Решение по делу № 12-303/2022 от 10.02.2022

Дело № 12-303/2021

УИД 75RS0001-02-2022-001571-03

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

29 марта 2021 года                                                                                    г. Чита

Судья Центрального районного суда г. Читы Маркова О.А.,

при секретаре                 Верховод Н.Е.,

с участием представителя административного органа - Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю - ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Государственного учреждения здравоохранения «Читинская Центральная районная больница» на постановление от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении ГУЗ «Читинская Центральная районная больница»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора по Читинскому, Карымскому районам по пожарному надзору ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ ГУЗ «Читинская Центральная районная больница» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> руб.

Не согласившись с принятым актом, представитель по доверенности и ГУЗ «Читинская Центральная районная больница» ФИО3, обратилась в Центральный районный суд с жалобой, с требованием его отмены и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что ГУЗ «Читинская Центральная районная больница» не имеет возможности для соблюдения требований пожарной безопасности, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена ответственность, по независящим от нее причинам, так как указанные замечания и их устранение относятся к капитальному ремонту, затраты на восстановление системы автоматической пожарной сигнализации и голосового оповещения о пожаре не относится к текущему ремонту, в связи с чем, ГУЗ «Читинская Центральная районная больница» не имеет права расходовать на данные цели средства обязательного медицинского страхования. Кроме того, все зависящие от учреждения меры по недопущению правонарушения приняты. Учреждение обращалось по вопросу финансирования работ в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Забайкальского края, на что получено разъяснение о невозможности расходования денежных средств в данных целях. Из средств бюджета для ГУЗ «Читинская Центральная районная больница» получены бюджетные ассигнования на составлении проектно-сметной документации и государственной экспертизы. Проекты и проектно-сметная документация в настоящее время подготовлены. При этом, должностным лицом, вынесшим постановление, данные факты во внимание не приняты.

В судебное заседание ГУЗ «Читинская Центральная районная больница» представителя не направило, главный врач ФИО4 ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии их представителя.

В судебном заседании представитель административного органа - Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю - ФИО5 по доводам жалобы возражал. Пояснил, что предыдущая проверка была проведена в 2019 году, выдано предписание, с тех пор проверки в связи с ограничительными мероприятиями в связи с распространением коронавирусной инфекции не проводились. У учреждения была возможность за этот длительный период времени устранить нарушения. Однако нарушения не были устранены. В больнице находится около 10 лежачих пациентов, нарушения требований пожарной безопасности создают угрозу для их жизни и здоровья. В здании на 01 система не работает, электропроводка в здании старая, отсутствуют источники резервного питания, на территории учреждения не убрана сухая трава, вход на территорию свободный, что создает угрозу возникновения пожара на территории учреждения. Также не согласен с доводом о том, что вынесенным постановлением нарушены положения ч.4 ст.4 Федерального закона №123-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, так как эксплуатация здания приводит к угрозу жизни и здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя административного органа, прихожу к следующему.

Отношения в области обеспечения пожарной безопасности основываются как на Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", так и на Конституции РФ, включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В силу ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Исходя из положений статей 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "О требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности), к нормативным правовым актам РФ по пожарной безопасности отнесены федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила); под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Согласно ст. 5 того же Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ, каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, которая включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности; пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной в случае выполнения в полном объеме обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, а также в случае, если пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 390 "О противопожарном режиме" утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по надзору и контролю в сфере обеспечения пожарной безопасности является Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, на что прямо указано в п. 1 Положения о Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 868.

Статьей 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции. За нарушение требований пожарной безопасности указанные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Согласно ст. ст. 5, 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре; собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, должны в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 настоящего Федерального закона разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности.

Из материалов дела следует, что в ходе плановой выездной проверки ГУЗ «<адрес> больница», выявлены нарушения требований пожарной безопасности. ДД.ММ.ГГГГ составлен акт проверки и протокол об административном правонарушении, в котором зафиксированы следующие нарушения:

    Лица, допущенные к работе на объекте защиты, не проходили обучение мерам пожарной безопасности (основание п. 3 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ;

    В помещениях зданий не обеспечено соблюдение сроков перезарядки, освидетельствования и своевременной замены огнетушителей. Не ведется учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей (основание п. 60 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ );

    В помещениях зданий эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями) (п. 35 п. п «в» Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020г. );

    Территория не очищена от мусора, сухой растительности, не произведен покос травы (основание п. 67 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ М 1479);

    Отсутствует журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (основание п. 54 Постановления правительства РФ от 16.09.2020г. «Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации»);

    Отсутствует устройство (оборудование) для оповещения подразделения пожарной охраны о пожаре (вывод на 01) (основание ч. 7 ст. 83 ФЗ-123 от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);

    Отсутствует аварийное освещение на дежурном посту в месте расположения прибора управления автоматической пожарной сигнализацией (основание п. 13.14.13 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения»);

    Приборы приемно-контрольные и приборы управления установлены на горючем материале (п. 13.14.6 СП5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения»);

    Отсутствуют источники резервного питания систем СПС и СОУЭ (основание п. 15.3 СП5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения»);

    Отсутствуют пожарные извещатели в помещении склада дневного стационара (основание п. 13.3.2, ФИО7 СП5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения»);

    В кабинетах круглосуточного стационара, прачечной и поликлиники, расстояние от пожарных извещателей до ближайших электросветильников менее 0,5 м. (основание п. 13.3.6 СП5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения»);

    Не организованы работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности, обеспечивающие исправное состояние системы пожарной сигнализации (основание п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ );

    -    Тип исполнения кабеля систем СПС и СОУЭ не соответствует требуемой маркировки нг(A)-FRLSLTx (основание п.4.9 СП 6.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование»);

    Места соединения кабелей автоматической пожарной сигнализация выполнены при помощи скрутки (основание п. 6.2 ГОСТР 50776-95);

    Не обеспечивается исправность работы системы пожарной сигнализации (основание п. 54 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , Б.2 ГОСТР 59638-2021);

    Не обеспечивается исправность работы системы оповещения управления эвакуацией (основание п.54 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ М 1479, Б.2 ГОСТР 59639-2021).

        Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения юридического лица – ГУЗ «Читинская Центральная районная больница» к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и ч. ч. 3 - 8 настоящей статьи, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Объектом указанного административного правонарушения является пожарная безопасность, которая понимается как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пожарная безопасность является составляющей частью общественной безопасности.

Объективную сторону данных правонарушений составляют действия (бездействие), нарушающие установленные правила и требования в области пожарной безопасности.

При этом противоправное деяние виновного лица не связывается ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.

Субъективная сторона характеризуется виной. Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм. Возможность привлечения юридического лица к административной ответственности обусловлена обязательным наличием всех элементов состава административного правонарушения.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ с зафиксированными нарушениями, с которыми представитель юридического лица согласилась, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ

В доводах поданной жалобы сторона защиты не оспаривает сам факт наличия выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности на объекте.

Судом исследован довод о том, что на здание учреждения не распространяются правила Технического регламента, так как здание введено в эксплуатацию в 1939 году, в момент ввода здания в эксплуатацию оно соответствовало пожарным требованиям, между тем, основные правила пожарной безопасности соблюдены: имеется укомплектованный пожарный щит, установлен ящик с песком, закуплены и установлены огнетушители. Суд полагает данный довод несостоятельным. В пункте 1 части 1 статьи 42 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено, что требования к обеспечению пожарной безопасности здания или сооружения, введенного в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, а также к связанным с такими зданиями и сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные данным Законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения.

Однако ссылка на указанную норму права не подтверждает доводы жалобы об отсутствии вины ГУЗ «Читинская Центральная районная больница» в совершении правонарушения.

Согласно части 4 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.

Как видно из материалов дела, нарушения требований пожарной безопасности, зафиксированные на плановой выездной проверки, вмененные юридическому лицу, не связаны с характеристиками объекта недвижимости. Возможность устранения выявленных нарушений не зависит от проведения реконструкции или капитального ремонта здания.

Отсутствие достаточного финансирования в рамках бюджета ГУЗ «Читинская Центральная районная больница» не является основанием для освобождения от выполнения законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор.

Довод об отсутствии предписания не влечет удовлетворение жалобы, так как наличие либо отсутствие предписания не имеет правового значения в рамках рассматриваемого дела.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом соблюден.

Приведенные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых постановления должностного лица.

Привлекая юридическое лицо к административной ответственности за совершение вмененного административного правонарушения, административный орган обоснованно принял во внимание, что ГУЗ «Читинская Центральная районная больница», предназначен для постоянного массового посещения людей, и имеющиеся нарушения требований пожарной безопасности угрожают жизни и здоровью пребывающих в нем граждан.

В свою очередь, в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 указанной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

    Также полагаю возможным учесть доводы заявителя о трудном финансовом положение организации. Организация является бюджетной, денежные средства выделяются для реализации конкретных мероприятий, имеется кредиторская задолженность в размере 8 884 038, 03 руб., из которых 6 885 458, 2 руб. начисление на оплату труда, 107 659, 47 руб. коммунальные услуги, 1 890 920, 36 руб. задолженность перед поставщиками за поставленные товары, оказанные услуги.

    Учитывая характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности лица, его имущественное и финансовое положение, отсутствие отягчающих обстоятельств по делу, считаю, что назначенное административное наказание в виде административного штрафа в сумме 150 000 рублей подлежит снижению до 100 000 рублей, что будет отвечать принципам справедливости и соразмерности наказания.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ судья

РЕШИЛ:

постановление главного государственного инспектора г.Читы по пожарному надзору ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ГУЗ «Городской родильный дом», изменить путем снижения назначенного административного наказания в виде административного штрафа со <данные изъяты> рублей до <данные изъяты> рублей, в остальной части постановление оставить без изменения.

Решение может обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья                                                               О.А.Маркова

12-303/2022

Категория:
Административные
Ответчики
ГУЗ "Читинская центральная районная больница"
Суд
Центральный районный суд г. Чита
Судья
Маркова Ольга Александровна
Статьи

20.4

Дело на сайте суда
centr.cht.sudrf.ru
10.02.2022Материалы переданы в производство судье
29.03.2022Судебное заседание
08.04.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
05.05.2022Направленная копия решения (определения) ВЕРНУЛАСЬ с отметкой о НЕВОЗМОЖНОСТИ ВРУЧЕНИЯ (п. 29.1 Пост. Пленума ВС от 19.12.2013 № 40)
17.05.2022Вступило в законную силу
01.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.09.2022Дело оформлено
01.09.2022Дело передано в архив
29.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее