РЕШЕНИЕ
25 июля 2019 г. г. Краснодар
Судья Ленинского районного суда г. Краснодара Залесный С.А. рассмотрев жалобу департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края на постановление мирового судьи судебного участка № Западного внутригородского округа г. Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении начальника отдела бухгалтерского учета отчетности и материально-технического обеспечения- главного бухгалтера ГКУ КК «Кубаньбиоресурсы» ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № Западного округа г. Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ в отношении начальника отдела бухгалтерского учета отчетности и материально-технического обеспечения- главного бухгалтера ГКУ КК «Кубаньбиоресурсы» ФИО1, в связи с отсутствие состава административного правонарушения.
Департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края обратился с жалобой на вышеуказанное постановление, в которой просит отменить его, и привлечь ФИО1 к административной ответственности по ст.15.14 КоАП РФ. В обоснование жалобы, указывая, что мировым судьей не принят во внимание тот факт, что Департаментом в ходе проверки было установлено нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в начислении и выплате заработной платы ФИО3 за фактически неотработанное время, что привело к необоснованному начислению и уплате страховых взносов. Доказательств того, что указанное начисление производилось вследствие ошибки программы 1С, ФИО1 не представлено. Также полагает, что возмещение неправомерно полученных денежных средств по заработной плате, свидетельствуют о наличии в действиях должностного лица состава административного правонарушения. Обжалуемое постановление было получено ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, просят восстановить пропущенный срок на его обжалование.
В судебном заседании представители заявителя ФИО4, ФИО5, действующие на основании доверенности, доводы и требования, изложенные в жалобе, поддержали, настаивали на ее удовлетворении в полном объеме.
Заинтересованное лицо ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 30.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Причины пропуска процессуального срока суд признает уважительными и находит возможным восстановить его.
Согласно ст.15.14 КоАП РФ административным правонарушением признается нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния,
В соответствии со статьей 306.4. Бюджетного кодекса Российской Федерации направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств признается нецелевым использованием бюджетных средств.
Проверка, проведенная Департаментом финансово-бюджетного надзора Краснодарского края показала, что заработная плата в учреждении начислялась в соответствии со штатным расписанием, приказами директора учреждения, табелями учета использования рабочего времени ф. 0504421, расчетной ведомостью и другими документами по учету труда и его оплаты.
Выплата заработной платы работникам учреждения производится в порядке безналичных расчетов на счета банковских карт в соответствии с условиями договоров, заключенных с банками ПАО «Сбербанк России» от ДД.ММ.ГГГГ №, ПАО «Краснодарский краевой инвестиционный банк» от ДД.ММ.ГГГГ №-УФД, от ДД.ММ.ГГГГ №-УФД.
ФИО3 согласно приказу учреждения от ДД.ММ.ГГГГ № - лс была принята на должность специалиста первой категории в отдел содержания и сохранения генетического фонда осетровых рыб с ДД.ММ.ГГГГ Оплата труда работника производится в соответствии с Постановлением №. Работодателем устанавливаются стимулирующие и компенсационные выплаты (надбавки, премии и т.п.), размеры и условия которых определяются Положением об оплате труда и материального стимулирования работников учреждения. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №-лс ФИО3 переведена на должность ведущего специалиста отдела содержания и сохранения генетического фонда осетровых рыб с ДД.ММ.ГГГГ, установлен должностной оклад 6183,0 рубля, ежемесячное денежное поощрение в размере 1,5 денежного оклада Между Работодателем и Работником заключено дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ № к Трудовому договору с ФИО6, которым внесены соответствующие изменения в пункт 3.2. раздела 3 «Условия оплаты труда».
Приказом учреждения от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии со статьей 93 ТК РФ Галич O.K. установлен режим неполной рабочей недели с ДД.ММ.ГГГГ рабочие дни: понедельник, среда, пятница. Продолжительность ежедневной работы - 8 часов, выходные - дни вторник, четверг, суббота, воскресенье. Согласно приказу, оплата труда ФИО3 должна производиться пропорционально отработанному времени. Между работодателем и работником заключено дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ № к Трудовому договору с Галич O.K., которым внесены соответствующие изменения в пункт 5.2. раздела 5 «Рабочее время и время отдыха».
В результате анализа табелей учета использования рабочего времени и расчетных ведомостей установлено, что в расчетных ведомостях за период с августа 2017 года по июнь 2018 года фактически отработанное время Галич O.K., за которое ей начислена заработная плата, не соответствует данным об отработанном времени, отраженным в табелях учета использования рабочего времени.
Начисление заработной платы Галич O.K. за период с августа 2017 года по июнь 2018 года производилось ГКУ за фактически неотработанное рабочее время, что привело к переплате заработной платы.
Сумма начисленной и выплаченной ФИО3 заработной платы за неотработанное время составила за август-декабрь 2017 года - 665,4 рубля, страховых взносов - 200,9 рублей; за 1 полугодие 2018 года - 35304,4 рублей, страховых взносов -10661,9 рублей.
В связи с изменением типа государственного учреждения с бюджетного на казенное финансирование расходов на оплату труда с ДД.ММ.ГГГГ осуществлялось за счет бюджетной сметы.
Приказом учреждения от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии со статьей 93 ТК РФ ФИО3 установлен режим неполной рабочей недели с неполным рабочим днем с ДД.ММ.ГГГГ рабочие дни: среда, пятница, суббота, продолжительность ежедневной работы - 4 часа, выходные дни - понедельник, вторник, четверг, воскресенье. Согласно приказу, оплата труда Галич O.K. должна производиться пропорционально отработанному времени. Между Работодателем и Работником заключено дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ № к Трудовому договору с Галич O.K., которым внесены соответствующие изменения в пункт 5.2. раздела 5 «Рабочее время и время отдыха».
В расчетных ведомостях за период с июля 2018 года по февраль 2019 года фактически отработанное время ФИО7, за которое ей начислена заработная плата, не соответствует данным об отработанном времени, отраженным в табелях учета использования рабочего времени. Сумма начисленной Галич O.K. заработной платы за неотработанное время составила 40492,9 рублей, страховых взносов на сумму излишне начисленной заработный платы Галич O.K. - 12228,9 рублей, в том числе: за 2 полугодие 2018 года заработная плата Галич O.K. - 35731,4 рублей, страховые взносы - 10790,9 рублей; за январь-февраль 2019 года заработная плата ФИО3 - 4761,5 рублей, страховые взносы -1438,0 рублей.
Общая сумма начисленной и выплаченной заработной платы Галич O.K. за фактически неотработанное ею рабочее время за период с августа 2017 года по февраль
2019 года составила 76462,7 рублей (с учетом НДФЛ 9536,0 рублей), страховые взносы на необоснованно начисленную заработную плату Галич O.K. в общей сумме - 23091,7 рублей.
Как установлено судом, размер заработной платы сотрудников, устанавливается руководителем в рамках норм закрепленных в Положении об оплате труда ГКУ КК "Кубаньбиоресурсы", разработанного на основе постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края № от ДД.ММ.ГГГГ, учитывая производственную нагрузку, объем выполненных задач, своевременное и качественное выполнение возложенных на работников обязанностей, успешное выполнение особо важных и сложных заданий, достижение значимых результатов в ходе выполнения заданий, работой с учетом ненормированного рабочего времени. Заработная плата формируется из обязательных к начислению расчетов отработанного времени, исходя из одного месячного должностного оклада и ежемесячного денежного поощрения - в размере 1,5 должностного оклада, а так же, дополнительных выплат - ежемесячной надбавки за сложность и напряженность труда, в размере до 150 % оклада и премии по результатам работы (размер премий не ограничивается в пределах фонда оплаты труда). Порядок и конкретный размер дополнительных выплат, определяются работодателем. Работодатель, имеет право перераспределять средства фонда оплаты труда между дополнительными выплатами в пределах ФОТ.
Расчет заработной платы в учреждении, производится с применением автоматизированной обработки данных, вносимых оператором (главным бухгалтером), программой 1С: Зарплата и кадры. В расчете заработной платы, с посменным рабочим графиком, 1 смена 24 часа приравнивается к 3 дням по 8 часов пятидневной рабочей недели. В программе 1С, по умолчанию, реализовано начисление заработной платы исходя из пятидневной рабочей недели по ставке 1,0.
В Учреждении, у ряда сотрудников сменная работа по скользящему графику. Также, есть сотрудники, которым установлена рабочая неделя с предоставлением выходных дней при 8-ми часовом рабочем дне. Для учета рабочего времени применяется суммированный учет рабочего времени. Учетный период - год. Оплата производится за полный рабочий месяц, с учетом количества смен и общих достижений в работе, в размере, предусмотренном трудовым договором (оклад + ежемесячное денежное поощрение). За месяц, отработанный не полностью, в связи с отпуском, болезнью или увольнением, оплата труда рассчитывается по правилам начисления в режиме пятидневной рабочей недели.
В ходе подготовки к внутреннему аудиту, был обнаружен ряд неточностей в программном учете значений табеля учета рабочего времени и статусов обработки приказов, изменяющих режим работы отдельных сотрудников и как следствие, допущение технических ошибок в структуре расчетов заработной платы. В результате искаженной структуры расчета заработной платы, произошло завышение оплаты туда в части обязательных к выплате начислений, и как следствие занижалась выплата по надбавкам, устанавливаемым руководителем для соразмерной оплаты труда сотрудника с учетом его КТУ по итогам работы за месяц.
Ошибка в расчете обязательных выплат работнику при установленной рабочей неделе, с предоставлением выходных дней по скользящему графику в режиме чередования рабочих и выходных дней, допущена вследствие программно-аппаратного сбоя в работе комплекса 1С по учету изменения режима рабочего времени. В августе 2017 года, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, сотруднику был установлен режим неполной рабочей недели, что при расчете ставки составило 0,6 оклада. Приказ был внесен в блок расчета заработной платы программы 1С бухгалтерия. После регистрации приказа, расчет заработной платы проводился программой автоматически и корректно, до января 2018 г. В январе 2018 г., в результате программного сбоя, либо обновления программы, статус документа в программе, изменился с «действующий» на «завершенный», в результате чего, перестал учитываться в расчете заработной платы и программа формировала искаженную сумму начислений.
Как следует из текста жалобы, факт ошибки в начислении заработной платы был выявлен Департаментом. Однако, информация об этом была представлена вначале проверки именно Учреждением, что подтверждается тем фактом, что приказ руководителя учреждения о проведении внепланового аудита был издан ДД.ММ.ГГГГ, а служебная записка ФИО1 о выявлении факта расхождений в данных кадрового и бухгалтерского учета зарегистрирована 26 февраля, то есть до момента получения проверкой соответствующих документов.
Непреднамеренность ошибки в расчетах и отсутствие какого-либо умысла, подтверждает и тот факт, что сведения о фактически отработанном рабочем времени (табель учета рабочего времени сотрудников) не утаивался и ежемесячно включался в состав единого пакета учетных бухгалтерских документов в «Журнале операций по расчетам по оплате труда».
В акте проверки ДФБН не отмечено никаких попыток со стороны должностных лиц учреждения скрыть истребуемую документацию или внести в нее исправления.
Необходимо подчеркнуть, что жалоба ДФБН содержит недостоверную информацию и в части размера суммы, возвращенной Учреждением министерству природных ресурсов Краснодарского края (76 462,67) и классификации возвращенных средств. Фактически на счета Министерства было возвращено 89765,19 (платежные поручения №, 361831 от ДД.ММ.ГГГГ, основание платежа - возврат дебеторской задолженности прошлых лет). Кроме того, на счет учреждения было возвращено 4761,50 руб. (п/п 984151 от ДД.ММ.ГГГГ). Указанные платежные поручения датированы значительно более ранней датой, чем дата передачи Акта проверки Учреждению (ДД.ММ.ГГГГ). Очевидно, что такая ситуация возможна только в том случае, если ошибка в расчете заработной платы была выявлена Учреждением самостоятельно.
Описывая нарушение как нецелевое расходование бюджетных средств, специалисты ДФБН не проводят анализ правовых оснований проведенных учреждением выплат. Объективную сторону нецелевого расходования средств составляет получение бюджетных средств лицом, не имеющим на то правовых оснований. В рассматриваемом случае правовым основанием получения заработной платы является трудовой договор сотрудника и вытекающие документы: табель учета рабочего времени, ведомость на начисление заработной платы. То есть, средства фонда оплаты труда израсходованы на оплату труда работнику, занятому в выполнении государственного задания учреждения. Допущенная при этом ошибка в расчетах никаким образом не может повлиять на цель расходования бюджетных средств.
Следует отметить, что оперируя понятием «нарушения требований действующих нормативных, правовых, локальных актов», проверяющие не указывают какие именно нормативные или локальные правовые акты были нарушены, то есть не подкрепляют свои выводы фактическим материалом. При этом, проверяющие в явной форме указывают в акте проверки, что допущенная в расчетах заработной платы ошибка не повлекла превышения сумм, указанных в ПФХД, а также превышения по статье КОСГУ 211 и ее фактическое соответствие штатной численности учреждения, согласно отчету «Об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности».
Доводы жалобы, что ФИО1 не обращалась к организации обслуживающей программу 1С в учреждении для решения вопроса о внесении изменений в статус документа, не могут быть принять во внимание, поскольку программный комплекс 1С является лидером программных обеспечений бухгалтерского учета, который модернизируется постоянно. Для обслуживания 1С, учреждением ежегодно заключается договор с ИП ФИО8, которая не реже одного раза в неделю, посещает учреждение с целью технического обслуживания и обновления программного комплекса 1С, что подтверждается, договорами и актами выполненных работ с 2011 года. Сбои в работе, подобно вышеописанному, в программном комплексе появляются регулярно, чаще в начале года и все они, решаются в текущем рабочем порядке не требующим какого-либо дополнительного обращения.
Таким образом, все допущенные в работе ФИО1 нарушения, были непредумышленными и совершены по добросовестному заблуждению, а излишне начисленные суммы, возвращены в бюджет.
С учетом вышеизложенного, суд считает, что доводы жалобы не нашли своего подтверждения и ее следует отклонить.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░░ 29.05.2019░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.15.14 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░- ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░1- ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░- ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░: