УИД52RS0029-01-2020-000566-90 № 2-24/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 января 2021 года. р.п.Воротынец.
Воротынский районный суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Гурьевой Е.В.,
при секретаре Игнатьевой Е.В.,
с участием истца Звягиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-24/2021 по исковому заявлению
Звягиной О.В. к Администрации городского округа Воротынский Нижегородской области о предоставлении жилого помещения по договору специализированного жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л :
Звягина О.В. обратилась в Воротынский районный суд Нижегородской области с исковым заявлением к Администрации городского округа Воротынский Нижегородской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого фонда, указав, что её мать ФИО7 умерла ДД.ММ.ГГГГ. 16 ноября 1999 года администрацией Воротынского района Нижегородской области было вынесено постановление № об установлении опеки, в соответствии с которым её бабушка ФИО8 стала её опекуном. На заседании жилищной комиссии администрации Чугуновского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области от 31.10.2019г она была признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В качестве нуждающихся в жилом помещении были признаны также её дети: ФИО9, ФИО10. Постановлением администрации городского округа Воротынский Нижегородской области № от 30.03.2020г она была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением на территории городского округа Воротынский Нижегородской области, то есть за ней признано право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, однако до настоящего времени жилое помещение ей не представлено. Своего жилого помещения ни она, ни её дети не имеют. В настоящее время она зарегистрирована с детьми в доме бабушки - ФИО8 по адресу: <адрес>. Права собственности на данный жилой дом она не имеет, проживает в съемном жилье в п.Воротынец. Её права на получение жилого помещения до настоящего времени остаются нереализованными, следовательно, являются нарушенными и подлежат защите в судебном порядке. С момента включения её в список на получение жилья у администрации городского округа Воротынский Нижегородской области возникла обязанность по предоставлению ей жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, при этом действующее законодательство не устанавливает очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сироти и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Формирование списка и включение в него конкретных лиц означает констатацию наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации их права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Действующее законодательство не содержит указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения. Предоставление жилых помещений не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий. Считает, что поскольку она включена в список достигшая совершеннолетия, но до настоящего времени жильем не обеспечена, поэтому на ответчика должна быть возложена обязанность предоставить ей жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения. Площадь предоставляемого по договору социального найма жилого помещения устанавливается в размере не менее 30 кв.м. для одиноко проживающих граждан и не менее 18 кв.м. на каждого члена семьи при численности семьи 3 и более человек. Её дети наряду с ней были приняты на учет в качестве нуждающихся, соответственно они имеют право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения не менее 54 кв.м..
С учетом изложенного, на основании ст.ст.40,72,76 Конституции Российской Федерации, ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.2 Закона Нижегородской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений», ст.12 Закона Нижегородской области «О жилищной политике в Нижегородской области, постановлением Правительства Нижегородской области от 28.052010г № 315, истец просит: - возложить на администрацию городского округа Воротынский Нижегородской области обязанность предоставить ей и её детям: ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 54 кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании Звягина О.В. поддержала заявленные требования, пояснив, что в 1999 году умерла её мама ФИО7. Её мама выходила дважды замуж, сначала за ФИО5, затем за ФИО6. На момент её рождения её мама была не замужем, поэтому она зарегистрирована на добрачную фамилию матери - ФИО15. После смерти матери их осталось четверо детей, у неё имеется три младших сестры, которые обеспечены жилыми помещениями по договорам специализированного жилого помещения, как дети-сироты. Их опекуном была бабушка ФИО8, у которой в собственности также жилья не было. Дом, в котором они проживали, и где она зарегистрирована с детьми до настоящего времени был предоставлен бабушке организацией, в которой она работала. Ни у неё, ни у её детей в собственности жилых помещений не имеется. Она неоднократно в устном порядке обращалась в Чугуновскую сельскую администрацию, администрацию района с просьбой предоставить ей жилое помещение, но на учет в сельской администрации она с детьми была как нуждающиеся в жилом помещении в 2019г, а в администрации городского округа, она как бывший ребенок-сирота, поставлена на учет в марте 2020 года. Сейчас у неё двое детей, она вынуждена снимать частные квартиры в п.Воротынец. Считает, что наличие очереди нарушает её права, так как жильем она должна была быть обеспечена до 23 лет, поэтому просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика - Администрации городского округа Воротынский Нижегородской области; третье лицо - Министерство социальной политики Нижегородской области в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены своевременно; ходатайств об отложении рассмотрения дела, о рассмотрении дела в их отсутствие - суду не направили, при чины неявки не сообщили.
Дело, в силу ст.167 ч.4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель ответчика - Администрации городского округа Воротынский Нижегородской области Пузырев А.А., присутствующий в судебном заседании 27.11.2020г, исковые требования Звягиной О.В. не признал, пояснив, что она признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на учет как ребенок-сирота в марте 2020г. Обеспечение истицы жилым помещением вне зависимости от других граждан данной категории, то есть детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так же состоящих в списке на обеспечение жильем, нарушает права этих граждан. Просят отказать в удовлетворении заявленных требований.
В возражениях, относительно исковых требований Звягиной О.В., администрация городского округа Воротынский Нижегородской области, указала, что 15.08.2019г Звягина О.В. обращалась в администрацию Чугуновского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области с заявлением о постановке её и членов её семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма. На основании представленных документов, жилищной комиссией было принято решение о признании её и членов её семьи - сыновей: ФИО9 и ФИО10, нуждающимися в жилом помещении и о принятии их на учет. 31.12.2019г администрация Чугуновского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области реорганизована в форме слияния в администрацию городского округа Воротынский Нижегородской области на основании решения Земского собрания Воротынского муниципального района Нижегородской области от 23.08.2019г № 58 «О реорганизации администрации Воротынского муниципального района Нижегородской области». Поэтому с 01 января 2020 года учет граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма ведутся структурными подразделениями администрации. В соответствии со ст.12 Закона Нижегородской области «О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области» учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», органы, осуществляющие принятие на учет, ежегодно, до 01 апреля проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете. Для прохождения перерегистрации гражданин обязан предоставить в орган, осуществляющий принятие на учет, сведения, подтверждающие его основания состоять на учете. Звягина О.В. в срок до 01 апреля 2020г обязана была предоставить в администрацию сведения, подтверждающие основания состоять на учете. Данных сведений ею представлено не было, поэтому в настоящее время она на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемым по договорам социального найма, не состоит. Звягина О.В. состоит на учете как лицо, которое относилось к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигло возраста 23 лет в соответствии с постановлением администрации от 30 марта 2020 года № 164 «О включении Звягиной О.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории городского округа Воротынский Нижегородской области». Постановка на учет произведена на основании заявления Звягиной О.В. от 18.03.2020г. Дата наступления оснований предоставления жилого помещения соответствует дате заявления, что указано в вышеназванном списке в столбце № 12 за порядковым номером строки № 36. В настоящее время в списке состоят 47 человек. Все они имеют равные права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Обеспечение жильем в данном случае производится в рамках существующего финансирования. Заключение договоров с гражданами, состоящими на учете, производится в хронологическом порядке в зависимости от даты наступления оснований предоставления жилого помещения, начиная с более ранней. Принятие судом решения в пользу Звягиной О.В. повлечет нарушение прав других лиц из указанной категории граждан, состоящих на учете, у которых основания на заключение договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда наступили раньше. Также администрация считает необоснованными требования истца о предоставлении жилого помещения её детям, поскольку они на учете в качестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, не состоят. Запрашиваемая истцом площадь жилого помещения в размере не менее 54 кв.м. не соответствует норме, установленной действующим законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст.8 ч.7 Федерального закона «О дополнительных гарантиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений, они предоставляются лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. В соответствии с ч.1 ст.50 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. В соответствии с ч.2 этой же статьи, норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Пунктом 2 Решения Земского Собрания Воротынского муниципального района Нижегородской области от 28 февраля 2006 года № 5 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения гражданам в Воротынском районе», установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 18 кв.м., исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. В соответствии с п.2.7 Постановления Правительства Нижегородской области от 28 мая 2010 года № 315 «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», предоставляемыми органами местного самоуправления детям-сиротам жилые помещения должны отвечать требованиям, предъявляемым к благоустроенным жилым помещениям, соответствовать норме предоставления общей площади жилого помещения жилищного фонда Нижегородской области по договору социального найма для одиноко проживающих граждан (30 кв.м.), при этом общая площадь жилого помещения не может быть меньше этой величины. С учетом изложенного, возражают против исковых требований Звягиной О.В. и считают их не подлежащими удовлетворению.
Министерство социальной политики Нижегородской области в возражениях на исковое заявление о предоставлении жилого помещения, указало, что согласно ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.5 Закона Нижегородской области «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в порядке, установленном законом Нижегородской области «О жилищной политике в Нижегородской области», однократно предоставляются по месту жительства благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В соответствии со ст.2 Закона Нижегородской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений», государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области. В связи со вступлением в силу с 01.01.2019г Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список, устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019г № 397 утверждены: - Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства; - форма заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Согласно ст.1 Закона Нижегородской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан» государственными полномочиями по формированию списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, наделены органы местного самоуправления. В соответствии с п.1.5 Положения о порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2010г № 315, при предоставлении жилых помещений учитывается дата наступления основания для обеспечения жильем. В соответствии с нормативными правовыми актами Нижегородской области обеспечение жильем детей-сирот осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты наступления оснований для получения мер социальной поддержки. Состояние здоровья, наличие несовершеннолетних детей и иные факты при реализации права на получение данных мер социальной поддержки не являются основаниями для внеочередного получения жилого помещения. Согласно ст.3 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.57 ч.2 п.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающий внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам, утратил силу с 01.01.2013г. Следовательно, само понятие внеочередного предоставления жилых помещений детям-сиротам отсутствует с 01.01.2013г. Звягина О.В. включена в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории городского округа Воротынский Нижегородской области, на основании постановления администрации городского округа Воротынский Нижегородской области от 30.03.2020г №. Принятие судом решения о понуждении предоставить жилое помещение Звягиной О.В., право которой на обеспечение жильем не нарушено и не оспаривается, поставит её в преимущественное положение и нарушит права других лиц, включенных в список, основания для обеспечения жильем которых наступили ранее, чем основания для обеспечения жильем Звягиной О.В.. Соблюдение очередности, установленной нормативными правовыми актами Нижегородской области, обязательно. Полагают, право Звягиной О.В. на обеспечение её жилым помещением специализированного жилищного фонда не нарушено, в связи с чем, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют, просят отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Суду представлена справка о рождении № № от 05.02.2020г, свидетельство о рождении от 01.06.1990г, согласно которой Звягина О.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. В графе родители отцом указан ФИО3, матерью - ФИО4.
Смена фамилии ФИО4 на ФИО5, а затем на ФИО16, произошло в результате регистрации браков 11.01.1991г с ФИО5, 20.11.1995г с ФИО6, что подтверждено справками о заключении браков № от 29.04.2020г, № от 29.04.2020г, соответственно.
ФИО7 умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (свидетельство о смерти серии 1V-ТН №, выдано повторно отделом ЗАГС Воротынского района главного управления ЗАГС Нижегородской области 14.08.2019г).
Постановлением администрации Воротынского района Нижегородской области от 16.11.1999г № над несовершеннолетними, в том числе Звягиной О.В., установлена опека, в связи со смертью матери, опекуном назначена бабушка - ФИО8.
Звягина О.В. обращалась 15.08.2019г с заявление в администрацию Чугуновского сельсовета о постановке ей на очередь на жилье, указав, что она сирота и мать одиночка, своего жилья не имеет, на иждивении находятся двое малолетних детей, также нуждающихся в жилье.
В соответствии со свидетельствами о рождении: серии 111-ТН № от 21.10.2015г, серии111-ТН №, Звягина О.В. является матерью ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, соответственно. <данные изъяты>.
ФИО9 и ФИО10 зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>, что следует из свидетельств о регистрации по месту жительства № от 07.11.2015г, № от 11.08.2017г.
Согласно выписке из протокола № от 31 октября 2019г заседания жилищной комиссии администрации Чугуновского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области, Звягина О.В. и её дети: ФИО9 и ФИО10 признаны нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и приняты на учет.
18.03.2020г Звягина О.В. обращалась с заявлением в администрацию Воротынского муниципального района Нижегородской области с заявлением о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшими возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Из постановления администрации городского округа Воротынский Нижегородской области № от 30.03.2020г, следует, что Звягина О.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории городского округа Воротынский Нижегородской области.
Согласно выписке из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории городского округа Воротынский Нижегородской области на 20.11.2020г, Звягина О.В. находится в списке под №, датой наступления основания указано 18.03.2020.
Отсутствие у Звягиной О.В. и её сыновей: ФИО9, ФИО10 в собственности жилых помещений подтверждено уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от 09.10.2019г №, от 09.10.2019г №. От 09.10.2019г №.
Из справки администрации Чугуновского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области от 15.08.2019г №, следует, что Звягина О.В. на территории администрации своего жилья не имеет.
Согласно решению Земского Собрания Воротынского района Нижегородской области № от 28.02.2006г, норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, составляет 18 кв.м..
Заслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право.
В соответствии со ст.18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими; они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Судом установлено, что Звягина О.В. родившаяся ДД.ММ.ГГГГ является лицом из числа детей-сирот, поскольку из приведенных выше доказательств, следует, что её мама умерла, когда ей <данные изъяты>. Звягина О.В. ни в собственности, ни в пользовании по договору социального найма, жилого помещения не имеет.
В соответствии с положениями статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (часть 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
На основании положений пункта 1 статьи 8 названного выше федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом этого пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом этого пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Законом Нижегородской области от 10 декабря 2004г N 147-З "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области».
В части 1 статьи 5 названного закона Нижегородской области указано, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, органом местного самоуправления муниципального района, муниципального округа или городского округа, которым граждане вышеуказанных категорий включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по месту жительства однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с Законом Нижегородской области от 07.09.2007г № 125-З «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями, в том числе формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В п.1.5 Постановления Правительства Нижегородской области от 28.05.2010г № 315 «Об утверждении Положения о порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», указано, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме детей-сирот, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. При предоставлении жилых помещений учитывается дата наступления оснований для обеспечения жильем.
Установленный законодательством субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования, выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
С учетом изложенного доводы ответчика и третьего лица о предоставлении лицам указанной категории жилых помещений в порядке очередности, отклоняются судом, поскольку действующее федеральное законодательство, законодательство субъекта Российской Федерации (Нижегородской области) не ставит право на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.
В приведенном выше Постановлении Правительства Нижегородской области указано, что при предоставлении жилого помещения гражданам указанной категории, учитывается дата наступления оснований для обеспечения жильем, а не дата включения в список, основаниями же для обеспечения жильем являются: достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Звягина О.В. 18 лет достигла в ДД.ММ.ГГГГ год, в образовательных, медицинских и иных организациях социального обслуживания не находилась, службу в армии не проходила, в места лишения свободы не направлялась, следовательно основания для обеспечения её жилым помещением возникли у неё в 2008 году.
Таким образом, требования истца о возложении на ответчика обязанность предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения по месту её жительства - городской округ Воротынский Нижегородской области, подлежат удовлетворению.
Вместе с тем оснований для предоставления помещения площадью 54 кв.м., с учетом наличие у неё на иждивении детей, также нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, суд не усматривает.
Определяя площадь жилого помещения, которое должно быть предоставлено истцу, суд исходит из положений пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", установившего круг лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, а также пункта 7 статьи 8 названного федерального закона, в соответствии с которым жилые помещения предоставляются лицам, указанным в пункте 1 данной нормы, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Несмотря на то, что в настоящее время семья Звягиной О.В. состоит из трех человек (она и два сына), жилое помещение должно быть предоставлено ей без учета членов ее семьи, поскольку Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Указанный федеральный закон направлен на оказание государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы финансирования. Дети истца к указанной категории граждан не относятся. Предоставление жилого помещения названной категории граждан с учетом членов их семей Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ не предусмотрено, поэтому жилое помещение истцу должно быть предоставленоотвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления по месту её жительства - городской округ Воротынский Нижегородской области.
Согласно п.2.7 Постановления Правительства Нижегородской области от 28.05.2010г № 315 «Об утверждении Положения о порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями»предоставляемые органами местного самоуправления детям-сиротам жилые помещения должны отвечать требованиям, предъявляемым к благоустроенным жилым помещениям, соответствовать норме предоставления общей площади жилого помещения жилищного фонда Нижегородской области по договору социального найма для одиноко проживающих граждан (30 кв. м), общая площадь не может быть меньше указанной величины.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.196-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Звягиной О.В. к Администрации городского округа Воротынский Нижегородской области о возложении обязанности о предоставлении ей и её детям: ФИО9, ФИО10 благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 54 кв.м по договору найма специализированного жилого помещения - удовлетворить частично.
Возложить на Администрацию городского округа Воротынский Нижегородской области обязанность предоставить Звягиной О.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <данные изъяты>, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления по месту её жительства - городской округ Воротынский Нижегородской области.
В удовлетворении исковых требований Звягиной О.В. о предоставлении её детям: ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 54 кв.м. - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Воротынский районный суд Нижегородской области в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
СУДЬЯ
Решение в окончательной форме изготовлено 17 января 2021 года.
СУДЬЯ