33а-1949/2018 |
судья Соловов А.В. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 августа 2018 года |
г. Рязань |
Судебная коллегия по административным делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего судьи Милашовой Л.В.,
судей Лукашевича В.Е., Логвина В.Н.,
при секретаре Девликамовой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке дело по апелляционной жалобе Дементьевой Юлии Анатольевны на решение Рыбновского районного суда Рязанской области от 30 мая 2018 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований Дементьевой Юлии Анатольевны к администрации МО – Рыбновский муниципальный район Рязанской области о признании незаконным решения №1149 от 11.04.2018 года об отказе в выдаче разрешения на строительство.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Логвина В.Н., объяснения представителя административного истца Алиханяна Р.Т., поддержавшего апелляционную жалобу, объяснения представителя заинтересованного лица Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области Астаховой Т.В., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дементьева Ю.А. обратилась в Рыбновский районный суд Рязанской области с названным административным иском, указав в обоснование, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 879 кв.м., относящегося к категории земель населенных пунктов, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>. 22.03.2018 в отделе архитектуры и градостроительства администрации МО – Рыбновский муниципальный район она получила градостроительный план земельного участка и обратилась к ответчику с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке, приложив соответствующий комплект документов.
Письмом от 11.04.2018 № администрация МО - Рыбновский муниципальный район Рязанской области отказала ей в выдаче разрешения на строительство жилого дома на указанном земельном участке, под предлогом того, что Министерство культуры РФ письмом от 22.02.2017 №, № рекомендовало органам местного самоуправления Рыбновского, Клепиковского районов и города Рязани Рязанской области приостановить выдачу разрешений на строительство в границах территории достопримечательного места и зон охраны объектов культурного наследия, до момента утверждения требований к осуществляемой деятельности и градостроительным регламентам достопримечательного места, приведения действующих зон охраны в соответствие с действующим законодательством РФ.
Считает решение об отказе в выдаче разрешения на строительство незаконным, поскольку оно не содержит ссылок на нарушения норм градостроительного законодательства, препятствует ей пользоваться земельным участком в соответствии с разрешенным видом использования. Полагает, что основания для запрета в осуществлении строительства индивидуального жилого дома отсутствовали, так как принадлежащий ей земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, может быть использован под жилищное строительство, никаких ограничений (сервитутов) на возведение жилого дома не имеется.
В связи с чем, Дементьева Ю.А. просила суд признать незаконным решение администрации МО – Рыбновский муниципальный район Рязанской области от 11.04.2018 №1149 об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №, а также обязать административного ответчика выдать ей разрешение на строительство 2-х этажного индивидуального жилого дома, общей площадью 94,3 кв.м, по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №.
30 мая 2018 года суд принял решение об отказе в удовлетворении административного иска, с чем не согласился административный истец.
В апелляционной жалобе Дементьева Ю.А. просит отменить решение суда первой инстанции, как незаконное, принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска. Указывает на то, что часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) предусматривает отказ в выдаче разрешения на строительство при несоответствии представленных документов разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Приводит доводы о том, что письмо Министерства культуры РФ от 22.02.2017 №, № не является нормативным правовым актом и носит рекомендательный характер. Выявленный объект культурного наследия «Есенинская Русь – место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А.Есенина» Приказом Министерства культуры РФ от 17.09.2015 №2431 включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия федерального значения и утверждены границы его территории, однако требования к осуществлению деятельности и градостроительные регламенты в границах данного памятника до настоящего времени не утверждены. Проект приказа об установлении режимов и регламентов памятника, направленный членам межведомственной рабочей группы письмом Министерства культуры РФ от 12.03.2018 за №105-01, 1-39-СО, также нормативным правовым актом не является. Полагает, что не обязана была предоставлять проект жилого дома, так как в силу части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве объектов индивидуального жилищного строительства. Указывает, что по всем трем действующим нормативным правовым актам об объектах культурного наследия, её земельный участок находится в границах зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности. В соответствии с Правилами землепользования и застройки Вакинского сельского поселения Рыбновского муниципального района Рязанской области, названный в иске земельный участок относится к жилой зоне застройки индивидуальными жилыми домами (территориальная зона Ж). В связи с чем, не согласна с выводом суда о законности оспариваемого решения органа местного самоуправления, мотивированным необходимостью и отсутствием возможности установить соответствие проектной документации вышеуказанным требованиям до их утверждения, а также невозможностью определить допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с требованиями, предъявляемыми в границах территории достопримечательного места.
Заинтересованное лицо - Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Рязанской области, представило письменные возражения относительно апелляционной жалобы, в которых указывает на законность и обоснованность решения Рыбновского районного суда Рязанской области и просит оставить его без изменения. Полагает, что административным истцом в нарушение требований пункта 2 статьи 36 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках культуры и истории) народов Российской Федерации» не разработан и не согласован проект обеспечения сохранности объектов культурного наследия.
Представители административного ответчика, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, на основании части 7 статьи 150, части 1 статьи 307 КАС РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав явившихся лиц, проверив обжалуемое решение на предмет законности и обоснованности в порядке, установленном главой 22 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 ЗК РФ и пунктом 1 статьи 263 ГК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно части 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Из определения, содержащегося в части 1 статьи 51 ГрК РФ, следует, что разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Часть 13 статьи 51 ГрК РФ определяет, что уполномоченные на выдачу разрешений органы отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Дементьева Ю.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 879 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.
Названный земельный участок находится на землях историко-культурного назначения, в границах зон с особыми условиями использования территорий:
-в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия федерального значения Государственного музея-заповедника С.А.Есенина (утв. Постановлением Правительства Рязанской области от 11.04.2006 №62);
-в зоне регулирования застройки объекта культурного наследия федерального значения Усадьбы, в которой в 1895 г. родился и жил поэт С.А.Есенин (утв. Постановлением Правительства Рязанской области от 11.04.2013 №89);
-в границах объекта культурного наследия федерального значения (достопримечательного места) «Есенинская Русь – место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А.Есенина» (Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 17.09.2015 №2431).
Данные обстоятельства подтверждаются сведениями, представленными Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Рязанской области, сообщением филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Рязанской области, градостроительным планом земельного участка от 22.03.2018 года.
Правилами землепользования и застройки Вакинского сельского поселения Рыбновского муниципального района Рязанской области, земельный участок с кадастровым номером 62:13:0180101:892 отнесен к жилой зоне застройки индивидуальными жилыми домами (территориальная зона Ж).
В марте 2018 года Дементьева Ю.А. обратилась в администрацию МО – Рыбновский муниципальный район Рязанской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома на указанном земельном участке.
Письмом № от 11.04.2018 административный ответчик отказал Дементьевой Ю.А. в выдаче разрешения на строительство жилого дома, указав, что Министерство культуры Российской Федерации письмом от 22.02.2017 №.1-55-ВА рекомендовало органам местного самоуправления Рыбновского, Клепиковского районов и города Рязани Рязанской области приостановить выдачу разрешений на строительство в границах территории достопримечательного места и зон охраны объектов культурного наследия до момента утверждения требований к осуществляемой деятельности и градостроительным регламентам достопримечательного места и приведения действующих зон охраны в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации.
Рассматривая заявленные административные исковые требования, суд пришел к правильному выводу о том, что администрация МО – Рыбновский муниципальный район Рязанской области на законных основаниях отказала Дементьевой Ю.А. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном в границах объекта культурного наследия федерального значения «Есенинская Русь – место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина», где до настоящего момента не утверждены требования к осуществляемой деятельности и градостроительным регламентам, в связи с чем невозможно определить допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с требованиями, предъявляемыми в границах территории достопримечательного места.
Судебная коллегия соглашается с этим выводом суда, по следующим мотивам.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1, частям 2 и 4 статьи 99 Земельного кодекса РФ к землям историко-культурного назначения относятся земли: объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), достопримечательных мест. Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются. В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия.
В силу части 2 статьи 56.4 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в целях обеспечения сохранности предмета охраны достопримечательного места в границах территории достопримечательного места органом охраны объектов культурного наследия, в соответствии с категорией историко-культурного значения данного объекта культурного наследия устанавливаются требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места и требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места, включая требования к видам разрешенного использования земельных участков, к хозяйственной деятельности на земельных участках в границах территории достопримечательного места.
Приказом Министерства культуры РФ от 17.09.2015 года №2431 выявленный объект культурного наследия (достопримечательное место) «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина» (<адрес>) включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения и утверждены границы его территории.
Вместе с тем, до настоящего времени требования к осуществлению деятельности и градостроительные регламенты в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А.Есенина», Министерством культуры Российской Федерации не утверждены.
В соответствии с требованиями пункта 9 части 3 статьи 57.3 ГрК РФ в градостроительном плане земельного участка среди прочего должна содержаться информация об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий.
В градостроительном плане земельного участка с кадастровым номером №, выданном 22.03.2018 Дементьевой Ю.А., отражено, что данный участок находится в границах территории объекта культурного наследия федерального значения «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина», однако сведения об ограничениях использования земельного участка, направленных на сохранение особенностей именно этого достопримечательного места, в градостроительном плане отсутствуют.
В связи с этим, как правильно указал суд первой инстанции, у администрации МО – Рыбновский муниципальный район Рязанской области имелись предусмотренные частью 13 статьи 51 ГрК РФ основания для отказа в выдаче разрешения на строительство Дементьевой Ю.А., поскольку до утверждения вышеуказанных требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам достопримечательного места, орган местного самоуправления не может по представленному истицей градостроительному плану земельного участка проверить возможность такого строительства на предмет соблюдения условия о сохранении особенностей достопримечательного места.
Довод суда о том, что органу местного самоуправления также не представляется возможным установить соответствие проектной документации вышеназванным требованиям до их утверждения, не соответствует части 3 статьи 48 ГрК РФ, в силу которой осуществление подготовки проектной документации при строительстве объектов индивидуального жилищного строительства не требуется. Однако данное обстоятельство не было основанием для отказа в выдаче административному истцу разрешения на строительство и, по мнению судебной коллегии, на вывод о законности оспариваемого решения органа местного самоуправления не влияет.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств. Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Рыбновского районного суда Рязанской области от 30 мая 2018 года оставить без изменений, а апелляционную жалобу Дементьевой Юлии Анатольевны – без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи: