Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года ....
Центральный районный суд .... края в составе:
председательствующего Л.А. Аникиной
при секретаре М.В. Денисенко
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Гамидовой Ю.В., Гамидова Р к администрации .... об оспаривании действий, о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Гамидова Ю.В., ГР обратились в суд с иском к ответчику, указав, что их семья в составе 5 человек состояла в очереди как молодая семья в Государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по городу Барнаулу в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в целях использования социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищному кредиту, оформленному в целях приобретения объектов недвижимости для улучшения жилищных условий их семье.
Решением комиссии по отбору молодых семей-участников государственной программы по городу Барнаулу от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) их семья была исключена из списков молодых семей-участников подпрограммы 2 «Обеспечение жильем молодых семей в ....» на ДД.ММ.ГГГГ годы государственной программы .... «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения ....» на ДД.ММ.ГГГГ годы по городу Барнаулу на 2019 год в связи с утратой оснований, дающих право на участие в основном мероприятии государственной программы.
С данным решением комиссии истцы не согласны, считают вынесенное решение необоснованным.
Данным решением нарушено их право на получение социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищному кредиту, оформленному в целях приобретения жилого дома и земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Их семья являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ ими был заключен кредитный договор с ПАО «<данные изъяты>» в целях приобретения жилого дома и земельного участка, находящегося по адресу: ...., согласно которому общая сумма кредита без учета процентов составляет 3 470 000 рублей. Данные объекты недвижимости приобретены для их семьи в составе 5 человек, из них трое несовершеннолетних детей с целью улучшения жилищных условий.
Созаемщиками данного кредитного договора являются родители Гамидовой Ю.В.: А и АН, которые не являются покупателями данных бъектов. При этом, исходя из условий договора купли-продажи объектов недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ покупателями указанных объектов являются истцы.
Согласно пункту 1.1 данного договора Продавец передал в общую совместную собственность Покупателей (истцов) вышеуказанные объекты недвижимости.
Считают, что исключение их семьи из списка молодых семей-участников подпрограммы 2 «Обеспечение жильем молодых семей в ....» на ДД.ММ.ГГГГ годы государственной программы .... «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения ....» на ДД.ММ.ГГГГ годы по городу Барнаулу на ДД.ММ.ГГГГ год произведено без правовых оснований.
Вышеуказанное действие ответчика нарушает права истцов и несовершеннолетних детей на улучшение жилищных условий.
На основании вышеизложенного, истцы просили признать действие администрации .... края по исключению семьи Гамидовых Ю.В. и Гамидова Р из списка молодых семей- участников подпрограммы 2 «Обеспечение жильем молодых семей в ....» на 2015-2020 годы государственной программы .... «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения ....» на 2014-2020 годы по городу Барнаулу на 2019 год незаконным.
Восстановить семью Гамидовых Ю.В. и Гамидова Р в составе 5 человек в списке молодых семей- участников подпрограммы 2 «Обеспечение жильем молодых семей в ....» на 2015-2020 годы государственной программы .... «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения ....» на 2014-2020 годы по городу Барнаулу на 2019 год с даты исключения.
В судебном заседании истец Гамидова Ю.В. и представитель истца З на требованиях настаивали по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснили, что отказ ответчика необоснован, право на получение меры социальной поддержки у истцов имеется.
Представитель ответчика администрации .... М в судебном заседании возражала против иска в полном объёме. Пояснив, что исключение истцов из программы было законно и обоснованно. Указывает, что участником подпрограммы может быть только молодая семья, при этом у семьи должны быть доходы, позволяющие получить кредит. Привлечение созаемщиков как раз и вызвано тем обстоятельством, что семья не имеет дохода на получение кредита. Кроме того, в представленных документах относительно оплаты стоимости приобретенной недвижимости имеются противоречия.
