ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУДОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ |
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ |
Дело № 88А-3835/2020 № 2а-444/2019 г. Пятигорск 03 июня 2020 года Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего Фахретдиновой Р.Ф., |
судей Зайнуллиной Г.К., Белоусовой Ю.К. |
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Невинномысска Ставропольского края
на решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 18.04.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 03.03.2020
по административному делу по административному исковому заявлению Степаненко А.В. к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации г. Невинномысска и администрации г. Невинномысска о признании незаконным решения, возложении обязанности устранить нарушение прав и свобод, утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Заинтересованное лицо садоводческое некоммерческое товарищество «Кубань».
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К., пояснения представителя администрации и КУМИ г. Ставрополя Сазоновой К.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Степаненко А.В. обратился в Невинномысский городской суд Ставропольского края с административным исковым заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации г.Невинномысска и администрации г. Невинномысска, с учетом уточнений, принятых к рассмотрению судом, просил признать незаконным решение администрации г. Невинномысска и Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Невинномысска от 23.11.2018 № 4736/27 об отказе в предоставлении муниципальной услуги по утверждению Схемы земельного участка № площадью 937 кв.м, расположенного по адресу: Российская Федерация, городской округ - г. Невинномысск, садоводческое некоммерческое товарищество «Кубань» (далее - СНТ «Кубань»), обязать администрацию г.Невинномысска и Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г.Невинномысска устранить в полном объеме препятствия к осуществлению им прав и свобод посредством согласования и выдачи в течение 10 дней постановления (распоряжения) об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером № площадью № кв.м, расположенного по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, город Невинномысск, СНТ «Кубань», № 27 на кадастровом плане территории.
В обоснование заявленных требований указал, что он является членом СНТ «Кубань», на основании протокола № 1 от 18.02.2018 ему выделен земельный участок № 27, в ноябре 2018 года он обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г.Невинномысска с заявлением о предоставлении муниципальной услуги «Подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории городского округа», являющегося составной частью общей территории СНТ «Кубань», предоставив схему расположения земельного участка и сведения о его координатах, а также иные сведения о принадлежности земельного участка.
Решением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Невинномысска от 23.112018 № 4736/27 ему отказано в предоставлении муниципальной услуги по основанию, предусмотренному подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации. Считает данный отказ незаконным, необоснованным ввиду неверного толкования норм права.
Решением Невинномысского городского суда Ставропольского края от 18.04.2019, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 03.03.2020 административные исковые требования Степаненко А.В. к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации г.Невинномысска и администрации г.Невинномысска удовлетворены частично, признан незаконным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Невинномысска № 4736/27 от 23.11.2018 в предоставлении муниципальной услуги об утверждении схемы расположения земельного участка № 27, площадью 937 кв.м, расположенный по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, г.Невинномысск, СНТ «Кубань», № 27, на администрацию г.Невинномысска и Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г.Невинномысска возложена обязанность в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу утвердить схему расположения земельного участка с кадастровым номером № площадью 937 кв.м, расположенного по адресу: Российская, Федерация, Ставропольский край, г.Невинномысск, СНТ «Кубань» № 27.
В удовлетворении остальной части заявленных административных исковых требований Степаненко А.В. к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации г. Невинномысска и администрации Невинномысска отказано.
Не согласившись с постановленными судебными актами, администрация г. Невинномысска обжаловала их в кассационном порядке, приведя в обоснование кассационной жалобы доводы о неверном применении судами норм материального права, отсутствием у комитета оснований соотнести представленную истцом схему земельного участка, как относящегося к территории СНТ «Кубань», поскольку утвержденный проект организации и застройки территории СНТ «Кубань» отсутствует, административным истцом не представлена. Полагает, что решения судов первой и апелляционной инстанций подлежат отмене, просит суд кассационной инстанции принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных требований в полном объеме.
В судебное заседание суда кассационной инстанции иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
На основании частей 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением главы администрации г.Невинномысска № 977 от 10.12.1992 «О закреплении за садоводческими обществами земельных участков в коллективно-долевую собственность», за садоводческими обществом «Кубань» закреплено 73,0 га.
Согласно выписке из протокола отчетного собрания СНТ «Кубань» от 16.02.2018 Степаненко А.В. принят членом СНТ «Кубань», за ним закреплен земельный участок № 27.
14.11.2018 Степаненко А.В. обратился в администрацию г.Невинномысска с заявлением о подготовке и выдаче схемы расположения земельного участка № 27 СНТ «Кубань» площадью 937 кв.м.
Письмом Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Невинномысска от 23.11.2018 № 4736/27 Степаненко А.В. отказано в предоставлении муниципальной услуги по утверждению представленной схемы расположения земельного участка.
В обоснование отказа указано, что утвержденный проект организации и застройки территории СНТ «Кубань» и проект межевания данной территории в Комитете отсутствуют. Кроме того, отмечено, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городского округа-города Невинномысска, утвержденными решением Думы г. Невинномысска от 27.04.2017 № 112-11, образуемый земельный участок расположен в зоне «Ж-4» - зона застройки дачными домами, в которой испрашиваемый вид разрешенного использования «для коллективного садоводства» не предусмотрен.
СНТ «Кубань» создано на базе садоводческого товарищества «Кубань», зарегистрированного решением исполнительного комитета Невиномысского городского Совета народных депутатов от 12.03.1987 № 250, площадью 72,92 га.
Постановлением администрации г. Невинномыска Ставропольского края от 16.10.2019 № 1908 утверждена схема расположения земельного участка территории некоммерческого товарищества «Кубань» на кадастровом плане на территории города Невиномысска.
В силу части 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Частью 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено осуществление образования земельного участка из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Согласно пункту 2.8 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 31.12.2020 предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагается, в том числе схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости.
В соответствии с пунктами 1-4 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Из приведенной нормы права усматривается, что формирование земельного участка осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления в разумные сроки, является их публичной обязанностью, от которой они не вправе произвольно отказаться, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.
Этот вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановление от 28.05.2010 № 12-П, согласно которой федеральный законодатель возложил на органы местного самоуправления осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (часть 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации), а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (статья 10 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
Признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 11 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обращение Степаненко А.В. с заявлением о формировании земельного участка имеет целью исключительно юридическое оформление уже существующих отношений. Кроме того, поскольку формирование земельных участков, на которых расположено СНТ «Кубань», относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.
Представленными доказательствами, в том числе представленных административным истцом административному ответчику при подаче заявления с очевидностью усматривается его отношение и вхождение в территорию СНТ «Кубань».
Спорный земельный участок находится в границах земельного участка, предоставленного СНТ «Кубань», что подтверждается заключением кадастрового инженера. Отсутствие проекта организации и застройки территории садоводческого товарищества, а также проекта межевания территории садоводческого товарищества не является препятствием для утверждения схемы расположения земельного участка.
С учетом конкретных обстоятельств дел и приведённых норм материального права судами приняты по итогам рассмотрения требований административного истца законные и обоснованные решения.
Вопреки позиции администрации, изложенной в кассационной жалобе, судами дана оценка всем юридически значимым обстоятельствам дела, его позиция, а также позиция иных лиц, участвующих в деле, рассмотрена в полном объеме и надлежащим образом, представленные сторонами доказательства получили надлежащую оценку судов по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
По итогам рассмотрения дела судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу, что принятые судебные акты являются законными и обоснованными, при их принятии существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, доказательств, которые не соответствуют критериям допустимости, по делу не имеется.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению и обоснованным, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также когда они содержат исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении»).
Такие принципы судами первой и апелляционной инстанций по настоящему делу были соблюдены.
Приведенные административным ответчиком в кассационной жалобе доводы связаны с его несогласием с выводами судов, направлены на переоценку доказательств, оснований для которой не имеется.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 18.04.2019 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 03.03.2020 ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░.░. ░░░░░░░░░