Дело № 2а-1-27/2020
УИД 12RS0016-01-2019-001501-25
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 января 2020 года город Козьмодемьянск
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Малышева И.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Журавлевой Е.В.,
с участием представителей административного истца Сурновой Е.В. (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год, диплом КС №, квалификация Юрист по специальности Юриспруденция) и Наумовой О.В (доверенность № ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год, диплом бакалавра от ДД.ММ.ГГГГ),
представителя административного ответчика ГБУ Республики Марий Эл «Горномарийская станция по борьбе с болезнями животных» - начальника Альмяшкина А.П. и Шитова В.Н. (диплом о высшем юридическом образовании № от ДД.ММ.ГГГГ),
представителя административного ответчика Комитета ветеринарии Республики Марий Эл Егошиной И.А. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год, диплом бакалавра (030900 Юриспруденция) от ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску
Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл
в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц
к Комитету ветеринарии Республики Марий Эл и государственному бюджетному учреждению (ГБУ) Республики Марий Эл «Горномарийская станция по борьбе с болезнями животных»
об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований,
установил:
Руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл Булатова С.И. в исковом заявлении указывает, что на территории Горномарийского района имеется 4 сибиреязвенных скотомогильника. Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 28 ноября 2012 г. № 437 "О государственной программе Республики Марий Эл "Ветеринарное благополучие Республики Марий Эл на 2013 - 2025 годы" утверждена государственная программа Республики Марий Эл «Ветеринарное благополучие Республики Марий Эл на 2013-2020 годы». В рамках этой программы реализуется подпрограмма "Меры по обеспечению безопасности сибиреязвенных скотомогильников на территории Республики Марий Эл". Участниками данной программы являются государственные бюджетные учреждения Республики Марий Эл, находящиеся в ведении Комитета ветеринарии Республики Марий Эл
В соответствии с п.1 Распоряжения Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 19.05.2016 г. № 1116«Об имуществе государственной собственности Республики Марий Эл» (далее -распоряжение), право оперативного управления на имущество закреплено за государственными учреждениями, находящимися в ведении Комитета ветеринарии Республики Марий Эл, по перечням согласно приложениям 1-9.
В соответствии с приложением 2 указанного Распоряжения на праве оперативного управления за ГБУ РМЭ «Горномарийская станция по борьбе с болезнями животных» закреплено 4 скотомогильника, расположенные по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>.
Все сибиреязвенные скотомогильники поставлены на кадастровый учет и имеют кадастровый № у скотомогильника, расположенного по адресу: <адрес>; № у скотомогильника, расположенного по адресу: <адрес>; № у скотомогильника, расположенного по адресу: <адрес>; № у скотомогильника, расположенного по адресу: <адрес>
В соответствии с Реестром санитарно-эпидемиологических заключений Роспотребнадзора сибиреязвенные скотомогильники не имеют санитарно-эпидемиологических заключений на проекты санитарно-защитных зон, также не установлен размер санитарно-защитных зон всех 4 скотомогильников, что подтверждается отсутствием Решений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Согласно п. I ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение окружающей среде.
Согласно п. 7.1 СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы» организация мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения безопасности сибиреязвенных захоронений органы исполнительной власти субъекта:
- проводят работы по содержанию в надлежащем санитарном состоянии сибиреязвенных скотомогильников, биотермических ям, отдельных старых захоронений животных, павших от сибирской язвы: устанавливают ограждения по всему периметру, исключающие случайный доступ людей и животных, формируют по всему внутреннему периметру канавы и обозначают их предупреждающими табличками с надписью "сибирская язва";
- принимают меры по обеззараживанию почвы в местах с достоверно установленными границами захоронений трупов животных, павших от сибирской язвы;
- обеспечивают контроль за недопущением использования территорий, находящихся в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника, для проведения какой-либо хозяйственной деятельности (организации пастбищ, пашни, огородов, водопоев, работ, связанных с выемкой и перемещением грунта, строительства жилых, общественных, промышленных или сельскохозяйственных зданий и сооружений.
В соответствии с п.7.4 указанных правилвокруг почвенных очагов сибирской язвы устанавливается санитарно-защитная зона, размер которой определяется с учетом особенностей местности и вида предполагаемых работ.
Вопросы организации санитарно-защитных зон регулируются СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», Правилами установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утверждённых Постановление Правительства РФ от 03.03.2018г. N 222, СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы».
В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» скотомогильники отнесены к объектам I класса опасности с ориентировочным размером санитарно-защитной зоны 1000 метров (п. 7.1.12, класс I, поз. 3 «Скотомогильники с захоронением в ямах»).
Такой же размер санитарно-защитной зоны указан в п. 5.4 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 № 13-7-2/469.
Конкретные размеры и границы санитарно-защитной зоны определяется в проекте санитарно-защитной зоны.
Общие требования к режиму использования территории санитарно-защитных зон установлены п. 5 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018г. N 222, согласно которому в границах санитарно-защитной зоны не допускается использование земельных участков в целях размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения садоводства; размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями.
Порядок установления размера санитарно-защитных зон также определён Правилами установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018г. N 222 (далее - Правила).
В соответствии с п/п «а» п. 3 Правил установление размеров санитарно-защитных объектов I и II класса опасности, а также объектов, не включённых в санитарную классификацию, осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Пунктом 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 установлено, что в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
В соответствии с п. 2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.
В соответствии 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I-II класса опасности является обязательной.
Согласно п.4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.
В соответствии п. 1 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 г. № 222 санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 3 марта 2018 г. N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" (с изменениями и дополнениями) правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления. В соответствии с Правилами установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденными постановлением Правительства РФ от 3 марта 2018 г. N 222:13. Заявление об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны и документы, указанные в пункте 14 настоящих Правил, представляются или направляются в уполномоченный орган лицами, указанными в пунктах 6, 7, 9 и 10 настоящих Правил, по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителей или иными лицами на основании заключения договора с заявителями.
14. К заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются: а) проект санитарно-защитной зоны; б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
16. Проект санитарно-защитной зоны содержит: а) сведения о размерах санитарно-защитной зоны; б) сведения о границах санитарно-защитной зоны (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе в электронном виде); в) обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека; г) перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил; д) обоснование возможности использования земельных участков для целей, указанных в подпункте "б" пункта 5 настоящих Правил, в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (в случае, если в проекте не предусмотрено установление таких ограничений использования земельных участков).
17. Уполномоченный орган в срок не более 15 рабочих дней со дня поступления одного из заявлений, указанных в пункте 3 настоящих Правил, принимает решение об установлении санитарно-защитной зоны, о ее изменении или прекращении ее существования и направляет принятое решение заявителю либо направляет заявителю уведомление об отказе в принятии соответствующего решения с мотивированным обоснованием.
В случаях, указанных в пункте 6 настоящих Правил, уполномоченный орган в течение 2 рабочих дней со дня принятия им соответствующего решения направляет копию такого решения в орган государственной власти, орган местного самоуправления, организацию, уполномоченные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на выдачу разрешения на строительство объекта, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
18. В решении об установлении санитарно-защитной зоны указываются: а) наименование объекта, в отношении которого устанавливается санитарно-защитная зона, адрес такого объекта (в отношении вновь создаваемого объекта указывается наименование объекта в соответствии с проектной документацией такого объекта и адрес (при его отсутствии сведения о местоположении) земельного участка, на котором планируется строительство такого объекта); б) ограничения использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил; в) информация о направлении сведений о санитарно-защитной зоне для их внесения в Единый государственный реестр недвижимости после выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства в случае принятия такого решения на основании заявления, указанного в пункте 6 настоящих Правил.
20. К решению об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны прилагаются сведения о границах такой зоны, которые должны содержать наименование административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек ее границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
21. Сведения об ограничениях использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, указываются в решении об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны или в приложении к указанному решению в соответствии со сведениями, содержащимися в проекте санитарно-защитной зоны, на основании которого принято решение.
23. Копия решения об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны, копия решения о прекращении существования санитарно-защитной зоны направляются уполномоченным органом в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и представление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения, а в случаях, указанных в пункте 6 настоящих Правил, - со дня получения копии разрешения на строительство объекта капитального строительства.
ГБУ Республики Марий Эл «Горномарийская СББЖ» является надлежащим ответчиком. Утверждение ответчика о том, что данные скотомогильники являются недействующими (законсервированными) и вокруг них не нужно устанавливать СЗЗ является недопустимым и не соответствует установленным нормам законодательства.
Законодательные акты Российской Федерации определяют земельные участки, на которых расположены скотомогильники, как зоны специального назначения, объекты, влияющие на состояние подземных вод (Градостроительный кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ). Учитывая особую опасность захоронений, данные объекты должны быть поставлены на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, поскольку иное может привести к утрате места расположения скотомогильника, его несанкционированному вскрытию и последующему заражению людей и животных.
Скотомогильники - это специально оборудованные места, отведенные для захоронения биологических отходов. Правила размещения и строительства скотомогильников установлены в Ветеринарно-санитарных правилах сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов от 04.12.1995 № 13-7-2/469. Установление санитарно-защитной зоны (далее - СЗЗ) скотомогильника подчиняется правилам, которые являются общими для всех санитарно-защитных зон. К ним относятся: Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов 1-111 класса опасности является обязательной (пункты 3.1, 310 СанПиН. Установление, изменение размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств 1 и 11 класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации (п. 4.2 СанПиН.
В соответствии с Положением о Комитете ветеринарии Республики Марий Эл, утвержденным Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 5 июля 2007 г. N 171 "О Комитете ветеринарии Республики Марий Эл" (с изменениями и дополнениями) Комитет в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, предусмотренных на реализацию возложенных на Комитет функций (п. 12).
С учетом указанного истец просит привлечь Комитет ветеринарии Республики Марий Эл в качестве соответчика по настоящему делу, заинтересованного лица - Марийскую межрайонную природоохранную прокуратуру.
Настоящее исковое заявление подается в интересах неопределенного круга лиц, поскольку количество лиц, права которых нарушаются не соблюдением требований санитарно-эпидемиологического законодательства ГБУ РМЭ «Горномарийская станция по борьбе с болезнями животных», не являются постоянным, изменяется, в связи, с чем конкретные лица не могут быть определены, индивидуализированы, привлечены в процессе в качестве истцов.
Согласно подпункту 13 пункта 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл от уплаты государственной пошлины освобождено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 46, 131, 132 ГПК РФ, ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-Ф «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» истец просит суд обязать ответчика ГБУ Республики Марий Эл «Горномарийская станция по борьбе с болезнями животных» в течение 24 месяцев со дня вступления решения в законную силу:
1) разработать проект санитарно-защитных зон и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта санитарным правилам, а также установить размеры санитарно-защитных зон для 4 скотомогильников, находящихся по адресам:
<адрес>;
<адрес>;
<адрес>;
<адрес>
в соответствии с требованиями п. 2.1, п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», Правилами установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018г. N 222, п. 7.4 СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы»,
2) обязать Комитет ветеринарии Республики Марий Эл обеспечить финансирование ГБУ Республики Марий Эл «Горномарийская станция по борьбе с болезнями животных» на вышеуказанные цели.
Определением от 18.12.2019 суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
Представители административного истца Сурнова Е.В. и Наумова О.В. в судебном заседании административный иск полностью поддержали и просили удовлетворить его.
Представители административных ответчиков - Комитета ветеринарии Республики Марий Эл Егошина И.А. и государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «Горномарийская станция с болезными животных» (ГБУ Республики Марий Эл «Горномарийская СББЖ») Альмяшкин А.П. и Шитов В.Н. административный иск не признали. В своих возражениях и в судебном заседании по существу иска указали, что в силу п. 1.5 Устава ГБУ Республики Марий Эл «Горномарийская СББЖ» Учреждение является некоммерческой организацией. В силу п. 1.6 Устава Учреждение находится в ведомственном подчинении Комитета ветеринарии Республики Марий Эл. Согласно п. 5.1 Устава финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется в виде субсидий из бюджета Республики Марий Эл. Таким образом, самостоятельных источников финансирования на цели, указанные в исковом заявлении, ответчик не имеет, истец также не указал на возможные источники финансирования. Указанное обстоятельство может повлечь неисполнимость судебного акта.
Кроме того, собственником четырех сибиреязвенных скотомогильников Горномарийского района является Республика Марий Эл, что подтверждается Свидетельствами о государственной регистрации права от 28.07.2015 года.
Актом от 19.05.2016 указанные скотомогильники закреплены за ответчиком только на праве оперативного управления.
Следовательно, иск заявлен в отношении ненадлежащего ответчика.
Ответчик заявленные исковые требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из Устава государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «Горномарийская станция по борьбе с болезнями животных» (п. 1.2), утвержденного приказом Комитета ветеринарии Республики Марий Эл от 16 мая 2011 г. № 41, и согласованного распоряжением Министерство государственного имущества Республики Марий Эл от 03 июня 2011 г. № 727, учредителем Учреждения выступает Республика Марий Эл. Полномочия учредителя осуществляет Комитет ветеринарии Республики Марий Эл, координирующий и регулирующий деятельность учреждения в области ветеринарии, полномочия собственника имущества - Министерство государственного имущества Республики Марий Эл.
Таким образом, самостоятельных источников финансирования на цели, указанные в исковых требованиях истца, ответчик не имеет, истец также возможные источники финансирования на цели, указанные в своих исковых требованиях, не указал. Ответчик считает, что данное обстоятельство может повлечь неисполнимость решения суда.
Обращение в суд по основаниям, заявленным истцом, допустимо при правильном оформлении административных исковых требованиях к надлежащему административному ответчику и привлечении заинтересованных лиц в строгом соответствии с предусмотренными Федеральным законом способами защиты нарушенного права.
По существу заявленного иска ответчик имеет следующие возражения.
1. В соответствии с пунктом 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. № 222 «Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» решение в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями (далее - санитарная классификация), групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию, об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Скотомогильники согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» относятся к I классу опасности.
Таким образом, полномочиями по установлению санитарно-защитных зон в отношении скотомогильников обладает Главный санитарный врач Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным ответчик считает требования истца необоснованными и некорректными, поскольку ответчик не обладает соответствующими полномочиями.
2. На территории Горномарийского района имеется 4 сибиреязвенных скотомогильника. Указанные скотомогильники являются недействующими (законсервированными). Уже более 80 лет на их территории захоронения не производятся и они не эксплуатируются. Последние случаи захоронения были произведены в 1936, 1938, 1939 годах.
В настоящее время порядок установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. № 222 «Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон».
Пунктом 1 настоящих Правил определено, что санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
Таким образом, настоящие Правила не регламентируют обязанность восстановления санитарно-защитных зон к законсервированным и не эксплуатирующимся скотомогильникам.
Правовая необходимость в дополнительном установлении санитарно-защитных зон к скотомогильникам отсутствует, так в настоящее время в соответствии с разграничением полномочий государственная ветеринарная служба руководствуется не СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» и постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13 мая 2010 г. № 56 «Об утверждении СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы», а приказом Минсельхоза России от 14 августа 2017 г. № 403 «Об утверждении Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов сибирской язвы» и Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом Российской Федерации от 4 декабря 1995 г. № 13-7-2/469.
Пунктом 5.4 настоящих Правил санитарно-защитные зоны к скотомогильникам установлены до жилых построек в размере 1000 метров, до скотопрогонов это 200 метров и до дорог в зависимости от их категорий от 50 до 300 метров.
На период образования этих скотомогильников нормативное регулирование в этой области отсутствовало. Первые нормы по утилизации были определены лишь с 1940 года в Инструкции Наркомзема СССР от 7 февраля 1940 г. «О ветеринарно-санитарном надзоре за уборкой, утилизацией и уничтожением трупов животных».
Далее эти правила претерпели изменение в 1951 г. (Ветеринарно-санитарные правила при утилизации, уборке и уничтожении трупов животных и отходов, получаемых при переработке сырых животных продуктов, утверждены Министерством сельского хозяйства СССР 6 апреля 1951 г.).
Поскольку указанные Правила в настоящее время не имеют юридической силы, необходимо руководствоваться Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом Российской Федерации от 4 декабря 1995 г. № 13-7-2/469.
Также необходимо обратить внимание, что СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» претерпели изменения.
В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 9 сентября 2010 г. № 122 «Об утверждении СанПиН 2.2.1/2.1.1.2739-10 «Изменения и дополнения № 3 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция» пункт 1.2 регламентирует порядок установления санитарно-защитных зон к вновь вводимым в эксплуатацию объектам.
Поскольку указанные скотомогильники находятся на стадии консервации и не эксплуатируются, разработка проектной документации по установлению санитарно-защитных зон не требуется.
В целях обеспечения безопасности сибиреязвенных захоронений ответчик своевременно проводит работы по надлежащему санитарному состоянию сибиреязвенных скотомогильников, устанавливает ограждения по всему периметру, исключающие случайный доступ людей и животных, обозначает их предупреждающими табличками с надписью «сибирская язва», в настоящее время обустроены 3 сибиреязвенных скотомогильника.
Согласно письму председателя Комитета ветеринарии Республики Марий Эл от 16.08.2017 № 04-05/2077 на цели Законом Республики Марий Эл от 20.12.2016 № 50-З выделены 5 203,1 тыс. руб.
Следует также отметить, что в порядке постоянного ветеринарно-санитарного контроля за состоянием скотомогильников ответчик систематически 2 раза в год (весна, осень) отбирает пробы почвы с них для проведения лабораторных исследований, анализ проб отрицательный (результаты за 2017-2019 г.г. прилагаются).
Таким образом, ответчики считают требования истца необоснованными.
На основании изложенного ответчики Комитет ветеринарии Республики Марий Эл и государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл «Горномарийская станция по борьбе с болезнями животных» просят суд отказать в удовлетворении административного иска в полном объеме.
Заинтересованное лицо Министерство государственного имущества просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя и представило письменный отзыв по существу административного иска, в котором указало следующее.
Государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл «Горномарийская станция по борьбе с болезнями животных» является подведомственным учреждением Комитета ветеринарии Республики Марий Эл, который координирует и регулирует деятельность в области защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
ГБУ РМЭ «Горномарийская станция по борьбе с болезнями животных» является правообладателем скотомогильников. Мингосимущество РМЭ является ненадлежащим ответчиком по данному административному иску, так как не координирует деятельность ГБУ РМЭ «Горномарийская станция по борьбе с болезнями животных», подведомственного Комитету ветеринарии Республики Марий Эл, а лишь осуществляет полномочия по закреплению имущества и контролю за его использованием.
Министерство государственного имущества Республики Марий Эл, ссылаясь на судебную практику, полагает, что исполнение ответчиками - органами исполнительной власти Республики Марий Эл или ГБУ РМЭ «Горномарийская станция по борьбе с болезнями животных» полномочий по установлению санитарно-защитных зон повлечет нецелевое использование бюджетных средств республики на исполнение полномочий, возложенных на федеральные органы за счёт федеральных средств.
Проект санитарно-защитной зоны с обоснованием её размеров, постановление об утверждении СЗЗ скотомогильников Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации не представлен.
Заинтересованное лицо просит в удовлетворении административного иска отказать.
Выслушав стороны, изучив отзывы заинтересованных лиц, изучив материалы дела, суд при ходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Для признания решения, действия (бездействия) должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца. В иных случаях принимается решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В силу ч. 1 ст. 40 КАС РФ Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Установлено судом, что в Горномарийском районе Республики Марий Эл имеется 4 скотомогильника с захоронениями животных, павших от сибирской язвы, расположенных по адресам:
<адрес>;
<адрес>;
<адрес>
<адрес>.
При этом санитарно-защитные зоны на скотомогильниках отсутствуют, а также отсутствуют проекты санитарно-защитных зон, прошедших санитарно-эпидемиологическую экспертизу и имеющих санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам и нормативам, и сведения в ЕГРН.
Согласно сведения из ветеринарно-санитарных карточек скотомогильники населенными пунктами не пользуются, являются законсервированными.
Пунктами 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.
Требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству определены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН).
Согласно разделу VII СанПиН для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон.
Скотомогильники с захоронением в ямах отнесены к I классу санитарной классификации, при этом для объектов, входящих в данный класс, ориентировочный размер санитарно-защитной зоны составляет 1000 м. (пункт 7.1.12 раздела VII СанПиН).
Вместе с тем конкретные размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I-III класса опасности является обязательной (пункты 3.1, 3.10 СанПиН). Установление, изменение размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации (пункт 4.2 СанПиН).
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" на правообладателей объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу указанного постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, возлагается обязанность в срок не более одного года со дня вступления в силу данного постановления проведения исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и предоставления в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявления об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 утвержденных указанным постановлением Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее - Правила установления санитарно-защитных зон).
Как следует из материалов дела, в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения об объектах недвижимости - сибиреязвенных скотомогильниках, расположенных по адресам:
1) <адрес>, запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ №, 2),
2) <адрес>, запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ №,
3) <адрес>, запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ №,
4) <адрес>, запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Вид права всех 4 скотомогильников - собственность, субъект права - Республика Марий Эл.
Распоряжением Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 19.05.2016 № 1116 «Об имуществе государственной собственности Республики Марий Эл», в соответствии со статьями 209.214, 299 ГК РФ, ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах органиазции законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации», постановлением Правительства Республики Марий Эл от 10.04.2003 № 101 «О Порядке закрепления имущества государственной собственности Республики Марий Эл за унитарными предприятиями Республики Марий Эл на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, за государственными учреждениями Республики Марий Эл - на праве оперативного управления и передачи государственного имущества в безвозмездное пользование», во исполнение подпрограммы «Меры по обеспечению безопасности сибиреязвенных скотомогильников на территории Республики Марий Эл» государственной программы Республики Марий Эл «Ветеринарное благополучие Республики Марий Эл на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 28.11.2012 № 437, закреплены на праве оперативного управления за государственными бюджетными учреждениями Республики Марий Эл, подведомственными Комитету ветеринарии Республики Марий Эл, имущество, по перечням согласно приложениям 1-9, в том числе: приложение 2, 4 скотомогильника, расположенные в Горномарийском районе Республики Марий Эл, с кадастровыми номерами № (д. Снуково), № (<адрес>), № (<адрес>), № (д. Новые Тарашнуры).
Вместе с тем постановление об утверждении санитарно-защитной зоны данных скотомогильников Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации не принималось. Проект санитарно-защитной зоны с обоснованием ее размеров в материалы дела не представлен.
Комитет ветеринарии Республики Марий Эл не является органом, уполномоченным разрабатывать проекты (устанавливать размеры санитарно-защитных зон для скотомогильников в соответствии с требованиями п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», Правилами установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018г. N 222, п. 7.4 СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы», и что действующие в настоящее время нормативные правовые акты не устанавливают обязанности создания санитарно-защитной зоны вокруг действующих объектов. У административного ответчика отсутствуют полномочия по закону в части принятия мер по разработке и представлению проектов расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон исходя из следующего.
Согласно ст. ст. 5, 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Между тем, такое регулирование не может быть произвольным и должно осуществляться в соответствии с федеральным законодательством, в пределах предоставленных полномочий и не нарушать принцип разделения вопросов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
В круг полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации включено решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных (подп. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Согласно статье Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 "О ветеринарии" организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению, защита населения от болезней, общих для человека и животных, относится к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Положение о Комитете ветеринарии Республики Марий Эл
утверждено постановлением Правительства Республики Марий Эл от 5 июля 2007 г. N 171), согласно пункту 1 которого Комитет ветеринарии Республики Марий Эл является органом исполнительной власти Республики Марий Эл, осуществляющим единую государственную политику в области ветеринарии на территории Республики Марий Эл, надзор и контроль за обеспечением качества и безопасности пищевых продуктов, выполнением ветеринарно-профилактических, лечебных работ и других ветеринарных услуг, соблюдением требований технических регламентов в области ветеринарии Республики Марий Эл, является правопреемником республиканского государственного учреждения "Управление ветеринарии Республики Марий Эл" по правам и обязательствам распорядителя средств республиканского бюджета Республики Марий Эл.
Основными задачами Комитета являются (п. 11), в том числе: предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных; защита населения от болезней, общих для человека и животных;
Комитет в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции (п. 12), в том числе: организует мероприятия по предупреждению и ликвидации заразных и массовых незаразных болезней животных на территории Республики Марий Эл; организует мероприятия по защите населения от болезней, общих для человека и животных; проводит мероприятия по выявлению и установлению причин и условий возникновения и распространения заразных и массовых незаразных болезней животных; осуществляет финансовое обеспечение государственных заданий государственных учреждений, находящихся в ведении Комитета, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Марий Эл; составляет и исполняет бюджетную смету и другие.
Вопросы установления размеров санитарно-защитных зон для скотомогильников в соответствии с требованиями п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», Правилами установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018г. N 222, п. 7.4 СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы» в указанном Положении не содержатся.
В силу п. 7.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 "Профилактика сибирской язвы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13 мая 2010 года N 56, организация мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения безопасности сибиреязвенных захоронений указанные органы, в том числе, проводят работы по содержанию в надлежащем санитарном состоянии сибиреязвенных скотомогильников, обеспечивают контроль за недопущением использования территорий, находящихся в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника, для проведения какой-либо хозяйственной деятельности.
Законодательные акты Российской Федерации определяют земельные участки, на которых расположены скотомогильники, как зоны специального назначения, объекты, влияющие на состояние подземных вод (Градостроительный кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ). Учитывая особую опасность захоронений, данные объекты должны быть поставлены на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, поскольку иное может привести к утрате места расположения скотомогильника, его несанкционированному вскрытию и последующему заражению людей и животных.
Требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, определены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). Пунктом 2.1 указанного СанПиН установлено, что по своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Разделом 7 СанПиН скотомогильники отнесены к I классу санитарной классификации объектов и сооружений и для них определен ориентировочный размер санитарно-защитной зоны 1000 м. (пункт 7.1.12). Такой же размер санитарно-защитной зоны указан в пункте 5.4 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. № 13-7-2/469. Системный анализ приведенных норм в их взаимной связи позволяет сделать вывод, что указание в пункте 5.4 названных Ветеринарно-санитарных правил размера санитарно-защитной зоны скотомогильника (биотермической ямы) носит ориентировочный характер.
Конкретные размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны.
Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной (пункты 3.1,3.10 СанПиН). Установление, изменение размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации (пункт 4.2 СанПиН).
При предъявлении заявленных административных исковых требований истцом не указано, кто должен нести обязанность в соответствии с законодательством по разработке проекта санитарно-защитных зон, и не указан надлежащий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд исходя из характера заявленных требований с учетом круга лиц, участвующих в деле, считает иск подлежащим оставлению без удовлетворении.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
в удовлетворении иска Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению Республики Марий Эл «Горномарийская станция по борьбе с болезнями животных» и Комитета ветеринарии Республики Марий Эл:
1) об обязании ответчика ГБУ Республики Марий Эл «Горномарийская станция по борьбе с болезнями животных» в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
разработать проект санитарно-защитных зон и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта санитарным правилам, а также установить размеры санитарно-защитных зон для 4 скотомогильников, находящихся по адресам:
<адрес>;
<адрес>;
<адрес>;
<адрес>
в соответствии с требованиями п. 2.1, п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», Правилами установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018г. N 222, п. 7.4 СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы»,
2) обязании Комитета ветеринарии Республики Марий Эл обеспечить финансирование ГБУ Республики Марий Эл «Горномарийская станция по борьбе с болезнями животных» на вышеуказанные цели, о т к а з а т ь.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в административном деле, и вопрос о правах и обязанностях которых был разрешен, в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня принятия решения суд в окончательной форме через Горномарийский районный суд Республики Марий Эл.
Председательствующий И.М. Малышев
Решение в окончательной форме принято 27.01.2020 года