Дело № 2-536/2018 года В окончательной форме решение
принято 17.12.2018 года
РЕШЕНРР•
именем Российской Федерации
Нелидовский городской суд Тверской области в составе председательствующего судьи А. А. Мохова
при секретаре Лапенок Н. Г.,
с участием помощника Нелидовского межрайонного прокурора Юртаева М. Д.,
представителя ответчика - МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 3 Подрезовой Е. Г.,
представителя ответчика - Администрации Нелидовского района Тверской области Васильевой А. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Нелидово Тверской области 12 декабря 2018 года гражданское дело по иску Нелидовского межрайонного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 3 и Администрации Нелидовского района Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неустановке устройства молниезащиты, и обязании оборудовать здание общеобразовательного учреждения устройством молниезащиты,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Нелидовский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц к МОУ Средняя общеобразовательная школа № 3, в котором просит признать незаконным бездействие, выразившееся в неустановке устройства молниезащиты и обязать ответчика в срок до 1 марта 2018 года оборудовать здание общеобразовательного учреждения по адресу Тверская область г. Нелидово ул. Правды д.17, устройством молниезащиты.
Заявленные требования мотивировал тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 3. В ходе проверки установлено, что в силу действующего федерального законодательства о техническом регулировании и противопожарной безопасности, здание школы, должно быть оборудовано устройством молниезащиты. Однако указанные требования закона ответчиком не соблюдены. По информации, представленной директором образовательного учреждения, в здании указанной школы устройство молниезащиты отсутствует. Выявленные в деятельности МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 3 нарушения требований законодательства о пожарной безопасности нарушают право граждан, в том числе обучающихся в данной школе, на безопасное пребывание в образовательном учреждении.
При рассмотрении дела прокурор в порядке ст.39 ГПК РФ увеличил размер исковых требований, прося суд обязать Администрацию Нелидовского района в срок до 1 апреля 2019 года выделить денежные средства в сумме, необходимой для оборудования здания общеобразовательного учреждения по адресу Тверская область г. Нелидово ул. Правды д.17, устройством молниезащиты, а также обязать МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 3 в срок до 1 апреля 2019 года оборудовать здание общеобразовательного учреждения по адресу Тверская область г. Нелидово ул. Правды д.17, устройством молниезащиты с учетом требований СО 153-34.21.122-2003.
Определением Нелидовского городского суда Тверской области от 4 декабря 2018 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Нелидовского района Тверской области.
В судебном заседании помощник Нелидовского межрайонного прокурора Юртаев М. Д. заявленные требования и изложенные в исковом заявлении обстоятельства поддержал.
Представитель ответчика директор МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 3 Подрезова Е. Г. в судебном заседании исковые требования не признала. При этом пояснила, что ранее органами МЧС проводилась проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности, в рамках которой нарушений в деятельности образовательного учреждения не выявлено. Также, к началу 2018-2019 учебных годов здание школы было обследовано соответствующей межведомственной комиссией и по итогам обследования нарушений, в том числе пожарной безопасности также не выявлено. Кроме того, при введении здания школы в эксплуатацию в технической документации указано, что здание оборудовано грозозащитой, следовательно оборудование здания школы молниезащиты, как того просит прокурор не требуется. В здании школы имеется система заземления как по внешнему так и по внутреннему контуру.
Представитель ответчика - Администрации Нелидовского района Тверской области на основании доверенности Васильева А. А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что согласно акту проверки готовности школы к 2018-2019 учебному году недостатков от контролирующих служб не выявлено. Также, здание школы оборудовано автоматической пожарной сигнализацией и заземлением. Решение о необходимости устройства молниезащитных мероприятий принимается специализированной проектной организацией, путем проведения соответствующего обследования. Однако, в данном случае таковое обследование не проводилось. Кроме того, прокурор не представил доказательств того, что отсутствие на здании школы устройства молниезащиты повлечет за собой нарушение прав и законных интересов учащихся. Также, обязательному обустройству молниезащитой подлежат объекты, создающие взрывоопасную зону класса 1. Между тем, здание школы таковым не является. При этом устройство молниезащиты в школе относится к текущему ремонту, однако, Администрация вправе выделять денежные средства только на капитальный ремонт. Денежные средства на текущий ремонт образовательное учреждение должно изыскать самостоятельно.
Представитель третьего лица – Отдела образования Администрации Нелидовского района Тверской области РІ судебное заседание РЅРµ явился, Рѕ времени Рё месте его проведения извещен надлежащим образом, Рѕ чем РІ деле имеется почтовое уведомление. РџСЂРё этом РІ предыдущем судебном заседании представитель третьего лица – Отдела образования Администрации Нелидовского района Тверской области РЅР° основании доверенности Кротов Р. Рќ. СЃ исковыми требованиями РЅРµ согласился.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.ст.7,8 Всеобщей Декларации прав человека, все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом.
В соответствии со ст.ст.20,41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
Согласно ст.12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии с п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ч.7 ст.28 данного Федерального закона образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п.8 ч.1 ст.41 указанного Федерального закона, охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» урегулированы общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями.
В соответствии с преамбулой данного Федерального закона обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
В силу ст.20 вышеуказанного Федерального закона нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
РР· С‡.1 СЃС‚.7 Федерального закона РѕС‚ 27 декабря 2002 РіРѕРґР° в„– 184-ФЗ «О техническом регулировании» следует, что СЃ учетом степени СЂРёСЃРєР° причинения вреда минимально необходимые требования, обеспечивающие пожарную безопасность, устанавливаются РІ технических регламентах.
В силу ст.5.1 вышеуказанного Федерального закона особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» объектом технического регулирования в настоящем Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) (часть 1).
Настоящий Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения (часть 2).
В соответствии с ч.1 ст.6 данного Федерального закона Правительством РФ принято постановление № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Согласно пункту 66 указанного постановления обязательным является применение требований СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения».
Согласно разделу 1 СП 118.13330.2012 перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий свод правил, приведен в приложении «В», в котором указаны, в том числе общеобразовательные учреждения (п.1.1.2).
РџСЂРё этом РІ пункте 4.21 РЎРџ 118.13330.2012 указано, чтомолниезащитазданий выполняется СЃ учетом наличия телевизионных антенн Рё трубостоек телефонной сети или сети РїСЂРѕРІРѕРґРЅРѕРіРѕ вещания.Устройства молниезащитыприведены РІ РЎРћ 153-34.21.122-2003 В«Рнструкции» поустройствумолниезащитызданий, сооружений Рё промышленных коммуникаций», утв. Приказом Минэнерго Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 30 РёСЋРЅСЏ 2003 РіРѕРґР° в„– 280.
Таким образом, действующими нормативными правовыми актами предусмотрено обязательное устройство молниезащитызданий общеобразовательных учреждений, СЃ учетом требований РЎРћ 153-34.21.122-2003 В«Рнструкция РїРѕ устройству молниезащиты зданий, сооружений Рё промышленных коммуникаций».
Как предусмотрено п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
РР· материалов дела усматривается, что МБОУ Средняя общеобразовательная школа в„– 3 является юридическим лицом, образовательным учреждением, которое организует реализацию основных общеобразовательных программ начального общего, РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРіРѕ общего Рё среднего общего образования (Рї.1.2 Устава). МБОУ Средняя общеобразовательная школа в„– 3 осуществляет образовательную деятельность РїРѕ адресу Тверская область Рі. Нелидово СѓР». Правды Рґ.17 (Рї.1.8 Устава). Учредителем МБОУ Средняя общеобразовательная школа в„– 3 является муниципальное образование «Нелидовский район» Тверской области. Функции Рё полномочия учредителя Учреждения осуществляет Администрация Нелидовского района Тверской области. Собственником имущества Учреждения является муниципальное образование «Нелидовский район» Тверской области. Функции Рё полномочия собственника имущества Учреждения РѕС‚ имени муниципального образования «Нелидовский район» Тверской области исполняет Администрация Нелидовского района Тверской области. Собственник РЅРµ несёт ответственность РїРѕ обязательствам Учреждения. Учреждение РЅРµ отвечает РїРѕ обязательствам собственника (Рї.Рї.1.10,1.12 Устава). Директор школы обязан обеспечивать соблюдение требований РїРѕ охране Рё безопасности труда, принимать необходимые меры РїРѕ соблюдению правил техники безопасности, требований локальных нормативных актов РїРѕ защите Р¶РёР·РЅРё Рё Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ обучающихся Рё работников учреждения (Рї.5.4.14 Устава). Учреждение отвечает РїРѕ СЃРІРѕРёРј обязательствам всем находящимся Сѓ него РЅР° праве оперативного управления имуществом, как закреплённым Р·Р° Учреждением Собственником, так Рё приобретённым Р·Р° счёт РґРѕС…РѕРґРѕРІ, полученных РѕС‚ приносящей РґРѕС…РѕРґ деятельности, Р·Р° исключением РѕСЃРѕР±Рѕ ценного РґРІРёР¶РёРјРѕРіРѕ имущества, закреплённого Р·Р° Учреждением Собственником, Р° также недвижимого имущества. Учреждение отвечает РїРѕ СЃРІРѕРёРј обязательствам находящимися РІ его распоряжении денежными средствами. (Рї.6.1 Устава). Учреждение РІ отношении закреплённого Р·Р° РЅРёРј имущества осуществляет права владения, пользования Рё распоряжения РёРј РІ пределах, установленных законодательством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РІ соответствии СЃ целями Рё задачами своей деятельности, назначением имущества Рё требованиями настоящего Устава (Рї.6.4 Устава). Рсточниками формирования имущества Рё финансовых ресурсов Учреждения являются, РІ том числе СЃСѓР±СЃРёРґРёРё РёР· муниципального бюджета РЅР° выполнение Учреждением муниципального задания, иные субвенции Рё СЃСѓР±СЃРёРґРёРё, предоставляемые РёР· бюджетов разных уровней (Рї.6.1.1 Устава) (Р».Рґ.25-47).
По сведениям, представленным МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 3, устройства молниезащиты в указанной школе отсутствуют (л.д.7).
Согласно п.3 ч.4 ст.41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В соответствии со ст.9.1 Федерального закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием. Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.
Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст.3 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).
Рмущество бюджетного учреждения закрепляется Р·Р° РЅРёРј РЅР° праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, муниципальное образование (СЃС‚.9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).
Согласно ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» установлены обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В соответствии со ст.38 указанного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Частью 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ установлено, что в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
РР· бюджетов бюджетной системы Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РјРѕРіСѓС‚ предоставляться СЃСѓР±СЃРёРґРёРё бюджетным Рё автономным учреждениям РЅР° иные цели.
Согласно п.4 ст.6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
На основании ст.ст.34,35 Устава МО «Нелидовский район» Администрация Нелидовского района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Нелидовского района, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Тверской области (л.д.80-190).
Таким образом, содержание здания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения, соблюдение требований федерального законодательства в сфере пожарной безопасности населения в силу вышеуказанных норм права возложены на органы местного самоуправления. В данном случае на Администрацию Нелидовского района и МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 3, которые являются надлежащими ответчиками по делу.
РР· материалов дела следует, что РІ С…РѕРґРµ проведенной Нелидовской межрайонной прокуратуры проверки установлены нарушения пожарной безопасности, что подтверждается информацией, предоставленной МБОУ Средняя общеобразовательная школа в„– 3 (Р».Рґ.7).
Доказательств устранения выявленных нарушений ответчиками суду не представлено. Таким образом, из изложенного усматривается уклонение ответчиков от исполнения требований действующего федерального законодательства.
Бездействие ответчиков по соблюдению требований пожарных норм, нарушает права несовершеннолетних воспитанников образовательного учреждения на охрану жизни, здоровья.
При таких обстоятельствах, учитывая, что выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения не устранены, суд приходит к выводу о том, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
Отношения по содержанию имущества, принадлежащего муниципальному образованию и закрепленного за муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением на праве оперативного управления, основаны на положениях о праве собственности и других вещных правах, а также обусловлены полномочиями органа местного самоуправления. Обязанность обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности данного учреждения в силу закона является обязанностью органов местного самоуправления.
То обстоятельство, что в рамках проведения проверок соблюдения обязательных требований пожарной безопасности, а также обследования соответствующей межведомственной комиссией к началу 2018-2019 учебных годов нарушений требований пожарной безопасности не выявлено, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку из представленных стороной ответчика актов проверок (л.д.49,191-200) не усматривается, что устройство молниезащиты в школе проверялось в ходе обследования.
Ссылки представителей ответчиков РЅР° то, что РїСЂРё введении здания школы РІ эксплуатацию РІ технической документации указано, что здание оборудовано грозозащитой, Р° РІ настоящее время здание школы оборудовано автоматической пожарной сигнализацией Рё заземлением (Р».Рґ.52-60), РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, оборудование устройства молниезащиты РЅРµ требуется, являются несостоятельными. Так, согласно Рї.2.1 РЎРћ 153-34.21.122-2003 В«Рнструкции РїРѕ устройству молниезащиты зданий, сооружений Рё промышленных коммуникаций» устройство молниезащиты, заземляющее устройство, заземляющий контур - РЅРµ тождественные понятия. РџСЂРё этом РѕРїРёСЃСЊ технической документации РЅР° капитальный ремонт здания средней школы в„– 3, РІ котором значится смета РЅР° грозозащиту, РїРѕ состоянию РЅР° 1974 РіРѕРґР° (Р».Рґ.61-62), содержит неактуальные данные РЅР° момент рассмотрения дела, которые РЅРµ соответствуют требованиям РЎРћ 153-34.21.122-2003.
Довод представителя ответчика – Администрации «Нелидовский район» Рѕ том, что обязательному обустройству молниезащитой подлежат объекты, создающие взрывоопасную Р·РѕРЅСѓ класса 1, однако, здание школы таковым РЅРµ является Рё отнесено Рє 3 категории типа Р‘ РїРѕ устройству молниезащиты (Р».Рґ.217) противоречил положениям РЎРћ 153-34.21.122-2003 В«Рнструкция РїРѕ устройству молниезащиты зданий, сооружений Рё промышленных коммуникаций», согласно табл.2.1 которой школа относится Рє обычному объекту РїРѕ опасности ударов молнии для самого объекта Рё его окружения. РџСЂРё этом согласно Рї.1.1.2 РЎРџ 118.13330.2012 перечень основных РіСЂСѓРїРї зданий Рё помещений общественного назначения, РЅР° которые распространяется настоящий СЃРІРѕРґ правил, приведен РІ приложении «В», РІ котором указаны общеобразовательные учреждения.
Бездействием МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 3 в части неустановки устройства молниезащиты, нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц, создается угроза для здоровья несовершеннолетних.
Учитывая вышеизложенное СЃСѓРґРѕРј установлено, что нарушение ответчиками тре░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░№ ░ї░ѕ░¶░°░Ђ░Ѕ░ѕ░№ ░±░µ░·░ѕ░ї░°░Ѓ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░ ░Ѓ░‚░°░І░░░‚ ░І ░Ѕ░µ░·░°░‰░░░‰░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░µ ░Ѓ░ѕ░Ѓ░‚░ѕ░Џ░Ѕ░░░µ ░»░░░‡░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░Њ ░░ ░░░ј░ѓ░‰░µ░Ѓ░‚░І░ѕ ░і░Ђ░°░¶░ґ░°░Ѕ, ░є░°░є ░ї░ѕ░Ѓ░‚░ѕ░Џ░Ѕ░Ѕ░ѕ ░ї░Ђ░µ░±░‹░І░°░Ћ░‰░░░… ░І ░њ░‘░ћ░Ј ░Ў░Ђ░µ░ґ░Ѕ░Џ░Џ ░ѕ░±░‰░µ░ѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░І░°░‚░µ░»░Њ░Ѕ░°░Џ ░€░є░ѕ░»░° ░„– 3, ░‚░°░є ░░ ░Ѕ░°░…░ѕ░ґ░Џ░‰░░░…░Ѓ░Џ ░‚░°░ј ░І░Ђ░µ░ј░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ, ░Ѓ░ѕ░·░ґ░°░Ћ░‚ ░Ђ░µ░°░»░Њ░Ѕ░ѓ░Ћ ░ѓ░і░Ђ░ѕ░·░ѓ ░І░ѕ░·░Ѕ░░░є░Ѕ░ѕ░І░µ░Ѕ░░░Џ ░ї░ѕ░¶░°░Ђ░° ░░ ░і░░░±░µ░»░░ ░ґ░µ░‚░µ░№ ░░ ░І░·░Ђ░ѕ░Ѓ░»░‹░…. ░ћ░±░Ђ░°░‰░µ░Ѕ░░░µ ░ї░Ђ░ѕ░є░ѓ░Ђ░ѕ░Ђ░° ░І ░Ѓ░ѓ░ґ ░Ѓ ░ґ░°░Ѕ░Ѕ░‹░ј ░░░Ѓ░є░ѕ░ј ░І ░·░°░‰░░░‚░ѓ ░і░°░Ђ░°░Ѕ░‚░░░Ђ░ѕ░І░°░Ѕ░Ѕ░‹░… ░„░µ░ґ░µ░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░‹░ј ░·░°░є░ѕ░Ѕ░ѕ░ј ░ї░Ђ░°░І, ░Ѓ░І░ѕ░±░ѕ░ґ ░░ ░·░°░є░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░░░Ѕ░‚░µ░Ђ░µ░Ѓ░ѕ░І ░Ѕ░µ░ѕ░ї░Ђ░µ░ґ░µ░»░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░є░Ђ░ѓ░і░° ░»░░░† ░Ѕ░°░ї░Ђ░°░І░»░µ░Ѕ░ѕ ░Ѕ░° ░ї░Ђ░µ░ґ░ѓ░ї░Ђ░µ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░µ ░ї░Ђ░░░‡░░░Ѕ░µ░Ѕ░░░Џ ░І░Ђ░µ░ґ░°.
░њ░ѓ░Ѕ░░░†░░░ї░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░µ ░ѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░І░°░Ѕ░░░µ ░ќ░µ░»░░░ґ░ѕ░І░Ѓ░є░░░№ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ ░Џ░І░»░Џ░µ░‚░Ѓ░Џ ░ѓ░‡░Ђ░µ░ґ░░░‚░µ░»░µ░ј ░░ ░Ѓ░ѕ░±░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░░░є░ѕ░ј ░░░ј░ѓ░‰░µ░Ѓ░‚░І░° ░њ░‘░ћ░Ј ░Ў░Ђ░µ░ґ░Ѕ░Џ░Џ ░ѕ░±░‰░µ░ѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░І░°░‚░µ░»░Њ░Ѕ░°░Џ ░€░є░ѕ░»░° ░„– 3. ░ћ░Ђ░і░°░Ѕ ░ј░µ░Ѓ░‚░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░°░ј░ѕ░ѓ░ї░Ђ░°░І░»░µ░Ѕ░░░Џ ░Ѕ░µ░Ѓ░µ░‚ ░Ѓ░°░ј░ѕ░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѓ░Ћ ░ѕ░±░Џ░·░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░Њ ░ї░ѕ ░Ѓ░ѕ░·░ґ░°░Ѕ░░░Ћ ░±░µ░·░ѕ░ї░°░Ѓ░Ѕ░‹░… ░ѓ░Ѓ░»░ѕ░І░░░№ ░Ѕ░°░…░ѕ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░Џ ░І ░ѕ░±░‰░µ░ѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░І░°░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░ј ░ѓ░‡░Ђ░µ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░░, ░І ░Ѓ░І░Џ░·░░ ░Ѓ ░‡░µ░ј, ░ѕ░±░Џ░·░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░Њ ░ї░ѕ ░ѕ░Ѓ░ѓ░‰░µ░Ѓ░‚░І░»░µ░Ѕ░░░Ћ ░„░░░Ѕ░°░Ѕ░Ѓ░░░Ђ░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░‚░Ђ░µ░±░ѓ░µ░ј░‹░… ░Ђ░°░±░ѕ░‚ ░Ѕ░µ░ѕ░±░…░ѕ░ґ░░░ј░ѕ ░І░ѕ░·░»░ѕ░¶░░░‚░Њ ░Ѕ░° ░ђ░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░†░░░Ћ ░ќ░µ░»░░░ґ░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░°, ░° ░Ѕ░° ░њ░‘░ћ░Ј ░Ў░Ђ░µ░ґ░Ѕ░Џ░Џ ░ѕ░±░‰░µ░ѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░І░°░‚░µ░»░Њ░Ѕ░°░Џ ░€░є░ѕ░»░° ░„– 3 ░Ѓ░»░µ░ґ░ѓ░µ░‚ ░І░ѕ░·░»░ѕ░¶░░░‚░Њ ░ѕ░±░Џ░·░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░Њ ░ї░Ђ░ѕ░І░µ░Ѓ░‚░░ ░Ђ░°░±░ѕ░‚░‹ ░ї░ѕ ░ѓ░Ѓ░‚░Ђ░°░Ѕ░µ░Ѕ░░░Ћ ░Ѕ░°░Ђ░ѓ░€░µ░Ѕ░░░№ ░·░°░є░ѕ░Ѕ░ѕ░ґ░°░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░° ░ѕ ░ї░ѕ░¶░°░Ђ░Ѕ░ѕ░№ ░±░µ░·░ѕ░ї░°░Ѓ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░.
░’ ░Ѓ░ѕ░ѕ░‚░І░µ░‚░Ѓ░‚░І░░░░ ░Ѓ ░‡.2 ░Ѓ░‚.206 ░“░џ░љ ░ ░¤ ░ї░Ђ░░ ░І░‹░Ѕ░µ░Ѓ░µ░Ѕ░░░░ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░Џ, ░ѕ░±░Џ░·░‹░І░°░Ћ░‰░µ░і░ѕ ░ѕ░‚░І░µ░‚░‡░░░є░° ░Ѓ░ѕ░І░µ░Ђ░€░░░‚░Њ ░ѕ░ї░Ђ░µ░ґ░µ░»░µ░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░ґ░µ░№░Ѓ░‚░І░░░Џ, ░Ѓ░ѓ░ґ ░ѓ░є░°░·░‹░І░°░µ░‚ ░І ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░░ ░Ѓ░Ђ░ѕ░є ░ґ░»░Џ ░░░… ░Ѓ░ѕ░І░µ░Ђ░€░µ░Ѕ░░░Џ ░░ ░Ѕ░°░…░ѕ░ґ░░░‚ ░·░°░Џ░І░»░µ░Ѕ░Ѕ░‹░№ ░ї░Ђ░ѕ░є░ѓ░Ђ░ѕ░Ђ░ѕ░ј ░Ѓ░Ђ░ѕ░є ░Ђ░°░·░ѓ░ј░Ѕ░‹░ј ░░ ░ѓ░Ѓ░‚░°░Ѕ░°░І░»░░░І░°░µ░‚ ░µ░і░ѕ ░ґ░»░Џ ░ђ░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░†░░░░ ░њ░ћ ░«░ќ░µ░»░░░ґ░ѕ░І░Ѓ░є░░░№ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░» ░░ ░ґ░»░Џ ░њ░‘░ћ░Ј ░Ў░Ђ░µ░ґ░Ѕ░Џ░Џ ░ѕ░±░‰░µ░ѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░І░°░‚░µ░»░Њ░Ѕ░°░Џ ░€░є░ѕ░»░° ░„– 3 ░ґ░ѕ 1 ░°░ї░Ђ░µ░»░Џ 2019 ░і░ѕ░ґ░°.
░ ░ѓ░є░ѕ░І░ѕ░ґ░Ѓ░‚░І░ѓ░Џ░Ѓ░Њ ░Ѓ░‚.░Ѓ░‚.194-198 ░“░џ░љ ░ ░¤,
░ ░•░░░░›:
░░Ѓ░є░ѕ░І░‹░µ ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░ќ░µ░»░░░ґ░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░ј░µ░¶░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░ѕ░є░ѓ░Ђ░ѕ░Ђ░° ░І ░·░°░‰░░░‚░ѓ ░ї░Ђ░°░І ░Ѕ░µ░ѕ░ї░Ђ░µ░ґ░µ░»░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░є░Ђ░ѓ░і░° ░»░░░† ░є ░њ░ѓ░Ѕ░░░†░░░ї░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░ј░ѓ ░±░Ћ░ґ░¶░µ░‚░Ѕ░ѕ░ј░ѓ ░ѕ░±░‰░µ░ѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░І░°░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░ј░ѓ ░ѓ░‡░Ђ░µ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░Ћ ░Ѓ░Ђ░µ░ґ░Ѕ░Џ░Џ ░ѕ░±░‰░µ░ѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░І░°░‚░µ░»░Њ░Ѕ░°░Џ ░€░є░ѕ░»░° ░„– 3 ░░ ░ђ░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░†░░░░ ░ќ░µ░»░░░ґ░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░° ░ў░І░µ░Ђ░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░ ░ѕ ░ї░Ђ░░░·░Ѕ░°░Ѕ░░░░ ░Ѕ░µ░·░°░є░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░ј ░±░µ░·░ґ░µ░№░Ѓ░‚░І░░░Џ, ░І░‹░Ђ░°░·░░░І░€░µ░і░ѕ░Ѓ░Џ ░І ░Ѕ░µ░ѓ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░є░µ ░ѓ░Ѓ░‚░Ђ░ѕ░№░Ѓ░‚░І░° ░ј░ѕ░»░Ѕ░░░µ░·░°░‰░░░‚░‹, ░░ ░ѕ░±░Џ░·░°░Ѕ░░░░ ░ѕ░±░ѕ░Ђ░ѓ░ґ░ѕ░І░°░‚░Њ ░·░ґ░°░Ѕ░░░µ ░ѕ░±░‰░µ░ѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░І░°░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ѓ░‡░Ђ░µ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░Џ ░ѓ░Ѓ░‚░Ђ░ѕ░№░Ѓ░‚░І░ѕ░ј ░ј░ѕ░»░Ѕ░░░µ░·░°░‰░░░‚░‹ ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░░░‚░Њ.
░џ░Ђ░░░·░Ѕ░°░‚░Њ ░Ѕ░µ░·░°░є░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░ј ░±░µ░·░ґ░µ░№░Ѓ░‚░І░░░µ ░њ░ѓ░Ѕ░░░†░░░ї░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░±░Ћ░ґ░¶░µ░‚░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ѕ░±░‰░µ░ѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░І░°░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ѓ░‡░Ђ░µ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░Џ ░Ў░Ђ░µ░ґ░Ѕ░Џ░Џ ░ѕ░±░‰░µ░ѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░І░°░‚░µ░»░Њ░Ѕ░°░Џ ░€░є░ѕ░»░° ░„– 3, ░І░‹░Ђ░°░·░░░І░€░µ░µ░Ѓ░Џ ░І ░Ѕ░µ░ѓ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░є░µ ░ѓ░Ѓ░‚░Ђ░ѕ░№░Ѓ░‚░І░° ░ј░ѕ░»░Ѕ░░░µ░·░°░‰░░░‚░‹.
░ћ░±░Џ░·░°░‚░Њ ░ђ░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░†░░░Ћ ░ќ░µ░»░░░ґ░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░° ░ў░І░µ░Ђ░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░ ░І ░Ѓ░Ђ░ѕ░є ░ґ░ѕ 1 ░°░ї░Ђ░µ░»░Џ 2019 ░і░ѕ░ґ░° ░І░‹░ґ░µ░»░░░‚░Њ ░ґ░µ░Ѕ░µ░¶░Ѕ░‹░µ ░Ѓ░Ђ░µ░ґ░Ѓ░‚░І░° ░І ░Ѓ░ѓ░ј░ј░µ, ░Ѕ░µ░ѕ░±░…░ѕ░ґ░░░ј░ѕ░№ ░ґ░»░Џ ░ѕ░±░ѕ░Ђ░ѓ░ґ░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░·░ґ░°░Ѕ░░░Џ ░њ░ѓ░Ѕ░░░†░░░ї░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░±░Ћ░ґ░¶░µ░‚░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ѕ░±░‰░µ░ѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░І░°░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ѓ░‡░Ђ░µ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░Џ ░Ў░Ђ░µ░ґ░Ѕ░Џ░Џ ░ѕ░±░‰░µ░ѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░І░°░‚░µ░»░Њ░Ѕ░°░Џ ░€░є░ѕ░»░° ░„– 3 ░ї░ѕ ░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ░ѓ ░ў░І░µ░Ђ░Ѓ░є░°░Џ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░Њ ░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ ░ќ░µ░»░░░ґ░ѕ░І░ѕ ░ѓ░»░░░†░° ░џ░Ђ░°░І░ґ░‹ ░ґ░ѕ░ј ░„– 17, ░ѓ░Ѓ░‚░Ђ░ѕ░№░Ѓ░‚░І░ѕ░ј ░ј░ѕ░»░Ѕ░░░µ░·░°░‰░░░‚░‹.
░ћ░±░Џ░·░°░‚░Њ ░њ░ѓ░Ѕ░░░†░░░ї░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░µ ░±░Ћ░ґ░¶░µ░‚░Ѕ░ѕ░µ ░ѕ░±░‰░µ░ѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░І░°░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░µ ░ѓ░‡░Ђ░µ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░µ ░Ў░Ђ░µ░ґ░Ѕ░Џ░Џ ░ѕ░±░‰░µ░ѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░І░°░‚░µ░»░Њ░Ѕ░°░Џ ░€░є░ѕ░»░° ░„– 3 ░І ░Ѓ░Ђ░ѕ░є ░ґ░ѕ 1 ░°░ї░Ђ░µ░»░Џ 2019 ░і░ѕ░ґ░° ░ѕ░±░ѕ░Ђ░ѓ░ґ░ѕ░І░°░‚░Њ ░·░ґ░°░Ѕ░░░µ ░ѓ░‡░Ђ░µ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░Џ ░ї░ѕ ░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ░ѓ ░ў░І░µ░Ђ░Ѓ░є░°░Џ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░Њ ░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ ░ќ░µ░»░░░ґ░ѕ░І░ѕ ░ѓ░»░░░†░° ░џ░Ђ░°░І░ґ░‹ ░ґ░ѕ░ј ░„– 17, ░ѓ░Ѓ░‚░Ђ░ѕ░№░Ѓ░‚░І░ѕ░ј ░ј░ѕ░»░Ѕ░░░µ░·░°░‰░░░‚░‹ ░Ѓ ░ѓ░‡░µ░‚░ѕ░ј ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░№ ░Ў░ћ 153-34.21.122-2003
░ ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░ј░ѕ░¶░µ░‚ ░±░‹░‚░Њ ░ѕ░±░¶░°░»░ѕ░І░°░Ѕ░ѕ ░І ░°░ї░µ░»░»░Џ░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░ј ░ї░ѕ░Ђ░Џ░ґ░є░µ ░І ░ў░І░µ░Ђ░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░Ѕ░ѕ░№ ░Ѓ░ѓ░ґ ░Ѓ ░ї░ѕ░ґ░°░‡░µ░№ ░¶░°░»░ѕ░±░‹ ░‡░µ░Ђ░µ░· ░ќ░µ░»░░░ґ░ѕ░І░Ѓ░є░░░№ ░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ░Ѓ░є░ѕ░№ ░Ѓ░ѓ░ґ ░ў░І░µ░Ђ░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░ ░І ░‚░µ░‡░µ░Ѕ░░░µ ░ј░µ░Ѓ░Џ░†░° ░Ѓ░ѕ ░ґ░Ѕ░Џ ░µ░і░ѕ ░ї░Ђ░░░Ѕ░Џ░‚░░░Џ ░І ░ѕ░є░ѕ░Ѕ░‡░°░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░„░ѕ░Ђ░ј░µ ░Ђ“ 17 ░ґ░µ░є░°░±░Ђ░Џ 2018 ░і░ѕ░ґ░°.
░Ў░ѓ░ґ░Њ░Џ ░ђ. ░ђ. ░њ░ѕ░…░ѕ░І