Дело № 2-301/13 ДД.ММ.ГГГГ
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Невский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
Председательствующего судьи Вишневецкой О.М.,
При секретаре Александровой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Неберта Д. Г. к В. Н. В., Администрации Невского района о сохранении жилого дома в перепланированном состоянии
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с иском о сохранении квартиры по адресу: <адрес> в перепланированном состоянии без согласования государственного органа, ссылаясь на то, что после пожара в пристроенной части дома, он была перестроена, в результате чего произошло уменьшение площади дома, в согласовании перепланировки Администрацией Невского района ему отказано, поскольку перепланировка фактически уже осуществлена /л.д. 6/.
Представитель истца в суд явился, иск поддержал.
Представитель Васильевой Н.В. в суд явился, исковые требования признал.
Представитель Администрации Невского района в суд не явилась, просила слушать дело в её отсутствие, иск не признала /л.д. 155/.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как подтверждается материалами дела Неберт Д.Г. является собственником 5/9 долей жилого дома с надворными постройками, находящегося по адресу: <адрес> /л.д. 7,9/.
1/3 доля в доме принадлежит Васильевой Н.В. в порядке наследования после Васильевой В.А., 1/9 доля – Невскому райсовету на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 10,11,17/.
По договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ 1/9 дома принадлежит Исполкому Невского районного Совета народных депутатов г. Ленинграда, право собственности зарегистрировано /л.д. 83-87/.
По сообщению КУГИ Санкт-Петербурга распоряжением мэра Ленинграда от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Временное положение, согласно которому органом управления районного звена в Ленинграде является районная администрация, которая находилась в подчинении мэра города. Пунктом 3 распоряжения Президиумам районных (городских) Советов после назначения мэром глав районных администраций – правопреемников исполнительных и распорядительных органов Советов. Приказом Губернатора Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № администрация Невского района переименована в Территориальное управление Невского административного района. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № ТУ Невского административного района переименовано в администрацию Невского района Санкт-Петербурга /л.д.206/.
СПб ГКУ «ЦГА СПб» сообщает, что в деле фонда Исполнительного комитета Невского районного Совета НД указано: «На основании Постановления Верховного совета РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № и Президиума Верховного Совета РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ «О структуре и функциях органов представительской и исполнительной власти в Ленинграде», по распоряжению главы администрации Невского района от ДД.ММ.ГГГГ № считать прекращённым полномочия Исполкома Невского райсовета с ДД.ММ.ГГГГ, определив в качестве правопреемника главу администрации» /л.д. 208/.
Согласно имеющимся сведениям в ТУ ФАУГИ в Санкт-Петербурге объект по адресу: <адрес> в реестре федерального имущества не числится /л.д. 113/.
Таким образом, глава Администрации Невского района является правопреемником Исполкома Невского райсовета и может принимать участие в деле от имени собственника 1/9 доли.
ДД.ММ.ГГГГ в доме произошёл пожар, что подтверждается справкой МЧС по Санкт-Петербургу /л.д. 12/.
В ДД.ММ.ГГГГ истец восстановил пострадавшую часть дома, что подтверждает представитель Васильевой Н.В. и не оспаривает представитель АНР.
В результате фактический план дома отличается от утверждённого ранее.
Общая площадь дома, согласно свидетельства о государственной регистрации права на квартиру, составляет 108,5 кв.м. Жилая площадь – 46,9 кв.м.
В техническом паспорте на жилой дом на ДД.ММ.ГГГГгод площадь дома - 70,8 кв.м, полезная площадь дома 57,1 кв.м, жилая – 46,9 кв.м, пристройка а1 - 38 кв.м, пристройка а2 - 10,5 кв.м, веранда а3 - 7,6 кв.м, крыльцо 6,5 кв.м /л.д. 28-43/.
В этом же документе указано на то, что Невскому райсовету принадлежит 1/9, помещение а2.
108,5 кв.м складывается из полезной площади дома и помещений кладовая 1,7 кв.м, пристройка 8,1 кв.м, веранда 7,6 кв.м и холодных комнат 19,4 кв.м, 7,9 кв.м и 6,7 кв.м /л.д. 35/.
В техническом паспорте, составленного ДД.ММ.ГГГГ в состав объекта входит строение 1954 года общей площадью 59,4 кв.м, площадь застройки 70,8 кв.м, пристройка 2007 года площадью 35,2 кв.м /л.д. 44-53/.
Указано на самовольную перепланировку части помещения 1,4, I, II, III, IV. В результате площадь дома – 59,4 кв.м, жилая - 43,7 кв.м, коридор 3,1 кв.м, туалет 3,4 кв.м, коридор 11,4 кв.м, холодная комната 11,7 кв.м, а всего 89 кв.м /л.д. 51,76/.
В кадастровом паспорте здания от ДД.ММ.ГГГГ указано на самовольную перепланировку, наружные границы дома изменены: общая площадь 59,4 кв.м, жилая – 43,7 кв.м, площадь неотапливаемых помещений – 29,6 кв.м /л.д. 15/.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрация Невского района отказала истцу в согласовании перепланировки дома /л.д. 14/.
В соответствии с положениями ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
В силу ч. 1 ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 26 ЖК РФ.
Учитывая, что переустройством и переоборудованием жилых помещений в многоквартирных домах могут быть затронуты публично-правовые интересы, интересы иных проживающих в доме граждан, законодатель в статье 26 Жилищного кодекса Российской Федерации установил для собственника жилого помещения необходимость соблюдения процедуры согласования проведения соответствующих работ, определил пределы компетенции органа местного самоуправления или иного органа, наделенного административно-властными полномочиями, осуществляющего согласование данных работ, и предусмотрел негативные последствия перепланировки или переустройства, проведенных без соблюдения установленных законом требований.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (п. 1.7) определены условия и порядок переоборудования (переустройства, перепланировки) жилых и нежилых помещений и повышение благоустройства жилых домов и жилых помещений. При этом, пунктом 1.7.1 установлено, что переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Однако, в соответствии с ч. 4 ст. 29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Таким образом, законодательство предусматривает возможность сохранения самовольно перепланированного жилого помещения в переустроенном виде в случае отсутствия признаков нарушения прав и законных интересов граждан, если это не создает угрозу их жизни или здоровью и не оказывает влияния на конструктивные особенности здания.
Согласно ч. 4 ст. 17 ЖК РФ, пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 19 Правил пользования жилым помещением, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 января 2006 года N 25, собственник обязан обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения.
В подтверждение доводов об отсутствии нарушений прав иных лиц произведенной перепланировкой, а также об отсутствии нарушений строительных норм и правил, истцом представлен проект перепланировки дома в СПб, выполненный ГУП "ГУИОН СПб".
Разработка проекта перепланировки жилого дома по адресу: <адрес> выполнена лицензированной проектно-конструкторской организацией СПб ГУП "ГУИОН СПб" /л.д. 19-71/, в результате перепланировки кухня 10,2кв.м переделана в 15,7 кв.м; жилые комнаты 9,4 и 7,9 кв.м переделаны в 14,1 кв.м; холодная комната 19,4 кв.м и веранда 7,6 кв.м не восстановлена, на месте комнат 7,9 и 6,7 кв.м, пристройки 8,1 кв.м возведены комната 11,7 кв.м, коридоры 11,4 и 3,1 кв.м, туалет 3,4 кв.м /л.д. 66/.
По сообщению СПб ГУП «ГУИОН СПб» перепланировка, зафиксированная филиалом ГУП «ГУИОН СПб» ПИБ Невского района ДД.ММ.ГГГГ соответствует проекту перепланировки жилого дома от 2011 года. Общая площадь объекта изменилась с 108,65 кв.м на 73,3 кв.м, в том числе веранды 29,6 кв.м. Наружные стены строения изменены по отношению к учт. кад№ и не изменены по отношению к учт. кад.№№ /л.д. 94/.
ДД.ММ.ГГГГ истцом было получено заключение Главного Управления МЧС России по Санкт-Петербургу Управления Госпожнадзора ОГПН Невского района по вопросу применения требований норм пожарной безопасности перепланировки дома, согласно которого отступлений от действующих норм и правил пожарной безопасности в представленных проектных решениях не выявлено /л.д. 73/.
Как следует из представленного истицей проекта перепланировки дома и заключения эксперта N 91-13 от ДД.ММ.ГГГГ "Бюро экспертиз" /л.д. 121-149/ перепланировка, произведённая в <адрес> Станция Нева в С.-Петербурге соответствует проекту, изготовленному СПб ГУП "ГУИОН СПб" и требованиям действующих строительных норм и правил (СНиП) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам (СанПиН) (не ведут к нарушению прочности, переносу или разрушению несущих конструкций дома, нарушению архитектурных и проектных решений фасадов жилого дома, нарушению противопожарных устройств, затруднению доступа к инженерным коммуникациям, разрушению инженерного оборудования); угрозу жизни и здоровью граждан дома не создают. В здании обеспечен необходимый состав помещений, созданы условия для отдыха, гигиенических процедур, приготовления и приёма пищи. Габариты помещений обеспечивают размещение необходимого набора предметов мебели и оборудования. Размещение помещений и их площадь соответствует требованиям к объемно-планировочным решениям, изложенным в гл. 4 СП 55.13330.211. несущие конструкции здания удовлетворяют требованиям гл. 5 СП в части несущей способности и деформативности и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования. В здании обеспечены меры по предупреждению возникновения пожара, обеспечению возможности своевременной эвакуации людей.
Проектом перепланировки предусмотрено изменение конфигурации и наружных границ дома: демонтаж существовавших пристроек к основному строению и возведение новой. В результате внутренней перепланировки образованы помещения: в основном строении – кухня 15,7 кв.м, комнаты 20,6, 9,0 и 14,1 кв.м; в пристройке: коридор 3,1 и 11,4 кв.м, комната 11,7 кв.м и туалет 3,4 кв.м. частично демонтированы существовавшие перегородки и стены, устроены новые перегородки и стены.
По имеющимся доказательствам в материалах дела выводы о нарушении собственниками квартиры строительных норм и правил при проведении перепланировки не следуют. Также не усматривается, что осуществленная перепланировка затрагивает права и интересы иных лиц или создает угрозу их жизни и здоровью, нарушает целостность и надежность несущих и ограждающих конструкций дома в целом.
Как видно из технических паспортов, имеющихся в материалах дела (до перепланировки и после), полезная площадь изменилась в сторону увеличения – с 57,1 до 59,4 кв.м. изменения в сторону уменьшения коснулись неотапливаемой части дома, т.е. равносильной веранде. Кроме того, Администрация Невского района, являясь сособственником дома, также несёт обязанность по восстановлению дома после пожара, поскольку вина третьего лица в причинении ущерба не установлена, однако в судебном заседании представитель ответчика не заявлял о своём намерении частично восстановить уничтоженную часть дома.
В соответствии с положениями ч. 5 ст. 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Таким образом, положения данной статьи, устанавливают правила определения размера общей площади жилого помещения, а не условия производства перепланировки и не содержат запрета на перепланировку квартиры, в результате которой может быть изменен размер общей площади данного жилого помещения.
Иными положениями жилищного законодательства также не установлен запрет на перепланировку, в результате которой может измениться как размер общей площади помещения, так и границы таких помещений.
Препятствий для устранения расхождений между фактическими характеристиками дома и данными технического учета суд не усматривает, поскольку решение суда о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии является основанием для внесения соответствующим органом, осуществляющим технический учет недвижимого имущества, изменений в техническую документацию на жилое помещение.
Таким образом, произведенная истцом перепланировка дома выполнена с целью повышения его благоустройства квартиры, соответствует санитарным, пожарным, строительным нормам и правилам, что следует из заключений компетентных органов и организаций, содержащихся в рабочем проекте СПб ГУП «ГУИОН СПб», которому истицей был заказан соответствующий проект перепланировки.
Кроме того, вывод о том, что с технической точки зрения перепланировка выполнена надлежащим образом, произведенной перепланировкой не нарушаются права граждан в части защиты их жизни и здоровья, суд сделал с учетом оценки заключения специалиста, согласно выводам которой фактические проведенные строительные работы по перепланировке дома соответствуют представленному в материалах дела рабочему проекту.
Принимая во внимание, что работы по перепланировке (переустройству) помещения выполнены в соответствии с требованиями строительных норм и правил, санитарных норм, а полученное в результате перепланировки и переустройства жилое помещение не создает угрозу жизни и здоровью жильцов дома, суд, применяя часть 4 статьи 29 Жилищного кодекса РФ, считает обоснованным требование о сохранении помещения в перепланированном и переустроенном состоянии.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Сохранить произведенную перепланировку в жилом доме по адресу: <адрес>: демонтаж существовавших пристроек к основному строению и возведение новой, частичный демонтаж существовавших перегородок и стен, устройство новых перегородок и стен; образование помещения: в основном строении – кухня 15,7 кв.м, комнаты 20,6 кв.м, 9,0 кв.м и 14,1 кв.м; в пристройке: коридор 3,1 и 11,4 кв.м, комната 11,7 кв.м и туалет 3,4 кв.м.
Решение является основанием для внесения соответствующим органом, осуществляющим технический учет недвижимого имущества, изменений в техническую документацию на жилое помещение.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца.
Судья: