Решение по делу № 2-414/2023 от 14.02.2023

Дело № 2-414/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 мая 2023 года г. Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Агишевой М.В.,

при секретаре Салюковой А.А.,

с участием представителя истца по доверенности Чуриловой А.В.,

представителей ответчика Нижниковой Ю.С., Аветисяна О.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нестерова В.П. к ФКУ «Военный комиссариат Саратовской области», ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу» о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, взыскании недополученной пенсии, доплаты разницы в пенсии, компенсации морального вреда,

установил:

Нестеров В.П. (далее по тексту – истец) обратился в суд с указанным иском к ФКУ «Военный комиссариат Саратовской области», ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу» (привлечено в качестве соответчика протокольным определением от 04.05.2023 года) (далее по тексту – ответчики) и, с учетом неоднократных уточнений исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, окончательно просил обязать ответчиков пересчитать Нестерову В.П. военную пенсию, исходя из выслуги лет 31 год 4 месяца 12 дней, а также исходя из суммы оклада по последней штатной должности – старший помощник командира атомного надводного корабля (что соответствует должности старшего помощника командира войсковой части 09678 ТОФ), что соответствует 26-27 тарифному разряду, в размере оклада от 30373 до 30915 руб. и оклада по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, т.е. оклада «капитана 2 ранга» в размере 14462 руб., а также пенсия за выслугу лет 31 год 4 месяца 12 дней должна быть установлена в размере 83 процентов соответствующих сумм денежного довольствия с 31.07.1970 года; взыскать с ответчиков в пользу истца недоплаченную пенсию с 31.07.1970 года, компенсацию морального вреда в размере 500000 руб.; взыскать ФКУ «Военный комиссариат Саратовской области» в пользу истца доплату разницы в пенсии за период с 01.07.2002 года по 31.10.2014 года в размере 231315,12 руб.

В обоснование заявленных требований истец указал, что размер его военной пенсии исчислен ответчиками исходя из выслуги лет на военной службе в льготном исчислении 27 лет 3 месяца 20 дней, в то время как его выслуга лет на военной службе в льготном исчислении составляет 31 год 4 месяца 12 дней. Кроме этого, размер его военной пенсии подлежит исчислению исходя из суммы оклада по последней штатной должности – старший помощник командира атомного надводного корабля (что соответствует должности старшего помощника командира войсковой части 09678 ТОФ), что соответствует 26-27 тарифному разряду, в размере оклада от 30373 до 30915 руб. и оклада по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, т.е. оклада «капитана 2 ранга» в размере 14462 руб., при этом пенсия за выслугу лет 31 год 4 месяца 12 дней должна быть установлена в размере 83 процентов соответствующих сумм денежного довольствия с 31.07.1970 года. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец полагал, что размер его военной пенсии исчислен ответчиками неверно и он подлежит перерасчету, а недополученная пенсия взысканию с 31.07.1970 года. Также истец считал, что с ФКУ «Военный комиссариат Саратовской области» в его пользу подлежит взысканию доплата разницы в пенсии за период с 01.07.2002 года по 31.10.2014 года в размере 231315,12 руб., поскольку он её не получал.

Истец в судебное заседание не явился, извещен, причины неявки не известны.

В судебном заседании представитель истца Чурилова А.В. исковые требования (с учетом уточнений) поддержала, просила их удовлетворить.

Представители ответчика ФКУ «Военный комиссариат Саратовской области» Нижникова Ю.С., Аветисян О.Р. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.

Представитель ответчика ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу» в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело в свое отсутвие.

Представитель третьего лица Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, извещен, причины неявки не известны.

В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела и материалы личного дела военнослужащего №БС-89002, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями ст. 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Правовое регулирование порядка назначения и выплаты пенсии гражданам, проходившим военную службу, установлено Законом Российской Федерации № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее по тексту – Закон № 4468-1).

В соответствии с ч. 1 ст. 43 Закона № 4468-1 пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 этого Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих и иных указанных в этой статье категорий граждан. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и, начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.

В силу требований ст. 49 указанного Закона пенсии, назначенные, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, подлежат пересмотру:

а) одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий;

б) с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, установленного ч. 2 ст. 43 настоящего Закона.

Согласно п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» (далее по тексту – Постановление № 941) пенсии уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в пунктах 9 и 10 настоящего Постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии.

Из п. 9 указанного выше Постановления Правительства Российской Федерации следует, что в денежное довольствие уволенным с военной службы военнослужащим включается оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов.

Пункт 13 ст. 2 Федерального закона от 07.11.2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» устанавливает, что ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания устанавливается в следующих размерах: 30% - при выслуге от 20 до 25 лет; 40% - при выслуге 25 лет и более.

Правила исчисления выслуги лет для назначения ежемесячной надбавки, указанной в п. 13 ст. 2 указанного Закона, утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.12.2011 года № 1074 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет» (далее по тексту – Правила).

Подпунктами «а» и «б» п. 2 данных Правил предусмотрено, что периоды военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, других войсках, воинских формированиях, органах, а также в создаваемых на военное время специальных формированиях, предусмотренных законодательством РФ, засчитываются военнослужащим в выслугу лет для назначения надбавки в календарном исчислении.

Согласно указанных Правил, при выслуге 25 лет ежемесячная надбавка за выслугу лет устанавливается 40% (максимальный размер).

В соответствии с подпунктом «г» п. 4 Правил военнослужащим в выслугу лет для выплаты ежемесячной надбавки засчитывается на льготных условиях (1 месяц за 1,5 месяца) время военной службы на воинских должностях, предусмотренных в штатах боевых кораблей и катеров, кораблей специального назначения, морских судов обеспечения, самоходных катеров и самоходных рейдовых судов обеспечения.

Пунктом 14 того же Постановления установлен порядок пересмотра пенсий, надбавок к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, назначенных в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года № 4468-1, и в частности предусмотрено что в случае увеличения денежного довольствия военнослужащих и иных указанных в этом пункте категорий граждан, состоящих на службе, одновременно подлежат пересмотру пенсии, назначенные ранее уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации и их семьям. При этом ранее назначенные пенсии пересчитываются по нормам, установленным Законом, исходя из суммы увеличенного денежного довольствия в порядке, предусмотренном пунктами 8 - 10, 12 и 13 данного постановления, а минимальные размеры пенсии, надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий определяются исходя из расчетного размера пенсии, установленного на день, с которого производится перерасчет пенсий.

Судом установлено и следует из материалов дела, приказом Главнокомандующего Военно-морским флотом от ДД.ММ.ГГГГ л/с Нестеров В.П. уволен с военной службы в запас по основанию, предусмотренному абз. 2 ч. 3 ст. 57 Закона Российской Федерации от 11.02.1993 года №4455-1 «О воинской обязанности и военной службе», на основании собственного рапорта от 23.03.1994 года и исключен из списков личного состава со снятием со всех видов обеспечения приказом Врио начальника 611 военного представительства Минобороны от 08.09.1994 года №63.

Как следует из личного дела военнослужащего с 10.09.1994 года Нестеров В.П. является получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей».Выплата пенсии истцу производится из оклада по последней штатной должности «ведущий инженер 611 военного представительства» по 20 тарифному разряду, воинскому званию «капитан 2 ранга» и ежемесячной надбавки за выслугу лет (31 год в льготном исчислении) в размере 40 процентов.

Размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии Нестерову В.П. в соответствии со ст. 43 Закона № 4468-1, с 1 января 2022 года составляет 74 процента от размера указанного денежного довольствия.

На основании ст. 14 Закона № 4468-1 пенсия за выслугу лет 27 лет установлена Нестерову В.П. в размере 71 процента соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного ст. 43 названного Закона.

Как следует из материалов личного дела военнослужащего, выслуга лет Нестерова В.П. на военной службе в календарном исчислении по состоянию на 08.09.1994 года (на день исключения из списков личного состава) составляет 24 года 01 месяц 7 дней, в льготном исчислении – 27 лет 3месяца 20 дней.

Расчет выслуги лет на пенсию истца, составленный 28.04.2018 года Департаментом социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации, произведен в соответствии с действующим законодательством, при этом в расчете учтены следующие периоды военной службы, в том числе и льготный: календарная выслуга (с 31.07.1970 года по 08.09.1994 года) составляет 24 года 1 месяц 7 дней, льготная выслуга (один месяц службы за полтора месяца с 19.08.1983 года по 15.01.1990 года, из них учтена льготная выслуга в Мурманской области с 03.09.1984 года по 21.08.1985 года, и в Приморском крае с 22.08.1985 года по 15.01.1990 года) составляет 6 лет 4 месяца 26 дней, из них 3 года 2 месяца 13 дней – срок, засчитываемый в выслугу лет один месяц за полтора, всего выслуга лет военнослужащего Нестерова В.П. на пенсию составляет 27 лет 3 месяца 20 дней. Оснований для применения льготной выслуги за другие периоды по действующему законодательству не имеется.

Основанием для составления нового расчета выслуги лет на пенсию Нестерову В.П. послужило письмо штаба Тихоокеанского флота о начале работы реактора на подводной лодке «Фрунзе», где проходил военную службу истец в период с 30.04.1982 года по 24.10.1989 года, так как в соответствии с абз. 3 подп. «г» п. 3 Постановления № 941 в выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы военнослужащим засчитываются на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца периоды службы на подводных лодках (кроме указанных в подп. «а» п. 4 настоящего Постановления) в период нахождения их в строю – на условиях, определяемых Министерством обороны РФ.

На основании данного расчета выслуги лет от 28.04.2018 года военным комиссариатом области Нестерову В.П. был произведен перерасчет пенсии за выслугу 27 лет с 01.08.2018 года и произведена доплата разницы в пенсии с 23.01.2017 года по 31.07.2018 года в размере 21351,21 руб. (ТП-391 от 11.07.2018 года), а также направлено распоряжение в банк о выплате пенсии в новом размере с 01.08.2018 года в размере 27627,34 руб. С 01.01.2022 года по настоящее время размере пенсии истца составляет 31534,19 руб. в месяц.

Кроме того, в период с 20.08.1975 года по 05.01.1990 года Нестеров В.П. проходил службу в должностях, предусмотренных в штатах боевых кораблей и катеров, периоды исполнения данных должностей засчитываются в выслугу лет для выплаты ежемесячной надбавки в льготном порядке.

Перерасчёт ежемесячной надбавки в размере 40 процентов был произведен военным комиссариатом Саратовской области с 01.11.2014 года и Нестерову В.П. произведена доплата разницы в пенсии за период с 01.07.202 года по 31.10.2014 года в размере 231315,12 руб. (распоряжение от 17.10.2014 года). Указанное обстоятельство также подтверждается истребованной по запросу суда из ПАО «Сбербанк» выпиской по счету (т. 2 л.д. 14).

Таким образом, выслуга лет истца в льготном исчислении для выплаты пенсии составляет 27 лет, а для выплаты надбавки в льготном исчислении (входящей в расчёт пенсии) – 31 год.

С учетом вышеприведенных норм, судом установлено, что исчисление выслуги лет для назначения пенсии и для определения размера процентной надбавки за выслугу лет производится в различном порядке. Ежемесячная надбавка за выслугу лет установлена не к денежному довольствию военнослужащего, а к окладу денежного содержания, являющегося составной частью денежного довольствия, данные понятия тождественными не являются.

В соответствии с подп. «а» п. 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 года № 941 в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Постановления, включать уволенным с военной службы военнослужащим (кроме указанных в подпунктах «в», «г» и «д» настоящего пункта) - оклад по последней штатной должности (с учетом абзаца второго настоящего подпункта), оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячную надбавку за выслугу лет к окладу месячного денежного содержания военнослужащего, исчисленную из этих окладов.

Если рассматривать право на сохраненный оклад по воинской должности в соответствии с законодательством на момент перевода на воинскую должность с меньшим окладом, то должны быть соблюдены условия, указанные в абз. 2 подп. «б» п. 12 Постановления Совета Министров СССР от 10.11.1982 года №986 «Об утверждении положения о пенсионном обеспечении лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы и их семей», согласно которым за лицами официрского состава, которые после 25.04.1967 года по состоянию здоровья или возрасту переведены непосредственно с летной работы, подводных лодок и минных тральщиков на другие должности и на день перевода имели право на пенсию за выслугу от 20 до 25 лет, в последующем, при увольнении с действительной военной службы по возрасту, болезни, сокращению штатов или ограниченному состоянию здоровья, право на эту пенсию сохраняется независимо от возраста на день увольнения (утратило силу с 01.01.1991 года в связи с изданием Постановления Совета Министров СССР от 15.12.1990 года №1290).

Как следует из возражений ответчика, согласно Наставлению по учету личного состава Советской Армии и Военно-Морского Флота, введенного в действие приказом Министра обороны СССР от 01.11.1982 года №0200, (приложение №6 «Правила составления приказов по личному составу») пояснения к пунктам приказов («боковики») распространяются непосредственно под соответствующими пунктами приказов. При этом, как подчеркивается в данном приложении к указанному Наставлению, в случае перемещения в интересах службы по состоянию здоровья или возрасту на должности с меньшим окладом денежного содержания указывается причина, а также сохранение за офицером права на начисление пенсии за выслугу лет из должностного оклада, который он получал до перемещения.

Таким образом, основанием для применения «сохраненного оклада» по воинской должности служат выписки из приказов соответствующих командиров, имеющих право назначать на воинские должности, а в этих приказах делаются записи по исчислению пенсии из «сохраненного оклада», так называемого «боковика».

Как следует из материалов личного (пенсионного) дела Нестерова В.П., он был переведен (назначен на новую должность) 15.01.1990 года с должности «старшего помощника командира войсковой части 09678» на должность «помощника ведущего инженера 611 военного представительства МО» приказом ГК ВМФ от 24.10.1989 года . В данном приказе (выписке из приказа) отсутствует «боковик», а, следовательно, отсутствует право на сохраненный оклад по предыдущей должности.

Кроме того, согласно разъяснений, отраженных в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» от 29.05.2014 года № 8, при разрешении споров военнослужащих, назначенных с их согласия в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями на воинские должности с меньшими месячными окладами, следует учитывать, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.03.1999 года № 305 «О сохранении за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, месячных окладов по ранее занимаемым воинским должностям при переводе их на воинские должности с меньшими месячными окладами в связи с реформированием Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба» таким военнослужащим выплата сохраненного оклада по прежней воинской должности производится при прохождении военной службы на той воинской должности, на которую они были назначены с сохранением указанного оклада.

При таких обстоятельствах, принимая во внимания вышеизложенные положения законодательства, действовавшего на момент перевода Нестерова В.П. на должность с меньшим окладом, суд приходит к выводу о том, что у истца не возникло право на исчисление пенсии с учетом сохраненного должностного оклада.

При этом суд считает, что постановление Правительства РФ от 22.09.1993 года №941 при разрешении заявленного спора применению не подлежит, поскольку на спорную дату – дата перевода Нестерова В.П. на должность с меньшим должностным окладом действовало Постановления Совета Министров СССР от 10.11.1982 года №986.

Доводы истца относительно основания перевода с должности «старшего помощника командира войсковой части 09678» на должность «помощника ведущего инженера 611 военного представительства МО» по состоянию здоровья не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания, поскольку в материалах личного (пенсионного) дела №БС-89002 отсутствует заключение соответствующей военно-врачебной комиссии по результатам медицинского освидетельствования, на которое направляется военнослужащий.

Учитывая приведенное нормативное регулирование, установив, что пенсионные права Нестерова В.П. ответчиками не нарушены, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца о возложении на ответчиков обязанности пересчитать Нестерову В.П. военную пенсию, исходя из выслуги лет 31 год 4 месяца 12 дней, а также исходя из суммы оклада по последней штатной должности – старший помощник командира атомного надводного корабля (что соответствует должности старшего помощника командира войсковой части 09678 ТОФ), что соответствует 26-27 тарифному разряду, в размере оклада от 30373 до 30915 руб. и оклада по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, т.е. оклада «капитана 2 ранга» в размере 14462 руб., установить пенсию за выслугу лет 31 год 4 месяца 12 дней в размере 83 процентов соответствующих сумм денежного довольствия с 31.07.1970 года, взыскании с ответчиков недоплаченной пенсии с 31.07.1970 года, взыскании с ФКУ «Военный комиссариат Саратовской области» доплаты разницы в пенсии за период с 01.07.2002 года по 31.10.2014 года в размере 231315,12 руб.

Поскольку судом не установлено нарушение действиями (бездействием) ответчиков личных неимущественных прав истца, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Нестерова В.П, к ФКУ «Военный комиссариат Саратовской области», ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу» о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, взыскании недополученной пенсии, доплаты разницы в пенсии, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Срок составления мотивированного решения суда – 02.06.2023 года.

Судья М.В. Агишева

2-414/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Нестеров Владимир Павлович
Ответчики
Саратовский областной военный комиссариат
Другие
ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу»»
Министерство обороны Российской Федерации
Суд
Фрунзенский районный суд г. Саратов
Дело на сайте суда
fr.sar.sudrf.ru
14.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
15.02.2023Передача материалов судье
17.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.03.2023Судебное заседание
17.04.2023Судебное заседание
04.05.2023Судебное заседание
26.05.2023Судебное заседание
02.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее