дело № 2-3387/2022
23RS0040-01-2021-010820-41
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 мая 2022 года город Краснодар
Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего судьи Кожевникова В.В.,
при секретаре Крапивиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фона Российской Федерации по Краснодарскому краю к Елисеевой Т. В. о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
ГУ-Отделение Пенсионного фона РФ по Краснодарскому краю обратилось в суд к Елисеевой Т.В. с иском о взыскании переплаты пенсии в размере 1 063 089,71 рублей.
В обоснование требований указано, что Елисеева Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлась получателем страховой пенсии по инвалидности в соответствии со ст.9 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», лицевой номер 238930. Пенсия по инвалидности назначена ей с 16.03.2011г. решением УПФР ЦО г. Краснодара от 18.05.2011г. При проведении контрольных мероприятий, по сверке баз данных получателей пенсий от силовых ведомств, с базой данных Отделения ПФР, установлен факт двойного получения Елисеевой Т.В. пенсий от 2-х ведомств. Так, установлено, что ответчик с 01.04.2006г. является получателем пенсии за выслугу лет от таможенных органов РФ. Поскольку лицам, имеющим право на одновременное получение страховых пенсии различных видов, устанавливается одна пенсии по их выбору, то истцу причинен материальный ущерб в виде излишне выплаченной пенсии по инвалидности в размере 1 063 089,71 рублей. На предложение разрешения спора в досудебном порядке, ответчик уклонилась, что послужило основанием для обращения в суд.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчик в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела неоднократно была надлежаще извещена, что подтверждается отчетами об отслеживании отправления, уважительных причин неявки суду не сообщила, возражений на иск не представила, ходатайства об отложении рассмотрения дела в суд не направила.
Кроме того, информация о месте и времени рассмотрения дела размещена в свободном доступе на сайте Первомайского райсуда г. Краснодара.
Учитывая, что в соответствии со ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствии истца, ответчика, третьего лица, извещенных о времени и месте судебного заседания, если причину их неявки суд признает неуважительной, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 17.12.2001 № 173 «О трудовых пенсиях» право на трудовую пенсию по инвалидности имеют граждане, признанные в установленном порядке инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (п.1).
Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи), продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы (п.3).
На основании ст.9 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»,право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Страховая пенсия по инвалидности устанавливается на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.
Как следует из материалов дела, 26.04.2011г. Елисеева Т.В.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в УПФР в Центральном ВО г. Краснодара с заявлением о назначении пенсии по старости, на основании ст.8 Федерального закона от 17.12.2001 № 173.
В заявлении ответчица указала, что ранее пенсия, по другим основаниям, ей не назначалась (л.д.6).
В данном заявлении Елисеева Т.В. была предупреждена о необходимости безотлагательно извещать территориальный орган ПФР об обстоятельствах, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращения ее выплаты, а также об ответственности за достоверность сведений, в представленных документах (л.д.7).
К заявлению было приложено свидетельство обязательного пенсионного страхования и свидетельство о браке.
Решением УПФР в ЦВО г. Краснодара от 18.05.2011г. Елисеевой Т.В. была назначена пенсия по инвалидности с 18.05.2011г.
При проведении контрольных мероприятий по сверке базы данных получателей пенсии от силовых ведомств с базой данных ОПФР был установлен факт получения Елисеева Т.В. пенсий от двух ведомств.
Так, было установлено, что Елисеева Т.В. является получателем пенсии за выслугу лет от таможенных органов РФ в соответствии со ст.13 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 с 01.04.2006г., что подтверждается письмом начальника Южного таможенного управления от 17.09.2018г. (л.д.13).
Пенсионное обеспечение военнослужащих в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Положениями ст. 6 Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1, установлено, что лицам, проходившим военную службу, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.
Пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ определено, что необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Иные необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями в электронной форме, за исключением случаев, если соответствующие документы могут быть представлены на бумажных носителях. Заявитель может представить необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы в полном объеме по собственной инициативе.
Выплата трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) прекращается в том числе в случае утраты пенсионером права на назначенную ему трудовую пенсию (часть трудовой пенсии по старости) вследствие обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные выше обстоятельства или документы (подпункт 3 пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ).
