Дело № 71/2018 22 января 2018 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Смольнинский районный суд города Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Королевой Н.А.,
При секретаре Корякиной О.А.,
С участием представителя ответчика ЖСК «Муринское-1» Лямичева Е.Н., действующего по ордеру от 15.11.2017 года, доверенности от 29.12.2017 года сроком на 3 года,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галкина В.А. к Жилищно-строительному кооперативу «Муринское-1» о расторжении договора паевого взноса, взыскании денежных средств, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Первоначально истец обратился в суд с иском к ЖСК «Муринское-1», ООО «3» о расторжении договора взыскании с ЖСК «Муринское-1» денежных средств по договору в размере 1 320 435 рублей, с ООО «3» компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, штраф.
В обосновании заявленных требований указывает, что 29 июля 2014 года между Галкиным В.А. и ЖСК «Муринское-1» заключен договор паевого взноса №, пунктом 1.1. которого определен порядок участия члена кооператива во 2 этапе строительства многоквартирного дома путем выплаты паевого и иных установленных взносов с целью получения после окончания 2 этапа строительства многоквартирного дома и надлежащего исполнения членом кооператива своих обязательств в собственность квартиры со следующими характеристиками: однокомнатная (студия) квартира, с условным номером 2-49, расположенная в корпусе 3, секции 3.2, на 4 этаже, в строительных осях 23-24; АА-ГГ, проектной площадью 22,85 кв.м..
Застройщиком многоквартирного дома является ООО «3». Ориентировочны срок ввода объекта в эксплуатацию – 1 кв. 2016 года.
Обязательства по договору истец выполнил в полном объеме в соответствии с условиями договора в сумме 1 320 435 рублей, из которых 420 435 рублей оплата произведена за счет собственных средств, оплата в сумме 900 000 рублей был произведен за счет кредитных средств. Также истцом был оплачен вступительный взнос в размере 30 000 рублей.
23.03.2017 года истцом ответчику было подано заявление о расторжении договора и о выходе из членов кооператива ЖСК «Муринское-1».
Истец, уточнив исковые требования, просит расторгнуть договор паевого взноса № от 29 июля 2014 года, взыскать с ЖСК «Муринское-1» паевой взнос в размере 1 188 402,50 рублей (за исключением 10 %, составляющих 132 034,50 руб.), проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 56 359,58 рублей, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, судебные расходы.
Истец Галкин В.А. в судебное заседание не явился, доверил представление своих интересов представителю.
Представитель истца Галкина В.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представила в суд заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчик представитель ЖСК «Муринское-1» по доверенности в судебное заседание явился, пояснил, что истец являлся членом кооператива, в соответствии с решением конференции ЖСК «Муринское-1» истец выбыл из состава членов кооператива. В соответствии с п. 5.4 договора паевого взноса возврату подлежат денежные средства за минусом 10 %. Аналогичные условия содержатся в инвестиционном договоре, заключенном между ЖСК «Муринское-1» и ООО «3», согласно которому денежные средства в указанном размере удерживаются с ЖСК застройщиком. Не подлежат удовлетворению требования о компенсации морального вреда как не основанные на законе.
Суд, выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 110 ЖК РФ жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных ЖК РФ, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.
Согласно ч. 2, ч. 3 ст. 110 ЖК РФ члены жилищного кооператива своими средствами участвуют в приобретении, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. При проведении реконструкции многоквартирного дома жилищный кооператив в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке реконструкцию этого дома в соответствии с выданным такому кооперативу разрешением на строительство.
Члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. Жилищно-строительный кооператив в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию многоквартирного дома в соответствии с выданным такому кооперативу разрешением на строительство
Согласно ст. 121 ЖК РФ гражданин или юридическое лицо, желающие стать членом жилищного кооператива, подают в правление жилищного кооператива заявление о приеме в члены жилищного кооператива. Заявление о приеме в члены жилищного кооператива должно быть рассмотрено в течение месяца правлением жилищного кооператива и утверждено решением общего собрания членов жилищного кооператива /конференции/. Гражданин или юридическое лицо признается членом жилищного кооператива с момента уплаты вступительного взноса после утверждения решения о приеме в члены жилищного кооператива общим собранием членов кооператива /конференцией/.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 130 ЖК РФ членство в жилищном кооперативе прекращается в случае выхода члена кооператива (добровольного прекращения членства в кооперативе на основании заявления участника).
Согласно ч. 2 ст. 130 ЖК РФ заявление члена жилищного кооператива о добровольном выходе из жилищного кооператива рассматривается в порядке, предусмотренном уставом жилищного кооператива.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, 29 июля 2014 года между Галкиным В.А. и ЖСК «Муринское-1» заключен договор паевого взноса № в отношении квартиры в многоэтажном жилом комплексе «<данные изъяты>», 11 этап строительства, строящемся на земельном участке: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, кадастровый номер №.
В соответствии с п.1.1 договора его предметом является порядок участия истцов во 11 этапе строительства указанного многоквартирного дома путем выплаты паевого и иных установленных взносов с целью получения после окончания 11 этапа строительства многоквартирного дома и надлежащего исполнения членом кооператива своих обязательств в собственность квартиры со следующими характеристиками: однокомнатная (студия) квартира с условным номером 2-49, расположенная в корпусе 3, секции 3.2, на 4 этаже, в строительных осях 23-24; АА-ГГ, проектной площадью 22,85 кв.м.
В соответствии с п. 2.2 указанного договора размер паевого взноса члена кооператива составляет 1 320 435 рублей.
Согласно п. 2.3 указанного договора размер вступительного взноса составляет 30.000 рублей.
Истцом был оплачен паевой взнос в размере 1 320 435 рублей, что подтверждается платежными поручениями от 30.07.2014 г.
23.03.2017 года истцом в адрес ответчика подано заявление о выходе из членов ЖСК и о расторжении договора паевого взноса, которое было получено ответчиком 23.03.2017 года (л.д. 34).
В соответствии с п. 5.2 договора паевого взноса договор может быть расторгнут по взаимному соглашению сторон.
Согласно п. 5.3.2 указанного договора ЖСК вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем внесудебном порядке в связи с прекращением членства члена кооператива в ЖСК (в результате его исключения из членов ЖСК либо в связи с добровольным выходом из ЖСК).
Согласно п. 4.7.2 Устава ЖСК «Муринское-1» правление ЖСК в срок до двух месяцев с момента получения заявления о выходе из кооператива рассматривает данный вопрос и выносит его на утверждение Общему собранию членов кооператива (Конференции), которая в течение месяца выносит соответствующее решение.
В соответствии с п. 5.5 договора паевого взноса в случае прекращения членства члена кооператива в ЖСК договор считается прекращенным с момента утверждения решения правления о выходе члена кооператива решением общего собрания (конференции) ЖСК.
В соответствии с протоколом конференции ЖСК «Муринское-1» № от 27 июня 2017 года истец выведен из членов ЖСК «Муринское-1», в связи с чем договор паевого взноса, заключенный между сторонами, прекратил свое действие 27.06.2017 года, соответственно требования истца о расторжении договора не подлежит удовлетворению.
Согласно п. 4.7.3 Устава ЖСК «Муринское-1» при вынесении решения по заявлению члена кооператива о выходе в добровольном порядке и расторжении договора паевого взноса разрешаются вопросы, связанные с возвратом денежных средств внесенных по договору. Возврат денежных средств осуществляется не позднее чем через месяц с момента утверждения решения о выходе члена из кооператива.
Пунктом 4.5 Устава ЖСК «Муринское-1» также предусмотрено, что вступая в кооператив, лицо, в отношении которого принято решение Правления о принятии его в члены кооператива, заключает с кооперативом договор паевого взноса, закрепляющий за членом кооператива жилое помещение и конкретизирующий порядок исполнения обязательств. В договоре паевого взноса существенными условиями являются порядок и последствия расторжения договора паевого взноса, а также исключения и выхода из кооператива.
Пунктом 5.5 договора паевого взноса, заключенного между сторонами, предусмотрено, что выплата денежных средств члену кооператива в случаях, предусмотренных п. 5.3 и в порядке, предусмотренном п. 5.4 договора производится в срок не позднее чем через два месяца со дня принятия соответствующего решения Общим собранием членов кооператива (Конференцией).
