дело № 2а-2722/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
11 декабря 2017 года г. Артем Приморского края
Артемовский городской суд Приморского края в составе:
судьи Бузьской Е.В.,
при секретаре Цевелёвой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Артемовского отделения Расчетно-контрольного центра филиала ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» «Дальэнергосбыт» к прокуратуре города Артема о признании незаконным и отмене представления прокурора об устранении нарушений законодательства,
установил:
Артемовское отделение Расчетно-контрольного центра филиала ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» «Дальэнергосбыт» (далее Артемовский РКЦ филиал «Дальэнергосбыт» ПАО «ДЭК») обратилось в суд с административным иском к прокурору города Артема о признании незаконным представления об устранении нарушений жилищного законодательства от 15.08.2017 №
Требования мотивированы тем, что 15.08.2017 прокурором города Артема в адрес Артемовский РКЦ филиал «Дальэнергосбыт» ПАО «ДЭК» было внесено представление, которое затрагивает также права Артемовского РКЦ филиал «Дальэнергосбыт» ПАО «ДЭК» и является незаконным, поскольку вывод прокурора о том, что при введении режима приостановления услуги электроснабжения потребителя по адресу <адрес> осуществлено без надлежащего предварительного письменного уведомления потребителя –должника, основан на неверном толковании закона, а именно Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Так основанием для приостановления услуги электроснабжения потребителя по адресу <адрес> послужил факт наличия задолженности за потребленную электроэнергию в размере 12 554, 92 руб., что превышает сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги (п. 118 Правил). Согласно пп. а) п. 119 Правил, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги, при этом, предупреждение (уведомление) доставляется потребителю в том числе путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления). Уведомление потребителя об имеющейся задолженности в указанном размере и о возможности введения режима приостановления предоставления услуги электроснабжения, в случае непогашения задолженности, отражено в квитанции на оплату за май 2017 года. Квитанция доставлена потребителю в соответствии с условиями договора на оказание услуг по доставке от 28.07.2016 №.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, уведомлен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, причина неявки неизвестна, ходатайств не поступало. При таких обстоятельствах, в соответствии со ст.226 КАС РФ рассматривается в отсутствие административного истца.
В судебное заседании помощник прокурора Ш... В.В. просил отказать в удовлетворении административного иска полагая представление прокурора законным и обоснованным.
Выслушав лиц участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из смысла части 9 статьи 226, частей 2, 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ следует, что основанием для признания оспариваемого решения государственного органа незаконным является его несоответствие требованиям закона или иного нормативного правового акта, регулирующих спорные правоотношения, несоблюдение компетенции и порядка принятия решения, а также нарушение принятым решением прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых подано заявление.
В абзаце втором пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» указано, что прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
В силу положений ст. 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В Законе «О прокуратуре Российской Федерации» в качестве одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона названо представление об устранении нарушений закона.
В п. 3 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Проверяя основания по которым внесено представление, суд приходит к выводу, что представление внесено правомерно.
Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442, установлены основания введения ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе при нарушении своих обязательств потребителем, выразившееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии для граждан-потребителей за 2 расчетных периода. Предусмотрено, что введение ограничения режима потребления осуществляется в следующем порядке: а) обязательное предварительное письменное уведомление потребителя о планируемом введении ограничения режима потребления; б) в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в размере и в срок, установленные в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления: введение частичного ограничения режима потребления в соответствии с пунктом 9 или пунктом 11 настоящих Правил на указанный в уведомлении срок; введение полного ограничения режима потребления по истечении 3 дней со дня введения частичного ограничения режима; в) соблюдение иных условий, связанных с действиями сторон при введении ограничения режима потребления и определенных договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии.
Пункт 119 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» закрепляя в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги право исполнителя при соблюдении определенного порядка действий ограничить или приостановить предоставление этой услуги, основан на положениях пункта 2 статьи 328 Гражданского кодекса РФ. Данная норма Правил, определяющая, в каком порядке исполнитель имеет право ограничить или приостановить предоставление потребителям коммунальных услуг, соответствует общим положениям Гражданского кодекса Российской Федерации об исполнении обязательств. Указанные положения не допускают принятия мер воздействия без предупреждения (уведомления) об этом должника, определяют способы доведения информации о принятии указанных мер.
В соответствии с положениями п. 119 указанных выше Правил (в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений) исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:
а) исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;
б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги;
в) при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения.
Таким образом, исходя из анализа вышеприведенных норм закона следует, что на исполнителе лежит безусловная обязанность уведомить абонента о наличии задолженности любым из перечисленных способом уведомления, в том числе путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), но непременно подтверждающим факт и дату его получения потребителем, предварительно установить ее размер, и направить требование о ее оплате. Данная обязанность обеспечивает реализацию принципа надлежащего исполнения гражданско-правового обязательства. Доставка платежного документа до почтового ящика абонента безусловно не свидетельствует о получение абонентом данного документа.
В ходе проведения проверки по вопросу отключения жилого дома по адресу <адрес> от электроснабжения установлено, что о предстоящем приостановлении предоставления коммунальной услуги потребитель уведомлялся путем направления ему квитанции за май 2017 года, содержащей сведения о введении режима ограничения электроснабжения.
При этом, как установлено в ходе проверки, абонент получение указанной квитанции отрицал, а исполнителем услуги - Артемовский РКЦ филиал «Дальэнергосбыт» ПАО «ДЭК» каких-либо подтверждающих данных о том, что указанная квитанция получена абонентом не предоставлено.
Более того, вопреки доводам представителя административного истца о том, что порядок надлежащего предварительного уведомления потребителя об имеющейся задолженности и предстоящем отключении от энергоснабжения был соблюден путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги за май 2017 года текста соответствующего предупреждения, что является достаточным, и квитанция доставлена потребителю в соответствии с условиями договора на оказание услуг по доставке от 28.07.2016 №, приложенная к материалам административного иска копия платежного документа – счет на оплату электроэнергии за май 2017 года, не содержит текста соответствующего предупреждения (уведомления) (л.д.11).
Поскольку Артемовским РКЦ филиал «Дальэнергосбыт» ПАО «ДЭК» не соблюден порядок надлежащего уведомления о предстоящем отключении от энергоснабжения потребителя услуги, представление прокурора, выданное в адрес руководителя филиал «Дальэнергосбыт» ПАО «ДЭК» в котором указано на данные нарушения законодательства было вынесено законно и обоснованно и соответствует требованиям статей 21, 22, 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Руководствуясь ст. ст. 178-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного заявления Артемовского отделения Расчетно-контрольного центра филиала ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» «Дальэнергосбыт» о признании незаконным и отмене представления прокурора города Артема об устранении нарушений жилищного законодательства № от 15 августа 2017 года отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Артемовский городской суд Приморского края.
Судья Е.В.Бузьская
Мотивированное решение изготовлено 15 декабря 2017 года
Судья Е.В.Бузьская