Решение по делу № 3-71/2015 от 13.08.2015

Дело №3-71/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 сентября 2015 г. г. Калининград

Калининградский областной суд в составе судьи Зеленского A.M.

при секретаре Шишковой О.В.,

с участием прокурора Чернышовой К.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Куцаева А.В. о признании недействующим и не подлежащим применению в части Указа Губернатора Калининградской области от 31 июля 2014 г. N 180 «О внесении изменений и дополнения в Указ Губернатора Калининград­ской области от 5 сентября 2012 года N 186»,

УСТАНОВИЛ:

Указом Губернатора Калининградской области от 31 июля 2014 г. N 180 «О внесении изменений и дополнения в Указ Губернатора Калининградской области от 5 сентября 2012 года N 186» внесены изменения в приложение N 2 к названно­му выше Указу Губернатора Калининградской области «Об определении видов разрешенной охоты и параметров осуществления охоты в охотничьих угодьях на территории Калининградской области, за исключением особо охраняемых при­родных территорий федерального значения». Изменены сроки и параметры охоты на различные виды дичи. Установлены ограничения охоты, в частности п.2 при­ложения дополнен подпунктом 3 следующего содержания: промысловая охота, любительская и спортивная охота на зайца (беляка) - запрещается. П.З приложе­ния изложен в новой редакции, в том числе с изложением п.п.З следующим обра­зом: промысловая охота, любительская и спортивная охота на тетерева - запреща­ется.

Названный указ опубликован в газете «Калининградская правда» (вкладыш «Официальный вестник Правительства Калининградской области»), N 139, от 05.08.2014г. вступил в силу с 31.07.2014 г.

Куцаев А.В., являющийся охотником согласно охотничьего билета , выданного 11.07.2011г. Агентством по охране воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области, обратился в суд с за­явлением об оспаривании данного нормативного акта в части установленных ог­раничений охоты на зайца (беляка) и тетерева, сославшись на то, что право введе­ния на территории Калининградской области определенных ограничений и запре­тов на использование объектов животного мира относится к полномочиям Прави­тельства Калининградской области, которое в соответствии с ч. 1 ст. 18 Уставного


Закона Калининградской области от 12.10.2011 года № 42 «О Правительстве Ка­лининградской области» по своей компетенции принимает постановления и рас­поряжения. При этом, введение Указом Губернатора Калининградской области от 31.07.2014 года № 180 ограничений и запрета на охоту на определенный вид объ­ектов животного мира - на зайца (беляка) и тетерева - является недопустимым, в силу того, что Губернатор Калининградской области, как высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, не наделен такими полномочиями.

В судебном заседании Куцаев А.В. заявление поддержал по изложенным выше основаниям. Дополнительно пояснил, что постановление об ограничении охоты должно было принимать Правительство Калининградской области. Пара­метры разрешенной охоты определяет Губернатор Калининградской области, сле­довательно, остальная часть указа принята без нарушения компетенции. Поэтому он оспаривает названный выше указ только в части.

Представитель Губернатора Калининградской области - Готовчик А.Н. с за­явлением Куцаева А.В. не согласился. Просил отказать в его удовлетворении.

Выслушав пояснения заявителя, представителя заинтересованного лица, за­ключение прокурора Чернышовой К.И., просившей отказать в удовлетворении за­явления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьёй 22 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законода­тельные акты Российской Федерации» установлено, что в целях обеспечения со­хранения охотничьих ресурсов и их рационального использования могут устанав­ливаться ограничения охоты, в том числе, запрет охоты в отношении отдельных видов охотничьих ресурсов; определение сроков охоты.

Таким образом, законодатель относит запрет охоты в отношении отдельных охотничьих ресурсов и определение сроков охоты к ограничениям, имеющим одинаковую правовую природу, следовательно, порядок установления данных ог­раничений аналогичен.

Частью 5 статьи 23 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что на основе правил охоты высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) определяет виды разрешенной охоты и параметры осуществления охоты в соответствующих охотничьих угодьях.

Кроме того, п. 4 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 209-ФЗ установлено, что Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов - определение видов разрешенной охоты и параметров осу­ществления охоты в охотничьих угодьях на территории субъекта Российской Фе­дерации, за исключением особо охраняемых природных территорий феде­рального значения.

Пунктом 12 Правил охоты, утвержденных приказом Минприроды России от 16.11.2010 года № 512 «Об утверждении Правил охоты» определено, что на осно­вании настоящих Правил высшее должностное лицо субъекта Российской Феде-


рации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) определяет виды разрешенной охоты и парамет­ры осуществления охоты в соответствующих охотничьих угодьях, предусмотрен­ные статьями 12, 22 и 23 Федерального закона об охоте, за исключением установ­ления допустимого для использования охотничьего огнестрельного и (или) пнев­матического оружия, а также введения ограничений по их использованию.

То есть законодателем в виды и параметры разрешенной охоты отнесены и предусмотренные ст. 22 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 209-ФЗ ограниче­ния. Следовательно, вопреки утверждениям Куцаева А.В., определение сроков и других параметров разрешенной охоты, установление ограничений на добычу от­дельных охотничьих ресурсов осуществляются в одном порядке.

В силу приведённых выше норм, принятие нормативных правовых актов по указанным вопросам относится к компетенции высшего должностное лицо субъек­та Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа госу­дарственной власти субъекта Российской Федерации), а не к компетенции колле­гиального органа, которым является правительство субъекта Российской Федера­ции.

Высшее должностное лицо Калининградской области - Губернатор Кали­нинградской области, в соответствии со статьей 6 Устава Калининградской облас­ти входит в систему органов государственной власти Калининградской области.

Согласно ст. 10 Закона Калининградской области от 24.05.1999 года № 129 «О системе исполнительных органов государственной власти Калининград­ской области», структура исполнительных органов государственной власти Кали­нинградской области определяется Губернатором Калининградской области по со­гласованию с Калининградской областной Думой.

Под структурой исполнительных органов государственной власти Кали­нинградской области понимается перечень органов исполнительной власти облас­ти, утверждаемый указом Губернатора Калининградской области.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и ис­полнительных органов государственной власти субъектов Российской Федера­ции», ст. 28 Устава Калининградской области и ст. 1 Уставного закона Калининградской области от 29.09.2005 года № 651 «О Губернаторе Кали­нинградской области», Губернатор Калининградской области является высшим должностным лицом Калининградской области (руководителем высшего испол­нительного органа государственной власти субъекта Российской Федера­ции).

В свою очередь, в соответствии со ст. 1 Уставного закона Калининградской области от 12.10.2011 года № 42 «О Правительстве Калининградской области», высшим исполнительным органом государственной власти Калининградской об­ласти является Правительство Калининградской области.

Статьей 3 Уставного закона Калининградской области от 12.10.2011 года № 42 «О Правительстве Калининградской области» определено, что Прави­тельство Калининградской области состоит из членов Правительства Калинин­градской области:


- председателя Правительства Калининградской области;

- заместителей председателя Правительства Калининградской области;

- министров Калининградской области;

- полномочного представителя Губернатора Калининградской области в
Калининградской областной Думе;

- руководителя аппарата Правительства Калининградской области.

В соответствии с ч. 9 ст. 5 Уставного закона Калининградской области от 12.10.2011 года № 42 «О Правительстве Калининградской области», Губернатор Калининградской области вправе непосредственно исполнять обязанности пред­седателя Правительства Калининградской области. При непосредственном испол­нении Губернатором Калининградской области обязанностей председателя Прави­тельства Калининградской области назначение председателя Правительства Кали­нинградской области не производится и положения пунктов 1-6 настоящей статьи не применяются.

В Калининградской области Председатель Правительства не назначен и Гу­бернатор Калининградской области, являясь высшим должностным лицом субъек­та Российской Федерации, непосредственно руководит высшим исполнитель­ным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

То есть, установление ограничений охоты и определение других параметров разрешенной охоты в Калининградской области относится именно к компетенции Губернатора как высшего должностного лица Калининградской области.

В соответствии со ст. 42 Устава (Основного Закона) Калининградской об­ласти Губернатор Калининградской области на основании и во исполнение Кон­ституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Пре­зидента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Фе­дерации, Устава (Основного Закона) Калининградской области, уставных зако­нов Калининградской области и законов Калининградской области по вопро­сам, отнесенным федеральным законодательством, законодательством Калинин­градской области к его ведению, в качестве нормативных правовых актов издает указы, а также распоряжения как правовые акты ненормативного характера.

Таким образом, вид обжалуемого нормативного правового акта соответству­ет действующему законодательству.

При установлении запрета на охоту на зайца (беляка) и тетерева полностью выполнены требования действующего законодательства.

В силу п.2 ч.4 ст. 33 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» уполномоченный федеральный ор­ган исполнительной власти согласовывает введение органами государственной власти субъекта Российской Федерации ограничений охоты.

Из вышеприведенных норм федерального законодательства следует, что ус­тановление ограничений охоты на уровне субъекта Российской Федерации допус­кается в случае, если такие ограничения введены на основе правил охоты и согла­сованы с уполномоченным федеральным органом.

Проект оспоренного в части Указа Губернатора Калининградской области в целом был согласован Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере


природопользования по Северо-Западному округу (письмо от 16.07.2014 г. № 06-25/7025) (л.д. 30).

Установление запрета на охоту на зайца (беляка) и тетерева в Калинин­градской области, произведено в связи с малочисленностью этих видов в регионе, угрозой их исчезновения и рекомендацией по особому вниманию и контролю за их численностью, установленными приложением № 1 к Красной книге Калининградской области.

Ссылки Куцаева А.В. на Положение об Агентстве по охране воспроизводст­ву и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области, утверждённое Постановлением Правительства Калининградской области №993 от 25.12.2006г. не могут служить основанием для удовлетворения заявления.

В соответствии с частью 1 ст. 253 ГПК РФ суд, проверяет оспариваемый нормативный правовой акт на предмет противоречия федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

Согласно статьи 42 Устава (Основного Закона) Калининградской области указы Губернатора Калининградской области имеют большую юридическую си­лу, чем постановления Правительства Калининградской области, то есть оспа­риваемый нормативный правовой акт не может быть проверен на соответствие акту, имеющему меньшую силу.

Основания для удовлетворения заявления Куцаева А.В. отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 195, 196, 197, 198, 199, 253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать Куцаеву А.В. в удовлетворении заявления о признании недействующим и не подлежащим применению в части Указа Губерна­тора Калининградской области от 31 июля 2014 г. N 180 «О внесении изменений и дополнения в Указ Губернатора Калининградской области от 5 сентября 2012 года N186».

Решение может быть обжаловано Верховный Суд Российской Федерации через Калининградский областной суд в течение месяца со дня изготовления реше­ния суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 14 сентября 2015 г.




Судья Калининградского

областного суда У Зеленский A.M.


3-71/2015

Категория:
Гражданские
Истцы
Куцаев Анатолий Викторович
прокурор
Другие
Губернатор Калининградской области
Суд
Калининградский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.kln.sudrf.ru
13.08.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.08.2015Передача материалов судье
14.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.08.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.09.2015Судебное заседание
07.09.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее