Решение по делу № 2а-358/2018 от 11.10.2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Катайский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Бутаковой О. А.

при секретаре            Таланкиной А. С.

с участием прокурора Катайской районной прокуратуры Нагуманова В. Г.,

представителя административного ответчика Голубцова С. М.

рассмотрел в открытом судебном заседании 22 октября 2018 года в г. Катайске Курганской области административное дело № 2а-358/2018 по административному исковому заявлению прокурора Катайского района к администрации Ильинского сельсовета о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия,

установил:

Административный истец прокурор Катайского района обратился в суд с иском к администрации Ильинского сельсовета Катайского района Курганской области, согласно которому просит признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии должных мер по оформлению в муниципальную собственность земельного участка, занятого общественным кладбищем на территории сельсовета, и в эксплуатации кладбища с нарушением требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а также просит обязать административного ответчика в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оформить право в муниципальную собственность земельный участок, занятый общественным кладбищем, провести работу по установке ограждения кладбища, установить на территории кладбища урны для сбора мусора, обустроить на территории кладбища площадку для мусоросборников в соответствии с требованиями СанПиН.

Свои требования административный истец мотивировал тем, что административный ответчик как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования не принимает должных мер по проведению землеустроительных и кадастровых работ в отношении земельного участка, занятого общественным кладбищем. Территория кладбища частично не имеет ограждения, отсутствуют урны для мусора и площадки для мусоросборников. Прокуратурой района по данным фактам 18.01.2018 главе Ильинского сельсовета было внесено представление об устранении нарушений, однако до настоящего времени нарушения не устранены по причине отсутствия денежных средств. Непроведение межевания земельного участка кадастрового учета и регистрации в установленном законом порядке привело к обезличиванию территории общественного кладбища. Невыполнение требований СанПиН препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения (л. д. 3-7).

В судебном заседании представитель административного истца Нагуманов В. Г. поддержал заявленные административные исковые требования в полном объеме, настаивает на их удовлетворении по основаниям, указанным в иске. Дополнительно суду пояснил, что административные исковые требования касаются общественного кладбища, расположенного в с. Ильинское Катайского района.

Представитель административного ответчика Голубцов С. М., действующий на основании решения от 15.09.2014 (л. д. 18), в судебном заседании административные исковые требования признал частично, считает, что земельный участок, на котором расположено кладбище, действительно необходимо оформить в собственность, также он согласен с тем, что нужно восстановить ограждение, однако, не согласен с установкой урн и обустройством площадки под мусоросборники.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы данного административного дела, суд приходит к выводу, что административные исковые требования прокурора Катайского района к администрации Ильинского сельсовета о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия подлежат удовлетворению.

Судом установлено, что прокуратурой Катайского района была проведена проверка в рамках соблюдения требований законодательства о погребении и похоронном деле, по результатам которой 17.01.2018 прокурором Катайского района было вынесено представление, в котором указано, что администрацией Ильинского сельсовета не принимается должных мер к оформлению в муниципальную собственность земельного участка, занятого общественным кладбищем, кроме того, территория кладбища частично не имеет ограждения, на кладбище отсутствуют урны для сбора мусора, площадка для мусоросборников, общественные туалеты. Главе Ильинского сельсовета предъявлено требование о принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих (л. д. 8-9).

Из информации, предоставленной главой Ильинского сельсовета прокурору Катайского района, от 29.01.2018 следует, что в ходе рассмотрения указанного представления приняты следующие меры: денежные средства на оформление в муниципальную собственность земельного участка, занятого общественным кладбищем, по возможности будут изыскиваться, также будут запланированы работы по ограждению, в дни массового посещения кладбища будут выдаваться мешки под мусор, и будет стоять трактор (л. д. 10).

Из пояснений сторон, подтвержденных актом осмотра от 02.08.2018 (л. д. 11), вышеуказанные требования прокурора в отношении кладбища, расположенного в с. Ильинское Катайского района, не исполнены.

В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действий (бездействий) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействий) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благополучную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства.

Как следует из ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В силу ч. 2 ст. 21 указанного Закона содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Согласно ч. ч. 4, 5 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.

В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации.

Земельные участки, отнесенные к землям изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленныхфедеральными законами.

Из ч. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям.

Согласно ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участокпредставляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

На основании ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.

Исходя из анализа норм данного Федерального закона, земельный участокявляется образованным с момента его государственного кадастрового учета, сведения которого подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи.

Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является первоначальным этапом для постановки земельного участка на кадастровый учет и последующего оформленияправ на него.

В соответствии с п. 4 и п. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Кадастровые работы выполняются в отношении, в том числе, земельных участков, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету.

Согласно п. п. 3 и 4 ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду, здоровье человека осуществляются государственный социально-гигиенический мониторинг и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) в соответствии с законодательством Российской Федерации. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.

В соответствии ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст. 3 указанного Закона).

В силу ст. 8 приведенного Закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 № 84 утверждены Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (СанПиН 2.1.2882-11), распространяющиеся на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.

Указанные санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии с п. 1 ст. 12 указанного Закона при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

Статьей 13 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В силу части 3 указанной статьи соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Приказом Минздрава СССР № 4690-88 от 05.08.1988 утверждены Санитарные правила содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88, которые предназначены в качестве руководства для организаций, контролирующих санитарное содержание территорий населенных мест, а также организаций, несущих ответственность за санитарное содержание подведомственных им территорий и сооружений.

Согласно п. п. 1.2, 2.1.1 СанПиН 42-128-4890-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; уличного мусора и смёта и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта). Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.

Пунктами 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» предусмотрено, что на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним. Площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).

Пунктом 8.5.1 Санитарных правил «СП 3.1.3.2352-08. Профилактика клещевого вирусного энцефалита. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.03.2008 № 19, участки территории, наиболее часто посещаемые людьми, необходимо оградить от проникновения домашних и диких животных, которые могут занести клещей. Особое внимание необходимо уделять парковым дорожкам, детским площадкам, кладбищам и другим местам массового пребывания людей, где травяная растительность должна быть скошена.

В соответствии с пунктами 20 и 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы утверждения генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории поселения, а также организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, относятся к вопросам местного значения городского поселения.

В соответствии с п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Законом Курганской области от 25.12.2014 № 108 «О закреплении за сельскими поселениями Курганской области вопросов местного значения городских поселений» резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, а также организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, закреплено за сельскими поселениями Курганской области (п. п. 14, 15 статьи 1).

Согласно п. 23 ст. 6 Устава Ильинского сельсовета (л. д. 20-29) к вопросам местного значения Ильинского сельсовета относится, в том числе организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о наличии прямой обязанности администрации Ильинского сельсовета по оформлению земельных участков под кладбищем, бездействие которой препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля над местами погребения. Отсутствие в установленном законом порядке решений по отведению земельных участков для размещения кладбища, находящегося на территории сельского поселения, не постановка его на государственный кадастровый учет и отсутствие регистрации права собственности на данный земельный участок приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц, в том числе и жителей с. Ильинское Катайского района на организацию и благоустройство территории кладбища.

В судебном заседании факт необходимости устранения вышеуказанных нарушений в судебном заседании не оспаривался. До настоящего времени административным ответчиком не предпринимается должных мер для устранения указанных нарушений.

Таким образом, непринятие мер к исполнению требований действующего законодательства нарушает права и законные интересы граждан. Также сложившаяся ситуация приводит к возможности самовольного расширения границ кладбища, в том числе за счет земельсельскохозяйственного назначения.

Вследствие того, что участок, на котором находится захоронение, не поставлен на кадастровый учет и его границы не определены, отсутствует возможность установления четких границ санитарно - защитной зоны, что служит нарушением прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду.

Кроме того, вследствие не определения четких границ кладбища, отсутствия сведений в Едином государственном реестре недвижимости о праве собственности на указанный земельный участок, межевания земельного участка, на котором находится кладбище с. Ильинское Катайского района, невозможно определить размер земельного участка, отведенного под территорию кладбища, что так же является нарушением, согласно ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», определяющей, что размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров).

Таким образом, имеются достаточные основания для удовлетворения заявленных прокурором Катайского района административных исковых требований

Согласно ч. 13 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд может признать необходимым опубликование решения суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

Учитывая, что незаконным бездействием административного ответчика, выразившемся в непринятии должных мер к оформлению в муниципальную собственность земельного участка, занятого общественным кладбищем на территории сельсовета, в эксплуатации общественного кладбища с нарушением требований санитарно-эпидемиологического законодательства, нарушаются права неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу о необходимости опубликования резолютивной части решения в печатном издании.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора Катайского района к администрации Ильинского сельсовета о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Ильинского сельсовета Катайского района Курганской области, выразившееся в непринятии должных мер к оформлению в муниципальную собственность земельного участка, занятого общественным кладбищем на территории сельсовета, в эксплуатации общественного кладбища с нарушением требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

Обязать администрацию Ильинского сельсовета Катайского района Курганской области в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оформить в муниципальную собственность земельный участок, занятый общественным кладбищем на территории сельсовета в с. Ильинское Катайского района Курганской области, провести работу по установке ограждения кладбища, установить на территории кладбища урны для сбора мусора, обустроить на территории кладбища площадку для мусоросборников в соответствии с требованиями СанПиН.

Обязать администрацию Ильинского сельсовета Катайского района Курганской области опубликовать в газете «Знамя» резолютивную часть решения суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу. Если опубликование резолютивной части решения невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, резолютивная часть решения суда должна быть опубликована по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Катайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья: О. А. Бутакова

Мотивированное решение изготовлено 24 октября 2018 г.

2а-358/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Проокурор Катайского района
Ответчики
администрация Ильинского сельсовета
Суд
Катайский районный суд Курганской области
Дело на сайте суда
kataysky.krg.sudrf.ru
03.05.2020Регистрация административного искового заявления
03.05.2020Передача материалов судье
03.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
03.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.05.2020Судебное заседание
03.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.05.2020Дело оформлено
22.10.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее