РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 мая 2024 года г.Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Безденежного Д.В., при секретаре судебного заседания Евсиковой Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1025/2024 по исковому заявлению Борисова Евгения Александровича к администрации м.р. Ставропольский Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области, о признании права собственности на земельный участок и установлении границ,
УСТАНОВИЛ:
Борисов Е.А. обратился в суд с исковым заявлением к администрации м.р. Ставропольский Самарской области и с учетом уточненных требований просит признанать за ним права собственности на земельный участок, площадью 53 929 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенный адресу: <адрес>, с.<адрес>, в соответствии с координатами характерных точек границ указанных в экспертном заключении подготовленном ООО «Зем.Стандарт».
Заявленные требования мотивированы тем, что Борисову Евгению Александровичу для ведения крестьянского фермерского хозяйства по результатам рассмотрения представленных комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Ставропольского района материалов, на основании Закона РФ от 27.12.1990 «О земельной реформе», Указом Президента РФ от 07.03.1996 № 337 «О реализации конституционных прав граждан», предоставила в собственность, бесплатно земельный участок площадью 5,5 га. «пашни» для ведения крестьянского фермерского хозяйства из земель ТОО «Луначарск» и выдала Постановление №416 от 08.05.1996г. На протяжении всех лет истец владеет участком открыто и добросовестно.
Истец решил в соответствии с действующим законодательством осуществить действия по государственному кадастровому учету в отношении указанного выше земельного участка с последующей регистрации права. В ДД.ММ.ГГГГ г. обратился в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии Ставропольский отдел Росреестра по Самарской области для постановки на кадастровый учет как ранее учтённый земельный участок. В соответствии с частью 8 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» уведомили меня об отказе во включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> <адрес> Борисов Е.А., номер уведомления КУВД№ от ДД.ММ.ГГГГ, Управлением отказано в регистрации права, в связи с тем, что свидетельство о праве собственности на землю Комитетом по земельным ресурсам на основании вышеуказанного постановления №от ДД.ММ.ГГГГ не выдавалось.
В шестом пункте Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ было указано - «Выдать главе крестьянского /фермерского/ хозяйства Борисову Е.А. свидетельство о праве собственности на землю», однако Администрацией Ставропольского района данный пункт не выполнен.
Истец обратился к кадастровому инженеру, для проведения кадастровых работ в отношении земельного участка. По результатам проведенных кадастровых работ, кадастровым инженером было составлено заключение.
Граница земельного участка определялась на местности по его фактическому использованию (границы, закреплённые с использованием природных объектов, позволяющих определить местоположение границ земельного участка).
Иных лиц, имеющих претензий на указанный земельный участок не имеется, участок под арестом не состоит, в залоге не находиться.
Представитель истца Борисов А.В. в судебном заседании исковые требования подержал в полном объеме и просил их удовлетворить, по основаниям изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что земельный участок истец сдаёт в аренду ООО «Союз».
Представитель ответчика - Администрации м.р. Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещены надлежащим образом, предоставили письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому просили рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика – Управления Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, ранее представил в суд письменный отзыв на иск ответчика, согласно которому в требования к Управлению просил отказать.
Третьи лица Борисова Е.А. и Борисов А.Е. в судебное заседание не явились, представили письменный отзыв на иск, согласно которому претензий по границам не имеют, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель третьего лица - администрации с.п. Луначарский м.р. Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещены надлежащим образом, предоставили письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица - ПАО "Россети Волга" в судебное заседание не явился, о слушании дела извещены надлежащим образом, предоставили письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, не возражали против удовлетворения заявленных требований.
Суд, с согласия представителя истца, считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц, в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ.
Суд, выслушав представителя истца, представителя третьих лиц, исследовав материалы гражданского дела, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают в том числе в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
В соответствии с Законом РСФСР №348-1 от22.11.1990 года «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», Указом Президента РФ от 27 октября 1993 года № 1667 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Положением о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 года № 708 и других нормативных актов, в 1992 – 1996 году происходила приватизация земельных участков.
Согласно положений ст.4 Закона РСФСР №348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» право на создание крестьянского хозяйства и на получение земельного участка для этих целей имеет каждый дееспособный гражданин РСФСР, достигший 18-летнего возраста, имеющий опыт работы в сельском хозяйстве и сельскохозяйственную квалификацию либо прошедший специальную подготовку.
Согласно ст.8 Закона РСФСР №348-1 3. член колхоза (работник совхоза) имеет право выйти из его состава и создать крестьянское хозяйство без согласия на то трудового коллектива или администрации предприятия. Крестьянскому хозяйству по решению районного (городского) Совета народных депутатов предоставляется земельный участок, размер которого определяется паем или стоимостью акций, принадлежащих его членам.
В силу требований ст.9 того же Закона РСФСР крестьянское хозяйство регистрируется районным (городским) Советом народных депутатов после выдачи государственного акта на право пожизненно наследуемого владения, собственности на земельный участок или подписания договора на аренду земельного участка.
Согласно ст. 223 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В силу п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Судом установлено, что на основании постановления администрации Ставропольского района Самарской области за № от ДД.ММ.ГГГГ комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Ставропольского района Борисову Евгению Александровичу был предоставлен бесплатно земельный участок площадью 5,5 га «пашни», для ведения крестьянского фермерского хозяйства из земель ТОО «Луначарск». Данным постановлением Борисов Е.А. утвержден главой крестьянского (фермерского) хозяйства.
В ДД.ММ.ГГГГ г. истец обратился в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии Ставропольский отдел Росреестра по <адрес> для постановки на кадастровый учет как ранее учтённый земельный участок.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ. №КУВД-№ истцу было отказано во включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтённом объекте, в связи с тем, что свидетельство о праве собственности на землю Комитетом по земельным ресурсам на основании вышеуказанного постановления № от ДД.ММ.ГГГГ не выдавалось.
В силу п.9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
Как следует из п.9.1 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если земельный участок предоставлен гражданину до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, такой земельный участок считается предоставленным гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Правовой режим земельного участка земельного участка регулируется в Гражданском кодексе РФ иначе, чем Законе РСФСР от 22.11.1990 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Имущество крестьянского хозяйства, как и земельный участок, в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации является общей совместной собственностью членов хозяйства, если законом или договором между ними не установлено иное. В соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 имущество крестьянского хозяйства принадлежит его членам на праве собственности. Режим совместной собственности члены крестьянского хозяйства могли установить только по единственному решению. Согласно статьям 5, 7, 10, 14 указанного Закона земельный участок является собственностью главы крестьянского хозяйства.
Согласно порядка выдачи и регистрации свидетельств о праве собственности на землю, утвержденного Первым заместителем Председателя Роскомзема В.В. Алакоза от 20.05.1992 года свидетельства выдаются гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям на основании принятых исполнительными органами Советов народных депутатов решений о предоставлении земельных участков либо о перерегистрации права на ранее предоставленный земельный участок. Перерегистрация правка на ранее предоставленный участок производится по ходатайству предприятий, учреждений, организаций, личному заявлению граждан либо по инициативе районных, городских комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам, сельской поселковой, городской администрации.
Согласно пункту 7 Порядка работы, связанные с оформлением свидетельств, проводятся районными, городскими комитетами по земельной реформе и земельным ресурсам с привлечением для выполнения указанных работ организаций, имеющих право на их проведением.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно ответу на запрос суда из АО «Луначарск» от ДД.ММ.ГГГГ и представленных документов следует, что согласно протоколу № общего собрания членов ТОО «Луначарск» от ДД.ММ.ГГГГ Борисов Валерий Викторович был внесен в списки на получение земельного пая в категории –рабочие и являлся членом ТООО «Луначарск.
На основании Постановления №от ДД.ММ.ГГГГ Борисову Евгению Александровичу был выделен земельный участок площадью 5,5 га пашни для ведения крестьянского фермерского хозяйства из ТОО «Луначарск». Копия данного постановления представлена по запросу суда из архива администрации м.р. Ставропольский.
Истец с момента предоставления земельного участка открыто, добросовестно и непрерывно использовал его по назначению, что не оспаривалось сторонами и участниками процесса.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», права на недвижимое имущество, возникшие до вступления в силу указанного Федерального закона – являются юридически действительными. Государственная регистрация таких прав производится по желанию правообладателей.
В соответствии со ст. 59 Земельного кодекса РФ признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В силу установленных обстоятельств, суд полагает, что право собственности истца на земельный участок подтверждается представленными документами.
Отсутствие свидетельства не является основанием для отказа истцу в заявленных требованиях, поскольку факт предоставления спорного земельного участка истцу и владении им подтверждён в ходе рассмотрения дела, у администрации Ставропольского района Самарской области имелись полномочия для предоставления в собственность Борисову Е.А. земельного участка.
С учетом вышеприведенных норм права в их системном толковании, суд приходит к выводу, что право собственности у Борисова Е.А. то есть до введения 3 части ГК РФ, возникло на основании Земельного кодекса РСФСР, в соответствии с изданным в рамках полномочий главой администрации Ставропольского района на основании Постановления №416 от 08.05.1996 года, из земель ТОО «Луначарск».
Как установлено в судебном заседании земельный участок, предоставленный на основании Постановления администрации Ставропольского района №, из оборота не изъят и в обороте не ограничен, в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд, запрета на его передачу в собственность физического лица не имеется, ограничения или обременения на него не зарегистрированы, используются по целевому назначению.
Разрешая требований истца об установлении границ земельных участков, суд руководствуется следующим.
В соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно действующему земельному законодательству при проведении процедуры межевания вычисляются уникальные координаты угловых точек земельного участка, позволяющие однозначно определить их положение на местности.
Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Обязательными признаками земельного участка как объекта права собственности являются его площадь и границы, определенные в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с положениями ст.ст. 36, 37 Закона «О кадастровой деятельности (в действующей редакции) по договору подряда на выполнение кадастровых работ индивидуальный предприниматель, указанный в статье 32 настоящего Федерального закона, или юридическое лицо, указанное в статье 33 настоящего Федерального закона, обязуется обеспечить выполнение кадастровых работ по заданию заказчика этих работ и передать ему документы, подготовленные в результате выполнения этих работ с учетом требований настоящего Федерального закона, а заказчик этих работ обязуется принять указанные документы и оплатить выполненные кадастровые работы, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Результатом кадастровых работ кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 настоящего Федерального закона, или работника юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования.
Удостоверение границ земельного участка осуществляется путем проведения процедуры определения границ земельного участка, установления его границ на местности, согласования и утверждения его границ в соответствии с «Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства» (утв. Росземкадастром 17.02.2003).
Межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат. Межевание проводится в том числе и как мероприятие по уточнению местоположения на местности границ объектов землеустройства при отсутствии достоверных сведений об их местоположении путем согласования границ на местности.
В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
При этом, к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков.
Согласно ч.8 ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.В соответствии с ч.10 указанной правовой нормы при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В ходе рассмотрения дела судом была назначена судебная землеустроительная экспертиза.
Согласно заключению экспертов ООО «Зем. Стандарт» ФИО10, ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ следует, необходимо брать за основу каталог координат характерных точек его границ, указанных в графическом приложении №, а именно
Обозначение характерных точек границ |
Уточненные координаты |
|
X |
Y |
|
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
Согласно исследовательской части экспертного заключения, подготовленного экспертом ООО «Зем.Стандарт» Алентьевой Т.С., из анализа сведений ЕГРН выявлено:
- с северной стороны по лесополосе проходит граница, разделяющая сельские поселения Луначарский и Верхние Белозерки;
- южнее лесополосы на расстоянии ориентировочно 2,00 м от границы, разделяющей сельские поселения Луначарский и Верхние Белозерки, проходит граница между кадастровыми кварталами №;
-западнее исследуемой территории расположен земельный участок с КН №, границы которого уже уточнены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Правообладателем данного земельного участка является Рекунов Михаил Петрович;
- восточнее исследуемой территории на расстоянии 298,01-302,11 м от земельного участка с КН № располагается земельный участок с КН №, правообладателем которого является Борисов Владимир Викторович. Границы земельного участка уточнены в соответствии с требованиями действующего законодательства;
- в северной части указанной территории находится высоковольтная линия 110кВ, сведения о которой содержатся в ЕГРН. В соответствии с выпиской из ЕГРН № КУВИ-№ от ДД.ММ.ГГГГ указанная высоковольтная линия имеет наименование «Сооружение Электросетевой комплекс ВЛ-110 кВ "Сускан-1-2", "Совхозная-2” В том числе: BJI110 кВ "Сускан-1-2", литера 1, напряжение 110 кВ., протяженность трассы 73,86 км., опоры: металлические промежуточные-7 шт., металлические угловые-43 шт., железобетонные промежуточные-468 шт., железобетонные угловые-2 шт.; BJ1 110кВ "Совхозная-2", литера 2, напряжение 110 кВ., протяженность трассы 13,56 км., опоры: металлические промежуточные-4 шт., металлические угловые-8 шт., железобетонные промежуточные-66 шт.» и кадастровый №. Правообладателем высоковольтной линии является Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги".
-кроме того, в ЕГРН содержатся сведения об охранной зоне BJI 110 кВ "Сускан-1-2", I "Совхозная-2" с реестровым номером 63:32-6.1. Ширина охранной зоны 45 м.
В материалах настоящей экспертизы графическое отображение объектов, сведения о которых содержатся в ЕГРН, представлено на Рис.4.
В составе гражданского дела имеется межевой план, подготовленный кадастровым инженером Рыжовой Ю.А. ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 10-23). В соответствии с указанным межевым планом площадь земельного участка Борисова Е.А. составляет 53894 кв.м. В составе- межевого плана отсутствует обоснование выбора местоположения характерных точек границ, а так же обоснование несоответствия площади образуемого земельного участка площади, указанной в Постановлении Администрации Ставропольского района Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка Борисову Е.А., которая составляет 5,5 га (55000 кв.м).
Кроме того, на момент подготовки межевого плана (ДД.ММ.ГГГГ) кадастровым инженером Рыжовой Ю.А. не были учтены сведения ЕГРН о земельных участках с КН №, находящихся в исследуемом массиве западнее и восточнее соответственно, что подтверждается Схемой расположения земельных участков, находящейся в составе межевого плана.
Таким образом, сведения о координатах характерных точек границы земельного участка Борисова Е.А., содержащиеся в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ, должны быть уточнены.
В результате анализа всех имеющихся у эксперта документов установлено, что сведения о земельных участках, границы которых уточнены в соответствии с требованиями действующего законодательства, соответствуют их местоположению, указанному в Плане земельного участка (единого землепользования) находящегося в общей долевой собственности (в границах бывшего совхоза имени <адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ, полученному из государственного фонда данных.
При этом, последовательность расположения земельных участков рассматриваемого массива с запада на восток по фамилиям их правообладателей соответствует списку к.ф.х. и иных хозяйствующих субъектов (Луначарская волость, Верхне-Белозерская волость) из выкопировки из аэрофотосъемки 1998 года, дешефрированной в 2000 году, составленной в 2002 году ДУФГП Ураземкадастрсъемка, согласованной главой с.<адрес> Шульгой Т.А.
Так, согласно списку, земельный участок Борисова Е.А. с западной стороны граничит с земельным участком ФИО3 с КН 63№, границы которого уже уточнены.
В соответствии с указанным списком между земельным участком с КН № (ФИО3) и КН № (Борисова В.В.) расположены три земельных участка- ФИО5, ФИО2 и ФИО8
Исходя из сложившейся ситуации, когда площадь территории, на которой должны располагаться эти три участка, составляет 161787 кв.м, при ее разделе на три равных участка, 1 площадь каждого из них будет составлять 53929 кв.м. Такой расчет обусловлен необходимостью соблюдения баланса интересов землепользователей. При этом, уменьшение площади каждого земельного участка на 1071 кв.м, не превышает 10% от площади, сведения о которой содержатся в правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документах.
В результате проведенного анализа, с учетом актуальных сведений ЕГРН и расчета площадей с соблюдением баланса интересов смежных землепользователей, экспертом определеныI границы земельного участка Борисова Е.А., План земельного участка и каталог координат представлены в Графическом приложении 1
Выводы судебной землеустроительной экспертизы стороны не оспаривали, о назначении дополнительной или повторной экспертизы стороны не ходатайствовали.
Экспертное заключение подготовленное экспертамиООО «Зем.Стандарт» Т.С. Алантьевой и С.К. Корчагиным отвечает требованиям, установленным статьей 25 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации, статье 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержит описание проведенного исследования, сделанные в результате него выводы и ответы на поставленный вопрос. Также в заключении отражена оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам. Использованные экспертом нормативные документы, справочная и методическая литература приведены в заключении. Выводы, сделанные экспертом, являются однозначными, понятными и соответствуют исследовательской части.
В связи с чем суд приходит к выводу, что экспертное заключение подготовленное экспертом ООО «Зем.Стандарт» необходимо положить в основу решения.
В соответствии с положениями п.7 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории)
Спорный земельный участок принадлежит истцу на праве собственности, на основании государственного акта.
Права смежных землепользователей не нарушены, споров по границе нет.
Следовательно, границы земельного участка могут быть уточнены в соответствии с данными представленными в экспертном заключении.
Принимая во внимание то, что сведения о границах и поворотных точках участка в ЕГРН отсутствуют, за окончательное значение рекомендуется принять площадь, указанную в правоустанавливающим документе, соответствующей требованиям Росреестра.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.
Положениями ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" определено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В силу ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением случая образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов или случая выявления воспроизведенной в Едином государственном реестре недвижимости ошибки в определении местоположения границ территориальной зоны.
Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
В соответствии с ч.2 п.4 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению: собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
Согласно положениям ст. 209 ГПК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с абзацем вторым п.7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположений границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии с ч.2 ст.43 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Положениями ст.ст. 39, 40 Закона «О кадастровой деятельности» (в действующей редакции) определено, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.
Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Смежные собственники земельного участка истцов не возражают против удовлетворения местоположения границ земельного участка истцов по существующим ограждениям.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая.
Возражений относительно местоположения границ земельного участка истца со стороны смежных пользователей, суду не представлено. Права смежных землепользователей не нарушены. Споров по границе нет. Площадь земельного участка 53 944 кв.м.
Частью 1 ст.11.9 Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами
Согласно ч.10 ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Доказательств, в соответствии с требованиями ст.56 ГПК РФ, отсутствия у истца прав на уточнение местоположения границ и площади земельного участка в заявленных истцом координатах суду не представлено, как не представлено и доказательств наличия споров относительно границ земельного участка со стороны смежных землепользователей.
С учетом вышеизложенного суда приходит к выводу об удовлетворении требований истца Борисова Е.А.. о признании за ним права собственности на земельный участок площадью 53 929 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенный адресу: <адрес>, с.<адрес>, как представленный, на законных оснований на праве собственности ему как КФХ Борисову Е.А., на основании государственного акта, в границах определенных согласно экспертному заключению ООО «Зем. Стандарт».
Вместе с тем, судом не установлено а стороной ответчика не представлено в нарушение требований ст.56 ГПК РФ доказательств того, что ответчиком – Управлением Росреестра по Самарской области каким-либо образом нарушены права истца, поскольку Управление ка регистратор прав на недвижимое имущество руководствовался исключительно возложенными на него обязанностями, и нормами закона, позволяющими бесспорно осуществлять его полномочия, а потому оснований для удовлетворения требований истца Борисва Е.А. к Управлению суд не находит.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>), ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ 53929░░.░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░.<░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░:
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ |
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ |
|
X |
Y |
|
░1 |
444279,19 |
1304676,57 |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29 ░░░ 2024 ░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░
░░░: 63RS0027-01-2024-000130-32