Дело № 2-74/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 февраля 2019г. г. Белая Калитва
Белокалитвинский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Логвиновой С. Е.
при секретаре Гриценко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белокалитвинского городского прокурора в интересах Российской Федерации к Фоменко А.В., ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ о признании незаконным решения медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности, взыскании незаконно полученной пенсии по инвалидности и ежемесячных денежных выплат, третьи лица: ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Белая Калитва и Белокалитвинском районе Ростовской области, МБУЗ «Центральная районная больница» Белокалитвинского района,
установил:
Белокалитвинский городской прокурор Ростовской области обратился в суд в интересах Российской Федерации с иском к Фоменко А.В., ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ о признании недействительными справки об установлении инвалидности и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом взыскании незаконно полученной пенсии по инвалидности и ежемесячных денежных выплат, ссылаясь на то, что прокуратурой в результате проведенной проверки законности установления второй группы инвалидности Фоменко А.В. выявлено, что согласно выписке из акта освидетельствования серии МСЭ-2015 №, выданной Бюро №- филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по РО», с 01.09.2016г. Фоменко А.В. установлена вторая группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (бессрочно) вследствие общего заболевания, однако по информации МБУЗ «ЦГБ» <адрес>, МБУЗ Белокалитвинкого района «ЦРБ» Фоменко А.В. за период 2015, 2016, 2017гг. за медицинской помощью не обращалась, в службу МСЭ не направлялась. Представленные сведения свидетельствуют о том, что Фоменко А. В. не проходила медико-социальную экспертизу и знала об этом при предъявлении недействительной справки в учреждение пенсионного фонда с целью получения пенсии по инвалидности. Согласно представленным УПФ РФ в г.Белая Калитва сведениям Фоменко А.В. за период с 01.09.2016г. по 31.10.2018г. получила пенсию по инвалидности и ЕДВ в общей сумме 330886 руб.69 коп. В добровольном порядке Фоменко А.В. ущерб не возместила. В связи с указанным истец просит признать недействительной с момента выдачи справку Бюро №- филиала ФКУ «ГБ МСЭ по РО» серии МСЭ-2015 № об установлении Фоменко А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, второй группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования вследствие общего заболевания и выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом Бюро №- филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по РО» серии МСЭ-2015 № об установлении Фоменко А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, второй группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования вследствие общего заболевания; взыскать с Фоменко А.В. в пользу ГУ УПФ РФ в г.Белая Калитва Ростовской области незаконно полученные за период с 01.09.2016г. по 31.11.2018г. пенсию по инвалидности, ежемесячную денежную выплату после уточнения в общей сумме. 357199 руб. 39 коп.
В судебном заседании помощник Белокалитвинского городского прокурора Ефремова Т.Н. поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить иск. Ответчица Фоменко А.В. исковые требования не признала, ссылаясь на то, что с 2013г. она неоднократно обращалась за медицинской помощью в МБУЗ Белокалитвинского района «ЦРБ», с апреля 2016г. наблюдалась в МБУЗ «ЦГБ» <адрес>, где в конце августа 2016г. ей было выдано направление на прохождение медико-социальной экспертизы, 01.09.2016г. она прошла медико-социальную экспертизу в Бюро № – филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», в результате чего ей была установлена вторая группа инвалидности бессрочно в связи с общим заболеванием и выдана справка серии МСЭ-2015 № от 01.09.2016г., пенсия по инвалидности была назначена на основании данной справки, с ее стороны Пенсионный фонд в заблуждение не вводился, никаких недостоверных сведений она не представляла, полагает, что ее недобросовестность не доказана. Представитель ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, письменный отзыв, согласно которому сведениями о прохождении Фоменко А. В. медико-социальной экспертизы в бюро №- филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России учреждение не располагает, отсутствует дело медико-социальной экспертизы Фоменко А. В. (протокол, акт), а также сведения в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе по проведению медико-социальной экспертизы (ЕАВИИАС МСЭ), которая функционирует с 2014г., таким образом, справка серии МСЭ-2015 № от 01.09.2016г. об установлении Фоменко А. В. второй группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования (бессрочно) выдана в отсутствие законных оснований. Представитель третьего лица Управления Пенсионного фонда РФ в г.Белая Калитва и <адрес> Попова Н.П., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала. Представитель третьего лица МБУЗ «Центральная районная больница» Белокалитвинского района, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, выслушав стороны, третье лицо, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст.1 ФЗ от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности.
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
В соответствии с Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 №95, признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.
Согласно пункту 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.
В соответствии с пунктами 6,7,9 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
В зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности. Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год.
Пунктом 13 Правил определены условия и основания установления группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования, в соответствии с которыми гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, - категория "ребенок-инвалид" до достижения гражданином возраста 18 лет: не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории "ребенок-инвалид") гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма, предусмотренные разделом I приложения; не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории "ребенок-инвалид") в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к настоящим Правилам).
Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом по вышеуказанным основаниям, при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией, оказывающей ему медицинскую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных или абилитационных мероприятий.
Разделом III Правил закреплен порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу.
Согласно пунктам 15-16 Правил гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения. Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, сведения о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, а также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.
Согласно п.31 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденного Приказом Минтруда России от 29.01.2014 № 59н, для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы также необходимы: направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, по форме №088/у-06, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2007г. № 77, или направление на медико-социальную экспертизу, выданное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 25 декабря 2006г. № 874, либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).
Согласно п. 27 приказа Минздравсоцразвития России от 29.06.2011г. № 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности» на медико-социальную экспертизу направляются граждане, имеющие стойкие ограничения жизнедеятельности и трудоспособности, нуждающиеся в социальной защите, по заключению врачебной комиссии при: очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не позднее 4 месяцев от даты ее начала; благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее 10 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операций и не позднее 12 месяцев при лечении туберкулеза либо гражданин выписывается к занятию трудовой деятельностью; необходимости изменения программы профессиональной реабилитации работающим инвалидам в случае ухудшения клинического и трудового прогноза независимо от группы инвалидности и сроков временной нетрудоспособности.
Согласно п. 11 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида, а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида.
В соответствии с пунктами 8, 11 Классификаций и критериев, утвержденных Приказом Минтруда России от 17 декабря 2015г. № 1024-н, критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.
Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Суд установил, что Белокалитвинской городской прокуратурой проведена проверка законности установления второй группы инвалидности Фоменко А.В. Согласно выписке из акта освидетельствования серии МСЭ-2015 №, выданной Бюро № - филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по РО» 01.09.2016г., Фоменко А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена вторая группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (бессрочно) вследствие общего заболевания.
По объяснению Фоменко А.В. от 15.11.2018г. она проходила лечение в МБУЗ «ЦГБ» <адрес>, где ей было выдано направление на освидетельствование в Бюро МСЭ <адрес> (л.д.39-40).
Согласно информации МБУЗ «<адрес> больница» <адрес>, МБУЗ «Центральная городская больница» <адрес> Фоменко А.В. за медицинской помощью в указанные медицинские учреждения не обращалась, ими направления в службу медико-социальной экспертизы ей не выдавались.
Фоменко А.В. 07.09.2016г. обратилась в Государственное учреждение -Управление Пенсионного фонда РФ в г.Белая Калитва и <адрес> с заявлением о назначении пенсии, предоставив справку Бюро №- филиала ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ серии МСЭ-2015 №. Кроме того, ответчиком подано заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с признанием ее инвалидом.
За период с 01.09.2016г. по 31.11.2018г. Фоменко А.В. получила пенсию по инвалидности и ЕДВ в общей сумме 357199 руб. 39 коп.
Статьей 28 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Излишне выплаченные пенсионеру суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) в случаях, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, определяются за период, в течение которого выплата указанных сумм производилась пенсионеру неправомерно, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения.
Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса (ст.1102 ГК РФ).
Конституционный Суд РФ в постановлении № 10-П от 26 февраля 2018 г. указал, что положения статей 1102 и 1109 ГК РФ, п.1 и 2 ст.25 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не могут служить основанием для взыскания с гражданина, признанного инвалидом, полученных им сумм пенсии по инвалидности и ЕДВ, в случае, если представленная им справка об установлении инвалидности, составленная по результатам медико-социальной экспертизы, признана недействительной вследствие лишь формальных (процедурных) нарушений, допущенных при ее проведении, притом, что такие нарушения не повлияли (не могли повлиять) на оценку ограничений жизнедеятельности гражданина и не обусловлены недобросовестностью (противоправностью) с его стороны.
Однако, оснований для применения положений указанного Постановления Конституционного Суда РФ № 10-П от 26 февраля 2018г. в отношении Фоменко А. В. не имеется, исходя из следующих обстоятельств.
Как установлено судом из отзыва ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России отсутствует дело медико-социальной экспертизы Фоменко А. В. (протокол, акт), а также сведения в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе по проведению медико-социальной экспертизы (ЕАВИИАС МСЭ), которая функционирует с 2014г., таким образом, освидетельствование Фоменко А.В. в Бюро № не проводилось, и справка серии МСЭ-2015 № об установлении второй группы инвалидности получена ею без проведения медико-социальной экспертизы и оценки ограничений основных категорий жизнедеятельности, что нельзя расценить как формальные (процедурные) нарушения.
Проанализировав установленные обстоятельства и исследовав доказательства с учетом положений вышеприведенных норм права, в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца.
Руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ суд,
решил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ № - ░░░░░░░ ░░░ «░░ ░░░ ░░ ░░» ░░░░░ ░░░-2015 №, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ № - ░░░░░░░ ░░░ «░░ ░░░ ░░ ░░» ░░░░░ ░░░-2015 № ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░.░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 01.09.2016░. ░░ 31.10.2018░. ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ 357199 ░░░. 39 ░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 11 ░░░░░░░ 2019░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░