№ 2(1)а-1454/2021
56RS0007-01-2021-002529-36
Решение
Именем Российской Федерации
16 ноября 2021 года г.Бугуруслан
Бугурусланский районный суд Оренбургской области
в составе председательствующего судьи Пичугиной О.П.,
при секретаре Мастяевой Ю.В.,
с участием представителя административного истца Гавриловой К.В., административного ответчика Кирпичева С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Оренбургской области к Кирпичеву Сергею Викторовичу о взыскании недоимки и пени по страховым взносам,
установил:
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 1 по Оренбургской области обратилась в суд с административным иском, указав, что административный ответчик Кирпичев С.В. зарегистрирован с 04 мая 2010 года по 16 ноября 2020 года в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и в силу закона являлся плательщиком страховых взносов.
В адрес административного ответчика со стороны истца направлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа. Сроки исполнения требований истекли. Однако сумма задолженности по взносам не уплачена.
Административный истец просил восстановить срок подачи административного искового заявления о взыскании с Кирпичева С.В. задолженности по страховым взносам в соответствии со ст.48 НК РФ, поскольку должнику направлялось требование об уплате недоимки и пени, в суд обратились в пределах двухлетнего срока после выявления факта прекращения должником статуса индивидуального предпринимателя,
Взыскать с Кирпичева С.В., ИНН № недоимки в общем размере 73119,85 руб., из которых:
по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года: пеня в размере 2136 руб.09 коп.;
по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: налог в размере 12724 руб., пеня в размере 387 руб.14 коп.;
по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) налог в размере 55899 руб., пеня в размере 1973 руб.62 коп.
Определением суда от 4 октября 2021 года в связи прекращением деятельности путем реорганизации в форме присоединения произведена замена административного истца МИФНС России № 1 по Оренбургской области ее правопреемником МИФНС России № 3 по Оренбургской области.
В судебном заседании представитель административного истца Гаврилова К.В., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования, ссылаясь на то, что требования административному ответчику направлялись по месту его жительства, факт регистрации в качестве индивидуального предпринимателя подтверждается представленными доказательствами.
Административный ответчик Кирпичев С.В. в судебном заседании административный иск не признал, ссылался на то, что требования от налоговой инспекции не получал, статус индивидуального предпринимателя сохранял только три месяца.
Заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Из материалов дела следует, что Кирпичев С.В. с 04 мая 2010 года по 16 ноября 2020 года являлся индивидуальным предпринимателем.
Согласно статье 430 Налогового кодекса Российской Федерации Кирпичеву С.В. налоговой инспекцией произведен расчет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2018 год в размере 26545 руб., за 2019 год в размере 29354 руб. и страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года за 2018 год в размере 5840 руб., за 2019 год в размере 6884 руб.
Поскольку в установленный срок Кирпичевым С.В. оплата взносов в полном объеме не произведена, на основании ст.75 НК РФ на сумму несвоевременно уплаченного взноса начислена пеня:
по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) за период с 05 сентября 2018 года по 10 января 2020 года в размере 1973 руб.62 коп.;
по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года за период с 05 сентября 2018 года по 10 января 2020 года в размере 387 руб.14 коп.;
по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года за период с 07 сентября 2017 года по 04 декабря 2018 года в размере 2136 руб.09 коп.
Административным истцом в адрес ответчика были выставлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа:
от ДД.ММ.ГГГГ № со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ;
от ДД.ММ.ГГГГ № со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ;
от ДД.ММ.ГГГГ № со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ;
от ДД.ММ.ГГГГ № со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ;
от ДД.ММ.ГГГГ № со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ;
от ДД.ММ.ГГГГ № со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку уплата взносов и пени в установленный в требованиях срок Кирпичевым С.В. не произведена, налоговой инспекцией вынесены решения о взыскании страховых взносов, пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств.
16 ноября 2020 года административным ответчиком прекращена деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Определением мирового судьи от 29 июля 2021 года отменен вынесенный 6 мая 2021 года судебный приказ № о взыскании с Кирпичева С.В. недоимки и пени.
25 августа 2021 года (согласно штампу приёмной суда) налоговая инспекция обратилась с настоящим административным исковым заявлением.
Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока (пункт 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации при недостаточности или отсутствии денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (абзац третий пункт 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведенных норм закона и вышеуказанных разъяснений, в случае соблюдения Инспекцией установленных статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации срока и порядка принятия решения о взыскании с индивидуального предпринимателя обязательных платежей за счет денежных средств, налоговая инспекция в случае пропуска срока принятия решения о взыскании обязательных платежей за счет иного имущества предпринимателя вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (абзац третий пункт 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации).
Поскольку налоговым органом решение о взыскании налога, сбора, а также пени за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации, не принималось, порядок принятия решения о взыскании налога, сбора, пеней, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента, банка) в банках, установленный статьей 46 Налогового кодекса, Инспекцией соблюден, постольку налоговый орган в силу абзаца 3 пункта 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации вправе был обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика - индивидуального предпринимателя Кирпичева С.В. причитающейся к уплате суммы налога и пени в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, то есть не позднее ДД.ММ.ГГГГ по требованию №;
ДД.ММ.ГГГГ по требованию №;
ДД.ММ.ГГГГ по требованию №;
ДД.ММ.ГГГГ по требованию №;
ДД.ММ.ГГГГ по требованию№;
ДД.ММ.ГГГГ по требованию№.
Однако, статус индивидуального предпринимателя налогоплательщика прекращен 16 ноября 2020 года.
Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч.2 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Учитывая, что о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя Кирпичева С.В. налоговой инспекции стало известно 16 ноября 2020 года, т.е. в день регистрации прекращения такой деятельности, установленный ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации срок для принудительного взыскания обязательных платежей с физических лиц на тот момент уже истек по независящим от налогового органа причинам, судебный приказ о взыскании недоимки и пени вынесен 6 мая 2021 года, т.е. в течение шестимесячного срока с даты, когда налоговой инспекции стало известно о прекращении Кирпичевым С.В. деятельности индивидуального предпринимателя, суд приходит к выводу, что ходатайство административного истца о восстановлении срока подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей по требованиям №, №, №, № подлежит удовлетворению.
По требованиям № со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ; № со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ административным истцом доказательств уважительности причин пропуска предусмотренного ст.47 Налогового кодекса Российской Федерации двухлетнего срока со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, не представлено, в связи с чем в данной части административный иск удовлетворению не подлежит.
Таким образом, по требованиям от ДД.ММ.ГГГГ №; ДД.ММ.ГГГГ №; ДД.ММ.ГГГГ №; ДД.ММ.ГГГГ № подлежит взысканию недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ: пеня в размере 668,47 руб.; недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: налог в размере 12724 руб., пеня в размере 100,41 руб.; недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ): налог в размере 55899 руб.
Таким образом, заявленные налоговым органом требования о взыскании с Кирпичева С.В. о взыскании страховых взносов и пени подлежат частичному удовлетворению.
Доводы административного ответчика о том, что налоговой инспекцией не направлялись требования, опровергаются материалами дела. Административным истцом представлены суду реестры отправки с отметкой почтовой организацией о направлении требований по известному налоговому органу месту жительства Кирпичева С.В. по адресу: <адрес>, Кирпичев С.В. иного адреса места жительства налоговому органу не сообщал.
На основании ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Кирпичева С.В. подлежит взысканию в доход бюджета государственная пошлина в размере 2281,76 руб. исходя из общей суммы удовлетворенных требований 69391,88 руб.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Оренбургской области о взыскании недоимки и пени по страховым взносам удовлетворить частично.
Взыскать с Кирпичева Сергея Викторовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в пользу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Оренбургской области задолженность по страховым взносам в размере 69391,88 руб., из которых:
недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года: пеня в размере 668,47 рублей;
недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: налог в размере 12724 рубля, пеня в размере 100,41 рублей;
недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года): налог в размере 55899 рублей.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Взыскать с Кирпичева Сергея Викторовича государственную пошлину в доход соответствующего бюджета в размере 2281,76 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Бугурусланский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
Решение в окончательной форме составлено 23.11.2021