Согласно п. 5.4 указанного договора в случае прекращения членства члена кооператива в ЖСК и расторжения договора (одностороннего отказа от его исполнения) по основаниям, установленным п. 5.3 Договора, ЖСК выплачивает члену кооператива денежные средства, внесенные им в качестве паевого взноса, с удержанием 10 % от размера паевого взноса выплаченного членом кооператива на дату возникновения основания для возврата денежных средств.
Таким образом, возврат истцу денежных средств по договору паевого взноса в связи с его расторжением должен был быть осуществлен ответчиком не позднее 27.07.2017 года. Однако возврат денежных средств, внесенных по договору, ответчиком до настоящего времени не осуществлен.
Поскольку на момент принятия судом решения срок возврата денежных средств в связи с расторжением договора паевого взноса наступил, ответчиком данные обязательства не исполнены, то с ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма в размере 1 188 391,50 рублей с удержанием 10 % от размера выплаченного паевого взноса (1 320 435 -132 043,50).
Поскольку на момент принятия судом решения срок возврата денежных средств в связи с расторжением договора паевого взноса наступил, ответчиком данные обязательства не исполнены, исковые требования истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужим денежными средствами подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкойБанка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Истцом представлен расчет процентов за период с 23.05.2017 года по 05.12.2017 года по ст. 395 ГК РФ, проверив который суд считает его неверным, поскольку неверно определена дата начала просрочки. Учитывая, что денежные средства должны быть возращены были быть не позднее 27.07.12017 года, начало просрочки исчисляется с 28.07.2017 года.
Таким образом, за период с 28.07.2017 года по 05.12.2017 года подлежат взысканию проценты в размере 36 799 рублей 44 копеек, исходя из следующего расчета:
За период с 28.07.2017 по 17.09.2017 года 1 188 391,50 х 9% : 365 х 52 дн. = 15 237,46 руб.
За период с 18.09.2017 по 29.10.2017 года 1 188 391,50 х 8,50% : 365 х 42 дн. = 11 623,45 руб.
За период с 30.10.2017 по 05.12.2017 года 1 188 391,50 х 8,25% : 365 х 37дн. = 9 938,53 руб.
Нет оснований для взыскания с ответчика компенсации морального вреда.
Моральный вред - физические или нравственные страдания, испытываемые гражданином при нарушении его личных неимущественных или иных нематериальных благ. Право на компенсацию морального вреда возникает при наличии предусмотренных законом условий и оснований ответственности за причинение морального вреда.
Согласно статье 151 ГК РФ компенсации подлежит моральный вред, причиненный действиями, нарушающими личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. Моральный вред, связанный с нарушением имущественных прав граждан, подлежит компенсации только при наличии специального указания об этом в законе.
При этом закон выделяет четыре условия, при которых возможна компенсация морального вреда: наличие морального вреда; противоправность действий (бездействия) нарушителя; причинно-следственная связь между действиями нарушителя и вредом; вина нарушителя.
Если хотя бы одно из этих условий отсутствует, то обязанности компенсировать моральный вред не возникает. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.
Суд полагает, что требования истца о взыскании компенсации морального вреда удовлетворению не подлежит, поскольку нарушений каких-либо прав истца со стороны ответчика не установлено, как и обстоятельств нарушения его личных неимущественных прав виновными действиями ответчика.
Согласно правовой позиции, сформулированной в п. 7Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" законодательством о защите прав потребителей не регулируются отношения граждан с товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, жилищными накопительными кооперативами, садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан, если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях. Закон о защите прав потребителей распространяется только на отношения по поводу предоставления этими организациями гражданам, в том числе и членам этих организаций, платных услуг (работ).
Также на ответчика не может быть возложена обязанность компенсации морального вреда в силу ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" и штрафа в соответствии со ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1, посколькуна спорные правоотношения положения Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" не распространяются.
Подлежат удовлетворению требования истца о взыскании расходов пропорционально удовлетворенным требованиям расходы по оплате государственной пошлины с ЖСК «Муринское-1» в размере 14 569,60 руб., что составляет 98,43 % от заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░-1» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 188 391 ░░░░░ 50 ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 36 799 ░░░░░░ 44 ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 14 569 ░░░░░░ 60 ░░░░░░, ░ ░░░░░ 1 239 760 (░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░░░░░░ 54 ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 25 ░░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░