Истец Г Р в судебное заседание не явился, извещён.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что письмом Комитета по делам молодёжи .... № от ДД.ММ.ГГГГ Гамидовой Ю.В. сообщено, что принято решение о признании семьи Гамидовых (состав четыре человека) участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в ....» на 2015-2020 годы государственной программы .... «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения ....» на 2014-2020 годы по городу Барнаулу.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ семья Гамидовых составом пять человек (Гамидова Ю.В., ГР и трое детей) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, что подтверждается приказом КЖКХ .... от ДД.ММ.ГГГГ №, справкой КЖКХ .... от ДД.ММ.ГГГГ №Г-246).
Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ № заседания комиссии администрации .... о признании молодых семей- участницами подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в ....» на 2011-2021 годы семья Гамидовых составом из пяти человек исключена из списка молодых семей-участников Подпрограммы 2 по .... на 2019 год. Основанием исключения явилось, то, что ДД.ММ.ГГГГ Гамидова Ю.В., ГР, А, АН, именуемые в дальнейшем Созаемщики заключили с ПАО «<данные изъяты>» кредитный договор в целях приобретения объектов недвижимости: земельный участок и жилой дом, находящихся по адресу: ...., согласно которому общая сумма кредита без учета процентов составляет 3 470 000 рублей. Размер кредитных средств, предоставленных непосредственно для приобретения жилого дома, в данном договоре не определен.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ правообладателями вышеназванных объектов являются Гамидова Ю.В., ГР, в то же время, в числе созаемщиков значатся граждане: А, АН, которые не являются участниками государственной программы.
Согласно договору купли-продажи объектов недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ супруги Гамидова приобрели в собственность объекты недвижимости:двухэтажный жилой дом общей площадью 211,8 кв.м., земельный участок, общей площадью 900 кв.м., расположенные по адресу: ..... Согласно договору, цена объектов недвижимости составляет 2 000 000 рублей, в т.ч.:1 580 000 рублей-стоимость жилого дома, 420 000 рублей – стоимость земельного участка. Расчет между сторонами предусмотрен в следующем порядке 80 000 - рублей оплачиваются за счет собственных средств, 1 920 000 рублей оплачиваются за счет кредитных средств, предоставляемых ПАО «<данные изъяты>» в соответствии с кредитным договором, номер которого в договоре купли-продажи исправлен. Данные исправления не заверены.
Суммарная задолженность по кредиту по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 3 009 236 рублей.
Учитывая противоречивые и недостоверные сведения, содержащиеся в представленных истцами документах, правовые основания для дальнейшего участия семьи истцов в основном мероприятии государственной программы отсутствуют.
Оценивая обоснованность требований о незаконности действий ответчика об исключении семьи Гамидовых из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в ....», суд приходит к следующим выводам.
Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (Приложение № к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» (далее – Правила), согласно пункту 2 которых (в действующей редакции) социальные выплаты используются:
а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением случаев, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья);
б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство жилого дома
в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность молодой семьи (в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив);
г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома;
д) для оплаты цены договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором с уполномоченной организацией) и (или) оплату услуг указанной организации;
е) для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Действовавшая до внесения изменений Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № редакция подпункта «е» пункта 2 Правил предусматривала ограничение заключенных кредитных договоров и договоров займа периодом до ДД.ММ.ГГГГ.
В силу пункта 6 Правил участником программы подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В настоящих Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности( пункт 7 Правил).
Согласно пункту 19 Правил для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы:
а) заявление по форме согласно приложению N 2 к настоящим Правилам в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);
б) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;
в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется);
г) выписка (выписки) из Единого государственного реестра недвижимости о правах на жилое помещение (жилой дом), приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), либо договор строительного подряда или иные документы, подтверждающие расходы по строительству жилого дома (далее - документы на строительство), - при незавершенном строительстве жилого дома;
д) копия кредитного договора (договора займа);
е) документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в подпункте "д" настоящего пункта;
ж) справка кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).
Действовавшая до внесения изменений Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ редакция пункта 19 предусматривала предоставление кредитного договора (договора займа), заключенного с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Согласно пункту 31 Правил, для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты молодая семья - претендент на получение социальной выплаты в соответствующем году в течение 15 рабочих дней после получения уведомления о необходимости представления документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты направляет в орган местного самоуправления, принявший решение о признании молодой семьи участницей подпрограммы, заявление о выдаче такого свидетельства (в произвольной форме) и документы:
а) предусмотренные подпунктами "б" - "д" пункта 18 настоящих Правил, - в случае использования социальных выплат в соответствии с подпунктами "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил;
б) предусмотренные подпунктами "б" - "д" и "ж" пункта 19 настоящих Правил, - в случае использования социальных выплат в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил.
Согласно п.33 Правил, основаниями для отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты являются нарушение установленного пунктом 31 настоящих Правил срока представления необходимых документов для получения свидетельства, непредставление или представление не в полном объеме указанных документов, недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, а также несоответствие жилого помещения (жилого дома), приобретенного (построенного) с помощью заемных средств, требованиям пункта 38 настоящих Правил.
Основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются:
а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил;
б) непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктами 18 или 19 настоящих Правил;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала (пункт 22).
Постановлением администрации .... N 354 от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок формирования списков молодых семей, предоставления и использования социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы 2 "Обеспечение жильем молодых семей в ...." на 2015 - 2020 годы государственной программы .... "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения ...." на 2014 - 2020 годы.
Согласно п. 2.4 данного Порядка орган местного самоуправления .... исключает молодые семьи из списка участников подпрограммы 2 в случае снятия молодой семьи с учета граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий за исключением семей, улучшивших жилищные условия с помощью ипотечного кредита и не подлежащих исключению из списка молодых семей - участников подпрограммы в соответствии с абзацами 6 - 8, 10 настоящего пункта.
Из представленных доказательств следует, что ДД.ММ.ГГГГ Гамидова Ю.В., ГР, А, АН, именуемые в дальнейшем Созаемщики заключили с ПАО «<данные изъяты>» (Кредитор) кредитный договор № в целях приобретения объектов недвижимости: земельный участок и жилой дом, находящихся по адресу: .....
Согласно п.1 кредитного договора общая сумма кредита без учета процентов составляет 3 470 000 рублей.
Согласно п.10 Договора в качестве обеспечения своевременного и полного исполнения обязательств по Договору Созаёмщики предоставляют кредитору до выдачи Кредита объекты недвижимости:земельный участок и жилой дом, находящиеся по адресу: ..... Залогодатели Г Р, Гамидова Ю.В.
Согласно п.21 Договора Созаемщики обязуются использовать кредит на цели, указанные в п.11 Договора и предоставить Кредитору до ДД.ММ.ГГГГ, но не позднее трёх месяцев с даты оформления Объекта недвижимости в собственность титульного Созаемщика, а также следующих лиц Гамидовой Ю.В. Договор купли-продажи, оформленный надлежащим образом, содержащий отметку (штамп) о государственной регистрации перехода права собственности на Объект недвижимости.
Размер кредитных средств, предоставленных непосредственно для приобретения объектов недвижимости, в данном договоре не определен.
Согласно договору купли-продажи объектов недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ Гамидова Ю.В. и Г Р приобрели у С в общую совместную собственность объекты недвижимости:двухэтажный жилой дом общей площадью 211,8 кв.м., земельный участок, общей площадью 900 кв.м., расположенные по адресу: ..... Цена объектов недвижимости составляет 2 000 000 рублей, в т.ч.:1 580 000 рублей-стоимость жилого дома, 420 000 рублей – стоимость земельного участка (п.1.1. Договора).
Расчет между сторонами предусмотрен в следующем порядке 80 000 - рублей оплачиваются за счет собственных средств Покупателя, 1 920 000 рублей оплачиваются за счет кредитных средств, предоставляемых ПАО «<данные изъяты> в соответствии с кредитным договором, номер которого в договоре купли-продажи исправлен на № от ДД.ММ.ГГГГ (п.2.2 Договора).
Из справки ПАО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Г Р со своего счёта перевел ДД.ММ.ГГГГ сумму 3 470 000 руб. на счёт С
Однако, как следует из договора купли-продажи, цена объектов недвижимости составляет 2 000 000 рублей, в т.ч.:1 580 000 рублей-стоимость жилого дома, 420 000 рублей – стоимость земельного участка (п.1.1. Договора). В то же время, Г Р перечислил С сумму в размере 3 470 000 руб. Расчёт по договору купли-продажи объектов недвижимости между сторонами предусмотрен иной.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ правообладателями объектов недвижимости: земельного участка и жилого дома, находящихся по адресу: .... являются Гамидова Ю.В., ГР, объекты находятся в общей совместной собственности, обременение: ипотека, основание договор купли-продажи объектов недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.
Действительно, как установлено в ходе судебного разбирательства, продавец по договору купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ С получила от Гамидовых за проданные объекты недвижимости 3 470 000 руб. Однако договор купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ содержит иную информацию относительно стоимости недвижимости. Таким образом, при анализе представленных документов, комиссия по отбору молодых семей – участников программы при администрации .... обоснованно пришла к выводу о том, что в представленных Гамидовыми документах содержаться недостоверные сведения, что в силу вышеизложенных Правил является основанием отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты, для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятий ведомственной целевой программы.
Кроме того, согласно государственной программы .... «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения ....» на 2014 -2020 г.г., целью программы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Задачами подпрограммы являются: предоставление молодым семьям – участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение и строительство жилья, создание условий для привлечения молодым семьям собственных средств, финансовых средств кредитных организаций и других организаций, предоставляющих кредиты и займы для приобретения жилья, в том числе ипотечные жилищные кредиты.
По смыслу пункта 6 вышеуказанных Правил участником программы подпрограммы может быть только молодая семья; у семьи должно быть наличие доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Как поясняли истцы в ходе рассмотрения дела, созаемщики А привлечены для получения кредита ДД.ММ.ГГГГ, поскольку семья Гамидовых не имела доход, позволяющий получить кредит в сумму 3 470 000 руб. Данное обстоятельство также подтвердили в ходе рассмотрения дела допрошенные в качестве свидетелей А и Н.В.
Таким образом, из полученных доказательств следует, что на момент приобретения жилья за счет кредитных средств семья Гамидовых несоответствовала требованиям, предусмотренным пунктом 6 вышеуказанных Правил; у семьи отсутствовали доходы, позволяющие получить кредит, что по смыслу п.22 Правил является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы.
Таким образом, поскольку семья Гамидовых не имеет доход, который ей позволил получить кредит в сумме 3 470 000 руб., кредит получен двумя семьями созаемщиками, созаемщики А являются стороной кредитного договора, несут равные обязанности с Гамидовыми по погашению кредита, А не являются семьей участницей подпрограммы, суд приходит к выводу, что семья Гамидовых не имеет права на социальные выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по договору от ДД.ММ.ГГГГ.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что уполномоченный орган верно исключил семью Гамидовых из списка молодых семей – участников Подпрограммы 2 по городу Барнаулу на 2019 год.
При установленных обстоятельствах у суда отсутствуют правовые и фактические обстоятельства для признания действий администрации .... края по исключению семьи Гамидовых Ю.В. и Гамидова Р из списка молодых семей- участников подпрограммы 2 «Обеспечение жильем молодых семей в ....» на 2015-2020 годы государственной программы .... «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения ....» на 2014-2020 годы по городу Барнаулу на 2019 год незаконными и для возложения на ответчика обязанности восстановить семью Гамидовых Ю.В. и Гамидова Р в составе 5 человек в списке молодых семей- участников подпрограммы 2 «Обеспечение жильем молодых семей в ....» на 2015-2020 годы государственной программы .... «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения ....» на 2014-2020 годы по городу Барнаулу на 2019 год с даты исключения.
Исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Поскольку в иске отказано, судебные расходы стороне истца на основании ст.98 ГПК РФ не возмещаются.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Гамидовой Ю.В., Гамидова Р оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в ....вой суд через Центральный районный суд .... в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Л.А. Аникина
№