гр. дело № 2-2128/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«28» июля 2016 года
Ленинский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Юдиной О.И.,
при секретаре Майнер А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гончарова А. Н. к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области, Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Гончаров А.Н. обратился в суд с иском к Министерству финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда в сумме 100 000 руб. в связи с ненадлежащими условиями содержания в ИВС МО МВД России «Мантуровский», указав, что во время нахождении его в ИВС с dd/mm/yy нарушались его права: отсутствовали условия приватности при использовании туалета, не соблюдалась норма площади, предусмотренная на человека. Все перечисленное дает ему основания требовать возмещения морального вреда в указанном размере.
В соответствии со ст. 40 Гражданского процессуального кодекса РФ судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Истец Гончаров А.Н. в суд не явился, отбывает наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области Чувиляев С.В. в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, направил в суд письменные возражения, исковые требования не признал. Полагает, что на Министерство финансов РФ не возложена ответственность по обеспечению условий содержания осужденных в учреждениях, исполняющих наказание, в связи с чем, Министерство финансов РФ является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Указом Президента РФ от 01.03.2011 г. № 248 утверждено Положение о Министерстве внутренних дел РФ, согласно которому функции главного распорядителя бюджетных средств в отношении органов внутренних дел осуществляет Министерство внутренних дел РФ. Оснований для компенсации морального вреда не имеется, поскольку не доказана противоправность поведения причинителя вреда и причинная связь между неправомерными действиями ответчика и наступившим вредом.
Представитель соответчика МВД России Иванова Н.Л. в суд не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, просила в удовлетворении иска Гончарову А.Н. отказать. Указала, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство финансов РФ. В настоящее время отсутствуют документы, подтверждающие факт нахождения истца в ИВС МО МВД России «Мантуровский» в периоды с dd/mm/yy., в связи с их уничтожением по сроку хранения. Доказательств ненадлежащих условий содержания Гончарова А.Н. в ИВС в период dd/mm/yy., истцом не представлено. В период dd/mm/yy г. Гончаров А.Н. содержался в новом здании ИВС, введенном в эксплуатацию в 2010 г., которое соответствует всем нормам и требованиям, предъявляемым к объектам содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.
Представитель третьего лица МО МВД России «Мантуровский Круглова С.А. в суд не явилась, ранее представила письменные возражения на иск, просила в иске Гончарову А.Н. отказать.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 2 Конституции РФ устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (ст. 17 Конституции РФ).
Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ст. 21 Конституции РФ).
В силу ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными, принятыми в г. Женеве 30 августа 1955 г. первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, предусмотрено, что все помещения, которыми пользуются заключенные, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию. Санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности.
В соответствии с Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденными приказом Министерства внутренних дел РФ от 22.11.2005 г. №950, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом (п. 42).
Федеральным законом от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» установлено, что норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров (ст.23).
Материалами дела установлено, что Гончаров А.Н. в периоды с dd/mm/yy по dd/mm/yy, с dd/mm/yy по dd/mm/yy, с dd/mm/yy по dd/mm/yy, с dd/mm/yy по dd/mm/yy, с dd/mm/yy по dd/mm/yy, с dd/mm/yy по dd/mm/yy, с dd/mm/yy по dd/mm/yy, с dd/mm/yy по dd/mm/yy, с dd/mm/yy по dd/mm/yy, с dd/mm/yy по dd/mm/yy, с dd/mm/yy по dd/mm/yy, с dd/mm/yy по dd/mm/yy, с dd/mm/yy по dd/mm/yy, с dd/mm/yy по dd/mm/yy, с dd/mm/yy по dd/mm/yy, с dd/mm/yy по dd/mm/yy, с dd/mm/yy по dd/mm/yy (всего 107 дней) содержался в ИВС МО МВД России «Мантуровский».
Установить периоды нахождения истца в ИВС в dd/mm/yy г. не представляется возможным, в связи с уничтожением журналов и книг учета ИВС, срок хранения которых составляет 10 лет. Каких-либо допустимых доказательств, подтверждающих факт нахождения в ИВС в указанные периоды, истцом не представлено.
В обоснование иска о возмещении морального вреда, истец ссылается на ненадлежащие условия содержания в ИВС МО МВД России «Мантуровский», в связи с отсутствием условий приватности при использовании туалета; нарушением нормы площади, предусмотренной на одного человека.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ № 10 от 20.12.1994 года «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда» суду необходимо выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они причинены, степень вины причинителя, какие нравственные и физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме или иной материальной форме он их оценивает и их компенсацию, и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
Исходя из смысла приведенных выше правовых норм, истец в силу ст. 56 ГПК РФ обязан представить суду доказательства, подтверждающие факт причинения ему вреда, размер вреда, то обстоятельство, что ответчик является причинителем вреда, либо иным лицом, которое обязано возместить вред в силу закона. На ответчике лежит обязанность доказать отсутствие своей вины и причинения вреда истцу при доказанности факта причинения вреда и причинной связи между наступившим вредом и действиями (бездействием) ответчика.
Как следует из отзыва на иск, в dd/mm/yy г. камеры предварительного заключения для административно-задержанных и изолятор временного содержания находился на 1 этаже 3-х этажного здания ОВД г. Мантурово, имели общую площадь 34,46 кв.м., а именно: камера №9 - площадью 5,46 кв.м., камера №10 - площадью 5,10 кв.м., камера №11 - площадью 5.95 кв.м., камера №12 - площадью 5,05 кв.м. камера №17 - площадью 12 кв.м. В связи с тем, что ведение покамерного учета лиц, содержащихся в ИВС законодательством не предусмотрено, определить, сколько человек содержалось в камерах и в какой именно из пяти находился Гончаров А.Н. в настоящее время не представляется возможным. Водопровод и канализация в камерах действительно отсутствовали. Вместе с тем, здание ОВД было введено в эксплуатацию в 1977 г. Санитарно-техническое состояние камер соответствовало нормам и требованиям действовавшим в тот период времени. Туалет был расположен в непосредственной близости от камер, в ИВС был предусмотрен покамерный вывод лиц в туалет под охраной сменяющегося и заступающего наряда. Жалоб от Гончарова А.Н. на условия содержания в ИВС не поступало. 08.07.2010 г. был подписан акт приема-передачи нового здания ИВС при ОВД по городскому округу г. Мантурово. Здание изолятора временного содержания проектировалось и сдавалось в эксплуатацию с соблюдением всех норм и стандартов, предусмотренных для зданий данного вида. В 2014 г.- 2015 г. в ИВС расположено 5 камер вместимостью 20 человек и общей площадью 90,2 кв.м., а именно: камера №5 на 5 человек - площадью 22,2 кв.м., камера №4 на 4 человека - площадью 18,5 кв.м., камера №1 на 3 человека - площадью 13.9 кв.м., камера №3 на человека - площадью 17.8 кв.м., камера №2 на 4 человека - площадью 17,7 кв.м.. Общая площадь камер составляет 68 кв.м. В новом здании ИВС полностью соблюдены условия приватности при использовании туалета, в каждой камере имеется кран с водопроводной водой и санузел, который отгорожен от жилой зоны кирпичной перегородкой, сбоку имеется дверь, открывающаяся наружу с запорным устройством, высотой более 1 м от пола.
Согласно справке начальника МО МВД России «Мантуровский», в период dd/mm/yy г. в разные периоды в камерах содержалось: с dd/mm/yy по dd/mm/yy - 17 человек, с dd/mm/yy по dd/mm/yy - 9 человек, с dd/mm/yy по dd/mm/yy - 13 человек. Однако, установить в какой камере содержался Гончаров А.Н. не представляется возможным в виду отсутствия журнала покамерной раскладки лиц, содержащихся в ИВС.
В период с dd/mm/yy по dd/mm/yy в ИВС содержалось 6 человек, с dd/mm/yy по dd/mm/yy- 3 человека, с dd/mm/yy по dd/mm/yy - 7 человек. ... камер 90,2 кв.м.
В период с dd/mm/yy по dd/mm/yy в ИВС содержалось 5 человек, с dd/mm/yy по dd/mm/yy- 4 человека, с dd/mm/yy по dd/mm/yy - 5 человек, с dd/mm/yy по dd/mm/yy - 5 человек, с dd/mm/yy по dd/mm/yy - 2 человека, с dd/mm/yy по dd/mm/yy - 4 человека, с dd/mm/yy по dd/mm/yy - 4 человека, с dd/mm/yy по dd/mm/yy - 2 человека, с dd/mm/yy по dd/mm/yy - 6 человек, с dd/mm/yy по dd/mm/yy - 3 человека, с dd/mm/yy по dd/mm/yy - 8 человек. ... камер составляет 90,2 кв.м.
Гончаров А.Н. содержался в камере №2 (17,7 кв.м. на 4 человека), в камере №4 (18,5 кв.м, на 4 человека), перелимита мест не имелось.
Поскольку истцом не представлено доказательств в обоснование его доводов о несоблюдении нормы площади, предусмотренной на одного человека, оснований для взыскания компенсации морального вреда в данной части не имеется.
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства подтвердилось указанное истцом обстоятельство об отсутствии условий приватности при использовании туалета во время его нахождения в ИВС в dd/mm/yy. Отсутствие в камерах ИВС санитарного узла подтверждается техническим паспортом здания ИВС, не отрицается представителем МО МВД России «Мантуровский», в связи с чем, требования истца о взыскании компенсации морального вреда по данным основаниям подлежат удовлетворению.
В 2014 г.- 2015 г. камеры ИВС МО МВД РФ «Мантуровский» были оборудованы санитарными узлами с соблюдением условий приватности, что подтверждается актами комиссионного обследования технического состояния ИВС, актом о приеме-передаче нового здания ИВС, фотографиями камер ИВС, поэтому исковые требования Гончарова А.Н. в указанной части удовлетворению не подлежат.
Европейский Суд в своих Постановлениях при рассмотрении аналогичных дел отмечает, что меры, лишающие лица свободы, часто могут содержать неизбежный элемент страдания и унижения. Тем не менее, государство должно обеспечить, чтобы лицо содержалось в условиях, совместимых с уважением его человеческого достоинства, чтобы способ и метод исполнения этой меры не подвергали его страданиям и трудностям, превышающим неизбежный уровень, присущий содержанию под стражей, и чтобы, учитывая практические требования меры, связанной с лишением свободы, его здоровье и благополучие адекватно охранялись.
Независимо от причин нарушения прав осужденных государство - ответчик несет обязанность по организации своей пенитенциарной системы таким образом, чтобы обеспечить уважение достоинства заключенных, какие бы финансовые или материально-технические затруднения не возникали.
В силу ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ст. 1101 Гражданского кодекса РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В соответствии с требованиями ст.ст. 151, 1101 Гражданского кодекса РФ суд учитывает фактические обстоятельства дела, длительность периода, в течение которого истец находился в условиях, не отвечающих установленным законом санитарным требованиям (26 дней), что увеличивает степень причиненных ему нравственных страданий, требования разумности и справедливости.
С учетом изложенного, суд определяет размер компенсации в сумме 1 000 руб. Оснований для взыскания компенсации морального вреда в требуемом истцом размере, не имеется. Доказательств причинения истцу физических страданий суду не представлено.
Согласно п. 1 ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе, в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Положения ст. 1071 Гражданского кодекса РФ предусматривают, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, от имени Российской Федерации в качестве ответчика по искам о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту, выступает главный распорядитель бюджетных средств.
В соответствии с пп. 12.1 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Согласно п.63 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 01.03.2011 г. №248, МВД России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание МВД России и реализацию возложенных на него задач, является получателем средств федерального бюджета, а также главным администратором (администратором) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах надлежащим ответчиком является МВД России, как главный распорядитель федерального бюджета по ведомственной принадлежности.
Руководствуясь ст.194 – ст.198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░ ░.░.