Судья Гадыршин Д.И. УИД № 16RS0046-01-2019-008652-65
Дело № М-5477/2019
Дело № 33а-14897/2019
Учет № 020а
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
1 октября 2019 года город Казань
Верховный Суд Республики Татарстан в составе судьи Шакуровой Н.К.,
рассмотрев без проведения судебного заседания материал по частной жалобе представителя Замалиева Ахтама Файзрахмановича – Сатдинова Марселя Фаиловича на определение судьи Вахитовского районного суда города Казани от 17 июля 2019 года о возвращении административного искового заявления,
установил:
Замалиев А.Ф. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения муниципального казенного учреждения «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» об отказе в перераспределении земельного участка и возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав.
Определением судьи Вахитовского районного суда города Казани от 17 июля 2019 года данное административное исковое заявление возвращено в связи с неподсудностью его рассмотрения в Вахитовском районном суде города Казани.
В частной жалобе представитель Замалиева А.Ф. – Сатдинов М.Ф. просит об отмене судебного определения, полагая, что административный истец вправе обратиться в суд по месту нахождения органа местного самоуправления, приявшего оспариваемое решение.
Суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
На основании частей 1 и 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации частная жалоба, представление прокурора подаются и рассматриваются в порядке, предусмотренном главой 34 Кодекса, с изъятиями и особенностями, установленными настоящей статьей. Рассмотрение частной жалобы, представления прокурора на определение суда первой инстанции, за исключением определений о приостановлении производства по административному делу, о прекращении производства по административному делу, об оставлении административного искового заявления без рассмотрения или об отказе в удовлетворении заявления, представления прокурора о пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (определения, которыми оканчивается производство по административному делу), осуществляется по правилам, установленным указанной главой, без проведения судебного заседания в сроки, установленные статьей 305 данного Кодекса.
В силу части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных данным Кодексом.
Из представленного материала следует, что Замалиев А.Ф. обратился в суд с административным исковым заявлением к муниципальному казенному учреждению «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» об оспаривании решения об отказе в перераспределении земельного участка и возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав.
Суд первой инстанции, возвращая административное исковое заявление Замалиева А.Ф., исходил из того, что заявленные административные исковые требования могут повлечь правовые последствия на территории Кировского района города Казани, в котором расположен дополнительно испрашиваемый земельный участок.
Суд апелляционной инстанции с данным выводом соглашается, поскольку он основан на правильной оценке обстоятельств и правильном применении норм процессуального права.
В соответствии с частями 1 и 5 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 данного Кодекса.
В силу частей 1 и 2 статьи 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.
В случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», в случае, если полномочия органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего распространяются на несколько районов, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение
Согласно части 3 статьи 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - по месту нахождения организации, являющейся административным истцом.
В силу части 2 статьи 222 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья возвращает административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, по основаниям, указанным в части 1 статьи 129 данного Кодекса.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено указанным Кодексом, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если дело неподсудно данному суду.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о неподсудности данного административного дела Вахитовскому районному суду города Казани, поскольку муниципальное казенное учреждение «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» осуществляет свою деятельность на территории всех районов города Казани, при этом предметом заявленных требований является оспаривание решения органа местного самоуправления об отказе в перераспределении земельного участка, расположенного на территории Кировского района города Казани, и правовые последствия оспариваемого решения могут возникнуть именно на территории Кировского района города Казани по месту нахождения земельного участка.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что место жительства административного истца также находится в Кировском районе города Казани.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что определение о возвращении административного искового заявления Замалиева А.Ф. от 17 июля 2019 года судьей Вахитовского районного суда города Казани вынесено при правильном применении норм процессуального права. Правовых оснований для его отмены либо изменения у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
определил:
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 17 ░░░░ 2019 ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.