66RS0006-01-2020-000844-28
2а-1896/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 15 июня 2020 года
Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе судьи Агафоновой А. Е., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №32 по Свердловской области к Мартынову И. В. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №32 по Свердловской области (далее - Инспекция) обратилась в суд с административным иском к Мартынову И. В. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц в размере 39 000 рублей, указав, что 22.10.2018 Мартынов И. В. представил в Инспекцию налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2017 год в связи с полученным доходом в размере 582 953 рублей 13 копеек. Сумма налога, подлежащая уплате, составила 75 784 рубля; с налогоплательщика удержана сумма налога в размере 36 784 рублей; сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет 39 000 рублей. В связи с неуплатой налога Инспекцией Мартынову И. В. было простым письмом направлено требование об уплате налога в срок 10.08.2018. До настоящего времени налог не уплачен.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом (л. д. 47), о причинах неявки суд не уведомлен.
Административный ответчик Мартынов И. В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л. д. 48), о причинах неявки суд не уведомлен.
На основании определения от 15.06.2020, вынесенного с учетом положений ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дело подлежит рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и протокола, в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела и дела по заявлению о вынесении судебного приказа, суд оценив все представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно абз. 1, 3 п. 1, абз. 1, 4 п. 2, абз. 2, 3 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Судом установлено, что Инспекцией было оформлено требование < № > по состоянию на 23.07.2017 об уплате налога на доходы физических лиц за 2017 год в размере 39 000 рублей со сроком исполнения 10.08.2018 (л. д. 23).
Данное требование было направлено Мартынову И. В. простым письмом 23.07.2018 (л. д. 25).
В требовании установлен срок исполнения 10.08.2018, следовательно, заявление о взыскании указанной в нем недоимки должно было быть подано не позднее 11.02.2019.
Заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с Мартынова И. В. задолженности по налогу, как следует из отметки на заявлении о выдаче судебного приказа, было подано мировому судье 12.07.2019, то есть с пропуском установленного срока для его подачи; 17.07.2019 мировым судьей судебного участка №1 Орджоникидзевского судебного района г. Екатеринбурга вынесен судебный приказ; 12.08.2019 вынесено определение мирового судьи судебного участка №1 Орджоникидзевского судебного района г. Екатеринбурга об отмене судебного приказа (л. д. 31).
Настоящее административное исковое заявление было подано в суд 26.02.2020 (л. д. 8-10), то есть также с пропуском установленного срока на принудительное взыскание указанного налога. Обращение с административным исковым заявлением в течение шести месяцев либо с незначительным пропуском данного срока (в данном случае 14 дней) со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа не свидетельствует о соблюдении административным истцом установленных законом сроков для принудительного взыскания, связанных с обращением в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, и не освобождает Инспекцию от соблюдения указанных сроков.
Уважительными причинами пропуска срока для подачи административного искового заявления в суд признаются обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного порядка взыскания.
Однако, ни при подаче административного иска, ни после Инспекцией не заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи административного искового заявления, доказательств уважительности причин пропуска срока для обращения в суд не представлено, несмотря на разъяснение предмета доказывания в определении о принятии административного искового заявления и подготовке дела к судебному разбирательству от 06.05.2010, полученном административным истцом, согласно почтовому уведомлению, 01.06.2020 (л. д. 35-39, 47), в связи с чем право на принудительное взыскание с ответчика спорной суммы налога на доходы физических лиц Инспекцией утрачено. При этом, исходя из вышеизложенных обстоятельств, незначительным период пропуска срока, который составляет пять месяцев, не является.
В случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств (ч. 5 ст. 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При таких обстоятельствах административный иск Инспекции удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 16, 175-180, 289, 290, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №32 по Свердловской области к Мартынову И. В. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Судья А. Е. Агафонова