Дело №.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
<адрес>. ДД.ММ.ГГГГ.
Лузский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Першина П.И.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Куприт» на решение мирового судьи судебного участка № Подосиновского судебного района <адрес>, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № Лузского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования акционерного общества «Куприт» к ФИО2 и ФИО1 о взыскании задолженности за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами удовлетворены частично. С ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, адрес регистрации: <адрес>, паспорт 3304 596864) и ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, адрес регистрации: <адрес>, паспорт 3309 924906) в пользу акционерного общества «Куприт» (ИНН 4346049110, ОГРН 1024301305654, адрес: 610035, <адрес>Б, эт/пом 3/2-11) солидарно взыскана задолженность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период январь 2019 года – май 2022 года в размере 4138 рублей 61 копейки, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 рублей 00 копеек,
У С Т А Н О В И Л :
Акционерное общество «Куприт» обратилось в суд с иском к ФИО2 и ФИО1 о взыскании задолженности за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В обоснование исковых требований истец указал, что ответчикам принадлежит жилое помещение по адресу: <адрес>, вместе с тем своей обязанности по внесению платы за коммунальную услугу по обращения с ТКО ответчики не исполняют, в связи с этим за ними за период с января 2019 года по май 2022 года, исходя из расчета двух проживающих, образовалась задолженность в размере 8 277 рублей 22 копеек. АО «Куприт», являющееся региональным оператором по обращению с ТКО на территории <адрес>, ранее обращалось за взысканием указанной задолженности в приказном порядке, однако на основании заявления должника определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ ранее вынесенный судебный приказ № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании указанной задолженности был отменен, в связи с чем истец, обращаясь в суд с иском, просит взыскать солидарно с ФИО1 и ФИО2 в свою пользу задолженность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с января 2019 года по май 2022 года в размере 8 277 рублей 22 копеек и судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 400,00 рублей.
Мировым судьей судебного участка № Подосиновского судебного района <адрес>, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № Лузского судебного района <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С решением не согласно акционерное общество «Куприт», в апелляционной жалобе указывает, что согласно пункту 148.30 Правил предоставления коммунальных услуг в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, исходя из общей площади жилого помещения, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении. Согласно представленному в деле отзыву ответчика на исковое заявление, в спорном жилом помещении никто не проживает более 12 лет ввиду аварийности жилого помещения. Данный факт подтверждается ответом управления по работе с территориями Лузского муниципального округа <адрес>. Также местом жительства ФИО2 указывает жилое помещение по адресу: <адрес>. Кроме того, следует отметить тот факт, что в ходе судебного разбирательства ответчиками показатель расчетной единицы не оспаривался, контррасчет не предоставлялся. Факт установления судом места регистрации ответчика ФИО2 в спорном жилом помещении не доказывает фактического проживания в этом помещении. Понятие «регистрация по месту жительства» не тождественно понятию «место жительства». Суд первой инстанции, игнорируя доводы ответчика о том, что в спорном жилом помещении никто не проживает, взял бремя доказывания юридически значимых фактов на себя. В результате неверного толкования норм материального права было вынесено решение, которое нарушает действующее законодательство, права и законные интересы истца.
Просит решение мирового судьи судебного участка № Подосиновского судебного района <адрес>, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № Лузского судебного района <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ отменить, вынести новое решение, которым удовлетворить требования АО «Куприт» в полном объеме.
Представитель истца ФИО4 в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания был извещен своевременно и надлежащим образом, ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствии.
Ответчики ФИО2 и ФИО1 в судебное заседание не явились, ходатайствуют о рассмотрении апелляционной жалобы истца в их отсутствии.
Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, администрация Лузского муниципального округа <адрес>, извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, участие своего представителя в судебном заседании не обеспечила, ходатайствовала о рассмотрении гражданского дела в отсутствие своего представителя.
Изучив апелляционную жалобу, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
На основании ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги.
Услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами относится к коммунальной услуге.
Согласно ч. 1 ст. 155 ГК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, их права и обязанности, закреплены в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Все граждане, проживающие в многоквартирных домах, частном секторе, а также юридические лица, индивидуальные предприниматели, от малого и среднего бизнеса, заканчивая крупными предприятиями, обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором.
В многоквартирных домах договор на обращение с твердыми коммунальными отходами заключается между региональным оператором и управляющей компанией, товариществом собственников жилья, иным кооперативом. При непосредственном управлении и с жителями частного сектора региональный оператор заключает договоры индивидуально, с каждым собственником жилья.
В соответствии с пунктом 8(1) «Правил обращения с твердыми коммунальными отходами», утвержденных Постановлением Правительства РФ № региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:
а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 ЖК РФ, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации ;
б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника ;
в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 ЖК РФ, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
В ч. 11 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами предусмотрен Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно пункту 148 (24) Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») :
потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право :
а) получать в необходимых объемах коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащего качества;
б) получать от исполнителя сведения о правильности исчисления, предъявленного потребителю для уплаты размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также о наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней) ;
в) требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемой коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков ;
г) получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ;
д) требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении указанной коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении;
е) требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации ;
ж) требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемой коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящими Правилами, оформления и направления потребителям акта проверки и акта об устранении выявленных недостатков ;
з) осуществлять иные права, предусмотренные жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 148(36) Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Согласно пункту 148(44) вышеуказанного Постановления, при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 148(3) Правил исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами может выступать лицо из числа лиц, указанных в пункте 148(4). К таким лицам относятся управляющая организация, товарищество собственников жилья или собственники помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного собственниками способа управления общим имуществом.
Подпунктом «г» пункта 148(22) Правил установлена обязанность исполнителя коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Согласно пунктам 148(48) и 148(49) Правил уменьшение размера платы за коммунальную услугу ненадлежащего качества осуществляется в соответствии с разделом IX, а установление факта предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, в порядке, предусмотренном разделом X Правил.
Вместе с тем согласно пункту 148(7) Правил предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивается управляющей организацией или товариществом собственников жилья, посредством заключения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям.
Отношения между региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами регулируются заключенным между ними договором, а также Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. В частности, указанными правилами установлен порядок оказания услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и утверждены условия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (типовая форма).
В суде первой инстанции установлено и представленными сторонами документами подтверждается, что собственниками жилого помещения по адресу : <адрес> ДД.ММ.ГГГГ являются ФИО1 и ФИО2, вид собственности: общая совместная собственность (л.д. 37-38).
Согласно сведениям, предоставленным МО МВД России «Лузский», ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирована по месту жительства по адресу : <адрес>, сведений о регистрации по иному адресу не предоставлено (л.д. 39). ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован по месту жительства по адресу : <адрес>, сведений о регистрации по иному адресу не предоставлено (л.д. 40). При этом проживают ответчики более 12 лет по адресу : <адрес> (л.д. 41).
С ДД.ММ.ГГГГ региональным оператором по обращению с ТКО на территории <адрес> является АО «Куприт», форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО опубликована в газете «Кировская Правда» за ДД.ММ.ГГГГ № (25932), информация о порядке заключения указанного договора размещена ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте АО «Куприт»: https://regoperator.kirov.ru (л.д.12-14).
Согласно распоряжениям Министерства энергетики и ЖКХ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № норматив накопления ТКО для муниципальных образований <адрес> составил 1,45 м3 в год на 1 человека, в соответствии с распоряжением Министерства охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № – 1,499 м3 в год на 1 человека (л.д.15-16, 17-18, 19-20).
Решениями Правления Региональной службы по тарифам <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-тко-2019, от ДД.ММ.ГГГГ №-тко-2020, от ДД.ММ.ГГГГ №-тко-2021, от ДД.ММ.ГГГГ №-тко-2022 установлены тарифы на услуги регионального оператора АО «Куприт» по обращению с ТКО, которые составили: с 01 января по ДД.ММ.ГГГГ – 949 рублей 62 копейки за 1м3; с 01 июля по ДД.ММ.ГГГГ – 960 рублей 68 копеек за 1м3; с 01 сентября по ДД.ММ.ГГГГ – 809 рублей 20 копеек за 1м3; с 01 января по ДД.ММ.ГГГГ – 745 рублей 80 копеек за 1м3; с 01 июля по ДД.ММ.ГГГГ – 775 рублей 46 копеек за 1м3; с 01 октября по ДД.ММ.ГГГГ – 841 рубль 56 копеек за 1м3; с 01 января по ДД.ММ.ГГГГ -779 рублей 40 копеек за 1м3; с 01 июля по ДД.ММ.ГГГГ – 812 рублей 06 копеек за 1м3; с 01 января по ДД.ММ.ГГГГ – 812 рублей 06 копеек за 1м3 (л.д. 21, 22, 23, 24).
Частично удовлетворяя исковые требования «АО «Куприт», суд первой инстанции пришел к выводу о взыскании платы за вывод ТБО за период с января 2019 года по май 2022 года с ответчиков ФИО1 и ФИО2 солидарно в размер 4138 рублей 61 копейки. При этом указал, что размер платы за вывоз ТБО надлежало начислению исходя из количества собственников <адрес>, далее указав, что в этой квартире зарегистрирована только ФИО2, и поэтому расчет размера задолженности за вывоз ТБО, исходя из двух собственников жилого помещения, не является обоснованным, тем самым суд пришел к выводу, противоречащему требованиям пункта 148(36) Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которого при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Поэтому вывод суда о взыскании задолженности по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, исходя не из количества собственников спорного жилого помещения, а из количества в этом помещении зарегистрированных, не основан на требованиях законодательства и поэтому подлежит изменению в этой части.
С выводами суда первой инстанции о том, что не проживание собственника в жилом помещении на основании норм действующего законодательства не освобождает его от обязанности по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, суд апелляционной инстанции соглашается, находит их верными.
В постановлении №-П от ДД.ММ.ГГГГ Конституционный Суд РФ указал, что с учетом того, что значительную долю в общем объеме твердых коммунальных отходов составляют отходы, образующиеся в жилом секторе, в том числе в многоквартирных домах в процессе повседневного потребления проживающими в них гражданами и содержания общего имущества этих домов, одним из важнейших направлений деятельности в области обращения с такого рода отходами является оказание уполномоченными организациями услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Данная услуга, относящаяся к категории коммунальных услуг (абзац 9 пункта 2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов), направлена не только на удовлетворение частных интересов собственников и пользователей жилых помещений в таких домах в обеспечении сохранности принадлежащих им жилых помещений и создании комфортных условий для проживания в них, но и на достижение общественно значимых целей по предотвращению вредного воздействия твердых коммунальных отходов на здоровье человека и сохранению благоприятной окружающей среды. Исходя из этого, возложение на собственников и пользователей жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов обязанности по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами согласуется с конституционными предписаниями об обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду и сбалансированности прав и обязанностей гражданина (статьи 58 и 75-1 Конституции Российской Федерации), а также с требованием об обеспечении в нормативном регулировании общественных отношений разумного баланса публичных и частных интересов.
В своих определениях от ДД.ММ.ГГГГ №-О и от ДД.ММ.ГГГГ №-О Конституционный суд РФ, а также в обзоре практики за четвертый квартал 2022 года, предусмотренный абзацем вторым пункта 148(30) Правил во взаимосвязи с формулой 9(4) Приложения №, способ расчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, основанный на применении таких объективных параметров, как общая площадь жилого помещения и объем фактически вывезенных контейнеров, учитывает специфику данной коммунальной услуги, исключающую возможность точного установления, как факта, так и объема ее индивидуального потребления каждым из собственников или пользователей жилых помещений многоквартирного дома, и - сообразно конституционному принципу равенства (статья 19 ч.1), Конституции Российской Федерации) - призван обеспечить равный подход ко всем собственникам и пользователям таких помещений при исчислении размера соответствующей платы, а также баланс интересов потребителей и исполнителей коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, который, в свою очередь, является необходимым условием бесперебойного функционирования формирующейся системы обращения с твердыми коммунальными отходами.
С учетом изложенного, суд считает необходимым изменить решение суда первой инстанции, взыскать с ответчиков солидарно задолженность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с января 2019 года по май 2022 года - 8277 рублей 22 копеек.
Доводы ответчиков о том, что постановлением администрации Лузского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок для расселения до ДД.ММ.ГГГГ, срок для сноса – до ДД.ММ.ГГГГ, судом первой инстанции обоснованно отклонены, как основанные на ошибочном толковании ими норм действующего законодательства.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л :
Апелляционную жалобу акционерного общества «Куприт» удовлетворить.
Решение мирового судьи судебного участка № Подосиновского судебного района <адрес>, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № Лузского судебного района <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ изменить.
Взыскать солидарно с ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу : <адрес>, паспорт 3304 596864) и ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу : <адрес>, паспорт 3309 924906) в пользу акционерного общества «Куприт» (ИНН 4346049110, ОГРН 1024301305654, адрес: 610035, <адрес>Б, эт/пом 3/2-11) задолженность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период январь 2019 года по май 2022 года в размере 8277 рублей 22 копейки, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 рублей 00 копеек, всего 8677 рублей 22 копейки.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (<адрес>) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Лузский районный суд <адрес>.
Судья ___________ П.И.Першин.