Согласно ч.2 ст. 22 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации выплата трудовой пенсии по инвалидности наряду со случаями, предусмотренными пунктом 1 настоящей статьи, прекращается: со дня, с которого установлена досрочная трудовая пенсия по старости; со дня достижения возраста для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, при наличии пяти лет страхового стажа; со дня достижения возраста для назначения социальной пенсии по старости, предусмотренного подпунктом 5 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившем в силу с 1 января 2015 года, закреплены аналогичные положения, определяющие порядок истребования у обратившегося за назначением пенсии гражданина документов для назначения страховой пенсии, а также устанавливающие обязанность пенсионера предоставлять достоверные сведения при обращении с заявлением о назначении страховой пенсии и сообщать о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера страховой пенсии и прекращение выплаты страховой пенсии по причине утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (пункт 3 части 1 статьи 25, часть 7 статьи 21, часть 5 статьи 26 названного закона).
Назначение и выплата трудовой (страховой) пенсии осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает заявление о назначении пенсии со всеми документами и дает оценку правильности их оформления, запрашивает необходимые документы у соответствующих органов и юридических лиц, проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов, принимает решения о назначении пенсии или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов. При этом на гражданина, обратившегося в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, возлагается обязанность представлять достоверные сведения в подтверждение права на указанную пенсию пенсионному органу, а после принятия пенсионным органом решения о назначении гражданину пенсии - безотлагательно извещать пенсионный орган о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.
Основанием для прекращения выплаты трудовой (страховой) пенсии является в том числе утрата пенсионером права на назначенную ему трудовую (страховую) пенсию вследствие обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию.
В случае установления недобросовестных действий гражданина, направленных на получение пенсии без установленных законом оснований, с него как с лица, получавшего и пользовавшегося пенсией по старости в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученные суммы пенсии подлежат взысканию по правилам статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации как неосновательное обогащение.
Из материалов дела следует, что в связи с установлением факта двойного получения Елисеевой Т.В. пенсий от двух ведомств, решением УПФР в ЦВО г. Краснодара от 17.10.2018г. Елисеевой Т.В. с 01.11.2018г. прекращена выплата пенсии на основании п.3ч.1 ст.25 Закона № 400-ФЗ (утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных п. 2 ч.2 ст. 10 настоящего Федерального закона).
Согласно ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на дату принятия пенсионным органом решения о назначении Елисеевой Т.В.) военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей (абзац первый пункта 1 статьи 50 Федерального закона от 21 июля 1997 года N114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации").
В статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" определены категории лиц, на которые распространяется действие этого закона.
Согласно ч. 4 ст. 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 (в редакции, действовавшей на дату принятия пенсионным органом решения о назначении Елисеевой Т.В. пенсии) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из изложенного следует, что сотрудники таможенных органов Российской Федерации при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по инвалидности и на получение пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 имеют право выбора пенсии.
Взаимоисключающий характер выплат предполагает контроль со стороны органов Пенсионного фонда за реализацией гражданами права выбора между пенсиями, назначаемыми по разным основаниям.
Материалами дела подтверждается, что после выявления двойного получения пенсии, Пенсионным органом, в адрес ответчика было направлено письмо о необходимости обратиться в УПФР для решения вопроса о выборе пенсии, однако ответчица данное обращение проигнорировала.
На основании ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, являлось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Положениями п. 1 ст.1109 ГК РФ установлено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
На основании ст.1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности, заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Согласно протоколу о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм, истец выявил факт излишне выплаченной пенсии Елисеева Т.В. за период с 16.03.2011г. по 30.09.2018г.в размере 1063089,71 рублей, в связи с обнаружением факта двойного получения пенсии.
В соответствии с п.1 ст.10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
По смыслу названных законоположений, добросовестность при осуществлении гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей предполагает поведение, ожидаемое от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, и тот факт, что ответчица при обращении с заявлением о назначении пенсии по инвалидности, указала об отсутствии ранее назначенной пенсии, суд усматривает ее недобросовестное поведение, в связи с чем, считает, исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фона Российской Федерации по Краснодарскому краю к Елисеевой Т. В. о взыскании денежных средств - удовлетворить.
Взыскать с Елисеевой Т. В. в пользу ГУ-Отделения Пенсионного фона Российской Федерации по Краснодарскому краю переплату пенсии в размере 1 063 089,71 рублей.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд путем подачи жалобы через Первомайский районный суд г. Краснодара в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья В.В. Кожевников
Мотивированное решение изготовлено 23.05.2022г.