Гражданское дело № 2-1196/2021
УИД № 44RS0028-01-2021-000648-16
Решение изготовлено 5 октября 2021 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Кострома |
27 сентября 2021 года |
Костромской районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи К.А.Батухиной,
при секретаре судебного заседания С.А.Мызенко,
с участием: представителей истца Управления Россельхознадзора по Владимирской, Костромской и Ивановской областям И.В.Столярова, Е.С.Коваленко,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1196/2021 (УИД № 44RS0028-01-2021-000648-16) по исковому заявлению Управления Россельхознадзора по Владимирской, Костромской и Ивановской областям к Мухину П.А. об обязании возместить вред, причинённый почвам, путём проведения рекультивационных работ,
УСТАНОВИЛ:
Управление Россельхознадзора по Владимирской, Костромской и Ивановской областям обратилось в суд с исковым заявлением к П.А.Мухину об обязании возместить вред, причиненных почвам, путем проведения рекультивационных работ с учётом ранее понесенных затрат.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Управлением в рамках контрольно-надзорных мероприятий, проведенных на территории ... выявлен земельный участок сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером №..., на котором несанкционированно складированы отходы производства (навоз КРС). Площадь захламления составила 0,07 га. Данный земельный участок принадлежит на праве собственности А.Н.Леонтьеву. Установлено, что несанкционированное размещение отходов на площади 0,07 га допустил П.А.Мухин. На земельном участке проведен отбор почвенных образцов на определение степени загрязненности нитратами. Образцы направлены на исследование в ФГБУ «Тверская МВЛ». Согласно протоколу испытаний от 26 августа 2020 года №..., превышения предельно допустимой концентрации нитратов на участке не выявлено. П.А.Мухин был привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП Российской Федерации, в виде штрафа в размере 20 000 рублей. Штраф П.А.Мухиным погашен. 14 августа 2020 года было выдано представление №... об устранении причин и условий, способствовавших нарушению требований земельного законодательства. В октябре 2020 года в Управление поступил ответ на данное представление, согласно которому П.А.Мухиным начаты работы по восстановлению земельного участка. 26 октября 2020 года Управлением в адрес П.А.Мухина направлена претензия о добровольном возмещении вреда, причиненного почвам. В соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды Российской Федерации от 8 июля 2010 года № 238, размер вреда, причиненного почве, составляет 560 000 рублей. 26 ноября 2020 года в Управление от П.А.Мухина поступило информационное письмо, в котором сообщалось, что на земельном участке с кадастровым номером 44:07:142102:868 начаты работы по рекультивации, а именно отходы производства в виде навоза КРС вывезены с участка, перепревшие отходы подготовлены под запашку в почву в весенне-летний период 2021 года. На проведение таких работ П.А.Мухиным было потрачено 156 000 рублей.
С учётом изложенного и со ссылкой на с статью 1064 ГК Российской Федерации, статьи 78 ЗК Российской Федерации, статьи 77, 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, Управление Россельхознадзора по Владимирской, Костромской и Ивановской областям просило суд обязать П.А.Мухина: ликвидировать в полном объеме несанкционированное размещение отходов производства (навоз КРС) на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №... на площади 0,07 га; участок, где размещалось несанкционированное размещение отходов площадью 0,07 га ввести в сельскохозяйственный оборот, на указанной площади провести агротехнические мероприятия - основные (вспашка на глубину до 20 см), поверхностные (культивация, боронование), посев сидератов. Указанные работы провести в срок до 1 октября 2021 года.
В ходе судебного разбирательства по делу стороной истца заявленные были уточнены в части установления срока проведения рекультивационных работ в срок до 1 декабря 2021 года.
В судебном заседании представители истца Управления Россельхознадзора по Владимирской, Костромской и Ивановской областям - И.В.Столяров, Е.С.Коваленко уточнённые исковые требования поддержали в полном объёме и в соответствии с доводами, изложенными в иске.
Ответчик П.А.Мухин, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом посредством направления заказной корреспонденции, по известному суду адресу, в материалах дела имеется конверт (возврат) с отметкой почтового отделения связи «истёк срок хранения». С учётом положений пункта 1 статьи 35 ГПК Российской Федерации, пункта 1 статьи 20, пункта 1 статьи 165.1 ГК Российской Федерации, следуя принципу диспозитивности гражданского судопроизводства, суд полагает, что ответчик П.А.Мухин, не явился по извещению в почтовое отделение связи за получением судебной корреспонденции, указанным образом распорядился своими процессуальными правами. Каких-либо доказательств, свидетельствующих об уважительности причин неполучения ответчиком судебной корреспонденции, в материалах дела не имеется. Риск неполучения поступившей судебной корреспонденции несёт адресат.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, А.Н.Леонтьев, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом посредством направления заказной корреспонденции, по известному суду адресу, в материалах дела имеется конверт (возврат) с отметкой почтового отделения связи «истёк срок хранения».
В соответствии со статьёй 167 ГПК Российской Федерации, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав представителей истца И.В.Столярова, Е.С.Коваленко, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 76 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.
Статьёй 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ установлено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Компонентами природной среды являются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле (абзац четвёртый статьи 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии с частью 3 статьи 11 данного Закона граждане обязаны: сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства.
В соответствии со статьёй 12 ЗК Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии со статьёй 42 ЗК Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно части 1 статьи 78 ЗК Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Согласно части 1 статьи 79 ЗК Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Статьёй 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ установлены общие требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, в соответствии с которыми хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель. (часть вторая указанной статьи).
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц;
запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды регламентирован в статье 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ.
Согласно статье 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В соответствии с частью 2 статьи 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Как следует из материалов дела, 10 августа 2020 года Управлением Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям проведено обследование земельного участка с кадастровым номером №..., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, местоположение ..., в ходе которого установлено, что по краю вышеуказанного земельного участка на площади 0,07 га выявлено захламление отходами производства (навоз крупного рогатого скота). Навоз КРС не опахан, укрывной и изоляционный (подстилочный) материал отсутствует.
Из объяснений П.А.Мухина, взятых 10 августа 2020 года Управлением Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям, усматривается, что П.А.Мухин на данном земельном участке складирует навоз КРС самостоятельно для последующей запашки, гражданин А.Н.Леонтьев, собственник земельного участка, претензий не имеет, ИП Б.С.К. данный земельный участок не арендует.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 2 апреля 2021 года №..., правообладателем земельного участка с кадастровым номером №..., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, местоположение ..., является А.Н.Леонтьев.
Постановлением Управления Россельхознадзора по Костромской и ивановской областям от 14 августа 20202 года №... П.А.Мухин признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП Российской Федерации. П.А.Мухин подвергнут административному штрафу в размере 20 000 рублей.
14 августа 20202 года Управлением Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям в адрес П.А.Мухины было вынесено представление №... об обязании принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды Российской Федерации от 8 июля 2010 года № 238, размер вреда, причиненного почве, составляет 560 000 рублей.
14 сентября 20202 года, а также 26 октября 2020 года в адрес П.А.Мухина Управлением Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям были направлены претензии с просьбой в добровольном порядке возместить вред, причиненный земельному участку в полном объеме и предоставить соответствующие доказательства.
П.А.Мухиным на данные претензии в Управление Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям представлено заявление, в котором указывается на начало работ по рекультивации земельного участка с кадастровым номером 44:07142102:868, а именно: отходы производства с участка вывезены, навоз в виде удобрения складируется в бурты по краю участка и будет запахан весной 2021 года. На данные работы П.А.Мухиным потрачено 156 000 рублей.
Данные обстоятельства сторонами не оспорены. В то же время, достоверных сведений о выполнении ответчиком мероприятий по рекультивации земельного участка в полном объеме суду не представлено, а стороной истца не подтверждается.
При таких обстоятельствах, обязанность по рекультивации земельного участка лежит на П.А.Мухине как на лице, хозяйственная деятельность которого привела к загрязнению земельного участка отходами крупного рогатого скота.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 13 ЗК Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Исходя из изложенного, с учётом нарушения ответчиком требований действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Управления Россельхознадзора по Владимирской, Костромской и Ивановской областям в полном объёме.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░:
- ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №... ░░ ░░░░░░░ 0,07 ░░;
- ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 0,07 ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░ - ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ 20 ░░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░░░ - ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ |
░.░.░░░░░░░░ |