Решение по делу № 2а-4859/2020 от 22.09.2020

Дело № 2а-4859/2020

УИД 21RS0025-01-2020-005651-81

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 декабря 2020 года город Чебоксары

Московский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Ивановой Т.В.,

при секретаре судебного заседания Софроновой М.Ю.,

с участием административного истца Аркадьева В.И., представителя заинтересованного лица Центральной избирательной комиссии ЧР - Ефимова О.М., ст.помощника прокурора Московского района г.Чебоксары Хошобиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Аркадьева Владислава Ивановича к административному ответчику Московской районной г.Чебоксары территориальной избирательной комиссии о признании итогов голосования выборов Чебоксарского городского собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу ДД.ММ.ГГГГ недействительными; признании результатов выборов Чебоксарского городского собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу недействительными; отмене протокола Московской районной г.Чебоксары территориальной избирательной комиссии о результатах выборов по одномандатному избирательному округу от ДД.ММ.ГГГГ.; отмене решения Московской районной г.Чебоксары территориальной избирательной комиссии о результатах выборов депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу от ДД.ММ.ГГГГ.,

У с т а н о в и л:

Административный истец Аркадьев В.И. обратился в суд с административным иском к административному ответчику Московской районной г.Чебоксары территориальной избирательной комиссии о признании итогов голосования выборов Чебоксарского городского собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному участку , недействительным, отмене протокола Московской районной г.Чебоксары территориальной избирательной комиссии о результатах выборов по одномандатному избирательному округу от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование своих требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ прошло голосование по выборам депутатов Чебоксарского городского Собрания седьмого созыва. ДД.ММ.ГГГГ Московской районной города Чебоксары территориальной избирательной комиссией утверждены итоги голосования по одномандатному избирательному округу (протокол ), согласно которого кандидатом, набравшим наибольшее количество голосов избирателей признан Гребенкин М.Н.

Указывает, что вышеуказанное решение административного ответчика нарушает его избирательные права.

Так, по предварительному сговору с директорами школ находящихся на территории избирательного округа, Гребенкин М.Н. проводил в актовых залах школ встречи с родителями учеников. ДД.ММ.ГГГГг. он стал свидетелем одной из таких встреч с избирателями округа кандидата Гребенкина М.Н. в СОШ на родительском собрании. Директор школы <данные изъяты>. представила кандидата и в своем выступлении отметила, что система отопления школы пришла в негодность и ей нужен капитальный ремонт, для этого нужен хороший проектировщик. Представила Гребенкина М.Н., а также сказала, что он собирается в городское собрание депутатов. В своем выступлении кандидат в депутаты отметил, что он обошел все дворы, встретился со всеми старшими домов, что есть проблемы с ремонтом лавочек для бабушек, создания парковочных мест, ремонтов дороги, детских площадок. Что все эти проблемы он знает и будет решать комплексно. Предложил найти его страницу в интернете, подписаться на нее и задавать ему вопросы. Предложил к сотрудничеству и заверил, что через несколько лет участники собрания увидят результат совместной работы.

Считает, что выступление кандидата не было связано с темой родительского собрания и преследовало одну цель - привлечь внимание присутствующих на собрании к кандидату Гребенкину М.Н. и побудить избирателей к голосованию за кандидата. Данное мероприятие противоречит требованиям федерального и регионального законодательства.

Согласно ст.25 Закона Чувашской Республики от 25 ноября 2003 года N -1 «О выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике», кандидат Гребенкин М.Н. заявку не подавал, территориальная избирательная комиссия не обеспечила равные условия проведения указанных мероприятий для зарегистрированных кандидатов

Скрытное выступление перед избирателями в школах округа кандидатом Гребенкиным М.Н. имело решающее значение для итогов голосования в выборах депутатов ЧГСД.

На грубое нарушение избирательного законодательства Гребенкиным М.Н. истец подал жалобу в Центральную избирательную комиссию Чувашской Республики (ЦИК ЧР) ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ в Московскую районную г.Чебоксары территориальную избирательную комиссию и муниципальную избирательную комиссию г.Чебоксары (МИК г.Чебоксары). ДД.ММ.ГГГГ. МИК г.Чебоксары отказал в удовлетворении жалобы на открытом заседании.

Кроме того, на заседании МИК г.Чебоксары ДД.ММ.ГГГГ. по итогам выборов в Чебоксарское городское Собрание депутатов (ЧГСД) истец узнал, что председателями участковых избирательных комиссий (УИК) неправильно заклеивался сейф-пакет с вложенными туда бюллетенями избирателей, проголосовавших до основного дня голосования - ДД.ММ.ГГГГ. Голосование на избирательных участках происходило 3 дня (ДД.ММ.ГГГГ) с 8.00 до 20.00 часов. После завершения голосования в 20.00 часов, избирательные участки закрывались, члены комиссии бюллетени из урн вытаскивали и складывали в сейф-пакеты, которые должны были заклеиваться специальной сигнальной лентой красного цвета. Далее эти сейф-пакеты закрывались в металлическом сейфе, который находился в отдельном помещении. При правильной заклейке сигнальной лентой, доступ к содержимому пакета без его механического повреждения, - исключался. Если происходило вскрытие сейф-пакета, то на месте отклейки красной сигнальной ленты появлялась запись – «Пакет вскрыт». Однако, на всех избирательных участках Московского района г.Чебоксары, данные сейф-пакеты заклеивались неправильно. Сигнальные ленты (красного цвета), предназначенные для заклеивания сейф-пакетов, членами комиссий просто отрывались и выбрасывались. Этим сейф-пакет превращался в обыкновенный целлофановый пакет, которые не обеспечивал сохранность его содержимого. Заклейка сейф-пакетов с нарушением технологии, отказ в просмотре записей видеокамер, а так же вынесение решения избирательной комиссией без выяснения обстоятельств произошедшего и проверки наличия (отсутствия) сотрудника полиции в помещении УИК, позволяет утверждать, что бюллетени избирателей, проголосовавших ДД.ММ.ГГГГ, в ночное время были подменены.

Кроме того, согласно п.13 ст.17 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», соответствующая территориальная комиссия (окружная избирательная комиссия, избирательная комиссия муниципального образования) передает по акту участковым комиссиям первый экземпляр списка избирателей, участников референдума конкретного избирательного участка, участка референдума не позднее чем за 10 дней до дня голосования.

Участковая комиссия вправе разделить первый экземпляр списка избирателей, участников референдума на отдельные книги. Каждая такая книга не позднее дня, предшествующего дню голосования, должна быть сброшюрована (прошита), что подтверждается печатью соответствующей участковой комиссии и подписью ее председателя.

Данное требование прописано так же и п.9 ст.7 Закона Чувашской Республики от 25 ноября 2003г. N 41 «О выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике».

Голосование за кандидатов в депутаты ЧГСД началось ДД.ММ.ГГГГ, но книги со списками избирателей не были прошнурованы ни ДД.ММ.ГГГГ. На данное нарушение ДД.ММ.ГГГГ истец написал жалобу в МИК г.Чебоксары.

На вышеуказанные нарушения истец написал жалобы в Центральную избирательную комиссию Чувашской Республики, муниципальную избирательную комиссию г. Чебоксары и Московскую г.Чебоксары территориальную избирательную комиссию, однако никаких мер в отношении кандидата Гребенкина М.Н. не были приняты, а решения избирательных комиссий вынесены без анализа нарушений и опроса директора школы и кандидата Гребенкина М.Н.

Просил суд признать итоги голосования выборов Чебоксарского городского собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному участку , недействительными. Отменить протокол Московской районной г.Чебоксары территориальной избирательной комиссии о результатах выборов по одномандатному избирательному округу от ДД.ММ.ГГГГ.

Истец неоднократно уточнял требования, и окончательно уточнил ДД.ММ.ГГГГ. к административному ответчику Московской районной г.Чебоксары территориальной избирательной комиссии и просил:

Признать итоги голосования выборов Чебоксарского городского собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу , проведенные ДД.ММ.ГГГГ., недействительными.

Признать результаты выборов Чебоксарского городского собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу , проведенные ДД.ММ.ГГГГ, недействительными.

Отменить протокол Московской районной г.Чебоксары территориальной избирательной комиссии о результатах выборов по одномандатному избирательному округу от ДД.ММ.ГГГГ.

Отменить решение Московской районной г.Чебоксары территориальной избирательной комиссии о результатах выборов депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.175)

В судебном заседании административный истец Аркадьев В.И. требования, изложенные в административном исковом заявлении, с учетом уточнения поддержал, приведя их вновь, просил иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика Московской районной города Чебоксары территориальной избирательной комиссии на судебное заседание не явился, будучи извещенными надлежащим образом о слушании дела, причину неявки суду не сообщили.

Ранее в судебном заседании представитель ответчика Александров О.В. исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать.

Представитель заинтересованного лица Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики Ефимов О.М. просил в удовлетворении административного иска отказать ввиду отсутствия доказательств, подтверждающих обоснованность изложенных в нем доводов, и неправильного толкования административным истцом норм законодательства.

Представитель заинтересованного лица Муниципальной избирательной комиссии города Чебоксары, заинтересованное лицо Гребенкин М.Н. на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о слушании дела, причину неявки не сообщили, своих возражений не предоставили, в связи с чем, суд счел возможным в соответствии со статьями 150 и 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы административного дела, обозрев видео-файл, содержащийся на флеш-карте (л.д.21), заслушав заключение старшего помощника прокурора Московского района г. Чебоксары Хошобиной Е.В., полагавшей требования, изложенные в административном исковом заявлении, не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (часть 3 статьи 3); граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (часть 2 статьи 32). Данные конституционные положения согласуются со статьей 3 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и пунктом "b" статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которым каждый гражданин должен иметь без какой-либо дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

В силу пункта 1 ст.4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Закон № 67-ФЗ) гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума.

В соответствии со ст.17 Федерального закона № 67-ФЗ в списки избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме (пункт 2).

Согласно ч.15 ст.239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.

Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в постановлении от 22 апреля 2013 г. N 8-П, конституционные принципы правового государства, основанного на верховенстве права и правовой демократии, предполагают в целях поддержания гражданского мира и согласия необходимость установления нормативно-правового регулирования, которое обеспечивало бы цивилизованные формы разрешения избирательных споров, что делает наиболее востребованными именно судебные механизмы защиты избирательных прав.

Данный вывод согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 15 января 2002 г. N 1-П, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.

В силу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации судебная защита должна быть доступной для избирателей и эффективной не только в случаях, когда нарушения избирательных прав, включая право избирать в органы государственной власти, органы местного самоуправления, возникают в период избирательной кампании до начала или непосредственно в ходе голосования, но и на следующих стадиях избирательного процесса, направленных на определение результатов выборов.

Вместе с тем судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права.

Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.

При этом суд, решая вопрос об отмене итогов голосования, результатов выборов, в силу статей 3 (части 1, 2 и 3), 32 (части 1 и 2) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации не вправе ограничиваться формальным определением достоверности результатов волеизъявления избирателей, принявших участие в голосовании, а должен установить, что обнаруженные существенные нарушения в ходе выборов привели к искажению воли избирателей или воспрепятствовали ее адекватному отражению в итогах голосования, результатах выборов. В противном случае не обеспечивается эффективная судебная защита избирательных прав граждан и реализация конституционного принципа свободных и равных выборов.

Следовательно, механизм судебной защиты избирательных прав граждан, нарушенных при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, должен основываться на согласовании частных и публичных интересов, недопустимости злоупотребления правом.

Таким образом, для удовлетворения требований административного иска необходимо наличие доказательств таких бесспорных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей.

Законодательной основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 ст.1).

На основании пункта 1 ст.75 указанного Закона решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

Согласно положениям статей 67, 77 Федерального закона № 67-ФЗ одним из оснований для отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования является нарушение порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей; установление итогов голосования на соответствующей территории осуществляется на основании данных протоколов участковых избирательных комиссий, о чем составляется протокол.

Пунктом 1.1 ст.77 Федерального закона N 67-ФЗ закреплено, что после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.

Пунктом 2 ст.77 указанного закона предусмотрены обстоятельства, в случае установления судом соответствующего уровня одного из которых данный суд может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов, при этом, исходя из подпункта "е", перечень таких обстоятельств не является исчерпывающим, поскольку судом могут быть установлены иные, кроме предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 2 указанной статьи, нарушения законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

На основании пункта 4 этой же статьи суд соответствующего уровня, отменив решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, если при проведении голосования или установлении его итогов, определении результатов выборов, референдума были допущены нарушения данного федерального закона.

Отмена избирательной комиссией или судом решения о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет признание результатов выборов по данному избирательному округу недействительными (пункт 6).

При этом в смысле принципов, на основе которых осуществляется избирательный процесс, отмена результатов выборов судом является крайней мерой, применение которой в каждом конкретном случае должно быть, безусловно, обоснованным и следовать из обстоятельств дела.

Если при оспаривании решений об итогах голосования, результатах выборов, референдума, принятых иными, кроме участковых, избирательными комиссиями, комиссиями референдума, заявитель ссылается на нарушения законодательства о выборах и референдумах на избирательных участках, участках референдума и (или) на нарушения, допущенные самими участковыми комиссиями при подведении итогов голосования и составлении протоколов об итогах голосования, то предметом оспаривания фактически являются решения соответствующих участковых комиссий.

Согласно пункту 1 ст.67 Закона № 67-ФЗ участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума.

Протокол об итогах голосования должен быть составлен на одном листе. В исключительных случаях он может быть составлен более чем на одном листе, при этом каждый лист должен быть пронумерован, подписан всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и заверен печатью участковой комиссии. Протокол об итогах голосования должен содержать: в частности, номер экземпляра, название выборов, референдума, дату голосования, слово "Протокол", адрес помещения для голосования с указанием номера избирательного участка, участка референдума (пункт 2 ст.67).

Статьей 68 Закона № 67-ФЗ предусмотрено, что после проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, участников референдума, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования и выдаются копии протокола лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Протокол об итогах голосования, полученный с применением технического средства подсчета голосов либо с использованием комплекса для электронного голосования, приобретает юридическую силу после указанного подписания. Не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания этого протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов (пункт 26).

При подписании протокола об итогах голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса, несогласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись (пункт 28).

По требованию члена участковой комиссии, наблюдателя, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать указанным лицам заверенную копию протокола об итогах голосования. Участковая комиссия отмечает факт выдачи заверенной копии в соответствующем реестре. Лицо, получившее заверенную копию, расписывается в указанном реестре. Ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола об итогах голосования, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверившее указанную копию протокола (пункт 29).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Чебоксарским городским Собранием депутатов Чувашской Республики принято решение о назначении выборов депутатов ЧГСД седьмого созыва на ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с пунктом 1 ст.24 Закона Чувашской Республики «О выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике» от ДД.ММ.ГГГГ решением МИК г.Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ Аркадьев В.И. зарегистрирован кандидатом в депутаты на выборах депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу , выдвинутого избирательным объединением «Чувашское региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко». (л.д.132)

Решением МИК г.Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ Гребенкин М.Н. зарегистрирован кандидатом в депутаты на выборах депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу , выдвинутого избирательным объединением «Чебоксарское городское Чувашской Республики местное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия».

Из Протокола Московской районной г.Чебоксары территориальной избирательной комиссией от ДД.ММ.ГГГГг. следует, что после предварительной проверки правильности составления протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования избирательная комиссия путем суммирования данных, содержащихся в указанных протоколах участковых избирательных комиссией определила, что за Аркадьева В.И. проголосовало 5,15% от числа избирателей, принявших участие в голосовании, за Гребенкина М.Н. – 33,52%. (л.д.103).

Решением от ДД.ММ.ГГГГ. Московской районной г.Чебоксары территориальной избирательной комиссии утвержден Протокол об итогах голосования по одномандатному избирательному округу на выборах депутата Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва ДД.ММ.ГГГГ; признаны выборы депутата Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу ДД.ММ.ГГГГ состоявшимися и действительными; считать избранным депутата Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу Гребенкина М.Н. (л.д.98)

Решением от ДД.ММ.ГГГГ Муниципальной избирательной комиссии города Чебоксары выборы депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатным избирательным округам с по признаны состоявшимися и действительными. Депутатом Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу избран Гребенкин М.Н.

Не избранный в депутаты ЧГСД седьмого созыва по одномандатному избирательному округу кандидат Аркадьев В.И. просит признать итоги голосования выборов Чебоксарского городского собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу , проведенные ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГг., недействительными; признать результаты выборов Чебоксарского городского собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу , проведенные ДД.ММ.ГГГГ, недействительными; отменить протокол Московской районной г.Чебоксары территориальной избирательной комиссии о результатах выборов по одномандатному избирательному округу от ДД.ММ.ГГГГ.; отменить решение Московской районной г.Чебоксары территориальной избирательной комиссии о результатах выборов депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу от ДД.ММ.ГГГГ., мотивируя свои требования указанием на нарушения, допущенные в процессе агитационной, избирательной кампаний и оформлении итогов голосования.

В обоснование своих доводов указывает, что Гребенкин М.Н. проводил в актовых залах школ, находящихся на территории избирательного округа, встречи с родителями учеников. Так, ДД.ММ.ГГГГг. Аркадьев В.И. стал свидетелем одной из таких встреч с избирателями округа кандидата Гребенкина М.Н. в СОШ на родительском собрании. Считает, что выступление перед избирателями в школах округа кандидатом Гребенкиным М.Н. имело решающее значение для итогов голосования в выборах депутатов ЧГСД.

ДД.ММ.ГГГГ в Муниципальную избирательную комиссию города Чебоксары от кандидата в депутаты Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу Аркадьева В.И. поступила жалоба, в которой он просил признать решение Московской районной г.Чебоксары территориальной избирательной комиссии, а так же протоколы участковых комиссий избирательного округа недействительными в связи с грубыми нарушениями кандидатом Гребенкиным М.Н. избирательного законодательства, а именно: ДД.ММ.ГГГГ. кандидат Гребенкин М.Н. в СОШ проводил предвыборную агитацию, при этом Аркадьеву В.И. было отказано в проведении предвыборной агитации в этой школе.

Кандидат Аркадьев В.И. подал жалобу в Центральную избирательную комиссию Чувашской Республики, а также в Московскую районную г.Чебоксары территориальную избирательную комиссию и муниципальную избирательную комиссию г.Чебоксары.

МИК города Чебоксары, изучив жалобу кандидата Аркадьева В.И., представленную видеозапись и другие материалы установила, что оснований для удовлетворения жалобы Аркадьева В.И. не имеется.

В соответствии со ст.48 Федеральный закон от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:

а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);

б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона);

в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;

г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

Из п.4 ст.2 Федерального закона № 67-ФЗ следует, что агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).

Согласно п.18 ст.2 Федерального закона № 67-ФЗ избиратель - гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом.

В силу п.4 ст.4 Федерального закона № 67-ФЗ активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа.

Из пояснений директора МБОУ «СОШ » г.Чебоксары <данные изъяты> следует, что ДД.ММ.ГГГГг. в актовом зале школы проводилось общешкольное родительное собрание со следующей повесткой дня:

Организация образовательной деятельности в условиях распространения новой короновирусной инфекции – директор <данные изъяты>

Профилактика заболеваний верхних дыхательных путей – врач, зав. отделением <данные изъяты>

Организация питания в начальной школе – <данные изъяты>. – заместитель директора.

Школьный проект «Наш цветник» - директор <данные изъяты>.

В ходе собрания был представлен родителям инженер-технолог Гребенкин М.Н., который консультирует администрацию школы по проблемам проведения текущего ремонта систем вентиляции и отопления, т.к. школа имеет данные проблемы. В ходе 5-минутного знакомства Гребенкин М.Н. предложил родителям участвовать не только в решении школьных текущих проблем, но и любимого города. (л.д.208)

Аналогичные объяснения директора <данные изъяты> дала председателю Московской районной комиссии г.Чебоксары ТИК, указав что никаких агитационных призывов приглашенные не осуществляли.

ДД.ММ.ГГГГ. Гребенкин М.Н. написал объяснения председателю Московской районной комиссии г.Чебоксары ТИК, указав, что по факту поступления в ЦИК Чувашии жалобы кандидата в депутаты ЧГСД Аркадьева В.И. пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ его пригласили на встречу в школу , на которой он рассказал о работе волонтерского центра. Агитационную деятельность не осуществлял, агитационные материалы не раздавал.

Из ответа Управления образования администрации города Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что нарушений Федерального Закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» со стороны директора МБОУ «СОШ » не установлено. (л.д.159)

В ходе судебного заседания была обозрена флеш-карта, представленная истцом, видеозапись собрания ДД.ММ.ГГГГ из которой не следует, что кандидат Гребенкин М.Н. проводил предвыборную агитацию, признаков предвыборной агитации, предусмотренных ст.48 Федерального закона № 67-ФЗ в ней не содержится. Видеозапись также не содержит призывов голосовать за или против каких-либо кандидатов, смысл выступления не направлен на проведение агитации. Кроме того, по видеозаписи невозможно определить лиц, которые участвовали в этом мероприятии, находится ли адрес их места жительства в пределах одномандатного избирательного округа , следовательно, невозможно установить, обладают ли указанные лица активным избирательным правом в пределах одномандатного округа .

Таким образом, доводы Аркадьева В.И. о нарушении кандидатом Гребенкиным М.Н. избирательного законодательства, судом признаны несостоятельными.

Суд также учитывает, что Гребенкин М.Н. набрал 2440 голосов, а Аркадьев В.И. - 375 голосов, таким образом, разрыв между признанным оспариваемым протоколом избранным депутатом ЧГСД седьмого созыва Гребенкиным М.Н. и кандидатом Аркадьевым В.И. составил 2065 голосов. Такое расхождение нельзя признать несущественным.

Также Аркадьев В.И. указывает на нарушение избирательного законодательства связанного с тем, что списки избирателей на избирательных участках ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГг. не были прошнурованы.

Статьей 44 Закона Чувашской Республики от 25.11.2003 N 41 (ред. от 21.09.2020) «О выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике» (принят ГС ЧР 11.11.2003) регламентирован порядок голосования.

Так, согласно названной норме голосование проводится в календарный выходной день с 8 до 20 часов по местному времени; порядок голосования регулируется ст.64 Федерального закона; о дне, времени и месте голосования территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за десять дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного голосования в соответствии со ст.44.1 настоящего Закона - не позднее чем за пять дней до дня досрочного голосования.

Статьей 45 этого же Закона установлен порядок голосования избирателей вне помещения для голосования: участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, которые имеют право быть включенными или включены в список избирателей на данном избирательном участке и не могут прибыть в помещение для голосования по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности, в связи с необходимостью ухода за лицами, в этом нуждающимися, и иным уважительным причинам, не позволяющим прибыть в помещение для голосования). Участковая избирательная комиссия также обеспечивает возможность участия в голосовании избирателям, которые включены в список избирателей, но в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения, исключающая возможность посещения помещения для голосования.

Порядок голосования избирателей вне помещения для голосования регулируется ст.66 Федерального закона.

Статьей 44.1 Закона от 25.11.2003 N 41 избирателю, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья и иные уважительные причины) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей, предоставлена возможность проголосовать досрочно. Досрочное голосование проводится путем заполнения избирателем бюллетеня в помещении участковой избирательной комиссии не ранее чем за 10 дней до дня голосования.

Порядок исчисления сроков, установленных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, определен статьей 11.1 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, в соответствии с пунктом 3 которой, если какое-либо действие может (должно) осуществляться не ранее чем за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то первым днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в названном федеральном законе количество дней до дня наступления соответствующего события.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ были введены дополнительные меры досрочного голосования, связанные с необходимостью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, утвержден Порядок досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования ДД.ММ.ГГГГ (далее Порядок), в соответствии с которым среди прочих могут применяться следующие дополнительные формы организации голосования: 1) досрочное голосование в помещении для голосования (далее - досрочное голосование в помещении); 2) досрочное голосование вне помещения для голосования (далее - досрочное голосование на дому) (пункт 1.2).

Согласно пункту 1.3 досрочное голосование в соответствии с предусмотренными пунктом 1.2 Порядка формами организации голосования проводится в течение двух дней, предшествующих дню голосования, с 8 до 20 часов по местному времени. В данном случае это ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, когда досрочное голосование проводилось и на дому, и в помещении для голосования. Это голосование отличалось от досрочного голосования, проводившегося в период со 2 по ДД.ММ.ГГГГг. 4 часа в день (с 16 до 20 час.) только в помещениях избирательных участков.

В соответствии с пунктом 1.4 Порядка досрочного голосования формы организации голосования, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1.2 Порядка, применяются при проведении дополнительных выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатным избирательным округам, выборов высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), основных выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, основных выборов в органы местного самоуправления в административных центрах (столицах) субъектов Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГг., а также на выборах, совмещенных с вышеуказанными. На иных выборах, а также на референдумах формы организации голосования, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1.2 Порядка, применяются по решению избирательной комиссии, организующей выборы, референдум, а при совмещении выборов, референдума - по решению комиссии, организующей проведение выборов, референдума более высокого уровня.

Если при проведении выборов (референдумов), на которых в соответствии с положениями пункта 1.4 Порядка применяется форма организации голосования, указанная в подпункте 1 пункта 1.2 Порядка, предусмотрено проведение досрочного голосования в соответствии с пунктом 2 ст.65 Федерального закона N 67-ФЗ, указанное досрочное голосование проводится в порядке, установленном законом, в период, который начинается за 10 дней до дня голосования и заканчивается за 2 дня до дня голосования (пункт 1.7).

Так, согласно пункту 2 ст.65 Федерального закона N 67-ФЗ при проведении выборов в органы государственной власти, в органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума, если законом не предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, избирателю, участнику референдума, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья и иные уважительные причины) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, участке референдума, на котором он включен в список избирателей, участников референдума, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно. Досрочное голосование проводится путем заполнения избирателем, участником референдума бюллетеня в помещении соответствующей территориальной комиссии (в случаях, предусмотренных законом, - в помещении избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии) не ранее чем за 10 дней до дня голосования, если законом не будет предусмотрено заполнение избирателем, участником референдума бюллетеня в помещении участковой комиссии не ранее чем за 10 дней до дня голосования либо в помещении территориальной комиссии (избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии) (за 10 - 4 дня до дня голосования) или участковой комиссии (не ранее чем за 3 дня до дня голосования).

Постановлением Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден Примерный календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления в Чувашской Республике ДД.ММ.ГГГГ, в котором с учетом постановления Центризбиркома Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ указано, что досрочное голосование проводится со 2 по ДД.ММ.ГГГГг. (в течение не менее 4 часов после 16.00) (строка 44). Как указывалось выше, досрочное голосование регламентировано ст.65 Федерального закона N 67-ФЗ, исходя из положений которой досрочное голосование должно было проводиться со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг., однако в силу наличия Порядка досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования ДД.ММ.ГГГГг., утвержденного постановлением ЦИК России от ДД.ММ.ГГГГг. , ДД.ММ.ГГГГг. досрочное голосование проводилось не в порядке, предусмотренном ст.65 Федерального закона N 67-ФЗ (строка 44.1).

В силу п.13 ст.17 Закона № 67-ФЗ соответствующая территориальная комиссия (окружная избирательная комиссия, избирательная комиссия муниципального образования) передает по акту участковым комиссиям первый экземпляр списка избирателей, участников референдума конкретного избирательного участка, участка референдума не позднее чем за 10 дней до дня голосования. Участковая комиссия вправе разделить первый экземпляр списка избирателей, участников референдума на отдельные книги. Каждая такая книга не позднее дня, предшествующего дню голосования, должна быть сброшюрована (прошита), что подтверждается печатью соответствующей участковой комиссии и подписью ее председателя.

Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГг. списки могли быть не прошиты и ДД.ММ.ГГГГ. последний день, когда можно было их не прошивать, но ДД.ММ.ГГГГ. они должны быть прошиты. Каких-либо жалоб и обращений о том, что ДД.ММ.ГГГГг. книги не были прошиты, не поступало.

Таким образом, доводы Аркадьева В.И. о нарушении избирательного законодательства связанные с тем, что списки избирателей на избирательных участках ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГг. не были прошнурованы, основаны на неверном толковании закона.

Следующим основанием признания выборов недействительными, Аркадьевым В.И. указано на неправильное склеивание сейф-пакетов путем отрыва сигнальных красных лент, что исключает возможность определения реальных итогов голосования на проведенных выборах депутатов ЧГСД.

Согласно положениям статей 67, 77 Федерального закона № 67-ФЗ одним из оснований для отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования является нарушение порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей; установление итогов голосования на соответствующей территории осуществляется на основании данных протоколов участковых избирательных комиссий, о чем составляется протокол.

Заключением Рабочей группы по предварительному рассмотрению жалоб и заявлений о нарушениях избирательных прав Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, установлено следующее.

В соответствии с Порядком досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования ДД.ММ.ГГГГ (далее - Порядок), утвержденным постановлением ЦИК России от ДД.ММ.ГГГГ , при проведении досрочного голосования на выборах Главы Чувашской Республики и выборах депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ, использовались сейф-пакеты. По истечении времени голосования каждого дня досрочного голосования бюллетени из каждого переносного (стационарного) ящика для голосования помещаются в отдельный сейф-пакет, который опечатывается с использованием печатей (средств), исключающих возможность их снятия без повреждения. На месте опечатывания ставятся подписи двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, а также членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей (по их желанию). Сейф-пакет помещается в сейф участковой комиссии либо иное специально приспособленное для хранения документов место и не вскрывается до начала подсчета голосов избирателей. В отношении каждого сейф-пакета составляется акт, который хранится вместе с сейф-пакетом. С указанным актом вправе ознакомиться (по желанию - также получить его заверенную копию) члены участковой комиссии с правом решающего голоса, члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели. Вскрытию каждого сейф-пакета предшествует проверка неповрежденности печати (средства), исключающего возможность ее (его) снятия без повреждения (сохранности сейф-пакета). Таким образом, применение сейф-пакетов призвано обеспечить сохранность избирательных бюллетеней, извлеченных из ящиков для голосования в дни досрочного голосования ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ При этом закон не связывает правильность опечатывания сейф-пакета с возможностью признания содержащихся в них бюллетеней недействительными либо признания недействительными итогов голосования, результатов выборов. Как следует из положений Порядка, для подобных выводов требуется сопоставление данных, указанных в соответствующих актах с числом бюллетеней, извлеченных из сейф-пакетов. Выявленные факты несоответствия данных в актах числу бюллетеней послужили основанием для признания соответствующих бюллетеней недействительными. При этом в настоящий момент в ЦИК Чувашии не поступало свидетельств неправомерных действий в отношении сейф-пакетов в УИК Московского района г. Чебоксары, позволяющих говорить о фальсификации итогов голосования. Дополнительной гарантией сохранности бюллетеней в сейф-пакетах является возможность расписаться на сейф-пакете и в соответствующем ему акте двум членам участковой комиссии с правом решающего голоса, а также членам комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям. Жалоб на несоответствие подписей на сейф-пакетах и в актах от указанных субъектов избирательного процесса не поступало. Сейф-пакеты применяются одноразово, документами строгой отчетности не являются и передаче в вышестоящие комиссии после использования не подлежат. Приложенные к материалам проверки сейф-пакеты были представлены участковыми комиссиями по требованиям отдельных членов Московской районной г.Чебоксары территориальной избирательной комиссии. Указанные требования являются избыточными и не предусмотрены документами, регламентирующими проведение выборов. В настоящее время не имеется возможности использования приложенных к материалам проверки сейф-пакетов в качестве доказательств, поскольку достоверно невозможно установить время и обстоятельства нанесения повреждений данным сейф-пакетам. Характер имеющихся повреждений соответствует предусмотренной законом процедуре вскрытия сейф-пакетов. На основании изложенного Рабочая группа решила признать, что нарушений избирательного законодательства при проведении досрочного голосования с использованием сейф-пакетов, приложенных к материалам проверки по заявлению <данные изъяты> (КУСП от ДД.ММ.ГГГГ, КУСП от ДД.ММ.ГГГГ, КУСП от ДД.ММ.ГГГГ), не усматривается (л.д.135).

Досрочное голосование в соответствии с Порядком проводится с использованием переносных ящиков для голосования, которые нумеруются. При проведении досрочного голосования в помещении по решению комиссии, непосредственно вышестоящей по отношению к участковой комиссии, голосование может проводиться с использованием стационарного ящика для голосования. Для организации голосования в каждой из форм, указанных в пункте 1.2 Порядка, используется отдельный ящик (ящики) для голосования (пункт 1.8).

По истечении времени голосования каждого дня досрочного голосования бюллетени из каждого переносного (стационарного) ящика для голосования помещаются в отдельный сейф-пакет, который опечатывается с использованием печатей (средств), исключающих возможность их снятия без повреждения. На месте опечатывания ставятся подписи двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, а также членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей (по их желанию). Сейф-пакет помещается в сейф участковой комиссии либо иное специально приспособленное для хранения документов место и не вскрывается до начала подсчета голосов избирателей, участников референдума. В отношении каждого сейф-пакета составляется акт (приложение N 1 к Порядку), который хранится вместе с сейф-пакетом. С указанным актом вправе ознакомиться (по желанию - также получить его заверенную копию) члены участковой комиссии с правом решающего голоса, члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели (пункт 6.2).

Ежедневно информация об общем количестве избирателей, участников референдума, получивших бюллетени при проведении голосования в соответствии с Порядком, а также о количестве избирателей, участников референдума, получивших бюллетени в соответствии с Порядком в помещении для голосования, передается в вышестоящую комиссию и вводится в Государственную автоматизированную систему Российской Федерации "Выборы". Соответствующая информация по мере ее поступления также размещается в сети Интернет (пункт 6.3).

В день голосования председатель участковой комиссии перед началом голосования в присутствии членов участковой комиссии, наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 Федерального закона N 67-ФЗ, сообщает о числе избирателей, участников референдума, включенных в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума, получивших бюллетени досрочно, в том числе в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 65 Федерального закона N 67-ФЗ (если досрочное голосование в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 65 Федерального закона N 67-ФЗ проводилось). Данная информация должна быть размещена на информационном стенде участковой комиссии (пункт 6.4).

Подсчет голосов избирателей, участников референдума, проголосовавших досрочно в соответствии с Порядком, в том числе отражение результатов подсчета в протоколе участковой комиссии об итогах голосования, осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 67-ФЗ, Федеральным законом N 20-ФЗ с учетом особенностей, установленных Порядком (пункт 6.5).

При осуществлении непосредственного подсчета голосов избирателей, участников референдума в первую очередь, до начала работы с бюллетенями, содержащимися в переносных ящиках для голосования, производится подсчет бюллетеней, находившихся в сейф-пакетах, использованных при проведении досрочного голосования в соответствии с Порядком (пункт 6.6).

Вскрытию каждого сейф-пакета предшествует проверка неповрежденности печати (средства), исключающего возможность ее (его) снятия без повреждения (сохранности сейф-пакета) (пункт 6.7).

Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. Число извлеченных из сейф-пакета бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в акт, составленный в отношении этого сейф-пакета в соответствии с пунктом 6.2 Порядка (пункт 6.8).

Таким образом, применение сейф-пакетов призвано обеспечить сохранность избирательных бюллетеней, извлеченных из ящиков для голосования в дни досрочного голосования. При этом закон не связывает правильность опечатывания сейф-пакета с возможностью признания содержащихся в них бюллетеней недействительными либо признания недействительными итогов голосования, результатов выборов.

Как следует из положений Порядка, для подобных выводов требуется сопоставление данных, указанных в соответствующих актах, с числом бюллетеней, извлеченных из сейф-пакетов. Выявленные факты несоответствия данных в актах числу бюллетеней могут послужить основанием для признания соответствующих бюллетеней недействительными, однако согласно пояснениям представителя ЦИК Чувашии к ним не поступало сообщений о неправомерных действиях в отношении сейф-пакетов на участковых избирательных комиссиях Московского района г. Чебоксары, позволяющих говорить о фальсификации итогов голосования.

Дополнительной гарантией сохранности бюллетеней в сейф-пакетах является возможность расписаться на сейф-пакете и в соответствующем акте двум членам участковой комиссии с правом решающего голоса, а также членам комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям.

Жалоб на несоответствие подписей на сейф-пакетах и в актах от указанных субъектов избирательного процесса не поступало.

Сейф-пакеты применяются одноразово, документами строгой отчетности не являются и передаче в вышестоящие комиссии после использования не подлежат, порядок их хранения после вскрытия законом не регламентирован.

Надлежащих доказательств несоответствия характера имеющихся повреждений предусмотренной законом процедуре вскрытия сейф-пакетов не представлено. В дни голосования и подсчета голосов сообщений о нарушении порядка опечатывания сейф-пакетов и их вскрытия не поступало.

Доводы истца в этой части носят предположительный характер.

Согласно статям 68-70 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ результаты выполняемых действий по подсчету бюллетеней производится по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням и завершается оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования участковой комиссией. Первые экземпляры протоколов об итогах голосования участковых комиссий поступают в вышестоящую комиссию в целях суммирования данных, содержащихся в указанных протоколах, и последующей передачи этих данных в комиссию, устанавливающую итоги голосования в целом на территории, на которой проводились выборы и определяющую результаты соответствующих выборов, в том числе в комиссию, организующую эти выборы. На основании данных протоколов об итогах голосования после предварительной проверки правильности их составления вышестоящая комиссия путем суммирования содержащихся в них данных устанавливает итоги голосования. Решение комиссии об итогах голосования оформляется протоколом об итогах голосования. На основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, результаты выборов, референдума путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных определяет комиссия, наделенная этим правом законом. Члены соответствующей комиссии с правом решающего голоса определяют результаты выборов лично. О результатах выборов составляются в двух экземплярах протокол и сводная таблица, которые подписывают все присутствующие члены данной комиссии с правом решающего голоса. На основании протокола о результатах выборов комиссия принимает решение о результатах выборов, референдума.

Доказательств несоблюдения порядка обращения избирателей с заявлением о досрочном голосовании, регистрации таких заявлений, нарушения порядка досрочного голосования, несоответствия количества проголосовавших данным, приведенным в сводной таблице, не представлено.

Статьей 68 Закона N 67-ФЗ установлено, что участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей.

Таких жалоб не поступало.

Представленный протокол ДД.ММ.ГГГГг. подписан председателем территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> заместителем председателя комиссии <данные изъяты> секретарем комиссии <данные изъяты> и членами комиссии. Протокол содержит дату составления и время его подписания, заверен печатью территориальной избирательной комиссии, исправлений не имеет.

Сведений о наличии особого мнения членов комиссии с правом решающего голоса, которые не согласны с протоколом в целом или с отдельными его положениями, у суда не имеется, соответствующая запись в протоколе отсутствует.

Оспариваемый протокол является действительным, поскольку подписан большинством от установленного числа членов участковой комиссии с правом решающего голоса.

При этом, избирательным законодательством не предусмотрено оспаривание и признание недействительным протоколов участковых комиссий. Признать недействительными можно лишь итоги голосования или результаты выборов.

Административный истец не представил относимых и допустимых доказательств, подтверждающих, что перечисленные в административном иске нарушения избирательного законодательства не позволили выявить действительную волю избирателей. Сведений о возбуждении по обращениям в компетентные органы уголовного дела или дела по административному правонарушению не представлено.

Таким образом, нарушения избирательного законодательства, иного закона по заявлению Аркадьева В.И не установлено, итоги голосования на избирательных участках были установлены соответствующими участковыми избирательными комиссиями, а так же итоги голосования по единому избирательному округу и результаты выборов по одномандатным избирательным округам были установлены территориальной г.Чебоксары избирательной комиссией, оснований для удовлетворения исковых требований истца о признания итогов голосования выборов Чебоксарского городского собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу недействительными; признания результатов выборов Чебоксарского городского собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу недействительными; отмене протокола Московской районной г.Чебоксары территориальной избирательной комиссии о результатах выборов по одномандатному избирательному округу от ДД.ММ.ГГГГ.; отмене решения Московской районной г.Чебоксары территориальной избирательной комиссии о результатах выборов депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу от ДД.ММ.ГГГГ., не имеется.

В силу частей 1, 3 ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств, равно как и определяет их достаточность.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 244 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Аркадьеву Владиславу Ивановичу в удовлетворении исковых требований о признании итогов голосования выборов Чебоксарского городского собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу недействительными; признании результатов выборов Чебоксарского городского собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу недействительными; отмене протокола Московской районной г.Чебоксары территориальной избирательной комиссии о результатах выборов по одномандатному избирательному округу от ДД.ММ.ГГГГ.; отмене решения Московской районной г.Чебоксары территориальной избирательной комиссии о результатах выборов депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу от ДД.ММ.ГГГГ., отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Московский районный суд г. Чебоксары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья             Т.В. Иванова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

2а-4859/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Аркадьев Владислав Иванович
Прокурор Московского района гор. Чебоксары
Ответчики
Московская районная г.Чебоксары территориальная избирательная комиссия
Муниципальная избирательная комиссия г. Чебоксары
Другие
Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики
Гребенкин Максим Николаевич
Суд
Московский районный суд г. Чебоксары
Судья
Иванова Т.В.
Дело на сайте суда
moskovsky.chv.sudrf.ru
22.09.2020Регистрация административного искового заявления
23.09.2020Передача материалов судье
24.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
29.09.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
29.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.10.2020Судебное заседание
11.11.2020Судебное заседание
26.11.2020Судебное заседание
10.12.2020Судебное заседание
10.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее