Решение по делу № 2-1011/2023 (2-6889/2022;) от 23.11.2022

2-1011/2023

УИД 22RS0068-01-2022-008243-24

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 мая 2023 года г. Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Корольковой И.А.,

при секретаре ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора .... в интересах Сулимы .... к ФССП России о признании незаконными отказа, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

прокурор .... обратился в суд в интересах Сулимы А.А. с иском к ФССП России о защите пенсионных прав.

В обоснование иска указано, что согласно приказу -к от ДД.ММ.ГГГГ Сулима А.А. был принят на федеральную государственною гражданскую службу в качестве судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов отдела судебных приставов .....    

Согласно приказу -к от ДД.ММ.ГГГГ истец освобожден от занимаемой должности в связи с переводом на государственную службу иного вида на основании п. 5 ч.1 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и принят на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации.        

Приказом Федеральной службы судебных приставов -м от ДД.ММ.ГГГГ он был уволен со службы в органах принудительного исполнения в связи с достижением предельного возраста.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Федеральную службу судебных приставов с заявлением о назначении ему пенсии с приложением всех необходимых документов.

Согласно сообщению УФССП России по .... в назначении пенсии истцу отказано в связи с отсутствием необходимого стажа службы в органах принудительного исполнения, который составляет 1 год 2 месяца 15 дней.

На основании изложенного, с учетом уточнений, просит:

- признать незаконными действия ФССП России по возвращению без реализации заявления и документов о назначении пенсии Сулиме А.А.,

- возложить обязанность на ФССП России включить в специальный стаж Сулимы А.А. период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ дающий право на получение пенсии за выслугу лет в соответствии с п. «б» ч.1 ст.13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей»,

- возложить на ФССП России обязанность назначить Сулиме А.А. пенсию за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено ОСП .....

В судебном заседании процессуальный истец на уточненных требованиях настаивал.

Представитель ответчика ФССП России, третьего лица ГУ ФССП России по .... с требованиями не согласился по доводам письменных отзывов.

Материальный истец, представитель третьего лица ОСП .... в судебное заседание не явились, извещены в установленном законом порядке.

Поскольку судом были приняты все необходимые и достаточные меры для извещения не явившихся лиц, суд счел возможным на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело при имеющейся явке. Ходатайств об отложении в адрес суда не поступало.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, как того требует статья 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, на основании приказа -к от ДД.ММ.ГГГГ Сулима А.А. ДД.ММ.ГГГГ принят на государственную гражданскую службу на должность судебного пристава по обеспечению установленного порядка, деятельности судов в Управление Федеральной службы судебных приставов по .... отдела судебных приставов .....

Согласно приказу -к от ДД.ММ.ГГГГ Сулима А.А. освобожден от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и уволен с федеральной государственной гражданской службы в связи с переводом гражданского служащего по его просьбе на государственную службу иного вида, пункт 5 части 1 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; на основании приказа ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ -лс принят на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, назначен на должность младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов отделения судебных приставов ...., специальное звание - младший лейтенант внутренней службы.

ДД.ММ.ГГГГ с Сулимой А.А. заключен контракт о прохождении службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации.

На основании приказа ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ -лс «Об увольнении А.А. Сулимы», прекращен с младшим лейтенантом внутренней службы Сулимой А.А., младшим судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов отделения судебных приставов .... Управления Федеральной службы судебных приставов по ...., срочный контракт, истец уволен ДД.ММ.ГГГГ со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах принудительного исполнения. Выслуга лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила в календарном исчислении - 15 лет 11 месяцев 21 день.            

Согласно заключению об установлении стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет) к окладу месячного денежного содержания засчитаны в стаж службы (выслуги лет) следующие периоды службы (работы): с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - военная служба в Вооруженных Силах СССР (2 года 1 месяц 10 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в Алтайской региональной таможне (03 года 05 месяцев 10 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – служба в УФССП России по .....

ФИО2 обратился в ФССП России с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет на основании п.б ст. 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

Из ответа заместителя руководителя УФССП России по .... от ДД.ММ.ГГГГ «О результатах рассмотрения обращения» следует, что поскольку стаж службы ФИО2 в органах принудительного исполнения Российской Федерации составляет 1 год 2 месяца 15 дней, основания для назначения пенсий в порядке, предусмотренном п.б ст. 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , отсутствуют. Заявление Сулимы А.А., вместе с прилагаемыми документами возвращено подателю.    

Не согласившись с указанными действиями ответчика УФССП России по ...., истец обратился в суд.

Решением Центрального районного суда .... края от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены.    

Признано незаконным решение УФССП России по .... от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Сулиме А.А. в назначении пенсии.

Возложена на УФССП России по .... обязанность назначить Сулиме А.А. пенсию за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ.

Взысканы с УФССП России по .... в пользу Сулимы А.А. расходы на оплату юридических услуг в размере 3000 рублей и госпошлина 300 рублей.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам ....вого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Центрального районного суда .... края от ДД.ММ.ГГГГ отменено, принято новое решение, которым исковые требования Сулимы А.А. удовлетворены частично.

Признаны незаконными действия Управления Федеральной службы судебных приставов по .... по возвращению заявления Сулимы А.А. о назначении пенсии; на Управление Федеральной службы судебных приставов по .... возложена обязанность принять от Сулимы А.А. заявление и документы о назначении пенсии с даты первичного обращения и разрешить вопрос о назначении, выплате пенсии в соответствии с Временной инструкцией по организации работы по пенсионному обеспечению в органах принудительного исполнения Российской. Федерации, утвержденной приказом Федеральной службы судебных приставов от ДД.ММ.ГГГГ .

Взысканы с Управления Федеральной службы судебных приставов по .... в пользу Сулимы А.А. расходы на оплату юридических услуг в размере 3000 рублей и государственная пошлина 300 рублей.

Во исполнение апелляционного определения от ДД.ММ.ГГГГ ГУ ФССП России по .... от ДД.ММ.ГГГГ заявление Сулимы А.А. и документы о назначении ему пенсии были направлены в отдел пенсионного обеспечения финансово – экономического управления ФССП России для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии в Временной инструкцией.

ДД.ММ.ГГГГ ФЭУ ФССП России указанное заявление и документы о назначении пенсии возвращены без реализации в связи с отсутствием у Сулимы А.А. прав на пенсию в соответствии с п. б ст. 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовноисполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», поскольку календарная выслуга лет Сулимы А.А. составляет менее 12 лет 6 месяцев.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам ....вого суда от ДД.ММ.ГГГГ в части возложения на Управление Федеральной службы судебных приставов по .... обязанности принять от Сулимы А.А. заявление и документы о назначении пенсии с даты первичного обращения и разрешить вопрос о назначении, выплате пенсии в соответствии с Временной инструкцией по организации работы по пенсионному обеспечению в органах принудительного исполнения Российской Федерации, утвержденной приказом Федеральной службы судебных приставов от ДД.ММ.ГГГГ отменено, в отмененной части дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - ....вой суд.

В остальной части апелляционное определение судебной коллегий по гражданским делам ....вого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлены без изменения, кассационная жалоба Управления Федеральной службы судебных приставов по .... - без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам от ДД.ММ.ГГГГ решение Центрального районного суда .... края от ДД.ММ.ГГГГ отменено в части возложения на УФССП России по .... обязанности назначить Сулиме А.А. пенсию за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ, принято в данной части новое решение – возложена на УФССП России по .... обязанность принять от Сулимы А.А. заявление и документы о назначении пенсии с даты первичного обращения.

Указано в мотивировочной части постановления, что апелляционное определение не подлежит исполнению, поскольку обязанность Управлением выполнена.

В настоящем судебном разбирательстве прокурор заявляет материальные требования к ФССП России: включить в специальный стаж Сулимы А.А. период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; назначить пенсию за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ.

При рассмотрении требований суд руководствуется следующими положениями законодательства.

Условия прохождения государственной гражданской службы, в том числе судебных приставов, регулируются положениями Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).

В соответствии с п. «а» ст. 5 и п. «б» ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 право на пенсию за выслугу лет приобретают лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.

Право на пенсию за выслугу лет имеют также лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору.

На основании п. 5 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ общим основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида.

В силу п. 4 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы в связи с достижением гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе, за исключением случаев, когда в соответствии с частью 1 статьи 25.1 настоящего Федерального закона срок гражданской службы гражданскому служащему продлен сверх установленного предельного возраста пребывания на гражданской службе.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону, и при замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 7 - 9 части 1 статьи 33, пунктами 1, 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 - 4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта).

Федеральные государственные гражданские служащие при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 (за исключением случаев истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий федерального государственного гражданского служащего, замещавшего должность федеральной государственной гражданской службы категорий «руководитель» или «помощник (советник)»), 3 и 7 части 1 статьи 33, подпунктом «б» пункта 1 части 1 статьи 37 и пунктом 4 части 2 статьи 39 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности они имели право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 9, 30 - 33 Федерального закона «О страховых пенсиях» и непосредственно перед увольнением замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев.

Частью 2 статьи 7 указанного Закона предусмотрено, что пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней.

Федеральная служба судебных приставов перешла на иной вид государственной службы в связи со вступлением в силу с 1 января 2020 года Федерального закона от 1 октября 2019 года № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее- Федеральный закон от 1 октября 2019 года № 328-ФЗ).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 1 октября 2019 года №328-ФЗ предметом регулирования настоящего Федерального закона являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника; правоотношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу в органы принудительного исполнения, прохождением и прекращением такой службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, а трудовые отношения - трудовым законодательством.

На основании ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 1 октября 2019 года №328-ФЗ стаж службы (выслуга лет) в органах принудительного исполнения исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (далее - надбавка за выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.

В стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются: период замещения сотрудником должностей в органах принудительного исполнения; период нахождения сотрудника в распоряжении органа принудительного исполнения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; период приостановления сотрудником службы в органах принудительного исполнения в соответствии с частью 1 статьи 35 настоящего Федерального закона; период прохождения гражданином военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации; период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий; период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации; период замещения гражданином должностей прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение классных чинов; период работы судьей; время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органах принудительного исполнения по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения образования соответствующего уровня, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы; срок испытания при поступлении гражданина на службу в органах принудительного исполнения (часть 2 указанной статьи).

В соответствии с ч. 4 ст. 36 Федерального закона от 1 октября 2019 года № 328-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются: 1) для назначения пенсии за выслугу лет - периоды, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, части 14 статьи 92 настоящего Федерального закона, а также периоды, определенные в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (в календарном или льготном исчислении).

Согласно ч. 14 ст. 92 Федерального закона от 1 октября 2019 года №328-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) сотрудникам в соответствии с настоящим Федеральным законом засчитываются периоды замещения не позднее 1 июля 2020 года должностей судебного исполнителя (старшего судебного исполнителя) районных (городских) народных судов и народных судей, судебного пристава, который в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» поддерживал порядок в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) и (или) судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, должностей гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, и его территориальных органах, федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах, а также иные периоды в случаях, установленных актами Президента Российской Федерации.

На основании ст. 1 Федерального закона от 1 октября 2019 года № 328-ФЗ сотрудник - гражданин, проходящий в соответствии с настоящим Федеральным законом службу в органах принудительного исполнения в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания.

Статьей 96 указанного Закона были внесены изменения в Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».

В соответствии со ст. 6 данного Закона лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.

В силу п. «б» ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации.

При определении права на пенсию за выслугу лет в соответствии с п. «б» части первой настоящей статьи в общий трудовой стаж включаются: а) трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; б) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях»; в) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета страховых пенсий Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Определение трудового стажа по основанию, предусмотренному п. «б» ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 производится в календарном исчислении.

Статьей 5 Федерального закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 определены виды пенсий, на которые лица, указанные в статье 1 этого Закона, имеют право на основании норм данного Закона. К их числу таких пенсий отнесены пенсии за выслугу лет, которые, в соответствии с пунктом «а» части 1 статьи 5 названного Закона назначаются лицам, указанным в статье 1 Закона, если они имеют предусмотренную этим законом выслугу лет на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации.

Для возникновения права на пенсию за выслугу лет с учетом общего трудового стажа на основании пункта «б» части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 необходимо одновременно наличие ряда обязательных условий, при отсутствии хотя бы одного из которых пенсия не назначается.

Такое право предоставлено лицам: уволенным со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями; достигшим на день увольнения 45-летнего возраста; имеющим на день увольнения общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет служба (военная, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и прокуратуры).

Таким образом, законодатель предусмотрел, что назначение пенсии по выслуге лет производится при увольнении и наличии права на назначение пенсии за выслугу лет, в соответствии с основаниями, установленными законом.

Главой 4 Федерального закона от 1 октября 2019 года № 328-ФЗ регламентировано возникновение и изменение правоотношений на службе в органах принудительного исполнения.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 1 октября 2019 года № 328-ФЗ правоотношения на службе в органах принудительного исполнения между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта, заключенного в соответствии с настоящим Федеральным законом, и правового акта о назначении на должность.

Переходный период для федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов и гражданских служащих, ранее проходивших службу в федеральных органах исполнительной власти на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных званий, предусмотрен статьей 92 Федерального закона от 1 октября 2019 года № 328-ФЗ.

Оценивая положения вышеприведенных нормативно-правовых актов, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Стороной ответчика не оспаривалось то обстоятельство, что общий трудовой стаж истца является достаточным для назначения ему пенсии по основаниям п. «б» ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1.

Так же представителем ответчика признавалось, что после назначения на должность в органы принудительного исполнения Российской Федерации служебные обязанности истца не изменились, он продолжал обеспечивать деятельность судов.

Суд учитывает, что право на пенсионное обеспечение по выслуге лет в связи с принятием Федерального закона от 1 октября 2019 года № 328-ФЗ и внесением изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе, Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1, возникает у лиц, проходящих службу в органах принудительного исполнения.

После внесения изменений в Федеральный закон № 328-ФЗ истец был в порядке перевода назначен на должность в органах принудительного исполнения, в период с 1 июня 2020 года по 16 августа 2021 года проходил службу по срочному контракту в органах принудительного исполнения в должности младшего лейтенанта внутренней службы, младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов специализированного отдела по обеспечению установленного порядка деятельности судов отделения судебных приставов Михайловского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю, действие которого прекращено в связи с достижением Сулимой А.А. предельного возраста пребывания на службе в органах принудительного исполнения.

Таким образом, Сулима А.А. на момент увольнения являлся лицом, находящимся на службе в органах принудительного исполнения, соответственно, относится к числу лиц, указанных в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1, и на него распространяются положения Федерального закона от 1 октября 2019 года № 328-ФЗ, в том числе части 14 статьи 92 названного Федерального закона, предусматривающего зачет в стаж службы (выслугу лет) периодов замещения не позднее 1 июля 2022 года должностей судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации.

Правовые отношения, связанные с поступлением на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника, регулируются Законом о службе в органах принудительного исполнения, которым внесены в Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" изменения, предусматривающие изложение в новой редакции наименования Федерального закона, признание утратившей силу главы I, дополнение главой I.1, содержащей общие положения. В частности, статьи 6.1, 6.5 этого закона определяют систему принудительного исполнения Российской Федерации, задачи органов принудительного исполнения, в статье 6.4 раскрывается содержание понятия "работник органов принудительно исполнения".

Сотрудники, ранее замещавшие должности в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем наряду с прочим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, и поступившие на службу в органы принудительного исполнения, приобрели новый статус, правовое регулирование которого определяется Законом о службе в органах принудительного исполнения, регламентирующим особенности поступления на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождения и прекращения, а также определяющим правовое положение (статуса) сотрудника (глава 3), и другими федеральными законами.

Дифференциация порядка исчисления выслуги лет лицам, проходившим службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации, не может рассматриваться как нарушение принципа равенства при реализации сотрудниками органов принудительного исполнения их права на пенсионное обеспечение, предусмотренное статьей 68 Закона о службе в органах принудительного исполнения.

Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации, соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания; субъекты права при равных условиях должны находиться в равном положении, если же условия не являются равными, федеральный законодатель вправе устанавливать для них различный правовой статус; конституционный принцип, предполагающий равный подход к формально равным субъектам, не обусловливает необходимость предоставления одинаковых гарантий лицам, относящимся к разным категориям, а равенство перед законом и судом не исключает фактических различий и необходимости их учета законодателем (постановления от 20 декабря 2010 г. N 21-П, от 1 марта 2012 г. N 5-П, от 12 марта 2015 г. N 4-П, определения от 15 июля 2008 г. N 399-О-О, от 3 апреля 2009 г. N 480-О-О).

Доводы ответчика, о том, что государственная гражданская служба до поступления на службу в органы принудительного исполнения не подлежит включению в стаж, необходимый для назначения пенсии по выслуге лет в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 года N 4468-1 противоречат позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 31 марта 2022 года N 710-0, согласно которой законодатель, определяя правовой статус сотрудника - гражданина, проходящего в соответствии с Федеральным законом от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания, закрепил за сотрудниками, в том числе право на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также для реализации данного права предусмотрел внесение изменений в Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 (п. 7 ст. 1, п. 17 ч. 1 ст. 11 и ст. 96).

При этом за указанными лицами сохранялась возможность зачета в стаж работы (выслугу лет) отдельных периодов их службы до 1 июля 2020 года, в том числе в должностях судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) и (или) судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов, должностях гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах (часть 14 статьи 92).

При этом, понимание указанных норм закона таким образом, как изложено стороной ответчика, приведет к тому, что право сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации на пенсию за выслугу лет в соответствии с подпункта "б" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 года N 4468-1, исключительно в связи с переходом Федеральной службы судебных приставов на иной вид государственной службы с 1 января 2020 года, возникнет у них не ранее 1 июля 2032 года, что явно нарушит их социальные (пенсионные), гарантированные Конституцией Российской Федерации права, в том числе право на равенство всех перед законом и поставит в неравное положение с иными категориями лиц, указанными в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что имеются правовые основания для возникновения у Сулимы А.А. права на включение в выслугу лет спорного периода работы с 4 октября 2007 года по 31 мая 2020 года, дающего право на получение пенсии за выслугу лет в соответствии с п. «б» ч.1 ст.13 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».

Оценивая требования о назначении пенсии с 2 сентября 2021 года, суд приходит к следующим выводам.

Сроки назначения пенсий лицам, указанным в ст. 1 Закона, установлены в пунктом "а" ч. 1 ст. 53 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, который предусматривает, что пенсия назначается со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого лицу выплачено денежное довольствие при увольнении (кроме случая установления инвалидности по истечении трех месяцев со дня увольнения со службы либо вследствие несчастного случая или заболевания, полученных после увольнения), при этом часть 2 указанной нормы предусматривает, что при несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней.

Согласно ч. 2 ст. 53 Закона Российской Федерации N 4468-1" при несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней.

Днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии с приложенными необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления (статья 54 Закона Российской Федерации N 4468-1).

Принимая во внимание указанные законоположения, учитывая, что с заявлением истец обратился непосредственно к работодателю 2 сентября 2021 года, представил все необходимые документы, учитывая, что истец уволен со службы 16 августа 2021 года, суд признает за истцом право на получении пенсии за выслугу лет с 2 сентября 2021 года и возлагает на ответчика ФССП России обязанность назначить Сулимее А.А. пенсию за выслугу лет с 2 сентября 2021 года.

Требование о признании действий (бездействия) ответчика ФССП России незаконными, суд расценивает как основание иска, и не разрешает его в качестве самостоятельного. Предметом спора является восстановление материального права.

При изложенных обстоятельствах, иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить.

Включить в специальный стаж Сулимы .... период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ дающий право на получение пенсии за выслугу лет в соответствии с п. «б» ч.1 ст.13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».

Возложить на ФССП России обязанность назначить Сулиме .... пенсию за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в ....вой суд через Центральный районный суд .... в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Королькова И.А.

....

....

2-1011/2023 (2-6889/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
И.о. прокурора Центрального района г. Барнаула
Сулима Алексей Александрович
Ответчики
ФССП РФ
Другие
ГУ ФССП России по Алтайскому краю
ОСП Михайловского района АК
Суд
Центральный районный суд г. Барнаул
Судья
Королькова Ирина Алексеевна
Дело на сайте суда
centralny.alt.sudrf.ru
23.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.11.2022Передача материалов судье
30.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.11.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
12.01.2023Предварительное судебное заседание
20.02.2023Судебное заседание
13.04.2023Производство по делу возобновлено
13.04.2023Судебное заседание
22.05.2023Судебное заседание
29.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.06.2023Дело оформлено
22.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее