Дело № 2-323/2015
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
16 июня 2015 года с. Кызыл-Мажалык
Барун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Манчыылай С.Ш., при секретаре Билчей А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Барун-Хемчикского района Республики Тыва, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Государственному унитарному предприятию Республики Тыва «<данные изъяты>» о возложении обязанности получить в установленном законом порядке лицензию на деятельность по эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта,
с участием помощника прокурора Барун-Хемчикского района Ш.Е.Ю,,
у с т а н о в и л :
прокурор Барун-Хемчикского района обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику, указывая на то, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о лицензировании Государственным унитарным предприятием Республики Тыва «<данные изъяты>» (далее по тексту - ГУП РТ «<данные изъяты>»). В соответствии со ст.ст. 2, 3 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», предусмотрено лицензирование отдельных видов деятельности с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде. В силу ст. 12 указанного закона лицензированию подлежит, в том числе, деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности. Статьей 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», предусмотрено, что опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Согласно приложения № 1 к указанному закону, к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используется оборудование, работающие под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля; пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии); воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия. Приложением № 2 к указанному закону, опасные производственные объекты, осуществляющие теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, определяемых в соответствии с законодательством РФ в сфере теплоснабжения относятся к III классу опасности. Постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2011 года № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» лицензирование эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности отнесено к компетенции Ростехнадзора. В соответствии с Уставом ГУП РТ «<данные изъяты>», к основным видам деятельности предприятия относится производство горячей воды и пара котельными, передача горячей воды, предоставление коммунальных услуг населению. Указанное предприятие зарегистрировано в Государственном реестре опасных производственных объектов и осуществляет деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов III класса опасности, через котельную <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о регистрации от 02 декабря 2013 года. Несмотря на это, ГУП РТ «<данные изъяты>» в нарушение требований законодательства, будучи предприятием, эксплуатирующим опасные производственные объекты, осуществляет свою производственную деятельность без лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов котельной. Обращаясь в суд с данным иском в защиту неопределенного круга лиц, прокурор действует в целях предотвращения негативных последствий чрезвычайных ситуаций в случае аварии, которые выражаются в нарушении прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Просит возложить обязанность на ГУП РТ «<данные изъяты>» получить в установленном законом порядке лицензию на деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов III класса опасности.
В судебном заседании помощника прокурора Ш.Е.Ю, исковые требования уточнила в части возложения обязанности на ГУП РТ «<данные изъяты>» получить лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасного объекта - котельной III класса опасности <данные изъяты>, зарегистрированной 30 ноября 2013 года.
Представитель ответчика ГУП РТ «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, от директора С.Н.О., действующего на основании прав по должности, поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела без их участия.
Представитель третьего лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, привлеченный определением суда от 27 апреля 2015 года – Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ранее заместитель руководителя Д.А.С., действующий на основании прав по должности, просил рассмотреть дело без их участия.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлеченных определением суда от 26 мая 2015 года, - Открытого акционерного общества «<данные изъяты>», Государственного унитарного предприятия Республики Тыва «<данные изъяты>», Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва будучи извещенными надлежащим образом о времени и дате в судебное заседание не явились.
Суд, изучив представленные материалы, выслушав помощника прокурора, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону (п. 1). Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (п. 2).
В приложении № 1 данной нормы закона, под пунктом 2 указано, что к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля:
а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);
б) воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия;
в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля.
Согласно п. 1 ст. 9 указанного Федерального закона, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пп.2 п.10 Постановления Правительства РФ от 10 июня 2013 года N 492 "О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности" определено, что критерии отнесения опасных производственных объектов к I, II и III классам опасности установлены приложением 2 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
При этом п.2 ст.3 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определено, что лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В соответствии с п.12 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензированию подлежит деятельность по взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
В приложении № 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» под пунктом № 5 указано, что для опасных производственных объектов, указанных в пункте 2 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, устанавливаются следующие классы III класс опасности - для опасных производственных объектов, осуществляющих теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, а также иных опасных производственных объектов, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 мегапаскаля и более или при температуре рабочей среды 250 градусов Цельсия и более.
Из смысла изложенных норм закона следует, что предприятия, организации, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии); воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия; иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля, осуществляющие теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, обязаны иметь лицензию на осуществление данного вида деятельности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с Уставом ГУП РТ «<данные изъяты>», к основным видам деятельности предприятия относится производство горячей воды и пара котельными, передача горячей воды, предоставление коммунальных услуг населению.
Согласно паспортам котлов (пароперегревателя, экономайзера) с регистрационным номерами №, №, №, в ГУП РТ «<данные изъяты>» используются 3 котла типа К-35-40.
ГУП РТ «<данные изъяты>» зарегистрировано в Государственном реестре опасных производственных объектов и осуществляет деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов III класса опасности, а именно котельной №, что подтверждается свидетельством о регистрации от 02 декабря 2013 года.
Согласно удостоверениям о качестве изготовления котлов (пароперегревателя, экономайзера), в ГУП РТ «<данные изъяты>» имеются три котла типа К-35-40 под номерами № 3098, 2909, 3286.
16 марта 2015 года в отношении ГУП РТ «<данные изъяты>» возбуждено дело об административном правонарушении по факту того, что в период времени с 10 февраля 2015 года по настоящее время указанное предприятие осуществляет производственную деятельность, связанную с эксплуатацией взрывопожароопасных производственных объектов – котельной без получения соответствующей лицензии, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
07 апреля 2015 года постановлением №, вынесенного Государственным инспектором отдела технологического и энергетического надзора по Респубилке Тыва Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору О.М.Д., юридическое лицо ГУП РТ «<данные изъяты>» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 200 000 рублей, за осуществление деятельности в виде поставки тепловой энергии по установленным тарифам в соответствии с диспетчерским графиком тепловых нагрузок, за производство пара и горячей воды, без получения соответствующей лицензии.
Кроме этого в судебном заседании изучены оперативная информация о наличии топлива в ГУП РТ «<данные изъяты>» по состоянию на 09, 13 апреля 2015 года, и выписки из единого государственного реестра в отношении ГУП РТ «<данные изъяты>», Государственного унитарного предприятия Республики Тыва «<данные изъяты>», Открытого акционерного общества «<данные изъяты>», страховой полис и договор страхования гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов ГУП РТ «<данные изъяты>».
При таких обстоятельствах, анализируя вышеприведенные нормы материального права в их системном толковании, суд приходит к выводу, что ответчик, как организация осуществляющая свою производственную деятельность, связанную с эксплуатацией взрывопожароопасных производственных объектов –котельной, вправе осуществлять свою деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов только на основании лицензии. При отсутствии указанной лицензии предприятие не вправе выполнять деятельность и производственные функции, что и установлено в ходе рассмотрения данного дела. Факт отсутствия лицензии на осуществление эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта- котельной у ответчика подтвержден вышеприведенными доказательствами и не оспаривался ответчиком. При этом объективные препятствия к получению ответчиком лицензии судом не установлено и стороной ответчика доказательств об этом не представлено.
Соответственно, исходя из установленных обстоятельств и требований вышеприведенных норм, а также того, что ГУП РТ «<данные изъяты>» осуществляет деятельность по теплоснабжению населения и социально значимых объектов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, суд считает обоснованными и подлежащим удовлетворению требования прокурора о возложении обязанности получить в установленном законом порядке лицензию на деятельность по эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта – котельной, III класса опасности, считая, что эксплуатация ответчиком без лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта может угрожать жизни и здоровью не только работающим на данной организации лиц, но и неопределенного круга лиц, круг которых невозможно определить.
Так как прокурор в силу ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее- НК РФ) освобожден от уплаты государственной пошлины, учитывая то, что иск удовлетворен, а ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины, то в силу ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию сумма государственной пошлины в местный бюджет в размере 6 000 рублей, установленная для организаций абз.2 п.3 ч.1 ст. 333.19 НК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░, III ░░░░░░ ░░░░░░░░░, № ░66-04056-0001, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ 30 ░░░░░░ 2013 ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23 ░░░░ 2015 ░░░░ (░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ - 20, 21 ░░░░ 2015 ░░░░).
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░