Дело №2-6968/2024
УИД 35RS0010-01-2024-007912-15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Вологда | 16 сентября 2024 года |
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
судьи Шевчук Ю.С.,
при секретаре Ситовой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Устюженского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области о возложении обязанности,
установил:
Прокурор Устюженского района, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области о возложении обязанности, в обоснование указав следующее. Прокуратурой Устюженского района проведена проверка по обращению жильцов многоквартирного дома по адресу: <адрес>, по результатам которой в деятельности Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области выявлены нарушения законодательства. Постановлением Правительства Вологодской области от 23.12.2013 № утверждена Областная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области до 2054 года. На основании ходатайств администрации Устюженского муниципального округа Вологодской области внесены изменения в Региональную программу, в соответствии с которой ремонт крыши многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, запланирован на 2026-2028 года, ремонт фасада Региональной программой не предусмотрен. В ходе проведенной 19.03.2023 совместно с главным специалистом Управления государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Государственной жилищной инспекции Вологодской области проверки установлено, что многоквартирный дом по указанному адресу является двухэтажным, материал кровли-шифер, при осмотре общего имущества установлено:
- оголовки вентиляционных шахт не имеют зонтов;
- имеется нарушение герметичности материала шифера к вертикальной поверхности кирпичной кладки вентиляционных шахт;
- отсутствуют решетки и остекления рам слуховых окон на чердаке, жалюзийных решеток;
- имеется мусор на чердаке;
- имеется нарушение герметичности материала торцов наружных стен дома;
- на поверхности ограждающих конструкций входов в подъезды № дома имеются потемнения, протечные пятна, мох;
- отсутствует конек кровли;
- в квартире №, расположенной на втором этаже подъезда № дома, имеются протечные пятна на внутренней отделке потолка кухни и гостиной;
- на внутренней отделке потолка мест общего пользования подъезда № дома имеются протечные пятна.
С учетом выявленных нарушений, предельный срок капитального ремонта крыши, запланированный на 2026-2028 года, установлен без учета фактических и объективных оснований.
Региональным оператором в нарушении требований Жилищного кодекса Российской Федерации исчерпывающие меры по своевременному проведению предусмотренных Региональной программой в рамках проведения капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: <адрес>, работ в разумный срок не приняты, торги на заключение договора на капитальный ремонт дома не назначены и не проведены, договоры о капитальном ремонте дома с подрядчиком не заключены, чем нарушены права лиц, проживающих в указанном доме и несущих расходы на оплату услуг по капитальному ремонту указанного многоквартирного дома. Указанное бездействие должностных лиц Регионального оператора ведет к усугублению ситуации с техническим состоянием названного многоквартирного дома в части нарушения целостности кровли, торцевой стены дома, входных групп, возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью лиц, в нем проживающих. Кроме того, доступ в указанный многоквартирный дом является свободным, территория дома не огорожена, в связи с чем при дальнейшем обрушении строительных конструкций кровли пострадать может неопределенный круг лиц.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства просил обязать Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области в срок до 31.12.2024 провести капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме: <адрес>, в части проведения следующих видов работ:
- капитальный ремонт фасада;
- капитальный ремонт крыши;
- оценка технического состояния многоквартирного дома, разработка проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома;
- строительный контроль.
В процессе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Правительство Вологодской области.
Представитель истца прокурора Устюженского района – помощник прокурора г. Вологды Дементьев И.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным основаниям, просил удовлетворить.
Представитель ответчика Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался. Представлено ходатайство об отложении слушания по делу, которое судом рассмотрено, принято решение о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя ответчика. В предыдущем судебном заседании представитель ответчика против удовлетворения исковых требований возражала по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель третьего лица Администрации Устюженского муниципального округа Вологодской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом.
Представитель третьего лица Департамента строительства Вологодской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом. Против удовлетворения исковых требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель третьего лица Правительства Вологодской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения исковых требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Установлено, что прокуратурой Устюженского района проведена проверка по обращению жильцов многоквартирного дома по адресу: <адрес>, по результатам которой в деятельности Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области выявлены нарушения законодательства.
На основании п.1 постановления Правительства Вологодской области от 24.06.2013 №627 «О создании некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области», в целях осуществления деятельности, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области создана некоммерческая организация Вологодской области «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области» (Региональный оператор).
Постановлением Правительства Вологодской области от 23.12.2013 №1354 утверждена Областная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области до 2054 года. (Региональная программа).
Формирование фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес> производится на счете Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области.
Указанный дом включен в областную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области, утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 23.12.2013 №.
Согласно Региональной программы в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> запланированы капитальный ремонт крыши на 2026-2028 года, фасада – 2037-2039 года.
В ходе проведенной 19.03.2023 совместно с главным специалистом Управления государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Государственной жилищной инспекции Вологодской области проверки установлено, что многоквартирный дом по указанному адресу является двухэтажным, материал кровли-шифер, при осмотре общего имущества установлено:
- имеется нарушение герметичности материала шифера к вертикальной поверхности кирпичной кладки вентиляционных шахт;
- отсутствуют решетки и остекления рам слуховых окон на чердаке, жалюзийных решеток;
- имеется мусор на чердаке;
- имеется нарушение герметичности материала торцов наружных стен дома;
- на поверхности ограждающих конструкций входов в подъезды № дома имеются потемнения, протечные пятна, мох;
- отсутствует конек кровли;
- в квартире № расположенной на втором этаже подъезда № дома, имеются протечные пятна на внутренней отделке потолка кухни и гостиной;
- на внутренней отделке потолка мест общего пользования подъезда № дома имеются протечные пятна.
Прокурор Устюженского района полагает, что с учетом выявленных нарушений, предельный срок капитального ремонта крыши, запланированный на 2026-2028 года, установлен без учета фактических и объективных оснований.
В соответствии с ч.5 ст.13 Закона Вологодской области от 11.06.2013 №3088-ОЗ «О регулировании некоторых вопросов в сфере организации обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области» для подготовки областной программы капитального ремонта органы местного самоуправления поселений и городских округов области направляют в уполномоченный орган сведения о многоквартирных домах, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, с учетом очередности проведения капитального ремонта, установленной ч.2 и ч.3 настоящей статьи.
В соответствии с ч.5 ст.168 ЖК РФ региональная программа подлежит актуализации не реже чем один раз в год.
Таким образом, в соответствии со ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), ст. 13 Закона Вологодской области от 01.06.2013 № 3088-ОЗ «О регулировании некоторых вопросов в сфере организации обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области» программа капитального ремонта формируется на основании сведений, предоставленных органами местного самоуправления в Департамент строительства области об очередности проведения капитального ремонта, включая перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту, физический износ многоквартирного дома (в процентах). Очередность проведения капитального ремонта для включения в Программу определяется органами местного самоуправления.
Установление необходимости переноса срока проведения капитального ремонта на более ранние периоды, чем это установленного Программой, согласно Постановлению Правительства Вологодской области от 09.02.2015 № «О порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области» относится к полномочиям комиссий по определению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории муниципальных образований (далее – комиссия), заседания которых проводятся, в том числе, на основании обращений представителей собственников помещений в многоквартирных домах.
В целях определения необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме комиссия проводит обследование технического состояния общего имущества в многоквартирном доме, его конструктивных элементов.
Необходимость проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определяется комиссией исходя из: степени физического износа определенных конструктивных элементов, инженерных систем и оборудования общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с актом о техническом состоянии общего имущества в многоквартирном доме, нормативных сроков службы конструктивных элементов, инженерных систем и оборудования общего имущества в многоквартирном доме, планируемой к сбору суммы средств взносов на капитальный ремонт в пределах финансового года на территории определенного муниципального образования.
Сведения о проведенных заседаниях комиссии и принятых комиссией решениях по вопросу переноса сроков проведения капитального ремонта в доме, расположенном по адресу: <адрес> не имеется.
В соответствии с ч.7 ст. 168 ЖК РФ в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.
Постановлением Правительства Вологодской области от 02.03.2021 № 324 утвержден краткосрочный план реализации Программы капитального ремонта общего имущества на 2022-2024 года.
В соответствии с п.4 Порядка утверждения краткосрочных планов реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденного постановлением Правительства области от 24.06.2013 №646 включение многоквартирных домов в краткосрочный план осуществляется с учетом: планируемой к сбору в пределах трехлетнего периода суммы средств взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории определенного муниципального образования, обязательного наличия, в том числе результатов осмотра и обследования технического состояния многоквартирных домов, включаемых в краткосрочный план, проведенных с участием представителей собственников помещений в многоквартирном доме, лиц осуществляющих управление данным многоквартирным домом, органов местного самоуправления, оформленных в год формирования (актуализации) краткосрочного плана, технических паспортов на многоквартирные дома, запланированные к ремонту.
Согласно п.10 Порядка для внесения изменений в краткосрочный план в текущем году органы местного самоуправления муниципальных образований области предоставляют в департамент разработанную проектно-сметную документацию, положительное заключение экспертизы, копию решения общего собрания собственников общего имущества в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта, принятого в соответствии со ст. 189 ЖК РФ только в 1 и 2 кварталах текущего года при условии накопления средств в форме капитального ремонта многоквартирного дома в размере не менее 95 процентов от начисленных взносов на капитальный ремонт на основании сведений Фонда.
В настоящее время постановлением Правительства Вологодской области от 06.05.2024 №550 утвержден краткосрочный план реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области на 2025-2027 годы.
Многоквартирный дом включен в краткосрочный план на 2025-2027 годы со сроком проведения капитального ремонта крыши в 2027 году.
Средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, оплаты товаров (материалов и оборудования, в том числе высокотехнологичного оборудования), необходимых для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в случае, предусмотренном частью 7 статьи 167 настоящего Кодекса ( ч.1 ст. 174 ЖК РФ).
Проектная документация на проведение работ по капитальному ремонту общего имущества разрабатывается в год, предшествующий проведению работ по капитальному ремонту, строительный контроль осуществляется в процессе проведения работ по капитальному ремонту.
Поскольку по дому, расположенному по адресу: <адрес>, сроки проведения капитального ремонта на переносились на более ранние периоды, оснований для его включения в краткосрочный план на 2022-2024 годы не имеется.
Также следует обратить внимание на то, что в исковом заявлении указано на нарушение положений Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Правительства области от 27.09.2003 №170 (далее также Правила №170), постановления Правительства РФ от 03.04.2013 №290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» (далее также постановление №290).
Согласно п.1 Правил №170 данные Правила определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда. Правила №170 и постановление №290 применяются к правоотношениям, вытекающим из договоров управления многоквартирным домом и договоров оказания услуг по содержанию и/или выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, выявленные в ходе проверки 19.10.2023 нарушения (отсутствие решетки и остекления рам слуховых окон на чердаке, жалюзийных решеток, пятна от протечек кровли, наличие мусора на чердаке) должны устраняться в рамках текущего содержания и ремонта многоквартирного дома.
На основании вышеизложенного и принимая во внимание, что сроки проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома не переносились на более ранние периоды, многоквартирный дом включен в краткосрочный план на 2025-2027 годы, со сроком проведения капитального ремонта крыши в 2027 году, суд приходит к выводу об оставлении исковых требований прокурора Устюженского района без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Прокурора Устюженского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области о возложении обязанности - оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Ю.С. Шевчук
Мотивированное решение изготовлено 23.09.2024.