Х А Б А Р О В С К И Й К Р А Е В О Й СУД
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
от 25 октября 2023 года по делу № 33-7480/2023
(в суде первой инстанции дело № 2-3749/2023, 27RS0004-01-2023-004488-22)
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Хуснутдиновой И.И.,
судей Мартыненко А.А., Сенченко П.В.,
при секретаре Шишкине Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Индустриального района г. Хабаровска, действующего в интересах Сметанникова С.Ф., к Краевому государственному бюджетному учреждению «Хабаровский психоневрологический интернат» о возложении обязанности, взыскании денежных средств,
по апелляционной жалобе Краевого государственного бюджетного учреждения «Хабаровский психоневрологический интернат» на решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 7 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи Мартыненко А.А., пояснения представителя истца Лазаревой Н.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Индустриального района г. Хабаровска обратился в суд с иском к КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» в интересах Сметанникова С.Ф. о взыскании денежных средств.
В обоснование исковых требований указал, что между Сметанниковым С.Ф. и КГБУ Хабаровский ПНИ 01.12.2021 г. заключен договор о предоставлении социальных услуг в стационарной форме № 96, согласно которому размер ежемесячной платы не может превышать 75% среднедушевого дохода Сметанникова С.Ф., рассчитанного в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.10.2014 № 1075. Ежемесячно в счет платы за предоставляемые социальные услуги с Сметанникова С.Ф. удерживались денежные средства, предоставляемые ему в качестве ежемесячной денежной выплаты; за период с 01.01.2020 г. по 15.08.2022 г. необоснованно удержано 46 781,03 руб.
В рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение таких услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона от 02.08.1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» порядком предоставления социальных услуг в субъекте РФ, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте РФ и условия их предоставления в соответствии с данным федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31.12.2014, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31.12.2014 (ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ). Отношения между Сметанниковым С.Ф. и КГБУ Хабаровский ПНИ являются длящимися и возникли до 31.12.2014, исчисление платы за социальные услуги в размере не более 75% среднедушевого дохода будет являться ухудшающим условием.
С учетом уточнения прокурор просил суд взыскать с КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» в пользу Сметанникова С.Ф. незаконно удержанные за период с 01.06.2020 по 15.08.2022 денежные средства в сумме 39 645 рублей 51 копейка в качестве платы за предоставляемые социальные услуги на номинальный счет, открытый в Филиале Дальневосточного АО «Альфа-Банк» №.
Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 7 августа 2023 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении иска. Жалоба мотивирована тем, что суд не учел разницу в предоставлении социальных услуг до и после 01.01.2015 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ. Субъект федерации наделен правом увеличивать перечень предоставляемых услуг с правом организаций, оказывающих их, взимать с подопечных 75% среднедушевого дохода, при этом плата за соответствующие услуги, оказываемые до вступления в действие данного закона, остается на прежнем уровне. Закон возлагает на учреждение обязанность предоставлять новый увеличенный перечень услуг в равных для всех получателей условиях, в то же время стоимость таких социальных услуг превышает размер пенсии и единовременной денежной выплаты, составляющих среднедушевой доход подопечного; сохранить старый перечень услуг и порядок взимания платы в условиях новой законодательной базы, равно как и отделить получателя социальных услуг, поступивших в Учреждение до 01.01.2015 и после, в части условий порядка оказаниям им услуг не представляется возможным; предоставление новых услуг не прекращает ранее возникшие правоотношения с подопечным, а дополняет их, изменяя качество обслуживания, условия содержания и уровень жизнеобеспечения.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу третье лицо Министерство социальной защиты Хабаровского края поддерживает доводы ответчика.
Участники процесса на рассмотрение дела в суд не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в связи с чем дело рассмотрено без участия этих лиц, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя истца, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Сметанников С.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 12.04.1999 проживает и является получателем социальных услуг в КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат», ему установлена вторая группа инвалидности бессрочно, он признан недееспособным.
01.12.2021 г. между КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» и Сметанниковым С.Ф. заключен договор № 96 о предоставлении социальных услуг. Стоимость услуг по договору определена в размере 43 279,08 руб., при этом согласовано, что размер ежемесячной платы не может превышать 75% среднедушевого дохода заказчика, рассчитанного в соответствии с ч. 4 ст. 31 Федерального закона № 442-ФЗ, а также при расчете за социальное обслуживание учитывается 75% от доходов, получаемых от вклада, размещенного на депозитном счете, снятие которых производится один раз в год (п. 9 Договора).
Как следует из представленных документов (расчета стоимости услуг) в плату за предоставление социальных услуг Сметанникову С.Ф. на основании вышеуказанного положения договора за период с 01.06.2020 г. по 15.08.2022 г. помимо социальной пенсии включена ежемесячная денежная выплата.
Разрешая спор, руководствуясь приведенными в решении нормами материального права, оценив доказательства по делу в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу, что условие п. 9 договора от 01.12.2021 г. в части размера платы за услуги нарушает явно выраженный законодательный запрет и права Сметанникова С.Ф., является недействительным (ничтожным).
Принимая во внимание, что Сметанников С.Ф. находится на стационарном обслуживании в КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» с 1999 года, то есть социальные услуги начали оказываться ему до вступления 01.01.2015 года в силу Федерального закона от 28.12.2013 года № 442-ФЗ, суд привел суждение о том, что на момент введения нового правового регулирования возникшие между сторонами спора правоотношения по предоставлению социальных услуг являлись длящимися, в связи с чем ответчик обязан оплачивать социальные услуги в размере не более 75% получаемой истцом пенсии.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они постановлены при правильном применении и толковании норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы направлены на ошибочное толкование норм закона, регулирующих спорные правоотношения, в связи с чем не могут являться основанием к отмене постановленного судом решения.
В части 4 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 этого федерального закона.
Согласно части 4 статьи 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей данного федерального закона устанавливается Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2014 г. № 1075 утверждены Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно.
Виды доходов получателя социальных услуг, учитываемые при расчете среднедушевого дохода, определены в пункте 5 названных правил.
В соответствии с подпунктом «ж» пункта 5 этих правил при расчете среднедушевого дохода учитываются такие доходы, полученные в денежной форме, как пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.
Исходя из приведенных нормативных положений социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются гражданину - получателю социальных услуг на основании договора о предоставлении социальных услуг между поставщиком - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и гражданином. Существенным условием такого договора является стоимость социальных услуг. Действовавшее до 1 января 2015 г. правовое регулирование закрепляло ограничение ежемесячной платы за стационарное обслуживание получателя социальных услуг - до 75% установленной ему пенсии.
В настоящее время (с 1 января 2015 г. - даты введения в действие Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ») максимальный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, то есть предельный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме изменен: вместо 75 процентов пенсии получателя социальных услуг он составляет 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. При расчете среднедушевого дохода получателя социальных услуг учитываются, в том числе, пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» в статье 35 предусмотрены переходные положения. В силу части 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ в рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу указанного федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с данным федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 г., а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 г.
Данной нормой закона, в связи с введением нового правового регулирования отношений по социальному обслуживанию граждан - получателей социальных услуг - в рамках длящихся правоотношений (то есть возникших до 1 января 2015) с 1 января 2015 предписано при установлении поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации размера платы за предоставление социальных услуг этим гражданам не превышать ее размер по сравнению с тем, каким он был для них на 31 декабря 2014, а также не ухудшать условия предоставления социальных услуг по сравнению с теми условиями, которые были установлены для них по состоянию на 31 декабря 2014.
При таком правовом регулировании суд первой инстанции пришел к верному выводу о длящихся отношениях между Сметанниковым С.Ф. и ответчиком и указал, что исчисление платы за социальные услуги в размере не более 75% среднедушевого дохода получателя услуг ухудшают его правовое положение в части ежемесячного размера платы за предоставление социальных услуг по сравнению с теми условиями, которые были установлены для него по состоянию на 31 декабря 2014, в связи с чем ответчик производил незаконные удержания денежных средств, которые подлежат взысканию в пользу истца.
Заявителем не приведено обстоятельств, которые не были оценены судом при рассмотрении спора по существу и нуждаются в дополнительной проверке.
Судебная коллегия полагает, что оснований для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 330 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 7 августа 2023 года по иску прокурора Индустриального района г. Хабаровска, действующего в интересах Сметанникова С.Ф., к Краевому государственному бюджетному учреждению «Хабаровский психоневрологический интернат» о взыскании денежных средств оставить без изменения, апелляционную жалобу Краевого государственного бюджетного учреждения «Хабаровский психоневрологический интернат» - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи