Гражданское дело №
(УИД: №)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Рязань 30 сентября 2020 года
Советский районный суд г.Рязани в составе председательствующего судьи Занина С.А.,
при секретаре Горохове С.В.,
с участием представителя истца Балакирева А.С. - Бровкина А.Н., действующего по доверенности,
представителя третьих лиц ФСИН России и УФСИН России по Рязанской области - Косухиной Л.Н., действующей по доверенностям,
представителя третьего лица ФКУЗ "Медико-санитарная часть №" ФСИН России - Митиной В.И., действующей по доверенности,
помощника прокурора Советского района г. Рязани - Федотовой А.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Балакирева Александра Станиславовича к Открытому акционерному обществу «Чрезвычайная страховая компания» о взыскании страхового возмещения по договору обязательного государственного страхования жизни и здоровья, неустойки, штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Балакирев А.С. обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что дд.мм.гггг. истец заключил контракт о службе в уголовно-исполнительной системе в должности <данные изъяты>
дд.мм.гггг. истец был уволен из уголовно-исполнительной системы по достижении предельного возраста.
дд.мм.гггг. государственный заказчик Федеральная служба исполнения наказаний, действующая от имени Российской Федерации, и исполнитель Открытое акционерное общество «Чрезвычайная страховая компания» (ОГРН №) заключили государственный контракт № по оказанию услуг по обязательному государственному страхованию, осуществляемому в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации".
По данному государственному контракту истец Балакирев А.С. являлся застрахованным лицом как гражданин, уволенный со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в течение одного года после окончания службы.
Одним из страховых случаев по данному государственному контракту являлось установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения со службы вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы.
дд.мм.гггг., то есть до истечения 1 года после увольнения со службы, истцу была установлена <данные изъяты> группа инвалидности.
Следовательно, по мнению истца, наступил страховой случай, предусмотренный названным государственным контрактом.
В силу п.2 ст. 5 ФЗ от 28.03.1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" истцу подлежит выплате страховое возмещение в сумме 1 000 000 руб.
дд.мм.гггг. истец направил ответчику заявление о выплате страхового возмещения, приложив необходимые для страховой выплаты документы.
дд.мм.гггг. ответчик отказал в выплате страхового возмещения, ссылаясь на то, что страховой случай не наступил.
В силу п.4 ст.11 названого Закона, за просрочку выплаты страхового возмещения за период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. ответчик должен уплатить неустойку в размере 1% от страховой суммы за каждый день просрочки, то есть в размере 5 830 000 руб.
Кроме того, на основании п.6 ст. 13 ФЗ «О защите прав потребителей», ответчик, по мнению истца, обязан выплатить штраф в размере 50% от присужденных сумм за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя.
На основании изложенного, истец просил взыскать с ответчика
- страховое возмещение в размере 1 000 000 руб.,
- неустойку за период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. в размере 5 830 000 руб.,
- штраф в размере 50 % от присужденной суммы.
Истец Балакирев А.С., надлежаще извещенный о времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явился, направил своего представителя.
Ответчик ОАО «Чрезвычайная страховая компания», надлежаще извещенный о времени и месте проведения судебного заседания, в суд представителей не направил, просил рассмотреть дело в их отсутствие.
В письменных объяснениях по существу дела ответчик иск не признал, пояснил, что истец как лицо, уволенное со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, является лицом, застрахованным на основании Федерального закона от 28.03.1998 N 52-ФЗ. Во исполнение данного Закона, государственный заказчик Федеральная служба исполнения наказаний, действующая от имени Российской Федерации, и исполнитель Открытое акционерное общество «Чрезвычайная страховая компания» заключили государственный контракт от дд.мм.гггг. №, предметом которого является обязательное государственное страхование жизни и здоровья застрахованных лиц, в частности, граждан, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в течение одного года после окончания службы. Настоящий контракт вступил в силу с момента его заключения (подписания) сторонами и действовал по дд.мм.гггг. включительно, а в части исполнения обязательств - до их полного надлежащего исполнения сторонами (п.4 государственного контракта). Страховым случаем по данному государственному контракту является установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы (пп. «г» п.9 Государственного контракта). В силу данной нормы договора истец должен доказать факт установления ему инвалидности вследствие увечья (ранения, травмы контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы. Доказательств наличия причинно-следственной связи между установлением истцу инвалидности и увечья (ранения, травмы контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы, истец в суд не представил. В выданной истцу справке об инвалидности серии МСЭ№ от дд.мм.гггг. в качестве причины инвалидности указано «общее заболевание». На момент установления истцу инвалидности действовали Разъяснения "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности", утвержденные Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15.04.2003 N 17. Согласно пункту 3 Разъяснений, причина инвалидности с формулировкой "общее заболевание" определяется в тех случаях, когда инвалидность явилась следствием различных заболеваний или увечий, но не стоит в прямой зависимости от профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или заболевания, полученного в период военной службы, и не связана с катастрофой на Чернобыльской АЭС,последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска и иными обстоятельствами, указанными в настоящем Разъяснении. Таким образом, установление истцу инвалидности по общему заболеванию не является страховым случаем по обязательному государственному страхованию.
Представитель третьих лиц ФСИН России и УФСИН России по Рязанской области - Косухина Л.Н., представитель третьего лица ФКУЗ "Медико-санитарная часть №" ФСИН России - Митина В.И. в судебном заседании поддержали правовую позицию ответчика.
Прокурор Федотова А.С. в своем заключении указала, что в ходе рассмотрения дела не подтвердился факт наступления страхового случая по указанному договору обязательного государственного страхования, в связи с чем в удовлетворении иска следует отказать.
Выслушав объяснения представителя истца, третьих лиц, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 969 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).
Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (п. 2 ст. 969 ГК РФ).
Согласно статье 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" объектами обязательного государственного страхования, осуществляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом, являются жизнь и здоровье военнослужащих (за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена), граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, граждан, уволенных с военной службы, со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе, со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, отчисленных с военных сборов или окончивших военные сборы, в течение одного года после окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.
В соответствии с абзацем пятым статьи 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ одним из страховых случаев при осуществлении обязательного государственного страхования является установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
Размер страховой суммы в силу ст. 5 приведенного Федерального закона поставлен законодателем в зависимость от тяжести полученной травмы.
Порядок и условия выплаты страховой суммы определены нормой ч. 1 ст. 11 приведенного Федерального закона, согласно которой выплата страховых сумм производится страховщиком на основании документов, подтверждающих наступление страхового случая. Перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что истец Балакирев Александр Станиславович, дд.мм.гггг. года рождения, проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы в период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг..
Федеральной службой исполнения наказаний осуществлялось обязательное государственное страхование жизни и здоровья Балакирева А.С. как сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также как гражданина, уволенного со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в течение одного года после окончания службы.
Государственный заказчик Федеральная служба исполнения наказаний, действующая от имени Российской Федерации и исполнитель Открытое акционерное общество «Чрезвычайная страховая компания» (ОГРН №) заключили государственный контракт от дд.мм.гггг. №, предметом которого является обязательное государственное страхование жизни и здоровья застрахованных лиц, в частности, граждан, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в течение одного года после окончания службы.
По данному государственному контракту истец Балакирев А.С. являлся застрахованным лицом как гражданин, уволенный со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в течение одного года после окончания службы.
Настоящий государственный контракт вступил в силу с момента его заключения (подписания) сторонами и действовал по дд.мм.гггг. включительно, а в части исполнения обязательств - до их полного надлежащего исполнения сторонами (п.4 государственного контракта).
Страховым случаем по данному государственному контракту является, в частности, установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы (пп. «г» п.9 Государственного контракта).
В случае установления при указанных условиях застрахованному лицу инвалидности <данные изъяты> группы - страховая сумма составит 1 168 676,25 руб. (пп. «б» п.12 контракта). (т.1 л.д.110).
Дополнительным соглашением от дд.мм.гггг. к указанному Государственному контракту установлено, что в случае наступления названного страхового случая (в виде инвалидности <данные изъяты> группы при описанных выше условиях) в период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. страховая сумма составит 1 231 784,77 руб. (т.1 л.д.121).
Приказом Федерального казенного учреждения Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Рязанской области (ФКУ ИК№ УФСИН России по Рязанской области) от дд.мм.гггг. № Балакирев А.С., занимавший должность <данные изъяты> и имевший специальное звание <данные изъяты> внутренней службы, был уволен из уголовно-исполнительной системы по ст. 58 части 1 п. «б» (по достижении предельного возраста) дд.мм.гггг. (т.1 л.д.6).
До увольнения со службы Балакирев А.С. был освидетельствован филиалом «Военно-врачебная комиссия №» Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № Федеральной службы исполнения наказаний».
По результатам данного освидетельствования Балакирева А.С. Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № Федеральной службы исполнения наказаний» составило справку № от дд.мм.гггг., согласно которой у Балакирева А.С. выявлены следующие заболевания, полученные в период службы в уголовно-исполнительной системе:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
дд.мм.гггг. решением Бюро № филиала Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Рязанской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее по тексту - ФКУ «ГБ МСЭ по Рязанской области» Минтруда России) Балакиреву А.С. впервые была установлена <данные изъяты> группа инвалидности, причина инвалидности - общее заболевание. Инвалидность была установлена на срок до дд.мм.гггг., с датой очередного освидетельствования дд.мм.гггг.. В связи с этим Балакиреву А.С. была выдана справка об инвалидности серии МСЭ-№ (т.1 л.д.8).
После дд.мм.гггг. срок указанной инвалидности не продлялся.
дд.мм.гггг. Балакирев А.С. обратился в ОАО «Чрезвычайная страховая компания» с письменным заявлением, в котором просил рассмотреть вопрос о выплате страхового возмещения по договору обязательного государственного страхования жизни и здоровья в связи с установлением истцу инвалидности до истечения одного года после увольнения со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. (т.1 л.д.9).
Рассмотрев указанное обращение, ОАО «Чрезвычайная страховая компания» письмом от дд.мм.гггг. сообщило Балакиреву А.С. об отсутствии оснований для выплаты страхового возмещения, поскольку установление истцу инвалидности по причине общего заболевания (а не в связи с военной травмой или заболеванием, полученным в период прохождения службы) не является страховым случаем по названному договору обязательного государственного страхования жизни и здоровья. (т.1 л.д.10).
В судебном заседании установлено, что истец являлся застрахованным лицом по указанному государственному контракту (в категории граждане, уволенные со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в течение одного года после окончания службы). Инвалидность <данные изъяты> группы была установлена истцу в течение одного года после окончания службы.
Вместе с тем, в судебном заседании не подтвердился довод истца о том, что по указанному договору обязательного государственного страхования жизни и здоровья наступил страховой случай, предусмотренный пп. «г» пункта 9 Государственного контракта от дд.мм.гггг. № и влекущий обязанность ответчика выплатить истцу страховое возмещение.
Так, согласно статье 9 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела" страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.
В соответствии с абз. 5 ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 52-ФЗ одним из страховых случаев при осуществлении обязательного государственного страхования является установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
Аналогичные положения содержит и названный Государственный контракт (пп. «г» пункта 9) (т.1 л.д.111).
Таким образом, в рассматриваемом деле страховым случаем признается установление застрахованному лицу инвалидности, являвшейся следствием увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службыв учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Следовательно, необходимым условием наступления соответствующего страхового случая является факт наступления инвалидности истца вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службыв учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Материалами дела опровергаются утверждения истца о том, что инвалидность истцу установлена вследствие заболевания, полученного в период прохождения службыв учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Так, изначально решением Бюро № филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Рязанской области» Минтруда России инвалидность истцу дд.мм.гггг. была установлена по причине «Общее заболевание».
дд.мм.гггг. решением экспертного состава № ФКУ «ГБ МСЭ по Рязанской области» Минтруда России в порядке обжалования указанного решения Бюро № филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Рязанской области» Минтруда России от дд.мм.гггг. постановлено оставить без изменения <данные изъяты> группу инвалидности истца, причину инвалидности «общее заболевание», срок инвалидности <данные изъяты> год.
Изложенные обстоятельства подтверждаются справкой об инвалидности серии МСЭ-2015 № (т.1 л.д.8), справкой от дд.мм.гггг. № «О результатах медико-социальной экспертизы» экспертного состава № ФКУ «ГБ МСЭ по Рязанской области» Минтруда России, письмом ФКУ «ГБ МСЭ по Рязанской области» Минтруда России от дд.мм.гггг. №.
Порядок и условия признания лица инвалидом установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом", утвердившим Правила признания лица инвалидом.
В силу указанных Правил, в случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, а также иные причины, установленные законодательством.
При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, военной травмы или других предусмотренных законодательством РФ обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. В этом случае гражданину оказывается содействие в получении указанных документов. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида.
На момент установления истцу инвалидности действовали Разъяснения "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности", утвержденные Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15.04.2003 N 17. Согласно пункту 3 Разъяснений, причина инвалидности с формулировкой "общее заболевание" определяется в тех случаях, когда инвалидность явилась следствием различных заболеваний или увечий, но не стоит в прямой зависимости от профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или заболевания, полученного в период военной службы, и не связана с катастрофой на Чернобыльской АЭС,последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска и иными обстоятельствами, указанными в настоящем Разъяснении.
До настоящего времени причина инвалидности истца «общее заболевание» не изменена.
По настоящему делу Государственное бюджетное учреждение Рязанской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы» (далее по тексту - ГБУ РО «Бюро СМЭ») провело судебную экспертизу, по заключению № которой установлено, что основанием для установления истцу Балакиреву А.С. <данные изъяты> группы инвалидности по состоянию на дд.мм.гггг. явилась совокупность заболеваний: <данные изъяты>
При этом заболевания, установленные по итогам ответа на вопрос №, не включаются в перечень заболеваний, указанных в справке № освидетельствования филиалом «Военно-врачебная комиссия №» Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № Федеральной службы исполнения наказаний» от дд.мм.гггг. (т.1 л.д.7). (вывод по вопросу №) (т.2 л.д.157).
Указанное экспертное заключение никем не оспаривалось.
В письме ФКУ «ГБ МСЭ по Рязанской области» Минтруда России от дд.мм.гггг. № на запрос суда сообщено, что инвалидность Балакиреву А.С. была установлена по основному диагнозу <данные изъяты>, данное заболевание не указано в названной справке № освидетельствования филиалом «Военно-врачебная комиссия №» и не находится в причинно-следственной связи с заболеванием, признанным решением Военно-врачебной комиссии в качестве полученного в период военной службы.
Истец не представил достаточных и достоверных доказательств того, что заболевания (на основании которых истцу была установлена инвалидность <данные изъяты> группы), перечисленные в ответе № заключения судебной экспертизы ГБУ РО «Бюро СМЭ», возникли в период прохождения истцом службы в уголовно-исполнительной системе.
Истец самостоятельно во внесудебном порядке обратился в ГБУ РО «Бюро СМЭ» с заявлением о проведении экспертного исследования по вопросу о том, могло ли заболевание в виде <данные изъяты> возникнуть у Балакирева А.С. в период прохождения службы в УФСИН России по Рязанской области, а именно в период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг..
Согласно выполненному по заявлению Балакирева А.С. экспертному исследованию № ГБУ РО «Бюро СМЭ», имеющаяся у Балакирева А.С. <данные изъяты> могла возникнуть при прохождении службы в УФСИН России по Рязанской области, а именно в период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг..
Вместе с тем, данный вывод экспертного исследования по своему характеру является вероятностным (а не категоричным), то есть основанным на предположениях и допущениях.
Кроме того, согласно пункту 2 части 1 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" военно-врачебная экспертиза проводится в целях, в частности, установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы, военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы).
Положение о военно-врачебной экспертизе, предусматривающее порядок проведения военно-врачебной экспертизы в федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), и в создаваемых на военное время специальных формированиях, в соответствии с частью 2 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" утверждается Правительством Российской Федерации.
Такое Положение о военно-врачебной экспертизе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 (далее также - Положение о военно-врачебной экспертизе).
В пункте 1 Положения о военно-врачебной экспертизе поименованы органы, организации и учреждения, на которые распространяется данное положение. В их числе находятся учреждения и органы уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Положения о военно-врачебной экспертизе для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии (врачебно-летные комиссии).
В отдельных случаях военно-врачебные комиссии (врачебно-летные комиссии) могут создаваться в медицинских организациях (не входящих в состав Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований, органов и учреждений) государственной и муниципальной систем здравоохранения, в которых проводятся медицинское обследование и лечение военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации, граждан, прошедших военную службу (приравненную службу), а также членов их семей.
На военно-врачебную комиссию возлагается, в том числе, определение причинной связи увечий, заболеваний у граждан, уволенных из органов и организаций, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (подпункты "г", "д" пункта 3 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Исходя из пункта 8 Положения о военно-врачебной экспертизе при несогласии гражданина с заключением военно-врачебной экспертизы гражданин может обжаловать это заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд, а также имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574.
Порядок проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 21 февраля 2020 г. регламентировался Инструкцией о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 августа 2003 г. N 206 (далее - Инструкция о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы).
Согласно пункту 3 Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы для решения задач военно-врачебной экспертизы в уголовно-исполнительной системе создаются органы военно-врачебной экспертизы - штатные и нештатные (постоянно и временно действующие) военно-врачебные комиссии. В отдельных случаях военно-врачебные комиссии могут создаваться в медицинских учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения, в которых по согласованию с соответствующими органами управления здравоохранением проходят обследование и лечение сотрудники органов уголовно-исполнительной системы.
В силу той же Инструкции гражданин может обжаловать вынесенное в отношении него заключение военно-врачебной комиссии в вышестоящей военно-врачебной комиссии или в суде. По решению вышестоящей военно-врачебной комиссии гражданин может быть направлен на контрольное обследование и повторное освидетельствование. Военно-врачебная комиссия может пересматривать как собственные заключения, так и заключения нижестоящих военно-врачебных комиссий: нештатной военно-врачебной комиссии при территориальном органе уголовно-исполнительной системы, госпитальной военно-врачебной комиссии - вышестоящая штатная военно-врачебная комиссия при территориальном органе уголовно-исполнительной системы; военно-врачебной комиссии при территориальном органе уголовно-исполнительной системы - Центральная военно-врачебная комиссия при ГУИН Минюста России (пункт 5 Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы).
Центральная военно-врачебная комиссия при ГУИН Минюста России является руководящим органом военно-врачебной экспертизы в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации (пункт 21 Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы).
Из изложенного следует, что в отношении сотрудников, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в целях определения их годности к службе и, в том числе, для установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у этих сотрудников с прохождением ими службы проводится военно-врачебная экспертиза, порядок и условия которой определены Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565, и Инструкцией о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 августа 2003 г. N 206, действовавшей до 21 февраля 2020 г. В случае несогласия сотрудника с заключением, вынесенным военно-врачебной комиссией о годности (категории годности) его к военной службе (приравненной службе), в том числе к службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, такое заключение может быть обжаловано в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд, а также по заявлению самого гражданина может быть проведена независимая военно-врачебная экспертиза.
Статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) предусмотрено, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В силу части 1 статьи 79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных познаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.
Определение причинной связи увечий, заболеваний истца Балакирева А.С. к прохождению службы в органах уголовно-исполнительной системы требует специальных познаний в области военно-врачебной экспертизы, которую проводят военно-врачебные комиссии, а не иные учреждения.
Суд отмечает, что истец не представил в суд доказательств того, что ГБУ РО «Бюро СМЭ», составившее названное экспертное исследование № (о возможности возникновения у истца <данные изъяты> в период прохождения службы) имеет право на проведение военно-врачебной экспертизы.
При таких обстоятельствах, вывод экспертного исследования № ГБУ РО «Бюро СМЭ» (о возможности возникновения у истца <данные изъяты> в период прохождения службы) нельзя признать допустимым доказательством по настоящему делу.
Перечень заболеваний истца, полученных в период прохождения службы, указан в справке № освидетельствования филиалом «Военно-врачебная комиссия №» федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № Федеральной службы исполнения наказаний» от дд.мм.гггг..
Заключение военно-врачебной комиссии, изложенное в указанной справке, истец в суде не обжаловал, в связи с чем не имеется оснований для проверки такого заключения в рамках настоящего дела.
Суд отмечает, что истец предпринимал меры для установления организацией, уполномоченной на проведение военно-врачебной экспертизы, причинно-следственной связи между имеющимся у него заболеванием в виде <данные изъяты> и прохождением службы.
Так, дд.мм.гггг. истец Балакирев А.С. обратился с заявлением Федеральное казенное учреждение здравоохранения Центр военно-врачебной экспертизы Федеральной службы исполнения наказаний (далее по тексту - ФКУЗ ЦВВЭ ФСИН России) с целью определения причиной связи имеющихся у истца заболеваний со службой в уголовно-исполнительной системе.
При этом на рассмотрение ФКУЗ ЦВВЭ ФСИН России истец представил исследования МРТ <данные изъяты> от дд.мм.гггг., дд.мм.гггг. (проведенные после увольнения истца из уголовно-исполнительной системы), амбулаторную карту ГБУ РО «ГКБ №» (с записями в период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., сделанными после увольнения истца из уголовно-исполнительной системы).
Данные дополнительно представленные истцом сведения оценивались врачами-экспертами ФКУЗ ЦВВЭ ФСИН России, но установить причинно-следственную связь между заболеванием истца <данные изъяты> и прохождением истцом службы уголовно-исполнительной системе не представилось возможным ввиду того, что начало течения указанного заболевания в период службы истца в уголовно-исполнительной системе не установлено, в представленных истцом документах отсутствуют сведения о диагностировании Балакиреву А.С. в период прохождения службы в уголовно-исполнительной системе заболевания <данные изъяты>
Суд отмечает, что по итогам заседания от дд.мм.гггг. Центральной военно-врачебной комиссии ФКУЗ ЦВВЭ ФСИН России составлено заключение Военно-врачебной комиссии от дд.мм.гггг. №, в котором установлен перечень заболеваний, полученных в период прохождения истцом службы в уголовно-исполнительной системе:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В данном перечне заболеваний отсутствует заболевание <данные изъяты>, по основному диагнозу которого истцу Балакиреву А.С. была установлена инвалидность <данные изъяты> группы.
Балакирев А.С. также дд.мм.гггг. обращался в ФКУЗ ЦВВЭ ФСИН России с заявлением о пересмотре названного заключения Военно-врачебной комиссии от дд.мм.гггг. №.
Письмом ФКУЗ ЦВВЭ ФСИН России от дд.мм.гггг. Балакиреву А.С. сообщено, что оспариваемое им заключение Военно-врачебной комиссии от дд.мм.гггг. № является законным и обоснованным.
Изложенные обстоятельства подтверждаются письмом ФКУЗ ЦВВЭ ФСИН России от дд.мм.гггг. исх. №, заключением Военно-врачебной комиссии от дд.мм.гггг. №, письмом ФКУЗ ЦВВЭ ФСИН России от дд.мм.гггг. исх. №.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что страховой случай по названному договору обязательного государственного страхования (государственному контракту) не наступил, в связи с чем оснований для выплаты ответчиком истцу страхового возмещения не имеется.
Поэтому в удовлетворении исковых требований о взыскании страхового возмещения по договору обязательного государственного страхования жизни и здоровья, неустойки, штрафа следует отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых требований Балакирева Александра Станиславовича к Открытому акционерному обществу «Чрезвычайная страховая компания» о взыскании страхового возмещения по договору обязательного государственного страхования жизни и здоровья, неустойки, штрафа.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Советский районный суд г. Рязани в течение месяца.
Судья