Решение по делу № 2-972/2022 от 08.06.2022

Мотивированное решение суда изготовлено в окончательной форме 20 сентября 2022 года

Дело № 2-972/2022

УИД 33RS0006-01-2022-001415-45

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

13 сентября 2022 года                             город Вязники

Вязниковский городской суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи                         Киселевой Я.В.

при секретаре                                 Андреевой М.Ю.

с участием прокурора                         Шевченко А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вязники гражданское дело по иску Вязниковского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 к Государственному бюджетном учреждению здравоохранения <адрес> «<адрес> больница», Департаменту здравоохранения администрации <адрес> об обязании принять меры к обеспечению лекарственными средствами, взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Вязниковский межрайонный прокурор в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к ГБУЗ ВО «Вязниковская РБ», Департаменту здравоохранения администрации <адрес>, в котором просит, с учетом уточнений, обязать ответчиков принять меры к обеспечению ФИО1 лекарственным средством Кеппра на период нуждаемости в полном объеме с учетом его заболевания и назначения по медицинским показаниям, до момента отмены, а также взыскать с ответчиков в пользу ФИО1 денежные средства в размере 38 497,50 руб., в счет возмещения затрат на приобретение данного препарата.

В обоснование требований указано, что проведенной проверкой установлено, что в ходе проведенной проверки установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р. состоит на диспансерном учете у врача-невролога поликлиники ГЪУЗ ВО «<адрес> больница» с 2015 года с диагнозом: фокальная кортикальная дисплазия полюса левой височной доли, симптоматическая височная эпилепсия, клиническая медикаментозная ремиссия. Согласно заключения консультанта врача-невролога ГБУЗ ВО «Областная клиническая больница», ФИО1 рекомендовано лечение следующими лекарственными препаратами: Левитирацетам 750 мг утром, 750 мг вечером ежедневно, Окскарбазепин 900 мг утром, 900 мг вечером ежедневно. Торговые названия указанных лекарственных средств Трилептал и Кеппра. Из заключения врача-невролога ГБУЗ ВО «Областная клиническая больница» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что назначенные ФИО1 лекарственные препараты рекомендованы под торговыми наименованиями Трилептал и Кеппра с учетом формы эпилепсии, клинической многолетней ремиссии на комбинации именно этих препаратов. Перевод на дженерики Кеппры обладает рисками срыва ремиссии и перехода эпилепсии в фармакорезистентную. Из информации Департамента здравоохранения <адрес> следует, по окончании закупки лекарственных средств ФИО8 будет незамедлительно обеспечена лекарственными препаратами. При этом контроль за полным и своевременным обеспечением граждан, имеющим право на меры социальной поддержки лекарственными препаратами, осуществляется руководителем лечебного учреждения по место проживания граждан. С учетом имеющегося у ФИО1 заболевания длительные перерывы в приеме лекарств могут привести к ухудшению состояния ее здоровья Исходя из норм действующего законодательства инвалиды вправе получать назначенные лекарственные средства за счет бюджета <адрес>, вне зависимости от того имеют ли право на получение лекарственных средств за счет федерального бюджета. Систематическое несвоевременное обеспечение ФИО1 назначенными ей лекарственным препаратом Трилептал и Кеппра свидетельствует о лишении ее возможности использовать предоставленное ФЗ "О государственной социальной помощи" право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, не принятие соответствующих мер ставит под угрозу ее жизнь и здоровье.

Помощник Вязниковского межрайонного прокурора ФИО3 в судебном заседании исковые требования полностью поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом уточнений исковых требований. Просил обратить решение суда к немедленному исполнению, поскольку в обратном случае это может повлиять неблагоприятные последствия для ФИО1

Истец ФИО1 в настоящее судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения извещена надлежащим образом. Суду представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие и поддержании заявленных требований с учетом уточнений.

Представитель ФИО1 по устному заявлению ФИО4 в настоящее судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения извещена надлежащим образом. Ранее в судебном заседании пояснила, что ФИО1 это ее дочь. У дочери имеется диагноз эпилепсия и прописаны лекарственные средства. В настоящее время они должны принимать лекарственные средства Трилептал и Кеппра. Только при одновременном приеме этих препаратов у дочери наблюдается ремиссия. Они пробовали переходить на другие препараты, однако это чревато появлениями приступов. Трилептал они получают на постоянной основе. Кеппру им не выдают, в связи с чем они вынуждены ее приобретать впрок, чтобы не прерывать лечение. На сентябрь 2022 года они приобрели Кеппру на сумму 38 497,50 рублей.

Ответчик ГБУЗ ВО «Вязниковская РБ», извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд представителя не направил. Представил возражения, в которых указывает, что ДД.ММ.ГГГГ Департамент <адрес> вернул документы на повторное рассмотрение, мотивируя отказ принятия документов тем, что протокол врачебной комиссии не содержит обоснованного выбора лекарственного препарата подо торговым наименованием «Кепра». Согласно врачебному заключению ГБУЗ ВО «ОКБ» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначены препараты «Леветирацетам», «Окскарбазепин». Заявку на данные препараты ГБУЗ ВО «Вязниковская РБ» оформляло в программе «Парус», что подтверждается выкопировкой из программы. Сведениями по обеспечению ФИО1 препаратами Трилептал и Кепра ГБУЗ ВО «Вязниковская РБ» не обладает, данные сведения находятся в ООО «Фармация». Согласно распоряжения Департамента здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ контроль за предоставлением государственными учреждениями здравоохранения мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в части мониторинга лекарственного обеспечения возложен на отдел лекарственного обеспечения и фармацевтической деятельности Департамента здравоохранения. Закупка препарата осуществляется «Центром по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения <адрес>. Именно при осуществлении закупки происходит выбор препарата. Закупка производиться по тому наименованию, которое на площадке является самым выгодным в ценовой категории. Заранее определить название препарата, который будет закуплен не представляется возможным. Заявка подаётся на препараты по международному непатентованному наименованию. С учетом вышеизложенного в карте ФИО1 отсутствуют документация оформленная надлежащим образом, через регистрацию Роспотребнадзора о наличии непереносимости препаратов под другими торговыми наименованиями. Таким образом ГБУЗ ВО «Вязниковская РБ» направляет заявки препаратов, необходимых ФИО1 по непатентованному международному наименованию, тем самым принимает все необходимые меры для обеспечения ФИО1 лекарственными препаратами, выполняет свою функцию надлежащим образом и не создаёт оснований для подачи искового заявления в суд.

Ответчик Департамент здравоохранения <адрес> (далее – Департамент), извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился. Суду представил отзыв, согласно которому просил в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Ответчик Департамент здравоохранения <адрес> (далее – Департамент), извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд представителя не направил, представил возражения, в которых указывает на несогласие с иском по доводам, изложенным в возражениях.

Третье лицо ГКУЗ ВО «Центр осуществления закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения <адрес>», извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направил, суду представлены возражения на исковое заявление, просят рассмотреть дело в свое отсутствие.

Третье лицо ООО «Фармация», извещенное о времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направило, просят рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав лиц, присутствующих в судебном заседании, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья 3 Всеобщей декларации прав человека; принята ДД.ММ.ГГГГ Генеральной Ассамблеей ООН).

Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь.

Согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ (далее - Конвенция о правах ребенка, вступила в силу для СССР ДД.ММ.ГГГГ), государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (статья 6 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (пункт 1 статьи 24 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники добиваются полного осуществления данного права и, в частности, принимают необходимые меры для снижения уровней смертности младенцев и детской смертности, обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи (подпункты a и b пункта 2 статьи 24 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ, вступила в силу для Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ; далее - Конвенция о правах инвалидов), признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами-участниками Конвенции о правах ребенка (пункт "г" преамбулы), согласились о том, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка (пункты 1, 2 статьи 7 данной конвенции).

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абзац третий части 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").

Из приведенных норм международного права, Конституции Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.

В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Согласно статье 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Согласно пунктам 1,2 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона №178-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной социальной помощи» (далее – Закон №178-ФЗ), право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе дети-инвалиды.

В силу подп. 1 ст. 6.2 Закона №178-ФЗ, в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включаются, в том числе, обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р. состоит на диспансерном учете у врача-невролога поликлиники ГЪУЗ ВО «<адрес> больница» с 2015 года с диагнозом: фокальная кортикальная дисплазия полюса левой височной доли, симптоматическая височная эпилепсия, клиническая медикаментозная ремиссия с 08.2010г.

В 2015 г. была передана на учет из детской поликлиники с диагнозом криптогенная левосторонняя височная эпилепсия (вероятно,мезиальный левосторонний гиппокампальный склероз),клиническая медикаментозная ремиссия с 08.2010г. Наблюдается у невролога поликлиники ГБУЗ ВО Вязниковская РБ и эпилептолога ГБУЗ ВО ОКБ <адрес>.Согласно заключению эпилептолога ГБУЗ ВО ОКБ ФИО1 нуждается в приеме лекарственных препаратов Леветирацетам 750 мг 2 раза в день постоянно и Окскарбазепин 900 мг 2 раза в день постоянно, которые категорически рекомендованы под торговым названием «Трилептал» и « Кеппра»

Из заключения врача-невролога ГБУЗ ВО «Областная клиническая больница» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что назначенные ФИО1 лекарственные препараты рекомендованы под торговыми наименованиями Трилептал и Кеппра с учетом формы эпилепсии, клинической многолетней ремиссии на комбинации именно этих препаратов. Перевод на дженерики Кеппры обладает рисками срыва ремиссии и перехода эпилепсии в фармакорезистентную.

Как следует из выписки из протокола заседания врачебной комиссии ГБУЗ ВО «Вязниковская РБ» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 состоит на диспансерном учете у врача-невролога поликлиники N° 1 ГБУЗ ВО «Вязниковская РБ» с 2015 года с диагнозом: Фокальная кортикальная дисплазия полюса левой височной доли, симптоматическая височная эпилепсия, клиническая медикаментозная ремиссия. Согласно заключения эпилептолога ГБУЗ ВО «ОКБ» от 28.09.2021г. она нуждается в приеме лекарственных препаратов «Леветирацетам» 750 мг 2 раза в день постоянно, «Окскарбазепин» 900 мг 2 раза в день постоянно. По рекомендации врача-невролога ГБУЗ ВО «ОКБ» ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ эти лекарства ФИО1 категорически рекомендованы по торговым названиям «Трилептал» и «Кеппра» с учетом формы эпилепсии, клинической многолетней ремиссии на комбинации именно этих препаратов. Перевод на дженерики Кеппры обладает рисками срыва ремиссии и перехода эпилепсии в фармакорезистентную. Данная рекомендация обусловлена существующим клиническим пониманием проблемы лечения эпилепсии и согласно рекомендациям экспертного совета Российской противоэпилептической лиги по поводу применения оригинальных и воспроизведенных препаратов (дженериков) в лечении эпилепсии.

Врачебной комиссией ГБУЗ ВО «Вязниковская РБ» направлена дополнительная заявка вДЗАВО на лекарственный препарат «Леветирацетам»(МНН) под торговым наименованием «Кеппра» от 20.01.2022г. . Согласно решения ДЗАВО отДД.ММ.ГГГГ исхода. 23-1643-05-04, обоснований выбора лекарственного препарата Леветирацетам для закупки лекарственного препарата по торговое» наименованию Кепра не установлено, т. к. не зарегистрировано: наличие ухудшения состояние или аллергические реакции при применении Леветирацетама. ФИО1 с момента постановки диагноза G40.3 получала данные препараты по торговом, наименованию Кепра, Трилептал. Врачом - неврологом не установлено ухудшение состояния после их применения.

Вместе с тем, из представленных сведений об отпущенных рецептах усматривается, что ФИО1 не в полной мере обеспечивается лекарственным средством Кеппра, в связи с чем была вынуждена покупать его за собственные средства.

Согласно п.п. 1.3, 1.5, 2.1 Устава ГБУЗ ВО «<адрес> больница», утвержденного приказом Департамента здравоохранения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , учредителем и собственником имущества учреждения является <адрес>. Учреждение является некоммерческой организацией, бюджетным учреждением, финансируемым за счет средств бюджета <адрес>, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета. Основными целями деятельности учреждения, в том числе является обеспечение населения района квалифицированной медицинской помощью в амбулаторных и стационарных условиях. Основным видом деятельности является медицинская деятельность.

Согласно п. 2.9, 2.13 Положения о Департаменте здравоохранения <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , к полномочиям Департамента относится, в том числе, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренных ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ; организация предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством <адрес>, и обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Таким образом, одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. В числе таких гарантий - бесплатное обеспечение лиц, страдающих онкологическими заболеваниями (социально значимыми заболеваниями), за счет соответствующих бюджетных средств (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - <адрес>) в соответствии со стандартами медицинской помощи лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам врачей вне зависимости от наименования и стоимости препарата. Организация такого обеспечения на территории субъекта Российской Федерации - <адрес> относится к компетенции ГБУЗ ВО «<адрес> больница», так и Департамента здравоохранения <адрес>, которые должны предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному обеспечению лекарственными препаратами лиц, страдающих онкологическими заболеваниями. Непринятие мер по обеспечению названных лиц необходимыми им лекарственными препаратами противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания гражданам, страдающим онкологическими заболеваниями, медицинской помощи, включая бесплатное лекарственное обеспечение, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что истец ФИО1 чтобы не прерывать важное лечение, а также не нарушать схему лечения, была вынуждена приобретать лекарственные средства самостоятельно.

Так в 2022 году истцом ФИО1 приобретен лекарственный препарат «Кеппра» на сумму 38 497,50 рублей, которые безусловно подлежат возмещению.

Судом установлено, что в 2020 году у ГБУЗ ВО «<адрес> больница» были полномочия по самостоятельному осуществлению закупки лекарственных препаратов, денежные средства на такую закупку выделялись Департаментом здравоохранения <адрес> на основании соответствующих заявок. С 2021 года ГБУЗ ВО «<адрес> больница» закупку не производит, денежные средства на закупку больнице не выделяются.

С 2021 года закупкой лекарственных препаратов занимается либо Департамент здравоохранения <адрес> («федеральная льгота»), либо ГКУЗ ВО «Центр осуществления закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения <адрес>» («региональная льгота»). Переход обязанности по осуществлению закупки с ГБУЗ ВО «<адрес> больница» на ГКУЗ ВО «Центр осуществления закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения <адрес>» осуществлен на основании Распоряжения Департамента здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медицинской помощи и лекарственном обеспечении».

Вместе с тем, на ГБУЗ ВО «<адрес> больница» по прежнему, возложена обязанность по направлению соответствующих заявок в Департамент здравоохранения о необходимости приобретения соответствующего лекарственного средства. Кроме того, на больницу возложена обязанность выдать рецепт на льготных условиях, согласно Регламента о выписке рецептов, утвержденного Главным врачом ГБУЗ ВО «<адрес> больница» ДД.ММ.ГГГГ а.

На Департамент здравоохранения администрации <адрес>, как на орган государственной власти, возложены обязанности по координации работы подчиненных ведомств, контролю за надлежащим исполнением ими возложенных на них обязанностей и. т.п. По прежнему Департамент здравоохранения является тем органом, который аккумулирует имеющиеся на территории <адрес> потребности в лекарственном обеспечении, а ГКУЗ ВО «Центр осуществления закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения <адрес>» является исполнителем части этих потребностей «по заданию» Департамента здравоохранения.

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что невозможно возложить обязанность по принятию мер к обеспечению лекарственными средствами на льготных условиях на одного из ответчиков, поскольку и ГБУЗ ВО «<адрес> больница», и Департамент здравоохранения <адрес>, каждый, на этапе обеспечения лекарственными средствами пациента, выполняет определенную обязанность (функцию), функционируя, при этом, во взаимосвязи, в зависимости от конкретного этапа процесса обеспечения лекарственным средством. Кроме того, суд учитывает, что исполнение решения суда будет носить длящийся характер, вплоть до отмены необходимости использования изделия медицинского назначения.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о возложении обязанности по принятию мер к обеспечению лекарственным средством «Кеппра» ФИО1 как на ГБУЗ ВО «<адрес> больница», так и на Департамент здравоохранения <адрес>.

Рассматривая требование о взыскании денежных средств, затраченных на покупку лекарственного средства «Кеппра» в размере 38 497,50 руб., суд приходит к выводу о необходимости их удовлетворения и взыскании указанной денежной суммы с Департамента здравоохранения <адрес> ввиду следующего.

Материалами дела подтверждено, что в 2022 году ФИО1 приобретено иглы лекарственное средство на общую сумму 38 497,50 руб.

Как было установлено судом, до 2021 г. у ГБУЗ ВО «<адрес> больница» были полномочия по самостоятельному осуществлению закупки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, денежные средства на такую закупку выделялись Департаментом здравоохранения <адрес> на основании соответствующих заявок. С 2021 года ГБУЗ ВО «<адрес> больница» закупку не производит, денежные средства на закупку больнице не выделяются.

Из вышеприведенного анализа обеспечения ФИО1 в спорный период указанного лекарственного препарата, суд пришел к выводу, что ФИО1 обеспечена не в полном объеме, в связи с чем, в целях беспрерывного лечения была вынуждена приобретать препарат за свой счет.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что вина, выразившаяся в бездействии – в необеспечении лекарственным средством ФИО1 в 2022 году лежит на Департаменте здравоохранения <адрес>. В связи с чем, с Департамента здравоохранения <адрес> в пользу ФИО6 подлежит взыскать затраченные на приобретение лекарственного средства денежные средства в сумме 38 497,50 рублей.

Кроме того, суд считает необходимым разрешить вопрос о распределении судебных расходов.

В силу части 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно части 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В силу статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов пропорционально части удовлетворенных требований, в соответствующий бюджет, согласно нормативам отчислений, установленных бюджетным законодательством.

Таким образом, учитывая требования статьи 333.19 НК РФ, с Департамента здравоохранения <адрес> подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 1 354,93 рублей.

Согласно п. 1 ст. 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Прокурором заявлена просьба об обращении решения суда к немедленному исполнению по причине острой нуждаемости ФИО1 лекарственным средством «Кеппра», необходимостью затрат собственных средств на приобретение лекарственного средства, суд приходит к выводу об обоснованности обращения решения суда к немедленному исполнению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Вязниковского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 к Государственному бюджетном учреждению здравоохранения <адрес> «<адрес> больница», Департаменту здравоохранения администрации <адрес> об обязании принять меры к обеспечению лекарственными средствами, взыскании денежных средств удовлетворить.

Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения <адрес> «<адрес> больница» ИНН <данные изъяты> и Департамент здравоохранения <адрес> ИНН <данные изъяты> принять меры к бесплатному обеспечению ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения паспорт <данные изъяты> лекарственным средством «Кеппра» на период нуждаемости в полном объеме с учетом ее заболевания и назначения по медицинским показаниям, до момента отмены.

Взыскать с Департамента здравоохранения <адрес> ИНН <данные изъяты> в пользу ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения паспорт <данные изъяты> денежные средства в сумме 38 497 рублей 50 копеек в возмещение затрат на приобретение лекарственного средства.

Взыскать с Департамента здравоохранения <адрес> в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 1 354,93 рублей.

Данное решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Вязниковский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме

Председательствующий судья                          Я.В.Киселева

2-972/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Вязниковская межрайонная прокуратура
Горская Юлия Алексеевна
Ответчики
ГБУЗ ВО "Вязниковская районная больница"
Департамент здравоохранения Владимирской области
Другие
ГКУЗ ВО "Центр осуществления закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области"
ООО "Фармация"
Суд
Вязниковский городской суд Владимирской области
Судья
Киселева Янина Викторовна
Дело на сайте суда
viaznikovsky.wld.sudrf.ru
08.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.06.2022Передача материалов судье
10.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.06.2022Судебное заседание
26.07.2022Судебное заседание
23.08.2022Судебное заседание
13.09.2022Судебное заседание
20.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее