и со статьей 7.1 настоящего Федерального закона;
ф) если в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении одного из следующих лиц:
владевших на момент исключения общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения данного общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц;
имевших на момент исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения указанного юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц;
являющихся лицами, имеющими право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении которого в едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом "в" или "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случаев, когда запись о недостоверности сведений о юридическом лице, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, внесена в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 11 настоящего Федерального закона, или когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц;
являющихся участниками общества с ограниченной ответственностью, владеющими не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, в отношении которого в едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом "в" или "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случая, когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц;
х) несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации;
ц) представления документов, оформленных с нарушением требований, установленных в соответствии с пунктом 1.1 и абзацем первым пункта 1.2 статьи 9 настоящего Федерального закона;
ч) представления документов, содержащих недостоверные сведения;
ш) нарушения требований, установленных пунктом 3 статьи 213.30 и пунктом 4 статьи 216 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
____ 2019г. Федорова И.Н. представила в регистрирующий орган Заявление по форме Р14001 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, а именно о лице, имеющем право действовать без доверенности от отмени юридического лица.
Подлинность подписи Федоровой И.Н. засвидетельствована нотариусом Якутского нотариального округа РС (Я) Коркиным И.И., личность ее была установлена.
Возражения от заинтересованных лиц в срок, предусмотренный Законом №129-ФЗ, в регистрирующий не поступали.
Изменения в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, внесены на основании представленного протокола внеочередного общего собрания от ____ 2019г., которым Председателем собрания, председателем Совета МПО «Северное решение» избрана Федорова И.Н.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что у регистрирующего органа не было правовых оснований для отказа во внесении изменений в сведения в ЕГРЮЛ.
Доводы административных истцов о том, что документы предоставлены неуполномоченным лицом с неустановленной личностью, несостоятельны. Так, Федорова И.Н. представила заявление в регистрирующий орган ____ 2019г., а паспорт с измененными фамилией, именем, отчеством выдан ____ 2019г. Данные сведения поступили в регистрирующий орган ____ 2019г., в последующем на основании представленных документов 14 июня 2019г. регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН 2191447146405 о внесении сведений об изменении паспортных данных физического лица, имеющего право без доверенности действовать от имени МПО «Северное решение». На основании протокола внеочередного собрания МПО «Северное решение» от ____ 2019г. Председателем собрания, председателем Совета МПО «Северное решение» избрана Федорова И.Н. Таким образом, заявление было подано уполномоченным и установленным лицом.
Доводы административных истцов о том, что протокол внеочередного общего собрания МПО «Северное решение» от ____ 2019г. является ничтожным, не могут быть приняты во внимание. Как было указано выше, регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (п. 4.1 ст. 9 Закона №129-ФЗ). Кроме того, вступившим в законную силу решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 25 мая 2021г. в удовлетворении иска Переверзева Юрия Анатольевича, Сивковой Елены Евгеньевны, Смирнова А.Н., Смирнова Ивана Николаевича, Баркинхоева Д.Д., Куниязовой Веры Трофимовны, Максимова Айаала Петровича, Общества с ограниченной ответственностью «Колымское геологическое бассейновое изучение», Общества с ограниченной ответственностью «Индигирское геологическое бассейновое изучение», Общества с ограниченной ответственностью «ТехноЭнергоПарк», Общества с ограниченной ответственностью «Сила Сибири-Олекминск» к Новгородовой Элеоноре Николаевне, Новгородову Ивану Ивановичу (Сивцеву И.И.), Алгыстардаах Тупсууна Дьолкыыьа, Заптуеву Валерию Семеновичу, Заптуевой (Филипповой) Ларисе Ивановне, Сотниковой Галине Кимовне, Международному потребительскому обществу «Северное решение» об оспаривании протокола внеочередного общего собрания общества от ____.2019 года отказано.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Сивковой Елены Евгеньевны, Переверзева Юрия Анатольевича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по Республике Саха (Якутия), МПО «Северное решение» о признании действий незаконными отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня изготовления в мотивированном виде.
Судья В.Г. Смирникова