Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
«16» октября 2019 года дело № 2А-4044/2019
г. Ростов-на-Дону
Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе судьи Черняковой К.Н.,
при ведении протокола судебного заседании секретарём судебного заседания Кондрашовой Н.А., без участия сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании для судебного разбирательства административного дела по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Агентство Финансового Контроля» к судебному приставу-исполнителю Октябрьского районного отдела судебных приставов г. Ростова-на-Дону Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области Липчанской Д. А., судебному приставу-исполнителю Октябрьского районного отдела судебных приставов г. Ростова-на-Дону Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области Хрхрян Л. Б., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области, заинтересованные лица Салмаян И. Х., Некоммерческое акционерное общество «Первое коллекторское бюро», Общество с ограниченной ответственностью «Феникс», индивидуальный предприниматель Казанов М. А., Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону, ЦАФАПОДД ГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю, Публичное акционерное общество Росбанк, Публичное акционерное общество Банк «ФК Открытие», Общество с ограниченной ответственностью «АктивБизнесКоллекшн», Акционерное общество «Бинбанк кредитные карты», об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Агентство Финансового Контроля» (далее – административный истец, ООО «АФК») обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Октябрьского районного отдела судебных приставов г. Ростова-на-Дону Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области Липчанской Д. А. (далее – судебный пристав-исполнитель Октябрьского РОСП г. Ростова-на-Дону Липчанская Д.А., административный ответчик), У. Ф. службы судебных приставов по Ростовской области (далее – административный ответчик, УФССП России по Ростовской области), заинтересованное лицо Салмаян И. Х. (далее – Салмаян И.Х., заинтересованное лицо), об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя. В ходе рассмотрения настоящего административного дела, судом привлечены в качестве административного ответчика судебный пристав-исполнитель Октябрьского районного отдела судебных приставов г. Ростова-на-Дону Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области Хрхрян Л. Б. (далее – судебный пристав-исполнитель Октябрьского РОСП г. Ростова-на-Дону Хрхрян Л.Б., административный ответчик), в качестве заинтересованных лиц Некоммерческое акционерное общество «Первое коллекторское бюро», Общество с ограниченной ответственностью «Феникс», индивидуальный предприниматель Казанов М. А., Инспекции Ф. налоговой службы по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону, ЦАФАПОДД ГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю, Публичное акционерное общество Росбанк, Публичное акционерное общество Банк «ФК Открытие», Общество с ограниченной ответственностью «АктивБизнесКоллекшн», Акционерное общество «Бинбанк кредитные карты» (далее – заинтересованные лица). В обоснование заявленных административных исковых требований административный истец ссылается на то, что ... г. судебным приставом-исполнителем Октябрьского РОСП г. Ростова-на-Дону Липчанской Д.А. было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №. Полагает, что судебный пристав-исполнитель бездействует, не принимает меры принудительного исполнения, не обращает взыскание на пенсию, денежные средства не удерживаются, задолженность в размере 188565,37 руб. не погашена. В связи с чем, административный истец просит суд признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Октябрьского РОСП г. Ростова-на-Дону Липчанской Д.А. в рамках исполнительного производства № выраженное в не принятии мер принудительного исполнения своевременного и правильного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, предусмотренные ст. 68, ч. 1 ст. 98, ч. 2 ст. 99 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»; в целях восстановления нарушенных прав обязать судебного пристава-исполнителя Октябрьского РОСП г. Ростова-на-Дону Липчанскую Д.А. принять меры принудительного исполнения для своевременного и полного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, предусмотренные ст. 68, ч. 1 ст. 98, ч. 2 ст. 99 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Административный истец, административные ответчики, заинтересованные лица, в судебное заседание явку представителей не обеспечили, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявили, явка представителей не признана обязательной.
Учитывая положения статьи 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть административное дело в судебном заседании по существу в отсутствие сторон в порядке ч. 6 ст. 226 КАС РФ.
Исследовав материалы дела, представленные и собранные по делу доказательства, материалы исполнительного производства, дав им правовую оценку в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя вышеуказанные конституционные предписания, ст.ст. 218 и 360 КАС РФ, предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно положениям части 1 статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Если суд признает оспариваемые постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых постановлений, действий (бездействия) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) незаконными, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Закон об исполнительном производстве определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий (статья 1).
Положениями ст.ст. 2, 4 Закона об исполнительном производстве определены среди задач и принципов исполнительного производства, такие задачи как своевременное исполнение судебных актов, своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» в обязанности судебного пристава-исполнителя входит принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 - 6 статьи 36 Закона об исполнительном производстве сроки (ч. 1 ст. 36 Закона об исполнительном производстве).
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В силу ч. 8 ст. 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства. Исходя из ч. 17 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Согласно ч. 1 ст. 80 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе, в том числе и в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, наложить арест на имущество должника. При этом судебный пристав-исполнитель вправе не применять правила очередности обращения взыскания на имущество должника. По заявлению взыскателя о наложении ареста на имущество должника судебный пристав-исполнитель принимает решение об удовлетворении указанного заявления или об отказе в его удовлетворении не позднее дня, следующего за днем подачи такого заявления (ч. 2 ст. 80 Закона об исполнительном производстве).
Судом установлено, что на основании заявления ООО «АФК», судебного приказа от ... г. №, выданного мировым судьей судебного участка № 7 Октябрьского судебного района г. Ростова-на-Дону, постановлением судебного пристава-исполнителя от ... г. было возбуждено исполнительное производство № в отношении Салмаян И.Х., предмет исполнения задолженность в размере 216388,94 руб. (л.д. 23-29).
Положениями ст. 36 Закона об исполнительном производстве установлен двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, в течение которого содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены, а судебный пристав-исполнитель наделен рядом прав (часть 6 статьи 33, статья 64, статья 65, статья 67, статья 68), которые в силу статья 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» неразрывно связаны с возложенной на него законом обязанностью принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно пункту 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
Приведенные требования закона необходимо принимать во внимание при разрешении требований об оспаривании бездействия.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае какого-либо бездействия при совершении исполнительных действий и мер принудительного исполнения судебным приставами-исполнителями не допущено, а доказательств нарушения прав, которые бы подлежали восстановлению в порядке судебной защиты, административным истцом не представлено.
Положения нормы права, на которые ссылается административный истец, регулируют порядок действий судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительного производства, а потому относятся к процессуальным нормам.
Между тем не каждое процессуальное нарушение влечет признание бездействия должностного лица незаконным, а лишь существенное нарушение.
Из материалов исполнительного производства следует вынесение в отношении должника постановления об обращении взыскания на пенсию от ... г., направление запросов в регистрирующие органы, банки, кредитные организации, пенсионный фонд, налоговый орган, ФМС, к операторам связи, от ... г., от ... г., поступление сведений от ... г., вынесение постановлений об обращении взыскания на денежные средства в банке от ... г., постановлений о распределении денежных средств от ... г., направление повторных запросов от ... г., вынесение постановлений о распределении денежных средств от ... г., направление повторных запросов от ... г., вынесение постановлений о распределении денежных средств от ... г., от ... г., от ... г., постановлений об объединении ИП в сводное производство от ... г., постановлений о распределении денежных средств от ... г., от ... г., от ... г., от ... г., постановления о взыскании исполнительского сбора от ... г., постановления о запрете регистрационных действий в отношении транспортных средств от ... г., постановления об объединении ИП в сводное производств от ... г., постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации от ... г., направление повторных запросов в регистрирующие органы, пенсионный фонд, банки, от ... г., от ... г., от ... г., от ... г., от ... г., ... г., от ... г., ... г., постановлений о распределении денежных средств от ... г., от ... г., от ... г., от ... г., от ... г., от ... г., от ... г., от ... г..
Таким образом, судом не установлено бездействие со стороны судебного пристава-исполнителя, административным истцом не приведено и не представлено доказательств тому доводам, изложенным в административном иске, учитывая право взыскателя на ознакомление с материалами исполнительного производства, с материалами судебного дела, административный истец не ознакомился, и не привел суду конкретные факты бездействия со стороны административных ответчиков.
Как указывалось выше, обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Однако административный истец не представил доказательств в подтверждение своих доводов о нарушении оспариваемыми бездействиями судебных приставов-исполнителей его прав и законных интересов.
В соответствии с ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Конкретные исполнительные действия осуществляются судебным приставом-исполнителем в зависимости от обстоятельств соответствующего исполнительного производства. При этом целью осуществления исполнительных действий является дальнейшее своевременное применение мер принудительного исполнения, перечень которых указан в статье 68 Закона об исполнительном производстве».
Согласно ч. 1 ст. 68 Закона об исполнительном производстве мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
В силу положений п. 11 ч. 3 ст. 68 Закона об исполнительном производстве перечень мер принудительного исполнения, приведенный в данной статье, не является исчерпывающим, следовательно, судебным приставом-исполнителем могут применяться самые разные не противоречащие принципам исполнительного производства меры для принуждения должника к исполнению требования исполнительного документа. К таким мерам можно отнести, в том числе, и запрет на совершение определенных действий, запрет выезда должника за пределы РФ.
При исследовании материалов вышеуказанного исполнительного производства, копия которого представлена суду административными ответчиками в материалы настоящего административного дела, судом установлено, что судебным приставом-исполнителем Октябрьского РОСП г. Ростова-на-Дону в ходе исполнительного производства принимались необходимые меры принудительного исполнения, в том числе направлялись необходимые запросы в целях установления имущества должника, вынесены постановления о запрете на регистрационные действия в отношении транспортных средств, о наложении ареста на денежные средства, и т.д.
Совокупность установленных по делу обстоятельств, с точки зрения положений Закона об исполнительном производстве, подтверждает вывод о том, что необходимые меры для исполнения требований исполнительного документа судебными приставами-исполнителями были приняты, бездействие, на которое указывает административный истец, со стороны судебных приставов-исполнителей, в производстве которых находились указанные исполнительные производства, не допущено, права и охраняемые законом интересы взыскателя по исполнительному производству, не нарушены. В связи с этим, заявленные административным истцом требования к административным ответчикам об оспаривании бездействий судебных приставов-исполнителей не подлежат удовлетворению, что влечет за собой отказ в удовлетворении производных административных требований о возложении заявленных административным истцом обязанностей.
Руководствуясь ст.ст. 175-179, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований Общества с ограниченной ответственностью «Агентство Финансового Контроля» к судебному приставу-исполнителю Октябрьского районного отдела судебных приставов г. Ростова-на-Дону Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области Липчанской Д. А., судебному приставу-исполнителю Октябрьского районного отдела судебных приставов г. Ростова-на-Дону Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области Хрхрян Л. Б., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области, заинтересованные лица Салмаян И. Х., Некоммерческое акционерное общество «Первое коллекторское бюро», Общество с ограниченной ответственностью «Феникс», индивидуальный предприниматель Казанов М. А., Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону, ЦАФАПОДД ГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю, Публичное акционерное общество Росбанк, Публичное акционерное общество Банк «ФК Открытие», Общество с ограниченной ответственностью «АктивБизнесКоллекшн», Акционерное общество «Бинбанк кредитные карты», об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя, полностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 21 октября 2019 года.
Председательствующий: подпись
Копия верна
Судья К.Н. Чернякова