Решение по делу № 55-16/2024 (55-715/2023;) от 05.12.2023

Судья Колесникова Т.В.                                                             Дело № 55-16/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Сочи                                                                                          17 января 2024 года

Судебная коллегия по уголовным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Удод Е.В.,

судей Салтыкова Е.В., Овчинниковой А.Ю.,

при ведении протокола помощником судьи Краевым Д.А.,

с участием прокурора Пруц И.В.,

представителя потерпевшей Потерпевший №1 – адвоката Переходькиной Ю.Э.,

осужденного Гараева К.Р.,

защитника Орловой Е.С.,

защитника Целенко Б.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционные жалобы осужденного Гараева К.Р. и адвоката Ковалевича С.А. на приговор Ростовского областного суда от 26 сентября 2023 года, которым

Гараев ФИО22 родившийся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, гражданин <данные изъяты>, <данные изъяты>:

- <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

осужден:

- по п. «д, з, ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ к лишению свободы на срок 18 лет с ограничением свободы на 2 года;

- по п. «в» ч. 4 ст. 162 УК РФ к лишению свободы на срок 12 лет;

- по ч. 2 ст. 167 УК РФ к лишению свободы на срок 4 года.

В соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ, по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний назначено наказание в виде лишения свободы на срок 19 лет 6 месяцев с ограничением свободы на срок 2 года.

<адрес> и Гараеву К.Р. назначено окончательное наказание в виде лишения свободы на срок 20 лет, с отбыванием в исправительной колонии особого режима, с ограничением свободы сроком 2 года с установлением ограничений и возложением обязанности, указанных в приговоре.

Этим же приговором осужден Ефимов ФИО24 родившийся ДД.ММ.ГГГГ, приговор в отношении которого не обжалован, оснований для его пересмотра в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 389.19 УПК РФ, не имеется.

    Этим же приговором разрешен гражданский иск и судьба вещественных доказательств.

    Заслушав доклад судьи Салтыкова Е.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционных жалоб, выслушав выступления осужденного Гараева К.Р., его защитника Орловой Е.С., защитника Целенко Б.П., поддержавших апелляционные жалобы и полагающих приговор подлежащим отмене по доводам апелляционных жалоб, а также прокурора Пруц И.В. и представителя потерпевшей Потерпевший №1 – адвоката Переходькиной Ю.Э., полагающих приговор законным и обоснованным, а потому изменению не подлежащим, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

вердиктом коллегии присяжных заседателей Ефимов Д.А. и Гараев К.Р. признаны виновными:

- в убийстве, то есть причинении смерти другому человеку, совершенном с особой жестокостью, группой лиц, сопряженном с разбоем;

- в разбое, то есть нападении с целью хищения чужого имущества, совершенным с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, группой лиц по предварительному сговору, с применением предметов, используемых в качестве оружия, с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего;

- в умышленном уничтожении чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, совершенные путем поджога.

Преступления Ефимовым Д.А. и Гараевым К.Р. совершены при обстоятельствах, изложенных в приговоре.

Осужденный Гараев К.Р. и действующий в его защиту адвокат Ковалевич С.А., полагая приговор суда незаконным и необоснованным, в поданных жалобах ставят вопрос о его отмене.

Так, адвокат Ковалевич С.А. в апелляционной жалобе и дополнениях к ней обращает внимание суда апелляционной инстанции на несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре фактическим обстоятельствам уголовного дела, установленных судом первой инстанции, и несправедливость приговора.

Указывает, что заявленное ходатайство его подзащитного о частичном прекращении уголовного дела было оставлено без рассмотрения, что в свою очередь свидетельствует о грубом нарушении права подсудимого Гараева К.Р. на защиту, так как имелись предусмотренные ст. 237 УПК РФ основания для возвращения уголовного дела прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом.

В соответствии с правовой позицией Пленума Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в его постановлении № 20 от 22 ноября 2005 года «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей», суд необоснованно отказал в ходатайстве стороны защиты в судебном заседании об исследовании доказательств, не признанных судом недопустимыми 30 августа 2023 года, что в свою очередь ведет к ограничению права на представление доказательств.

Проект вопросного листа председательствующим был изготовлен заранее, что лишило его права выступить в полном объеме в реплике, то есть суд незаконно запретил стороне защиты выполнить свою функцию.

Требования п. 28 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации были нарушены в отношении Гараева К.Р. при установлении его виновности в поджоге, поскольку с учетом положений ч. 1 ст. 339 УПК РФ по каждому деянию, в совершении которого обвиняется подсудимый ставятся три основных вопроса: доказано ли, что деяние имело место, доказано, что это деяние совершил подсудимый, виновен ли подсудимый в совершении деяния, в то время как по данному эпизоду был поставлен один вопрос.

Автор жалобы обращает внимание, что размер наказания является практически максимальным, и не соответствует личности осужденного в следствии чрезмерной суровости.

Как было установлено в суде, Гараев К.Р. активно способствовал следствию, на иждивении имеет малолетнего ребенка, в раннем возрасте остался без родителей, дедушка и бабушка, которые его воспитали, являются престарелыми. Суд не учел, что он является сиротой.

На основании изложенного просит обжалуемый приговор отменить и уголовное дело в отношении Гараева К.Р. возвратить прокурору, для устранения препятствий его рассмотрения.

Осужденный Гараев К.Р. в апелляционной жалобе указывает доводы, аналогичные изложенным в жалобе защитника, обращает внимание, что с обжалуемым приговором он не согласен и считает его незаконным в связи с нарушением уголовно-процессуального закона.

Суд не удовлетворил его ходатайства в отношении звонков родственникам, предоставления копий протокола судебного заседания и в ходатайстве об отводе председательствующего, чем нарушил его право на защиту.

Свидетели ФИО9, ФИО10 и ФИО11 дали отрицательную характеристику на него в присутствии присяжных заседателей, на что суд так же не отреагировал.

Без учета смягчающих обстоятельств, суд вынес наказание больше, чем запрашивал государственный обвинитель, что подтвердило предвзятое отношение к нему на протяжении всего судебного следствия.

Просит приговор Ростовского областного суда от 26 сентября 2023 года в отношении него отменить, дело направить на новое рассмотрение со стадии предварительного слушания.

Представитель потерпевшей Потерпевший №1 – адвокат Переходькина Ю.Э. в возражении на апелляционные жалобы осужденного Гараева К.Р. и его защитника Ковалевича С.А. обращает внимание, что с доводами стороны защиты согласиться нельзя, поскольку они являются надуманными. Вина осужденных доказана и не вызвали сомнения у присяжных заседателей, которые оценили все доказательства, представленные в совокупности. Нарушений не имелось, все ходатайства были разрешены в соответствии с требованием закона. Считает приговор Ростовского областного суда в отношении Ефимова Д.А. и Гараева К.Р. законным и обоснованным и просит оставить его без изменения, а апелляционные жалобы – без удовлетворения.

В судебном заседании осужденный Гараев К.Р., защитники Орлова Е.С. и Целенко Б.П. поддержали доводы апелляционных жалоб и дополнений к ним, прокурор ФИО7 возражала против удовлетворения апелляционных жалоб.

Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, дополнений к ним, возражений на них, судебная коллегия пришла к следующему.

Согласно ст. 389.9 УПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет по апелляционным жалобам, представлениям законность, обоснованность и справедливость приговора.

В соответствии с ч. 2 ст. 297 УПК РФ приговор признается законным, обоснованным и справедливым, если он постановлен в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона и основан на правильном применении уголовного закона.

Исходя из положений ст. 389.27 УПК РФ при пересмотре в апелляционном порядке приговора, вынесенного с участием коллегии присяжных заседателей, не подлежат проверке доводы о несоответствии выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела, установленным судом первой инстанции на основании вердикта коллегии присяжных заседателей.

В силу правовой позиции, выраженной в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 ноября 2012 года № 26 «О применении норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции», в указанном случае достоверность доказательств, относящихся к фактическим обстоятельствам предъявленного лицу обвинения, судом апелляционной инстанции не проверяется.

Как видно из протокола судебного заседания, сторонам разъяснены их права, предусмотренные УПК РФ, в том числе предусмотренные п. 1, 2, 3 ч. 5 ст. 327 УПК РФ.

Коллегия присяжных заседателей сформирована с соблюдением положений ст. 328 УПК РФ. Все кандидаты в присяжные заседатели правдиво ответили на задаваемые им вопросы и представили необходимую информацию о себе и отношениях с другими участниками уголовного судопроизводства. В соответствии с законом сторонам была предоставлена возможность заявления мотивированных и немотивированных отводов кандидатам в присяжные заседатели. При этом не установлено обстоятельств, препятствующих отобранным присяжным заседателям участвовать в судопроизводстве.

После формирования коллегии присяжных заседателей заявлений о ее тенденциозности от сторон не поступило. Присяжным заседателям были разъяснены права, предусмотренные ст. 333 УПК РФ.

Судебное следствие проведено с учетом требований ст. 252, 335 УПК РФ, определяющих пределы судебного разбирательства и особенности судебного следствия в суде с участием присяжных заседателей, а также положений ст. 334 УПК РФ о полномочиях судьи и присяжных заседателей. При этом нарушение закона в ходе судебного следствия, как считают осужденный и его защитник, судом не допущено.

Вопросы допустимости и относимости доказательств были исследованы судом в соответствии с требованиями главы 10 УПК РФ. Сведений о том, что в суде с участием присяжных заседателей исследовались недопустимые доказательства, не имеется. В своих показаниях свидетели ФИО9, ФИО10 и ФИО11 в присутствии коллегии присяжных заседателей не сообщили никаких сведений, отрицательно характеризующих осужденного.

Показания свидетелей, данные ими в ходе предварительного расследования, а также письменные доказательства, являются допустимыми доказательствами, исследование которых при рассмотрении уголовного дела с участием присяжных заседателей произведено в строгом соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона. В связи с этим суд обоснованно сослался на эти доказательства в напутственном слове.

Принцип объективности при произнесении председательствующим напутственного слова присяжным заседателям нарушен не был. Требования, указанные в ст. 340 УПК РФ, соблюдены.

В частности, напоминая об исследованных в суде доказательствах, председательствующий не выражал своего отношения к этим доказательствам и не делал выводов из них. При произнесении напутственного слова председательствующий судья не выражал в какой-либо форме свое мнение по вопросам, поставленным перед коллегией присяжных заседателей.

Текст напутственного слова, после произнесения которого коллегия присяжных заседателей удалилась в совещательную комнату для вынесения вердикта, приложен к протоколу судебного заседания. Замечания стороны защиты на протокол судебного заседания в указанной части судом в установленном законом порядке рассмотрены, и оставлены без удовлетворения.

Из содержания протокола судебного заседания следует, что в необходимых случаях председательствующий останавливал участников судебного разбирательства, как со стороны защиты, так и со стороны обвинения, принимал меры в соответствии с уголовно-процессуальным законом, обращался к присяжным заседателям с просьбой не принимать во внимание определенные обстоятельства при вынесении вердикта.

Участники процесса не были ограничены в правах по участию в прениях сторон и в постановке вопросов перед присяжными заседателями. Председательствующим было предложено всем участникам судопроизводства выступить с репликами.

В прениях сторона обвинения содержание доказательств не искажала, не доводила до сведения присяжных заседателей недопустимую информацию, изложенная государственным обвинителем оценка исследованных доказательств является его позицией относительно поставленных вопросов и не нарушает законодательство.

Вердикт коллегии присяжных заседателей является ясным и непротиворечивым. Оснований для постановления председательствующим в силу положений ч. 4 ст. 348 УПК РФ оправдательного приговора, а также оснований для роспуска коллегии присяжных заседателей согласно требованиям ч. 5 ст. 348 УПК РФ не имеется. Вопреки доводам апелляционной жалобы защитника, в соответствии с ч. 2 ст. 339 УПК РФ судом в вопросном листе поставлен один основной вопрос о виновности Гараева К.Р. в поджоге, являющийся соединением вопросов, указанных в ч. 1 ст. 339 УПК РФ.

Нарушений уголовно-процессуального закона, которые ограничили бы право стороны защиты на представление доказательств, судом не допущено. Заявленные стороной защиты ходатайства, в том числе, об исследовании медицинской справки убитого ФИО13, были разрешены в строгом соответствии с требованиями закона, с учетом пределов судебного разбирательства с участием присяжных заседателей. Оснований для возврата дела прокурору, отводе председательствующего, в связи с чем в удовлетворении данных ходатайств было отказано также обоснованно.

Все квалифицирующие признаки преступлений, в том числе совершение убийства ФИО13 с особой жестокостью, установлены судом правильно. Так, характер и способ применения к нему насилия, локализация повреждений в области жизненно важных органов потерпевшего, их количество, орудие преступления, продолжительность причинения телесных повреждений, а также ведение видеозаписи нанесения повреждений потерпевшему и комментарии осужденных при этом, однозначно свидетельствуют о причинении смерти потерпевшему ФИО13 с особой жестокостью.

Таким образом, квалификация действий Гараева К.Р. является правильной, соответствует описанию в приговоре преступных деяний, в совершении которых осужденный признан виновным на основе обвинительного вердикта коллегии присяжных заседателей.

Вопрос о наказании осужденного Гараева К.Р. разрешен судом в соответствии с положениями ст. 6, 43, 60 УК РФ, с учетом характера и степени общественной опасности совершенных преступлений, данных о его личности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, влияния назначенного наказания на его исправление и на условия жизни его семьи.

При решении вопроса о виде и размере наказания судом обоснованно учитывалась тяжесть и общественная опасность совершенных преступлений. Гараев К.Р. осужден, в том числе, за совершение особо тяжкого преступления против жизни.

При этом суд обоснованно в качестве обстоятельств, смягчающих его наказание в соответствии с п. «и» ч. 1 ст. 61 УК РФ, по п. «д, ж, з» ч. 2 ст. 105, ч. 2 ст. 167 УК РФ, признал активное способствование раскрытию и расследованию преступлений, изобличению и уголовному преследованию другого соучастника; а также наличие малолетнего ребенка – в соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 61 УК РФ.

Обстоятельством, отягчающим наказание осужденного, предусмотренным п. «а» ч. 1 ст. 63 УК РФ, по всем преступлениям обоснованно признан рецидив преступлений.

Состояние опьянения, вызванное употреблением алкоголя, также обоснованно признано обстоятельством, отягчающим его наказание, поскольку Гараев К.Р. не только находился в состоянии опьянения при совершении этих преступлений, но состояние опьянения способствовало их совершению.

Вопреки доводам апелляционных жалоб, не оставлены судом без внимания и данные о личности осужденного, приведенные защитником. Суду первой инстанции было известно, что Гараев К.Р. является сиротой, однако, на момент совершения преступлений ему было больше 25 лет и он сам уже был отцом, в связи с чем основания для признания данного обстоятельства смягчающим отсутствовали. Кроме того, согласно представленным материалам уголовного дела, несмотря на возраст бабушки и дедушки, с которыми он проживал и которые его воспитали, какой-либо материальной помощи он им не оказывал.

На основании вердикта присяжных заседателей Гараев К.Р. не заслуживает снисхождения ни по одному преступлению.

Учитывая вышеизложенное, фактические обстоятельства совершения преступлений, суд обосновано пришел к выводу о необходимости назначения наказания в виде лишения свободы за каждое преступление, правильно не нашел оснований для применения положений ст. 64, 73, ч. 3 ст. 68 УК РФ и для снижения категории совершенных преступлений на основании ч. 6 ст. 15 УК РФ.

Свои выводы суд убедительно и в достаточной степени мотивировал в приговоре, не согласиться с выводами суда у судебной коллегии оснований не имеется.

Назначенное наказание требованиям закона не противоречит, соразмерно содеянному, судом при назначении наказания в достаточной мере учтены все обстоятельства, в том числе и те, которые указаны апелляционных жалобах. Оснований для признания наказания несправедливым судебная коллегия не находит.

Вид исправительного учреждения определен в соответствии с требованиями уголовного закона.

Постановленный судом приговор соответствует требованиям ст. 351 УПК РФ, в нем приведен подробный анализ вердикта коллегии присяжных и обоснования всех выводов суда.

По указанным мотивам судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения приговора.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 389.13, п. 1 ч. 1 ст. 389.20 и ст. 389.28 УПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

приговор Ростовского областного суда от 26 сентября 2023 года в отношении Гараева ФИО25 оставить без изменения, а апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня провозглашения и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев путем подачи кассационных жалобы и (или) представления через суд первой инстанции, то есть через Ростовский областной суд, в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации по правилам гл. 471 УПК РФ.

В случае кассационного обжалования осужденные вправе ходатайствовать о своем участии в заседании суда кассационной инстанции.

Председательствующий

Судьи

55-16/2024 (55-715/2023;)

Категория:
Уголовные
Истцы
Рыжкина Е.А.
Другие
Орлова Екатерина Сергеевна
Гараев Константин Робертович
Ковалевич С.А.
Целенко Борис Петрович
Переходькин Ю.Н.
Понамарева Н.А.
Ефимов Дмитрий Александрович
Суд
Третий апелляционный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
3ap.sudrf.ru
05.12.2023Передача дела судье
17.01.2024Судебное заседание
17.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее