Решение по делу № 2а-1929/2021 от 15.12.2020

Дело №2а-1929/2021

УИД 18RS0003-01-2020-005852-40

Р Е Ш Е Н И Е

        Именем Российской Федерации

    13 апреля 2021 года           г. Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Пашкиной О.А.,

при секретаре Дроздовой К.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Удмуртской Республике к Ускову С.Л. о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №10 по Удмуртской Республике (далее – административный истец, МИФНС №10 по УР, Инспекция) обратилась в суд с административным иском к Ускову С.Л. (далее – административный ответчик, налогоплательщик, Усков С.Л.) о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени. Административные исковые требования мотивированы тем, что Усков С.Л. является плательщиком транспортного налога. МИФНС №10 по УР в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомлениеот 20 сентября 2017 года <номер> с указанием на необходимость уплатить транспортный налог за 2016 год в срок не позднее 01 декабря 2017 года.В установленный срок транспортный налог налогоплательщиком в полном объеме не оплачен. Ввиду неисполнения указанной обязанности МИФНС №10 по УР выставила Ускову С.Л. требованиеоб уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, которое в установленный срок налогоплательщиком в полном объеме не исполнено. В связи с просрочкой исполнения обязанности по уплате транспортного налога за 2014 и 2015 годы налогоплательщику начислены пени в размере 98,31 руб., из которых 85,90 руб. – по недоимке за 2015 год, 12,41 руб. – по недоимке за 2014 год.В настоящий момент у налогоплательщика имеется недоимка по транспортному налогу за 2016 год в размере 12 976,98 руб. и пени по транспортному налогу за 2014-2015 годы в размере 98,31 руб., которые административный истец, ссылаясь на ст.ст. 23, 31, 45, 48, 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), просит взыскать с Ускова С.Л. в доход бюджета.

Представитель административного истца МИФНС №10 по УР в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, причины неявки не сообщил, с ходатайством об отложении судебного заседания не обратился. В соответствии с ч. 2 ст. 289, ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя административного истца.

Административный ответчик Усков С.Л. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки не сообщил, с ходатайством об отложении судебного заседания не обратился. В соответствии со ст.ст. 150, 289 КАС РФ административное дело рассмотрено в отсутствие административного ответчикаУскова С.Л.

Изучив и проанализировав материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд устанавливает следующие обстоятельства, имеющие значение для дела, и приходит к следующим выводам.

В соответствии с п.п. 2, 3, 4 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (пункт 2).

В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации (пункт 3).

Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4).

15 октября 2017 года в адрес Ускова С.Л.заказным письмом направлено налоговое уведомление <номер> от 20 сентября 2017 года с расчетом транспортного налога за 2016 год в сумме 21 475,00 руб. со сроком уплаты не позднее 01 декабря 2017 года.

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п. 1 ст. 69 НК РФ).

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 2 ст. 69 НК РФ).

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4 ст. 69 НК РФ).

В связи с наличием у административного ответчика недоимки по уплате транспортного налога в размере 15 875,00 руб. в адрес Ускова С.Л.19 января 2018 года заказным письмом направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) <номер> по состоянию на 13 декабря 2017 года со сроком уплаты до 26 января 2018 года.

Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ч. 1 ст. 62, ч. 4 ст. 289 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Исходя из п. 1 ст. 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом

Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Пунктом 2 статьи 48 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ) установлено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Как следует из материалов дела, на момент предъявления Ускову С.Л. требования от 13 декабря 2017 года <номер> сумма недоимки по транспортному налогу превышала 3 000,00 руб. В течение шестимесячного срока, начиная со дня, установленного для исполнения требования, то есть в срок до 26 июля 2018 года, МИФНС №10 по УР 10 мая 2018 годамировому судье судебного участка №4 Октябрьского района г. Ижевска направлено заявление о выдаче судебного приказа.

10 мая 2018года мировым судьей судебного участка №4 Октябрьского района г. Ижевска выдан судебный приказ №2А-1711/2018 о взыскании с Ускова С.Л. обязательных платежей и санкций. Определением мирового судьи судебного участка №4 Октябрьского района г. Ижевска от 30 июня 2020 года указанный судебный приказ отменен в связи с поступлением возражений административного ответчика.

15 декабря 2020 года, то есть в течение 6 месяцев со дня отмены судебного приказа, МИФНС №10 по УР предъявлен настоящий административный иск.

Таким образом, срок для предъявления административных исковых требований к Ускову С.Л. Инспекцией соблюден.

В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

На территории Удмуртской Республики транспортный налог установлен Законом УР от 27.11.2002 №63-РЗ «О транспортном налоге в Удмуртской республике».

В силу ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в пп. 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (пп. 1 п. 1 ст. 359пп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ).

На дату расчета налога в собственности административного ответчика находились транспортные средства HONDACIVICс государственным регистрационным знаком М287РА/18 и NISSAN MURANO с государственным регистрационным знаком С018СН/18.

На основании ст. 31 НК РФ, ст. 2 Закона УР от 27.11.2002 №63-РЗ «О транспортном налоге в Удмуртской республике» Инспекцией Ускову С.Л. начислен транспортный налог за 2016 год в сумме 21 475,00 руб.

В соответствии с п. 1 ст. 363 НК РФ, налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В установленные сроки налогоплательщик обязанность по уплате транспортного налога в полном объеме не исполнил, на дату рассмотрения дела недоимка по транспортному налогу с учетом частичной оплаты составляет 12 976,98 руб.

Расчет транспортного налога судом проверен, признан верным, административным ответчиком не оспаривался, в связи с чем недоимка по транспортному налогу за 2016 год подлежит взысканию с административного ответчика в сумме 12 976,98 руб. Административные исковые требования в указанной части подлежат удовлетворению. Доказательств об ином размере задолженности Усковым С.Л. суду не представлено.

В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пунктом 4 статьи 75 НК РФ установлено, что пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени для физических лиц принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, по состоянию на 09 октября 2015 года у Ускова С.Л. имелась недоимка по транспортному налогу за 2014 год в сумме 9 025,00 руб. и пени в размере 19,86 руб., в связи с чем ему направлено требование от 09 октября 2015 года <номер> со сроком исполнения до 07 декабря 2015 года.

Кроме того, по состоянию на 14 декабря 2016 года у Ускова С.Л. имелась недоимка по транспортному налогу за 2015 год в сумме 21 475,00 руб. и пени в размере 85,90 руб., в связи с чем ему направлено требование от 14 декабря 2016 года <номер> со сроком исполнения до 13 февраля 2017 года.

Административным истцом к взысканию предъявлены пени по транспортному налогу за 2014 и 2015 годы в общей сумме 98,31 руб.

На момент предъявления Ускову С.Л. вышеуказанных требований об уплате транспортного налога с пениобщая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, превышала 3 000,00 руб.

Соответственно, согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ, п. 2 ст. 48 НК РФ шестимесячный срок для обращения в суд для налогового органа с административным исковым требованием о взыскании пени по транспортному налогу за 2014 год истекал 07 июня 2016 года, пени по транспортному налогу за 2015 год – 13 августа 2017 года.

За выдачей судебного приказа административный истец обратился к мировому судье судебного участка №4 Октябрьского района г. Ижевска 10 мая 2018 года, то есть за пределами предусмотренного законом срока.

В данном конкретном случае своевременность обращения налогового органа в суд зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом. Суд находит, что у налогового органа имелось достаточно времени для обращения в суд в установленном законом порядке и в срок, тем более что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем ему должны быть известны правила обращения в суд за взысканием обязательных платежей и санкций.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, административным истцом не представлено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.

Частью 5 статьи 138 КАС РФ установлено, что в случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.

Кроме того, суд учитывает, что пени, являясь способом обеспечения исполнения обязательств по уплате налога, следуют судьбе задолженности и не могут быть взысканы в отрыве от нее; начисление пеней носит компенсационный характер и является способом обеспечения исполнения обязательств по уплате налогов и сборов. В рассматриваемом случае Инспекцией не представлены доказательства того, что недоимка по транспортному налогу за 2014 и 2015 годы взыскана или уплачена, а потому взыскание пени в отрыве от задолженности невозможно.

Учитывая факт пропуска Инспекцией срока для обращения в суд с административными исковыми требованиями в указанной части, административные исковые требования о взыскании с Ускова С.Л. пени по транспортному налогу за 2014-2015 годы в сумме 98,31 руб. удовлетворению не подлежат.

Согласно ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Поскольку административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче административного иска, то с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 519,08 руб.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177, 290 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Удмуртской Республике к Ускову С.Л. о взыскании недоимки по транспортному налогу удовлетворить.

Взыскать с Ускова С.Л., зарегистрированного по адресу: <адрес>, в доход бюджета на расчетный счет 40101810200000010001, получатель УФК по УР (Межрайонная ИФНС России №10 по Удмуртской Республике), ИНН 1831038252, КПП 183101001, БИК банка 049401001, недоимку по транспортному налогу за 2016 год в размере 12 976 руб. 98 коп.

Взыскать с Ускова С.Л. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 519 руб. 08 коп.

Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Удмуртской Республике к Ускову С.Л. о взыскании пени по транспортному налогу за 2014 и 2015 годы в размере 98 руб. 31 коп. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики через Октябрьский районный суд г. Ижевска в течение месяца со дня вынесения решения.

Мотивированное решение изготовлено судьей на компьютере в совещательной комнате 13 апреля 2021 года.

Председательствующий судья            Пашкина О.А.

2а-1929/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
МИФНС № 10 УР
Ответчики
Усков Станислав Леонидович
Суд
Октябрьский районный суд г. Ижевск Удмуртской Республики
Судья
Пашкина Оксана Александровна
Дело на сайте суда
oktyabrskiy.udm.sudrf.ru
15.12.2020Регистрация административного искового заявления
16.12.2020Передача материалов судье
18.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
26.01.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
26.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.04.2021Судебное заседание
13.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее