Дело № 2а-4721/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Гатчина 17 октября 2018 года
Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:
Председательствующего судьи Гиренко М. В.,
с участием представителя административного ответчика призывной комиссии Гатчинского муниципального района Ленинградской области Сизенко В. П. по доверенности № № от ДД.ММ.ГГГГ сроком на ДД.ММ.ГГГГ,
представителя Военного комиссариата г. Гатчина и Гатчинского района Ленинградской области Сизенко В. П. по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ сроком на ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Цирулеве С. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Осипова Вячеслава Алексеевича к призывной комиссии Гатчинского муниципального района Ленинградской области, Военному комиссариату г. Гатчина и Гатчинского района Ленинградской области о признании незаконным и отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ. о выдаче справки взамен военного билета, обязании выдать военный билет,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в суд с иском к административному ответчику Призывной комиссии ГМР ЛО, указав в обосновании своих требований, что ДД.ММ.ГГГГ. призывной комиссией в отношении него было вынесено решение о зачислении его в запас и выдаче справки взамен военного билета на основании абз. 7 п. 1 ст. 52 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Указанное решение он считает незаконным, просит его отменить, обязав Военный комиссариат выдать ему военный билет.
В предварительном судебном заседании судом к участию в деле в качестве соответчика был привлечен Военный комиссариат г. Гатчина и Гатчинского района Ленинградской области.
Административный истец, явившись в судебное заседание, поддержал требования настоящего иска и пояснил, что ссылка в решении на абзац 7 неверна, по сути это является 6 абзацем. Кроме того, на призывную комиссию возложена обязанность по его вызову и оповещению о необходимости явки, что со стороны призывной комиссии ГМР ЛО не имело место быть, т. к. никаких повесток и вызовов он не получал, с момента окончания у него отсрочки. При этом, учитывая обширную судебную практику, в том числе и кассационные определения Верховного суда РФ, именно на призывную комиссию возложена обязанность по его вызову, он не должен сам предпринимать каких-либо действий. Он работал, жил по указанному в личном деле месту регистрации, при этом, повестки ему не приходили, сотрудники полиции также к нему не приходили. Когда он обратился в военный комиссариат, ему выдали обжалуемое решение, которое нарушает его права, может вызвать препятствие в трудоустройстве на государственную службу, тогда как он не уклонялся от прохождения воинской службы и доказательств этому административными ответчиками не представлено. Кроме того, полагает, что указанная норма закона распространяется на лиц, которые достигли возраста 27 лет после 01 января 2014г. в силу положений, изложенных в постановлении Конституционного Суда РФ от 30.10.2014г. № 26-П.
Представитель административных ответчиков, явившись в судебное заседание, требования настоящего иска не признал по изложенным в возражениях основаниям о том, что из данных учетно-алфавитной книги призывников ДД.ММ.ГГГГ года рождения Осипов В. А. ДД.ММ.ГГГГ г. р. на момент достижения 27-летнего возраста, т. е. на ДД.ММ.ГГГГ военную службу не проходил, законных оснований для освобождения (отсрочки) от призыва на военную службу, предусмотренных пунктами 1 и 2, подпунктом «в» п. 3, п. 4 ст. 23 и статьей 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии не имел, а предоставление ему отсрочки от призыва в связи с обучением на основании п. п. а п. 2 ст. 24 Закона до ДД.ММ.ГГГГ задолго до достижения истцом 27-летнего возраста в ДД.ММ.ГГГГ прекратила свое действие, состоял на воинском учете в военном комиссариате г. Гатчина и Гатчинского района Ленинградской области с ДД.ММ.ГГГГ., как гражданин подлежащий призыву на военную службу, подлежал призыву на военную службу, по состоянию на 01.01.2014г. в запас Вооруженных Сил РФ не зачислен. Исходя из вышеизложенного, призывная комиссия Гатчинского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ. на основании п. п. 6 ст. 52 Закона в строгом соответствии с п. 34 Положения о призыве на военную службу при зачислении в запас Вооруженных Сил РФ Осипова В. А., ДД.ММ.ГГГГ г. р., приняла решение о признании административного истца гражданином, не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований, а военным комиссариатом г. Гатчина и Гатчинского района в строгом соответствии с требованиями приказа Минобороны РФ 2014г. № 495 оформлены документы для выдачи Осипову В. А. соответствующего документа воинского учета – справки взамен военного билета форма № 1/у (л. д. 10-12).
Дополнительно пояснил, что несение воинской обязанности является конституционной. При этом, призывная комиссия при принятии решений не связана оценкой фактических обстоятельств, которые повлияли на не прохождение воинской обязанности без законных оснований. Доказать уведомление истца о вызове в призывную комиссию они не имеют возможности, в связи с тем, что личное дело его уничтожено за истечение срока хранения, а именно, по прошествии трех лет с момента исполнения ему 27-летнего возраста. Однако, полагает, что призывная комиссия вряд ли в течение 6 лет, после окончания срока предоставления отсрочки и до достижения административным истцом 27-летнего возраста, бездействовала. Сам же призывник не сообщил в призывную комиссию об окончании учебного заведения, не представил диплом, не сообщил о том, что работает, а затем, что уволился. Определения Верховного суда РФ это не более, чем судебная практика. При этом, у административного истца с момента издания Закона, согласно которому и выдаются справки, было полгода для получения военного билета, при этом, он пришел за ним только спустя 8 лет. Права его в настоящее время ничем не нарушены, у него отсутствуют отказы в приеме на работу, со справкой его тоже могут принять на работу.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
В силу статьи 25 указанного Федерального закона, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ, при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 этого же Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (пункт 1.1 статьи 28 Федерального закона).
Пункт 1.1 статьи 28 введен в действие Федеральным законом от 02.07.2013 N 170-ФЗ, с ДД.ММ.ГГГГ.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663.
В соответствии с пунктом 34 Положения о призыве на военную службу при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Заседание призывной комиссии по рассмотрению вопроса о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, проводится, как правило, не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов призывной комиссии. Заключение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов призывной комиссии, о чем в тот же день производится запись в протоколе заседания призывной комиссии и учетно-алфавитной книге призывников. Протокол подписывается председателем призывной комиссии и ее членами.
Как следует из материалов дела личное дело призывника Осипова Вячеслава Алексеевича уничтожено по истечении срока хранения (основание: акт от 12.04.2017г. лист 5 п. 178). В учетно-алфавитной книге призывников ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающих на территории Гатчинского района Ленинградской области ( № №) на стр. 148 значится:
1. № п/п – 8
2. Фамилия, имя, отчество, дата рождения – Осипов Вячеслав Алексеевич, ДД.ММ.ГГГГ
3. Зарегистрированное место жительства, номер телефона – <адрес>, т. №
4. Дата первоначальной постановки на воинский учет – ДД.ММ.ГГГГ
5. Отметка об убытии в другой военкомат – пусто
6. Отметка о призыве на военную службу – пусто
7. Отметка о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу – предоставлена отсрочка для прод. образов. Ст. 24-2а по ДД.ММ.ГГГГ Протокол № № от ДД.ММ.ГГГГ
8. Отметка о зачислении в запас – ст. 52 п. 1 ФЗ РФ зачислен в запас в связи с достижением возраста 27 лет. Пр. № от ДД.ММ.ГГГГ
9. Отметка о хранении личного дела – Архив № (л. д. 17).
Данных о прохождении Осиповым В. А. медицинского освидетельствования в Военном комиссариате г. Гатчина и Гатчинского района Ленинградской области не имеется.
В июне 2018 года Осипов В. А. обратился в Военный комиссариат города Гатчина и Гатчинского района Ленинградской области с заявлением, в котором просил выдать ему военный билет, в связи с достижением возраста 27 лет.
Решением призывной комиссии Гатчинского муниципального района Ленинградской области № № от ДД.ММ.ГГГГ года Осипов В. А. зачислен в запас по основанию, предусмотренному абзацем 7 пункта 1 статьи 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", - в связи с достижением 27 летнего возраста, как не прошедший военную службу, не имея на то законных оснований (л. д. 7).
Заключение о зачислении в запас по указанным выше основаниям выносится в отношении граждан, которые не проходили военную службу, не имея на то законных оснований, после ДД.ММ.ГГГГ, и при этом состояли (обязаны были состоять) на воинском учете и подлежали призыву на военную службу.
Таким образом, оспариваемое решение о зачислении в запас могло быть принято при наличии в документах воинского учета Осипова В. А. данных о неисполнении обязанности прохождения военной службы без законных на то оснований в период с ДД.ММ.ГГГГ до достижения им 27-летия, однако, 27-летнего возраста Осипов В. А. достиг ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с Положением о призыве на военную службу, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 N 663 обязанность оповещать граждан о необходимости явки на заседания призывной комиссии возлагалась на военные комиссариаты, а после 31 мая 2014 года - на отделы по муниципальным образованиям военного комиссариата.
Согласно этому же Положению, оповещение граждан о необходимости явки на заседания призывной комиссии, осуществляется посредством повесток, которые вручаются под расписку по месту жительства самому призывнику или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее, чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Надлежащих доказательств направления военным комиссариатом по г. Гатчина и Гатчинского района Ленинградской области повесток о вызове Осипова В. А. для прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, в период с ДД.ММ.ГГГГ (с момента окончания отсрочки) до ДД.ММ.ГГГГ материалы дела не содержат.
В ходе судебного разбирательства не нашли подтверждение доводы представителя административных ответчиков, что Осипов В. А. каким-либо образом уклонялся от получения повесток, препятствовал осуществлению его призыва на военную службу; отсутствуют доказательства того, что Осипов В. А. отказывался от явки в отдел военного комиссариата, либо иным образом препятствовал осуществлению его призыва на военную службу.
В порядке, установленном пунктом 2 статьи 31 Федерального закона 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", должностные лица отдела военного комиссариата не обращались в органы внутренних дел в целях установления местонахождения Осипова В. А. и обеспечение явки призывника для прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться, в частности, указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
С учетом вышеназванных законоположения суд считает необходимым обязать призывную комиссию Гатчинского муниципального района Ленинградской области принять решение о зачислении Осипова В. А. в запас по основанию, предусмотренному абзацем 6 пункта 1 статьи 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" - по достижении возраста 27 лет, обязать Военный комиссариат г. Гатчина и Гатчинского района Ленинградской области выдать Осипову В. А. военный билет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░ N №) ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 52 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ "░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░" - ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 27 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22 ░░░░░░░ 2018░.